вверх  обратно

“Это не последний сезон”. Кирилл Фесенко — об Иране, IT-курсах, “Днепре” и Матчах Звезд

1.02.2022
 
Опытнейший украинский центровой Кирилл Фесенко перезапустил профессиональную карьеру в Иране, где после 7 минут за минувший сезон в “Днепре”, вернул себе игровое время и вновь получает удовольствие от баскетбола. В нынешнем сезоне экс-игрок НБА и сборной Украины набирает 13.5 очка, делает 12.6 подбора и 1.9 блок-шота (РЭ 23.0) в составе клуба "Санае". О том, что предшествовало возвращению на площадку, панических атаках в Иране, размышлениях о баскетбольной школе, пройденных IT-курсах и многом другом Фес рассказал в интервью YouTube-каналу ФБУ. 
 
Привет, Кирилл. Какие новости за последнюю неделю?
- У нас отменилась первая игра в сезоне (интервью записывалось 26 января - ред.). До нас добралась “проблема №19” и определенное количество команд у нас не могут продолжать. В нашей команде пока “тьфу-тьфу” спокойно, но посмотрим. Завтра играем против очень сильной команды, которой в первой игре проиграли одно очко. Я намерен вернуть должок, так как моих “21+21” в прошлой игре не хватило. Значит, надо забить 22.
 
Какие “ковидные” правила действуют в чемпионате Ирана?
- Было принято тяжелое решение, которое, как я вижу, идет не на пользу баскетболу в Иране. Все матчи играются только в Тегеране. Для меня было шоком, что Иран гораздо больше Украины: тут есть и баскетбольные залы, и баскетбольные фаны, которые хотят смотреть игры, но у них нет такой возможности. 
Мы приезжаем на 3-4 дня в Тегеран и проводим матчи — так весь сезон. Я вижу, насколько сильно соскучились болельщики по баскетболу. В Тегеране мы проводим матчи без зрителей, лишь маленькая жменька людей могут посещать игры. Тяжело, когда слышно крик только своей или чужой скамейки. Мне, как человеку, который всегда питался фанатскими эмоциями, настроиться тяжело. Мне все равно — посылает меня весь зал или кричат, что я молодец, главное, чтобы была эта эмоция.  
 
Как в Иране обстоят дела с трансляциями?
-
Не хочется никого обидеть, но сомневаюсь, что наше интервью посмотрит кто-то из Федерации баскетбола Ирана. С трансляциями плохо. Трансляции есть только LIVE в Instagram. Хорошо, что не в Tik-Tok? А его тут и нет, он тут запрещен. Так что у нас даже нет видео наших игр. Если ты хочешь получить видео игры, ты должен купить ее за 10 или 15$. Плюс не всегда есть оператор, который ее снимет. 
По сравнению с Украиной, считаю, что в этом плане мы на несколько очень больших шагов впереди. Есть, конечно, телевизионные матчи, но из 8 матчей транслируется только один. Плюс я играю не в самой популярной, богатой или выигрывающей команде, поэтому нас показывали по ТВ только 2-3 раза.
 
Полное видео интервью:
 
 
 
По твоим зрительским ощущениям, как изменилась Суперлига по сравнению с прошлым сезоном?
- Я буду оценивать и как болельщик, и как игрок. Как фанату самого баскетбола, мне приятно развитие баскетбола в Украине. Мне приятно, что деньги возвращаются, а с ними все более качественные игроки и специалисты. Детский баскетбол шевелится и интерес к баскетболу огромный. Мне нравится высокая конкурентность, но в то же время у нас присутствует “Прометей”. Когда я рос, всегда было 2-3 клуба, которые безапелляционно катились по сезону — “Азовмаш”, БК “Киев”. Это было круто.
Как баскетболисту, мне не очень нравится, что в символической сборной недели, в топ-10 моментов — там редко мелькают украинские фамилии. Это неизбежно привело к тому, что молодому игроку очень тяжело пробиться в большой баскетбол. Во время “засухи” лет 5-6 назад, когда наши медийные баскетболисты разъехались, а на легионеров не было денег, много молодых получили свой шанс. Сейчас, чтобы этот шанс получить — это надо постараться. Это удалось мне, Кравцову, Пустозвонову, Печерову. Лищуку — моему кумиру в баскетбольном плане. Это огромный, тяжеленный труд и где-то даже хорошо, что молодым игрокам не дается место в команде просто так, просто потому что игрок дорос. 
Шикарный пример из прошлого — БК “Киев”: было принято ошеломительное решение отказаться от всех легионеров. “Киев” тех лет затем был практически полностью представлен в сборной.  
Так что, могу точно сказать, даже не находясь в Украине, что уровень интереса к баскетболу вырос. У многих людей появились дети… Это уже мои далеко идущие планы. Хотя чего скрывать: я задумался об открытии школы баскетбола. Опыта — ноль, как это сделать — вообще не представляю. Пока что это лишь в форме какой-то идейки, которая кружится в голове. 
 
Что в Иране знают об украинском баскетболе?
- Это максимально закрытая страна. Они даже про Евролигу мало что знают, они не знают, кто такой Арвидас Сабонис. Для меня это шок. Я уверен, что по его истории можно снять крутой фильм для Netflix. 
Наверное, я тоже мало что знаю про иранский баскетбол. Когда мне потупило предложение, не буду врать, одна из моих самых любимых шуток была: я даже не знал, что в Иране есть баскетбол. У них есть царь и бог — Хамед Хаддади. Они ему чуть ли не поклоняются. В Тегеране он как-то тренировался индивидуально, а мы после него. Он меня увидел, узнал, ведь мы играли друг против друга еще в Америке. Когда я с ним чуть пообнимался и пообщался, на меня так смотрели, будто бы я только что с президентом поговорил. 
 
 
О чем спрашивал у Игоря Чумакова, прежде чем ехать в Иран?
- Спросил, что по деньгам — вовремя ли платят? Чумаков сразу же мне сказал про сухой закон, про то что нельзя носить шорты. Когда я решил ехать сюда, я думал, что я уже закаленный, психологически устойчивый баскетбольный самец. Но когда я приехал сюда, у меня появились панические атаки… Они были где-то дня 3. Было очень тяжело. Если я расскажу правду, меня, может быть, засмеют, но изначально, из-за того, что я приехали узнал, что тут не работает Tik-Tok. Что тут практические ничего не работает без VPN — только Instagram. Так что я впервые в жизни оплатил VPN благодаря ему мы с тобой и беседуем.
 
Когда через VPN все же добираешься до YouTube, что смотришь? 
- На YouTube на русском и английском я смотрю стендап — это мой любимый жанр. Я восхищаюсь стендапом и, может быть, когда-нибудь наберусь смелости написать свой. Мне кажется, у меня есть возможности, способности и материал. У меня 216 см рост, думаю, есть о чем писать. Думаю, еще Пустой (Артем Пустовой — ред.) может. С ним можно было бы придумать какие-то очень смешные скетчи. Очень люблю такие проекты, как “ЧБД”, все проекты LABELCOM люблю и смотрю. Когда Слава Комисаренко приезжал в Днепр, я ходил на него и злился, что между шутками мало времени и я задыхался от смеха. 
Ну и баскетбол смотрю: если попадаю, смотрю игры “Днепра”, который у меня глубоко в душе сидит. У меня там много друзей играет.  
 
Как назвать ваш тандем с Артемом Пустовым в стендапе?
- Когда-то нам нужно было придумать название команды в караоке. Мы придумали название “Просроченная растишка”. Это, конечно, немного на поверхности лежит. Представь, если бы наконец украинские рекламодатели увидели в баскетболистах интересных персонажей. Какие смешные сценки с Пустым мы могли бы разыграть. 
 
Придержи идею со стендапом и баскетбольной школой — это две работы, которые можно совмещать. 
- К слову, я все таки закончил курсы и у меня есть бумажка, которая подтверждает, что я Junior QA специалист. Тестировщиком на самом начальном уровне я уже могу быть. Когда я получил “корочку”, стал вопрос — а идти ли работать? Я ведь еще не все сказал в баскетбольном плане. Но между вакциниями в QA и предложением из Ирана было 2-3 месяца активных тренировок и активных депрессивных дней. 
 
 
Сейчас “Днепр” набрал ход, почему, как считаешь, у команды не было побед на регулярной основе в начале сезона?
- Пытался заниматься аналитикой, разбирать, что да как и пришел к тому, что не было встряски. Не было кардинальных изменений в “Днепре" очень давно. Эмоциональная встряска — это когда приходит новый тренер или подписывается нереальный игрок. Хотя на его позиции должен был оказаться Рашад Вон, но, как я понял, что-то у них не сложилось. Тем более, как он заканчивал сезон в “Прометее”… Непонятно. 
Я знаю всех этих людей и тренировался с ними, знаю на что они способны. Но когда смотрел матчи… Мне кажется, этому клубу нужна какая-то перестройка, чтобы все взяли обрубили и пошли по новой. Я не говорю, что это обязательно должны быть игроки или тренеры. Это должно быть изменение подхода к делу. 
Возвращаясь к IT: если поменять местами людей, которые сидят друг возле друга, иногда это приводит к сумасшедшим результатам. Может быть, нужно изменить подход к тренировкам и действительно встряхнуть команду. Не зря есть тренеры, которые приезжают в застоявшееся болото и маленькими “тим-билдинговыми” упражнениями это улучшают. Может стоит такое привнести в баскетбол — кстати прикольная тема подумать. 
 
По ком из "Днепра" скучаешь больше всего? 
- По Боброву и Кравцову, ведь давно с ними знаком. Больше всего скучаю по Шунделю, он доброжелательный парень, который всегда поддержит, никогда не будет “добивать”, когда все прикалываются. Не хватает чуть-чуть хаоса Санона, но его нужно получать в маленьких порциях. Это человек реально первозданный хаос.  
 
Иссуф Санон точно может продолжать прогрессировать. Не оказался ли он в зоне комфорта? 
- Когда поднимается тема Санона, я вижу много того, что я совершал в молодости, вижу те же взгляды на жизнь. Я пытался очень много раз с ним разговаривать, но сам прекрасно помню, сколько людей пытались со мной поговорить. В НБА люди, к которым обычно приходят за деньги, пытались со мной работать бесплатно. А я просто не был к этому готов, кивал головой, а сам думал: “Когда ты уже от меня отстанешь? Шуруй. Это ты, а я — я другой”. 
Иссуфу нужна встряска по-любому. Не хочется говорить, но все знают, что переоценка жизненных ценностей никогда не происходит из-за чего-то классного и приятного. Это касается отношения к баскетболу, себе в этом мире, дружбе… Никогда не бывает такого, что ты сидишь на Гавайях и думаешь: “Как все круто, сейчас возьму и все поменяю”. Время покажет, но я считаю, что “малый” — как я его всегда называю — из ярчайшего и неординаного игрока становится средненьким. Когда-то Фил Джексон направил энергию Родмана в правильное русло, нужно и “малому” кто-то сказал: “Ты можешь это делать”. 
Такие люди, как Санон, Близнюк, они очень интересны. На них интересно смотреть и простому болельщику, и человеку, который очень долго сидит на basket.com.ua и пишет комментарии. Тот же Бобби (Бобров — ред.), когда вернулся в Украину, помню эту феерию, я видел эти тренировки я просто за голову хватался. Я не мог понять, откуда он выпрыгивает.
 
Что пошло не так в прошлом сезоне? Ты был с заявке “Днепра”, но не играл.
- Сложная ситуация, в которой не хочется кого-то винить. Моя позиция по жизни такова, что я предъявляю вопросы себе: что я сделал, чтобы было так? Я сделал очень много ошибок в клубе, когда вернулся домой. Я вел себя не совсем как профессионал. Непрофессионально относился к баскетболу и, наверное, заслужил к себе такое отношение. В связи с этим кредит доверия тренера ко мне закончился, у президента клуба он еще был, но тренер не видел меня в составе. Так получилось, что в момент, когда пару человек были с травмами, а у кого-то был ковид, я тренировался с командой и надеялся нормально поиграть против “Прометея”, а этого не случилось. В этот момент набрался смелости и самоуважения, поняв, что не хочу просто числиться в команде. Не было никакого скандала — все решилось полюбовно.  
Было психологически тяжело, когда люди меня спрашивали: “Что будешь делать дальше, ты же завершил?”. А я не завершил. У меня появился страх перед будущим, поэтому я и пошел на курсы по QA. Я люблю сидеть за компьютером, но теперь понял, что играть за ним и работать — в этом есть разница. Для того чтобы перестать бояться и снова начать жить, мне пришлось пройти эти курсы. Возможно, в будущем это и будет связано с моей профессией. 
 
Могла ли сработать история, в которой три центровых — Кравцов, Фесенко и Натяжко — были в одной команде?
- Чтобы все трое не были обиженными — думаю, что нет. Игрок 27+ лет рассчитывает играть хотя бы 15 минут. Сделать так, чтобы все трое были задействованы и никто не обижался, такое, по-моему, удавалось только Филу Джексону с Байнумом, Газолем, Одомом и Мбенгой на скамейке.
 
Как считаешь, сможет ли кто-то в этом сезоне остановить “Прометей”?
- Не уверен. Слишком большой они набрали разгон, они настолько уверенны в своих силах, тренер чувствует игру. Не знаю, сможет ли кто-то их остановить, не особо в это верится. Если бы кто-то мог, одно поражение уже бы было. Возможно, у них будет физический спад, потому что они проводят сезон на высоких скоростях и больших нагрузках. Хотя там даже Саня Мишула — очень крутой игрок — без проблем может натянуть на себя старые штанишки “решалы” и выиграть несколько матчей.   
 
Какой твой самый памятный Матч Звезд в карьере?
- Я участвовал в двух украинских Матчах Звезд. В Запорожье я поехал с травмой, забил трешку и сразу же сел. Большое спасибо фанатам, что выбрали меня, но я прекрасно понимал, что тогда не тянул на Матч Звезд. Сейчас наконец-то настолько комфортно себя чувствую, что могу сказать, что и в Киеве я не тянул. Ну какой Матч Звезд? Взять меня в роли шоумена — может быть, но тогда были игроки гораздо круче меня. 
А реально запомнился мне Матч Звезд D-Лиги, который проводился параллельно Матчу Звезд НБА. Я тогда увидел вживую супермен-данк Дуайт Ховарда. У нас были билеты на места, где кровь из носа идет — очень высоко. Но я увидел этот данк вживую, я был там, это было круто. Эти эмоции в зале — это было что-то. 
 
Кто из украинских игроков может делать шоу?
- Уверен, что такие есть. Вышеупомянутый Иссуф Санон. Даже, если бы он не играл, он обязан там быть. Он получает удовольствие от каждой секунды, прикольно за этим наблюдать. Это чуть-чуть тяжело, когда ты весь сезон это видишь, а так он молодец. 
Это, как минимум, крутая тусовка, всегда весело встретиться с людьми, с которыми вы делаете одно общее дело и с первого класса вместе. Уверен, что Ди Джей Стефенс раздаст аллей-упов. Пусть приезжие гастарбайтеры покажут свой класс, оторвут 2-3 кольца. Это будет круто, это я хочу посмотреть.
Но я уверен, что и наши пацаны лицом в грязь не ударят. Я уверен, что у нас есть игроки, которые должны составлять конкуренцию легионерам по игровым данкам.
 
Как считаешь, принципиально ли для украинцев победить в матче против Легиона?
- Всегда. Как правило, побеждал больше Легион. У меня была мотивация и мы так договаривались, что в последние минут 5-6 попробуем поиграть более серьезно.
Как все таки это круто делают в НБА, где действительно актеры. Насколько они красиво всю эту историю подают и насколько это неискренне выглядит в нашем исполнени. Я смотрел Матч Звезд, в котором я принимал участие и мне очень не понравилась моя игра. 
Это большая работа и путь, который нам предстоит пройти. Но я уверен, что у нас все получится.
 
 
Давай закончим твоим выбором пятерок на Матч Звезд. Над какой позицией дольше всего сомневался? 
- Больше всего я сомневался над позицией Петрова, но я оценивал все это не как профессиональный спортсмен, а как болельщик, у которого есть друзья. Я считаю, что минимум три игрока из этих пяти должны там быть — это Лукашов, Бобров и Кравцов. Санона я туда добавил, потому что это человек-шоу, а Петрова, потому что я восхищаюсь тем прогрессом, которого он достиг с момента, когда я его впервые в увидел в 2015 или 2016-м году на базе МТА. Просто посмотреть, насколько этот человек спрогрессировал — он молодец, он этого заслужил.
У легионеров Дугат в первую очередь должен там быть, потому что это самый крутой легионер, с которым я когда-либо играл. Против Кеннеди я играл еще в Лиге чемпионов, когда он играл за “Каршияку”. Я был шокирован, когда узнал, что его подписал “Прометей”. Жалко, конечно, что мы — простые украинские болельщики — так и не узнаем, на какие деньги его подписали, а было бы очень интересно узнать, на какую сумму он согласился. Стефенс — человек-данк, обязан быть там, он “валит” из-под ноги в отрывах. Ну и что касается Джонса, как правило ты выбираешь игроков, которые тебя, мягко говоря, обыграли. Скажем так. Он меня прямо обыграл. И не один раз. 
 
Просматривая свою баскетбольную биографию, какая ее часть заставляет тебя гордиться больше всего?

- Как бы не заработать очень много хейта, но наверное за сезон в “Автодоре”, когда я полностью поменял свой стиль баскетбола и принял, что я большой. И все три года в Италии, за которые я испытываю гордость. И, честное слово, к этим сезонам я отнесу и нынешний сезон в Иране. Я правда много работы проделал, чтобы оказаться, там где я сейчас в плане физической формы. Это было сложно и очень многие люди в какой-то момент больше не верили в меня. Тем больше я стал ценить тех, кто в меня поверил и поэтому я считаю, что мой путь еще не окончен. Это мой не последний сезон — точно вам говорю. 

Фил Бурый, для basket.com.ua

Источник: basket.com.ua

Добавил: BrickFreak
0
Индикатор репутации - оценка всех предыдущих комментариев пользователя за последние 12 месяцев, сделанная другими пользователями. Этот показатель позволяет предположить, оставлен ли комментарий уважаемым автором или нет.