- Возвращение работать в Россию – это вызов?
– Каждая новая работа – это вызов. Я считаю, что в профессиональном спорте ни для тренеров, ни для игроков нет прошлого и нет будущего. Сейчас надо показывать и доказывать все заново.
– Прошлый сезон сложился для «Нижнего Новгорода» очень удачно. Повторить такие же результаты в этом сезоне будет, как минимум, сложно. Вы чувствуете какое-то давление из-за этого?
– Когда главный тренер начинает какую-то новую работу, на него всегда есть давление со стороны. Все чего-то ожидают, иногда – сверхъестественного, сравнивают его работу с работой предыдущего тренера. Конечно, давление есть. Но меня трудно чем-то удивить, для меня это не первый раз, я знаю свою работу, знаю, что нам надо делать. Мы будем полностью отдаваться работе, а любой тяжелый труд вознаграждается. Я не собираюсь делать никаких обещаний, я этого не люблю. Но сейчас нам нужно, прежде всего, закончить комплектование, потом собраться и начать работать. Главное, что я хочу от своей команды, чтобы она получала удовольствие от игры.
– Какие у вас впечатления о первом российском опыте в Красноярске?
– Только хорошие. Весь сезон мы держались в зоне плей-офф и в итоге выполнили те задачи, которые перед нами ставили руководители клуба. К сожалению, не всегда все зависит от нашей работы, в ряде матчей не хватило удачи. Но это был классный опыт, и за это время я встретил ряд отличных людей, которые до сих пор со мной по жизни. Единственное – было холодновато, но одновременно было и тепло.
– Многие специалисты говорят, что вы очень прибавили с тех пор как тренер. Согласны?
– Я думаю, каждый из нас должен иногда делать некий отчет: что было раньше, что стало сейчас. Вряд ли можно сказать, что человек становится лучше, он становится другим. Лучше понимает ситуацию, приобретает знания – словом, становится опытнее. Опыт – одна из двух вещей в жизни, которую нельзя купить. У нас в Латвии есть гуру, самый опытный тренер, который всегда повторяет: «Если ты перестаешь учится, то ты умираешь как тренер». После «Енисея» я ездил на три месяца на стажировку в НБА, американские университеты, много и подолгу общался с Блаттом, например. И все равно через пять лет я наверняка будут делать многое не так, как делаю сейчас. И, разумеется, пять лет назад я был другим.
– Есть ли какой-то главный учитель в тренерском деле для вас?
– Знаете, я даже последние восемь лет своей карьеры игрока уже ездил на разные тренерские семинары. Я инвестировал в свое будущее. Баскетбол в Европе, Америке, Африке – это одна игра. Но у каждого тренера свое понимание этой игры. У каждого из них можно подсмотреть две вещи: как надо делать и как не надо делать. Мы как раз с Блаттом говорили на эту тему – нужно тренировать так, как хотелось бы, чтоб тебя тренировали. И по отношению, и по игре. Игроки – не роботы.
Два года назад мне предлагали поехать работать в Китай. Я пообщался с коллегами, которые там работали. Они говорят, что руководство местных клубов просто требует от баскетболистов работать 8 часов в день, а остальное их мало волнуют. Там люди ходят на баскетбол как на завод. Мне кажется, так не должно быть. Я бы хотел, чтобы мои игроки выкладывались в игре и потом, даже если проиграют 30 очков, смогут приложить руку к сердцу и сказать: «Тренер, лучше я не могу, я отдал все». И ему будут аплодировать все: болельщики, тренеры, руководители клуба. Если ж игрок ищет оправдания своей слабости с первых же минут, это меня очень злит, такого я не приемлю.
Поражения – часть спорта. Как говорил великий тренер Гомельский, без больших поражений не бывает больших побед. Просто после каждого из них необходимо становиться сильнее.
– Вы говорили, что для «Реала» прошлый сезон получился «трагичным»: они красиво играли, но ничего не выиграли. В какой баскетбол будет играть «Нижний Новгород»?
– Мы будем играть в быстрый баскетбол. Знаете, бывают команды, которые мучаются на площадке, я не могу на это смотреть. Они борются, толкаются, и результат, к примеру, 60-59. Все говорят: «Какая классная защита». Фигня все это! Они просто сбивают темп или мажут. Мы будем играть агрессивно, жестко, иногда даже грубо. Так бы хотелось играть, и такой баскетбол даст свои плоды.
Евролига – главный турнир континента, здесь уровень выше, чем в Еврокубке, но здесь тоже играют обычные люди. Они тоже совершают ошибки, в любой игре, нам нужно уметь пользоваться этими ошибками.
– Вы постоянно говорите про комплектацию. У «НН» есть репутация команды, отдающей приоритет российским игрокам. Вы не считаете себя заложником этого?
– Нет, мне это самому интересно. Я могу здесь лишь процитировать Сергея Панова, который говорит, что игроки часто покидают «НН», несмотря на то, что не полностью воспользовались своим шансом. Сколько хороших баскетболистов в Европе, которые видели Евролигу лишь по телевизору. Я думаю, что у тех, кто ушел сейчас, был реальный шанс играть в Евролиге и заявить о себе. Возможно, некоторые сейчас этого не понимают и не ценят свою роль в клубе, соблазняясь чем-то другим. Я и сам был игроком и когда-то считал, что тренеры и игроки ничего не понимают, лишь я один все знаю. Но это не так, конечно.
В любом случае, в «НН» каждый год были легионеры. Главное, чтобы был баланс. Ушли важные игроки из команды, но остались и лидеры – Антонов и Хвостов.
– Тем не менее, по-прежнему есть задача собрать лучших российских игроков и есть рынок, на котором таких игроков не осталось.
– В том-то и дело, что в «Нижнем» почти никогда не было лучших российских игроков. Здесь всегда брали игроков, у которых не получилось в другом клубе, и выводили их на новый уровень. Но, конечно, нужно понимать, что российский рынок весьма ограничен.
– У вас доверительные отношения с игроками?
– Я не друг для игроков, я коллега. Мы все коллеги, я считаю. Но я не хочу быть тренером, который приходит в зал, складывает руки на груди и делает неприступный вид. Ко мне всегда можно подойти, задать вопрос и я отвечу. Я мог поговорить до и после тренировки, но время работы в зале – мое время. Есть работа, которая должна быть сделана, и неважно, в каком настроении ты пришел. И у меня есть способы, как заставить игроков выполнять эту работу.
Мы проводим девять месяцев сезона вместе, каждый день почти видим друг друга. И, конечно, иногда нужно разгружать игроков. Я бы хотел, чтобы потом игроки все-таки вспоминали, что это время было хорошим. Но главное – мы думают о тренировках. Они должны выполнять работу, все что до и после, это другое.
Я порой нарочно создаю в командах какие-то неприятные ситуации. Мне интересно, как игрок себя в них проявит. Потому что, когда игра идет, когда мы выигрываем, все «белые» и «пушистые», но мы же знаем, что так бывает далеко не всегда. Я хочу знать, как игрок противостоит трудностям.
– Какими способами вы разгружаете игроков?
– Их много. Это может быть медитация, к примеру, какие-то совместные походы на мероприятия. Например, в прошлом году мы всей командой ходили на «Легенду №17», мне очень понравилось. Мы как раз играли в четвертьфинале украинской лиги, и на ребят этот фильм произвел большое впечатление. Спортивные фильмы, правдивые или нет, всегда полезны и всегда тебя задевают.
– Какой ваш любимый фильм о баскетболе?
– У меня нет любимого фильма, но есть целый канал. Это там, где показывают баскетбол. Я могу очень долго смотреть эту игру, мне она нравится, это моя жизнь. Как говорит моя жена, баскетбол дал мне все, но и отобрал все.
– А чему вы уделяете время, свободное от баскетбола?
– Я люблю играть в хоккей, часто делаю это с бывшими игроками сборной Латвии. Я даже однажды сыграл игру в одной из наших лиг. Одного нокаутировал, другому травму нанес, ну и гол забил. На этом все и закончилось. Я знаю, тренер нижегородского «Торпедо» тоже латыш, с удовольствием и в Нижнем сыграю в хоккей. Если, конечно, найду коньки 48-го размера. В Риге я где-то нашел последнюю пару, продавец был счастлив, два года ее не мог продать.
– Вы любите обыгрывать своих подопечных в конкурсе трехочковых бросков. Какая победа была самой сладкой?
– Я никогда этого не буду делать, но я уверен, что на маленькие ставки я обыграю любого в бросках с места. Практически любого. Когда я был тренером в «Жальгирисе», там играл лучший снайпер сборной Бразилии Мачадо. Я его обыграл в бросках в движении, мне тогда даже неловко стало. Это, правда, было семь лет назад. Я просто хочу вывести игроков на эмоции, показать, что если он не соберется, его даже дедушка обыграет.
– Есть ли что-то, что вы хотите сказать болельщикам «Нижнего Новгорода»?
– Я хочу сказать, что все меняется, ничто постоянного не бывает. Зоран Лукич проделал в клубе отличную работу за эти годы. Он создавал фундамент, на котором мы будем работать. Я ему за это благодарен, но наступает новое интересное время. Я уверен, что баскетбольный клуб «Нижний Новгород» будет продолжать давать людям поводы влюбляться в себя.