НОВОСТИ
Андрей Агафонов: "Такое впечатление, что мы должны были смотреть и с восторгом и повторять: "О, это же Майк Фрателло". Но это не для меня"
3.09.2020Чемпион Украины-2001, экс-игрок сборной Украины Андрей Агафонов рассказал Главкому о европейских путешествиях и переход в «Тернополь»
Интересно, что в начале беседы Агафонов разговаривал на украинском, чего за ним в прошлые годы не наблюдалось. Потом все же перешел на русский, хотя признался, что длительное пребывание в Европе фактически сделало его англоязычным.
- Не удивляйтесь, потому английском говорил почти десять месяцев в году, - объясняет Андрей. - Весной, когда начался карантин и я вернулся домой, в Одессу, практически адаптировался к русскому заново. Жена Евгения с детьми ко мне приезжали только время от времени. В Германии и Литве дольше - где-то по семь месяцев за сезон, а в Румынии и Венгрии - лишь эпизодически. Так же будет и в Тернополе. Старшая дочь, шестилетняя Виола идет в школу, младших, двойняшек Максима и Симону (им по два годика) в этом году устраиваем в садик. Поэтому или они ко мне приезжать во время каникул, или я к ним. Чтобы быть ближе к семье, во многом и решил вернуться в Украину. Сейчас карантин, сильно не налетаешься.
- Приехали в Тернополь, потому что здесь тренер Дмитрий Забирченко, с которым выигрывали чемпионство в «Будивельнике»?
- Не только. Дмитрий звонил мне одному из первых, еще до подписания Андрея Кальниченко, Александра Кольченко и остальных ребят. Я сначала колебался. Намеревался завершить карьеру. За рубежом оставаться уже трудно, а дома ... Сказал, что приму решение в зависимости от того, какие игроки в рядах «Тернополя» соберутся. Потому что здоровье, чтобы показать уровень и зажечь многим нервную систему, еще вроде есть. Все зависело от того, кто будет играть рядом.
Уже слышал от представителей других команд, мол, он старенький. Не знаю. В прошлом году, когда они приехали в венгерский Кёрменд, я их уровень увидел (очевидно Агафонов подразумевает «Киев-Баскет», который в рамках группового турнира Кубка Европы FIBA проиграл «Кёрменду» 74:96). Думаю, в прошлом сезоне я выглядел как минимум не хуже. Теперь хочется что-то доказать с «Тернополем». Лично, но прежде всего - командой. Клуб впервые играет в Суперлиге, хочется оставить свое имя в его истории. Конечно, по бюджету мы в первую пятерку не входим. А вот за игрой туда ворваться хочется.
Сейчас привыкаю к новому городу. Это не слишком трудно. Живу недалеко от нашего зала, на микрорайоне Солнечный. Там уже ориентируюсь хорошо. Понравился центр Тернополя. Как мне и рассказывали - маленький Львов. Аккуратно, чисто, уютно - мне нравится. Думаю, условия для того, чтобы вернуть игровой тонус и показывать хороший результат, оптимальны.
- Чисто баскетбольная среда для вас тоже довольно обычная.
- Да. С Кольченко и Кальниченко играли вместе в «Химике», с Пашей Буренко выигрывали Кубок Украины в составе «Будивельника». И Сашу Тищенко с Максимом Сандулом знал еще шесть лет назад, до перехода в немецкий «Крайсгальм Мерлинс». Есть месяц, чтобы сыграться, понять, какие у кого роли и задачи.
- В игре под руководством тренера, который является почти вашим ровесником и с которым не так давно вместе выходили на площадку, трудностей не видите?
- Уже есть такой опыт. Ранее два с половиной года выступал под руководством Олега Юшкина, год - у Дмитрия Базилевского.
- Но они - игроки другого поколения.
- Не вижу разницы. Дима Забирченко старше на два года. Но даже если бы был моложе, то сути дела это не меняет. Есть игрок, а есть тренер. Дима или Заба - то после тренировки. В зале он тренер. Даже если тренер сказал бежать десять «полян» в минуту - надо выполнять.
- Вам повезло, что даже в Украине вы в основном играли у европейских тренеров. Забирченко на них похож?
- Пока провел под его руководством слишком мало тренировок, чтобы делать какие-то выводы. Но не надо забывать, что с большинством тех специалистов, с которыми работал я, тренировался и Дмитрий. Думаю, у каждого он что-то взял и исповедует их систему.
- Форму в связи с длительной паузой не потеряла?
- Если бы потерял, то можно было бы завершать и не раздумывать. Я знаю, что мне надо и держусь в тонусе независимо от того, является тренировка или нет. Как-никак, начинаю 17-й сезон только в клубах элитных лиг. Работал в течение всего лета. В основном много бегал. Это важно, потому что если остановить дыхательную систему, начнешь набирать вес. Уже заметил, что пять дней без бега для меня катастрофой. С конца июля и в августе вообще бегал либо ежедневно, либо через день. Виды нагрузок разные, но они регулярны. В среднем за месяц у меня выходит от 40-ка километров и более. Оптимально надо бежать 45-50 км. Бегаю в парке или «трассой здоровья» в Одессе.
- А баскетбольный навык не растеряли?
- Нет, это уже трудно. Еще когда был маленький, ветераны говорили: «Что-что, а бросок НЕ пропьешь». Теперь понимаю, что это правда. Техника, система остаются на уровне подсознания, даже при условии, что зал во время карантина был закрыт. Мяч в руки в этот период брал редко. Но вот провел в Тернополе первые тренировки, покидал на меткость и понял, что когда забиваешь из 50 45-46, то все на месте.
- В Тернополь вы за пять лет поиграли в четырех странах. Где было комфортнее?
- Везде по-своему. Начинал с Германии, с клуба «Крайсгальм Мерлинс». Больше всего там запомнились люди, отношение ко мне. В Украине тогда как раз был разгар войны, все за нас волновались, спрашивали меня, насколько все это серьезно, потому что телевидение не давало полного представления. Тем более, что реалии от того, что говорилось в немецких СМИ, немного отличались. И вообще такого человеческого отношения как в Германии не испытывал больше нигде. Болельщики приходят в зал не просто отдохнуть, поесть попкорна или попить пива, а заодно и посмотреть, что кто-то на площадке бегает с мячом. Зал заполняется людьми от двух до 70-ти лет. Все скандируют, эмоционально поддерживают независимо от того, выигрывает команда или проигрывает.
Два года играл за литовский «Пено Жвайґждес». Литовцы - националисты. Стоит случайно заговорить на русском и это сразу чувствуется. Позже сделал эксперимент. Переспрашивал сознательно: «А у нас в Киеве та же цена или другая?» Люди сразу реагировали: «О, вы из Украины? Нет, этого лучше не брать. Лучше здесь посмотрите». Пасвалис - городок маленький, со временем все уже знали, что я украинец и относились ко мне хорошо.
А в румынском Питешти жил в цыганском районе. И вообще то в основном цыганское город. Но, в отличие от наших цыган там они агрессивны, не пристают на улицах и не грабят. Интересный опыт.
В венгерском Залаэгерцеге течение двух лет играл под руководством сильного тренера Тамаша Бенче. Тоже чувствовал к себе хорошее отношение. Если бы не коронавирус, финансовые трудности, то, не исключено, остался бы в «Залакерамии-ЗТЕ» еще на сезон. Но в этих условиях людям выгоднее за одну-две тысячи долларов взять американцев. Меня хотели оставить, но предупредили, что зарплаты у всех игроков просядут на 20-40%. И люди сказали откровенно: «Андрей, ты же понимаешь, что нам выгоднее взять двух-трех американцев, чем оставить одного тебя».
Поэтому и после этого решил заканчивать. А форму поддерживал на всякий случай. Предполагал, что может что-то выстрелить, что кто-то соберет всех своих поиграть не столько за деньги, сколько в свое удовольствие. В Тернополь точно еду не зарабатывать. Наоборот, хочется кому-то показать, что деньги решают не все. Я слышал, что некоторые наши соперники набрали игроков за невероятные суммы. Посмотрим, как они будут играть, скажем, против нас.
- Не знаю, как в других клубах, но судя по реакции соцсетей, в Венгрии к вам относились с особой теплотой.
- И везде так было не только в Венгрии. И связано это не с тем, что в каждом чемпионате у меня была хорошая индивидуальная статистика. Просто человеком надо быть. Когда ехал за границу, менеджеры предупреждали, что обычно больше всего проблем с адаптацией возникает у афроамериканцев. Здесь сказывается и другая культура, обычаи. Но главное - надо оставаться обычным парнем, а не корчить из себя неизвестно что. Не получилось сегодня - получится завтра. Не надо сразу ссориться с руководством и тренерами. Такое отношение вызывает взаимную реакцию.
Показательно, что на моем примере в европейские чемпионаты начали приглашать других украинцев. Потому что понимали, с кем имеют дело. Так, в «Питешти» Макс Пустозвонов и Вячеслав Бобров проявили себя еще до меня. После меня там играл Максим Корниенко. А в «Пено Жвайґждес» сначала позвали Стаса Тимофеенко из «Днепра», затем - Сергея Павлова.
- Для многих украинских спортсменов проблемой при переходе в зарубежные клубы являются прежде всего незнание языка.
- Без английского адаптироваться практически нереально. Я с детства понимал, что язык - это важно. Для начала надо усвоить хотя бы самое элементарное - «как пройти», «куда», «что». При этом не скажу, что английским владею с детства. Вы же знаете, как его изучают в школе. Сознательно начал учить английский лет с 17-ти, когда попал в «Химик». Понимал, что с ребятами, которые приезжают к нам из-за границы, надо как-то разговаривать. Поэтому учился сам, искал уроки в Youtube.
- Черногорский тренер Звездан Митрович , под руководством которого вы играли в «Химике», русский знает хорошо.
- Сначала он все же говорил только на сербском. Благодаря этому, а также потому, что тогда у нас в Южном было много балканских легионеров, по-сербски заговорил сам. Мы же тогда и на сборы в основном в Сербию ездили, смотрели сербское телевидение. Поэтому их язык выучил даже быстрее, чем английский. Свободно общаюсь на сербском до сих пор.
- Правильно считать, что единственный в карьере тренер, с которым вы так и не нашли общего языка - американец Майк Фрателло (возглавлял сборную Украины в 2011-2014 годах)?
- Да. Он сюда приехал на правах звезды. Майк почему-то не учитывал наших обстоятельств. Например, того, что я, такие ребята как Артур Дроздов или Сергей Лищук ранее играли за сборную бесплатно или «за борщ». Собственно, на таких условиях за сборную выступало не одно поколение украинских баскетболистов. Конечно, когда пришел Фрателло, появились деньги. А вместе с ними - влиятельные люди, которые начали советовать, кого в команду стоит, а кого нет. Сразу предупредил, что принимать в этом участия не буду. Зато мне с первой тренировки начали рассказывать: «Давай, несись, беги».
Свою позицию тогда обозначил сразу: «Нам нужен результат хотите меня убить? Если так, то это можно сделать за день. Я не вытяну». Фрателло не понравилось, что я так с ним разговариваю. Но, по сути, он приехал в нашу страну и является наемным работником. Как я должен был с ним разговаривать? Так, он сказал бежать «десять» - буду бежать «десять». Но при этом должно быть элементарное уважение.
Мне не понравилось само отношение. Такое впечатление, что мы должны были смотреть на тренера с восторгом и повторять: «О, это же Майк Фрателло». Но нет, это не для меня. Я пришел работать, а не кем-то восхищаться. То есть поступать так, как шесть лет до того. Мне говорили: «Андрей, так нельзя». Однако не понял, разве я когда-то был таким, разве я когда-то молчал? Поэтому не нравился многим тренерам.
- Забирченко был в сборной Фрателло капитаном.
- Знаю, конечно (улыбается) . Повторюсь: я выполняю все то, что говорят тренеры, но подхалимом не буду. На том пока и остановимся.
- Андрей, вы сказали, что собирались заканчивать карьеру. Чем бы занимались?
- Что-то бы нашел, хотя всерьез над этим еще не задумывался. Последние полгода не делал ничего и мне это понравилось (смеется). Заработать успел, поэтому жить пока есть за что. Утром занимался физкультурой, проводил много времени с детьми. Хорошо же!
По теме:
Популярные теги
-
347
-
1
-
1
-
19
-
3
-
279
-
3
-
60
-
12
-
6