вверх  обратно

Станислав Медведенко: "В 2007-м у меня лежал контракт на 250 тысяч из Испании, но это было бы издевательством над самим собой"

8.12.2019

Единственный украинец, который стал чемпионом НБА, рассказал SportTraveler о карьере в сильнейшей лиге мира, почему решил завязать с баскетболом в 28 лет, а также поведал, чем планирует заниматься в будущем. 

«После тренировки берешь обезболивающее. А на следующий день не можешь встать с кровати». 

- Вам сейчас 40 лет. Карьеру вы закончили в 28. Почему так рано? 
- Травмы ... 

- Когда они начались? Могли исправить ситуацию к лучшему? 
- Уже сейчас можно сказать, что да. Если бы я вернулся назад, то некоторые вещи делал бы уже по-другому. Это, наверное, продолжило бы мне карьеру. 

- А какие у вас были травмы? 
- Первая травма - спины. Затем - колени. 

- Насколько это мешало вам играть? 
- Когда ты после тренировки или игры идешь, берешь обезболивающее и на следующий день не можешь встать с кровати. То да. Мешало. 

- Кстати, сейчас тоже ощутимо? 
- Конечно. 

- Вы играли с Карлом Мэлоуном. Тогда ему было 40 лет - столько, сколько вам сейчас. Как вы можете объяснить его спортивную долговечность? Он себя берег или у него физиологические задатки были. 
- У него, во-первых, чудесная физиология. Прекрасное тело. Он был сумасшедшим в плане режима, подготовки. Ну и опять-таки - условия подготовки. Это то, что может продолжить карьеру игрока. В моем случае - холодные залы, которые были у меня в детстве. 

- То есть это тянулось за вами с детства? 
- Конечно. Это все закладывается в детстве. Когда ты тренируешься в холодном зале, на тебе куча вещей, ты потеешь, затем охлаждаешься - суставы охлаждаются. Это уже оттуда идет - от тех условий, которые были. Все это потом влияет на карьеру - или она будет длинной, или короткой. 

- Когда вы переходили в «Атланту», уже были проблемы со здоровьем? 
- Я уже после операции был. Это, грубо говоря, был последний год. 

- Вы там один сезон отыграли. Еще какие-то предложения поступали вам? Или вы просто сами решили завершать из-за здоровья. 
- У меня на столе лежал контракт из Испании на 250000 на следующий сезон (2007 год - ред.). Я отказался, потому что понял, что это уже будет издевательство над собой. 

«Тренерская лицензия - не панацея. Если не будешь развиваться - это конец».

- Долго шли к мысли, что все - профессиональная карьера завершена, и нужно думать о другом? 
- Конечно. Это стресс. Когда ты заканчиваешь, то понимаешь, что здесь играл в баскетбол. И все было хорошо. По сути, у тебя больше в жизни ничего не было. Ты не получал никакой профессии. Но понимаешь, что тебе надо чем-то заняться. На это уходит время. У меня ушло около 4 лет на то, чтобы понять, что я хочу делать. Здесь спорт уже помог, у меня с 2004 года работала баскетбольная академия. Я погрузился туда больше. Решил оставаться в спорте и получить дополнительное образование. 

- Какое у вас образование? 
- Я в Англии закончил курсы по спортменеджменту. С этим связываю свою жизнь. 

- У вас даже был небольшой опыт тренерской работы. Это было интересно? 
- Абсолютно. Настолько это все интересно, трудно с чем-то сравнить. Именно тренерская работа подтолкнула меня к тому, что я должен был получить спортивное образование, пройти курсы менеджмента, чтобы еще больше углубиться в понимание этих механизмов - как все работает. 

- То есть можно не отвергать возможность того, что вы еще в будущем кого-то потренируете? 
- Ну может быть. Ну я иногда любительские команды подтренировываю. 

«Мне 18 лет. У меня машина и квартира. Я никуда не хотел ехать». 

- Если вернуться к вашему становлениюкак профессионального баскетболиста. Тренеры в 90-х годах все же смогли подготовить вас до такого уровня, что вас заметили за рубежом в США ... 
- До какого-то уровня у нас в Украине можно тренироваться. Но до определенного уровня. Потом все равно надо отсюда уходить. Если ставишь высокие цели - играть в топовых клубах и чемпионатах - то здесь ты просто консервируешь себя. То же произошло со мной. В 18 лет я уехал в Литву. Я не хотел ехать. У меня был хороший контракт в Киеве. Была здесь квартира, машина. Когда приехали сюда представители литовского клуба и мне были готовы заплатить, я сказал, что не хочу переходить. Мне здесь комфортно. Мне было 18 лет, и все устраивало. 

И у меня был очень хороший контакт с первым тренером - Коваленко Александром Дмитриевичем. Он мне сказал, что надо ехать. Только после того, как я уехал в Литву, а затем на следующий год вернулся в «БК Киев», я начал понимать, что там уровень значительно выше. Задание на какой-то короткий уровень можно у нас решать. Но если глобально мыслить и развиваться - у нас этих условий нету. Нужно туда ехать. Поэтому в 20 лет я уже уехал в Лос-Анджелес и подписал с «Лейкерс» контракт. 

- Когда переходили в Литву, вы там стали лучшим легионером сезона. В общем вы там получали больше, чем в «Будивельнике»? 
- Конечно. В разы. 

- Почему тогда вернулись в Украину? 
- Потому что пришел Волков (Александр Волков - президент БК «Киев», - ред.) и создал БК «Киев». На тот момент было ясно, что команда заявляется в Кубок Корача и будет играть в Северной лиге, где в эти времена соревновались ЦСКА, «Жальгирис», «Лиетувос Ритас» - сильные клубы. По зарплате было все в порядке. На один сезон все сошлось в одну точку. 

- Вернулись из-за границы, начали играть за БК «Киев». Вы на тот момент чувствовали себя суперзвездой? Вас на улице узнавали? 
- Нет. У нас, к сожалению, спортивно ориентированные люди - это 1 процент. Даже недавно был момент - снимали социальное видео к празднику Достоинства, в котором участвовали олимпийские чемпионы. К сожалению, люди не знают в лицо своих спортсменов. Это свидетельствует о том, в кризисе находится наш спорт. 

«Уже был заряжен ехать в ресторан. А здесь контракт».

- Когда пришло предложение от «Лос-Анджелес Лейкерс», вы во многих интервью говорили, что даже сомневались, переходить в НБА... 
- У меня всегда было так в карьере. Мой агент говорил, что никогда не искал для меня клуб. Ибо и так всегда выстраивались в очередь. Всегда было 2-3 контракта на столе. 

У меня даже была такая ситуация уже после «Лейкерс» - я получил травму. И на тот момент был без контракта. Поэтому решил, что пропущу сезон для нормального восстановления (как раз операцию на спине сделали), а затем искал бы себе клуб. Так я сказал агенту. 

Сезон уже начался, я нормально себя чувствовал - уже начал тренироваться, подходить к максимальным результатам. И все равно думал, чтобы полностью восстановиться, нужно взять паузу в настоящее время. Звонит агент - говорит: «Тебя «Атланта» хочет посмотреть». Говорю ему, что мы уже говорили на эту тему - не хочу. Он говорит: «Слушай, а давай так. Они тебе все оплатят: переезд, гостиница. Ты приезжай на один день, try out сделай, чтобы не забывали. А на следующий сезон уже будем с ними говорить». Ну хорошо, я тогда решил поехать. 

Я сделал tray out. По моим впечатлениями, вообще ничего особенно там не показал. Уже вечером друзья звали в ресторан, я уже был заряжен ехать. И тут звонит агент. Говорит: «Слушай, ты там легче, завтра у тебя медосмотр. Они тебе дают контракт». Говорю: «Как?». «Ну да. Они тебе готовы дать контракт». Смешная ситуация. Поэтому говорю, у меня никогда не было с этим проблем. 

«Коби и Шакил имели определенные поблажки. Но тренироваться должны были, как все». 

- У игроков в НБА требовали, чтобы они больше контактировали со СМИ, проводили различные промо-акции? Существенно отличалась ситуация в 2000 годах в США от того, что было в Украине?  
- Совершенно разные подходы, все совсем по-другому. Я стараюсь сразу доносить подопечным, что они не должны бояться камер. Они должны постоянно идти на контакт, не должны отказывать журналистам. Даю даже советы, на какие вопросы можно отвечать, на которые нельзя, где нужно съехать, где можно углубиться. Даже такие советы. 

- Шакил О'Нил, Коби Брайант. По сути, иконы баскетбола. У них были свои отдельные правила, которые не касались других баскетболистов? Требования у них были другие? Могли ли они позволить себе больше, чем другие игроки команды. 
- Относительно так. 

- Могли пропустить одну тренировку? 
- Нет. Это исключено. Все, что касается тренировки и игры - это исключается. Какое отношение со стороны сотрудников клубов могло быть лучшим. Но все, что касается тренировки, было исключено. 

- Вы говорили в одном из интервью, бывали периоды во время выступлений за «Лейкерс», что вы были фактически одним белым среди команды. Чувствовали поэтому неудобства? 
- К этому привыкаешь со временем. Даже мои знакомые в Америке начали замечать, что у меня специфический акцент выработался. Человек такое существо - привыкает ко всему. 

- В Америке баскетбол, по сути, как субкультура, очень популярна среди рэперов. Там есть баскетболисты, они в основном интересно выглядят - длинные цепи золотые, перстни. Ваши партнеры по команде тоже такие были? 
- Всякого добра было. 

- Не привлекали в свои ряды? Может, предлагали изменить имидж? 
- Нет, на концерты мы постоянно ходили. Я от этой тусовки не мог никуда деться. Она в раздевалке прямо была. Я был в нее вовлечен в любом случае. 

- И наоборот, звезды шоу бизнеса были причастны к команде? Общались, приходили на тренировку или празднование? 
- Да, было такое. На тренировку они не приходили. Хотя были открытые тренировки, это для публики. А так они не участвовали в тренировках - это было категорически запрещено. Только сотрудники клуба могли там присутствовать. А так, конечно, на мероприятиях пересекались. Постоянно в Лос Анджелесе проходят премьеры фильмов, и кинозвезды присылают приглашение, чтобы туда пришли. Это происходит постоянно. Некие плюсы и минусы Лос-Анджелеса. 

«Сколько бы денег не было, ты постоянно должен работать и развиваться».

- Когда покидали Америку, о чем тогда думали? Хотели остаться в США? 
- Да я и особо не уехал оттуда. Постоянно там бываю. Мы живем в глобальном мире. Сейчас все настолько близко и рядом. Когда прыгаешь в самолет и через 10-12 часов ты уже в Америке. Это вообще не проблема. Тем более сейчас нет вопросов с визами, какими-то административными вопросами. Это все настолько стало глобально и рядом. 

- Относительно вашей личной жизни. У вас трое детей. Вы бы хотели, чтобы они связали свою жизнь со спортом? 
- У меня нет такого пунктика, что мои дети должны обязательно быть спортсменами. Если захотят, пусть это делают. Я им помогу. Сейчас младший сын интересуется футболом и баскетболом. Дочь средняя интересуется танцами и теннисом. Старшая - совсем не связывает себя со спортом. У них свои интересы. Но если будет желание - помогу, чем смогу. 

- Ранее вы заявляли о том, что планируете на пенсию уехать жить в США. Семья ваша тоже не против? 
- Знаете, пенсия у меня будет тогда, когда наступит 65 лет. Во-первых, надо дожить до этих лет. Конечно, не знаю, что там будет и с кем поеду. Предполагаю, конечно. Но что будет - не знаю. Да, думаю, что если на старости лет будет ломать кости, то надо ехать в теплый климат. Ничего такого. Чисто меркантильно. Хочу просто позаботиться о себе (смеется). 

- У вас достаточно денег, чтобы чувствовать себя полностью обеспеченным и не думать, что нужно искать какую-то работу? 
- Это большая ошибка. Сколько бы у тебя денег не было, ты постоянно должен работать. Постоянно развиваться. Нельзя останавливаться. Как только останавливаешься - тогда все. Тебе капец.  

Добавил: aks700
7
Индикатор репутации - оценка всех предыдущих комментариев пользователя за последние 12 месяцев, сделанная другими пользователями. Этот показатель позволяет предположить, оставлен ли комментарий уважаемым автором или нет.