вверх  обратно

Сергей Лищук: "Цель БК "Ровно" - заявиться сначала в Суперлигу, а затем попробовать свои силы в еврокубках"

10.07.2020

Экс-игрок сборной Украины, а ныне - президент БК «Ровно» Сергей Лищук рассказал о развитии баскетбольного клуба в Ровно, свою карьеру в Украине и Испании, а также дал советы молодым баскетболистам. 

- Сергей, начнем с актуального. Сейчас БК «Ровно» претендует на выход в Суперлигу. Вы говорили, что вопрос с дополнительным финансированием должен решиться до 10 июля. Какой статус у этого процесса? 
- Сейчас идут консультации с Федерацией баскетбола, а также с нашими партнерами и спонсорами. Пока, конкретного решения в этом вопросе еще нет. Но, я надеюсь, что мы придем к компромиссу. И в случае, если в этом году нам не удастся попасть в Суперлигу, в следующем уже будем пытаться точно выйти в элитный дивизион. Фундамент для этого начнем закладывать уже сейчас. 

- Вы часто вспоминаете о спорткомплексе. Расскажите подробнее о проекте? 
- Это будет многофункциональная арена на 3000 зрителей, даст нам возможность принимать матчи еврокубков. Там будет как тренировочный, так и игровой зал. Поэтому, мы уже не можем дождаться, когда его построят. Я постоянно общаюсь с местными властями и благодарен им, что несмотря на кризис, связанный с коронавирусом, работы продолжаются. Поэтому надеемся, что комплекс откроют вовремя. 

- Вы завершили карьеру четыре года назад. Теперь Сергей Лищук - президент клуба. Насколько трудно вам дался переход от роли игрока к президенту? 
- Это большой вызов в моей жизни. У меня была группа единомышленников. Благодаря им этот переход происходил относительно плавно. Конечно, играть на площадке в баскетбол гораздо проще, чем управлять клубом. Сейчас я решаю вопрос как игровые, так и экономические, и бытовые, и организационные. Надо все контролировать. Когда я был игроком все было на порядок легче: тебе поставили задачу, ты ее выполнить. В менеджменте все не так просто: есть много подводных камней, где-то есть и политические моменты. Первое время было трудно, но сейчас, когда понимаешь нюансы, стало немного легче. Впрочем, это все опыт: ты учишься, набиваешь шишки, бывают и ошибки, но это нормальное явление. Сейчас я уже более-менее разбираюсь в процессах, как президент клуба, но есть к чему расти. 

- Когда вы смотрите, как играет команда, разве не срабатывает рефлекс: выйти на площадку и помочь? 
- Меня часто об этом спрашивают. Конечно, хочу. Я переживаю, когда играет наша команда, все говорят: «Чего же ты нервничаешь?». Но для меня, с детства, еще когда я начал играть в баскетбол, каждая игра была важной. Не имело значения это товарищеский матч или официальный, против лидера или аутсайдера. Надо выкладываться на площадке на 100%. Об этом я всегда говорю игрокам. Поэтому и как президент я всегда переживаю. Для меня это дело жизни. Конечно, хотелось бы выйти и помочь, но в то же время понимаю, что надо доверять игрокам, которые играют на площадке. 

- В свое время вы сыграли 5 лет в «Пульсаре», который был известным брендом, но прекратил существование. Как вы сейчас привлекаете болельщиков? Есть те, кто признает только «Пульсар» и скептически относится к вашему проекту? 
- Эту команду мы создавали на базе «Пульсара». Можно сказать, что жизнь БК «Ровно» ушло как раз от «Пульсара». Так, в те времена зал был переполнен на каждой игре, болельщики горячо поддерживали. Но жители соскучились по большому баскетболом. От «Пульсара» мало что осталось, его поддерживали, как могли. Поэтому мы решили провести определенный ребрендинг, и если мы уже начали, то будем потихоньку подтягиваться к высокому уровню. В Ровно любят баскетбол, поэтому для нас не было большой проблемой привлечь наших болельщиков. В свою очередь, мы должны создать для них хороший продукт. Ждем завершения строительства нашей арены, и уже тогда увидим, сколько мы вообще сможем привлечь болельщиков. Потому что есть такие матчи, на которые люди не активно ходят, а есть такие, что ажиотаж огромен. Мне самому интересно посмотреть, сколько мы сможем собрать их на трибунах, 

- Кто вам помогал в развитии клуба? 
- Мы провели консультацию как с городской, так и с областным советом, они дали нам гарантию, что будут нас поддерживать. Затем мы начали искать партнеров и спонсоров. Вы знаете, что в наше время не так легко найти инвесторов, это не тот период, когда играл, например, «Азовмаш». Было тяжеловато, но нас было много и таким образом, удалось получить небольшие средства и мы смогли сформировать бюджет, чтобы стартовать в соревнованиях. Сейчас все поддерживается на таком же уровне, но подчеркиваю: нам хотелось бы развиваться. Впоследствии, когда построят спорткомплекс, у нас появится возможность играть еврокубки. Поэтому наша цель: заявиться сначала в Суперлигу, а затем попробовать свои силы в еврокубках. Возможно, начнем с женской команды, потому что очень неплохой состав подобрался. Все зависит от того, как быстро достроится наша арена. Общаясь со спонсорами, я слышу, что это было бы неплохо для нас и города. 

*** 

- Вы уехали из Украины, как игрок, после сезона 2008/2009. Это был сложный сезон, раскол на две лиги, финансовый кризис, повлекший отток легионеров. Каким вы вспоминаете свой последний сезон в Украине в качестве игрока? 
- В «Азовмаше» был сильный коллектив. Это был украинский гранд, очень неплохо команда выступала в еврокубках. А вспоминая последний год, помню, что полсезона было все хорошо, но потом произошел финансовый кризис, колебания курса валют, начались проблемы в стране. В нескольких команд начались большие проблемы. У нас в Мариуполе было все не так трудно, все было относительно хорошо. Киев стал слабее, Сумы столкнулись с проблемами ... Тогда я решил, что надо что-то менять, я достаточно поиграл в Суперлиге, хотелось попробовать что-то новенькое. Появился вариант с одним из ведущих чемпионатов в Европе, поэтому я принял решение и мне удалось договориться о переходе в «Валенсию». 

А закончили тот сезон мы так же: выиграли чемпионат и Кубок Украины. Все было замечательно. 

- Согласны ли вы с мнением, что фактически «Азовмаш» перестал существовать после смерти президента клуба Александра Савчука? 
- Это была фундаментальная человек. Были периоды, когда всем было трудно, но он всегда прилагал максимум усилий для того, чтобы клуб функционировал и боролся за трофеи. Помню, что приезжал с «Валенсией» играть против «Азовмаша» в еврокубках. За пару дней до того умер президент Азовмаша. И то, как мне кажется, пошла эпоха, закончился расцвет клуба. Александр Савчук жил баскетболом. Я очень уважаю его. Он сделал все, чтобы мы не переживали, а просто выходили на площадку и играли в баскетбол. Все бытовые и другие проблемы решались мгновенно. От нас требовалось только обеспечивать результат. 

- Каким вы помните тогдашнего главного тренера «Азовмаша» Римаса Гирскиса? 
- Во-первых, это очень порядочный и хороший специалист. Во-вторых, это мощный психолог. Он чувствовал всю команду. Знал, кому надо поработать больше, с кем и о чем надо поговорить. Была история, когда однажды, во время плей-офф, мы играли в волейбол. Казалось бы, такое напряжение, впереди финальные игры и все сконцентрированы, но Гирскис решил морально разгрузить игроков следующим образом. Этот человек мог еще очень много дать украинскому баскетболу. К сожалению, он рано ушел из жизни. Очень ценю его вклад в меня и мое становление как игрока. Гирскис дал мне толчок для того, чтобы расти и развиваться дальше. 

- У вас в «Азовмаше» было много колоритных партнеров по команде, а самый яркий - Халид Эль-Амин. Или попадали вы с ним в неприятности или какие-то смешные истории?
- Да, Халид - это не то чтобы душа команды, но очень харизматичный парень и порядочный человек. Мы много играли, и конечно, это расслабляет. Я бы еще вспомнил Сашу Скутельника, многолетнего капитана и лидера команды. Так вот, даже если где-то нарушали спортивный режим, то на следующий день надевали два костюма и наматывали кроссы, отрабатывали то, что прогуляли. Работали перед тренировкой, во время нее и после. Поэтому, эти нарушения режима не влияли на нас мы всегда были в форме и много работали над собой. Халид Эль-Амин мог погулять, мог что-то начудиты, но в работе это человек очень ответственный. Я считаю его лучшим игроком на тот момент. 

- После «Азовмаша» вы поехали в «Валенсию». Что было самым сложным в испанском периоде жизни? 
- Самым тяжелым в этой истории был языковой барьер. Если с английским у меня было более-менее, то испанской я не знал. Когда я приехал туда, то месяца три было очень трудно в плане того, что ты не понимал, что от тебя требует тренер. На баскетбольной площадке, если с тобой говорят по-английски, то ты понимал, но как только переходят на испанский, то это была катастрофа. Но команда у меня была хорошая, такая семейная. Мы поддерживали друг друга, в рестораны ходили вместе. Капитаном команды был Рафа Мартинес, с которым мы также по сей день дружим. Мы друг друга называем «братья по крови». Он сыграл огромную роль в моем становлении в Валенсии, очень помогал в быту, на площадке, в общении, с изучением языка. Где-то 3-4 месяца было очень трудно, но потом адаптировался, подтянул язык и стало легче. Я никогда не отказывался тяжелой работы. конечно, там другой уровень, намного выше скорости. Но это работа, я нормально адаптировался в этом плане. 

- Помните ли вы, на что потратили первую зарплату в Валенсии? 
- Первую зарплату, пожалуй, нет. Помню, что сделал себе подарок, когда мы выиграли еврокубок - купил себе часы. А первую зарплату ... Вероятно, потратил на еду. Того часов я ношу до сих пор и вспоминаю эти приятные моменты в жизни. Деньги - это важно, но я всегда говорю своим ребятам, что когда закончится карьера, у вас должно быть что рассказать своим детям и ученикам. В первую очередь, надо ставить перед собой задачу достичь спортивных побед. Остальные - деньги, машины, квартиры, это уже потом. Если ты баскетболист, то по завершению карьеры ты должен оглянуться и увидеть, что у тебя было? Кубки, медали, победы, индивидуальные награды. 

- Не было ли у вас желание остаться в Испании и начать, например, тренерскую карьеру? 
- Меня приглашали работать в структуре «Валенсии», быть тренером, начать с детей. Но я очень домашний человек, люблю свой город Ровно, очень люблю Украину. В Испании меня хорошо принимали, все было хорошо и даже сейчас есть возможность переехать и работать там. Но я очень люблю свою страну и без нее чувствую дискомфорт. Я радуюсь тому, что здесь живу. Да, у меня осталась семья в Валенсии, жена с дочерью, я время от времени приезжаю, но постоянно жить там не хочу. Кто-то может сказать, что я какой-то не такой, но мне так комфортно. 

*** 

- В вашей биографии еще период под названием «Драфт НБА». Если бы вы могли посоветовать молодым игрокам, что нужно сделать, чтобы закрепиться в сильнейшей лиге мира, что бы вы сказали? 
- Самое главное: не бояться, не волноваться и упорно работать. Ранее, мне казалось, что я физически не готов или еще что-то, а на практике, в Валенсии, выяснилось, что со мной хорошо. Когда попадаешь в среду, где надо почему-то быстро научиться, то делаешь это. Если бы тогда мне кто-то подсказал, я бы попытался остаться. Но такого человека рядом не оказалось. Поэтому, я вернулся в Украину. С другой стороны, несмотря на то, как сложилась моя карьера, я ни о чем не жалею. Надо хотя бы год побыть в НБА, увидеть, как там играют, что там за люди. Поэтому мой совет молодым игрокам, которые едут в НБА: верить в свои силы и упорно работать. 

- Насколько сложное нагрузки в летних лагерях НБА? 
- Конечно, было очень трудно, и физически, и морально. В американском баскетболе есть два варианта: или ты попадаешь в НБА и ты - богатый человек, или - на улицу. Помню, что в тренировочных играх была безумная «рубка», люди отчаянно боролись за свой шанс. Не знаю, как сейчас, но тогда было все так интенсивно. У нас, к счастью, нет такого выбора - баскетбол или улица, но некоторым игрокам я бы хотел посоветовать много работать и бороться за свою карьеру. Если ты хорошо работаешь, тренер тебя обязательно отметит и даст тебе игровое время. 

- БК «Ровно» сотрудничает с благотворительной организацией «Дар» в Киеве. На матчах стоят ящики для пожертвований. Насколько важна социальная составляющая в вашем клубе? 
- Вообще-то, когда я играл в Валенсии, там такие акции проводились очень часто. Игроки ходили по больницам, в детские дома, поддерживали детей с инвалидностью и вообще, занимались социальным направлением развития. Поэтому, когда мы создавали наш клуб, то я сразу сказал, что это будет не только баскетбольный клуб, но и социальный проект. Мы работаем над этим, активно поддерживаем людей, которые попали в беду. Баскетбол и спорт в целом - это социальные проекты. На матче приходит много людей с добрым сердцем, которые могут помочь финансово тем, кто в этом нуждается. Наша команда не такая богатая финансово, но вот такими добрыми делами мы можем приобщиться к благотворительности. Это должен делать каждый клуб и каждый спортсмен. Мы играем для людей и поэтому с удовольствием помогаем всем, кто в этом нуждается.  

Источник: sport.ua

Добавил: aks700
7
Индикатор репутации - оценка всех предыдущих комментариев пользователя за последние 12 месяцев, сделанная другими пользователями. Этот показатель позволяет предположить, оставлен ли комментарий уважаемым автором или нет.