вверх  обратно

Кайри Ирвинг – лучший клатчер НБА. Но он не может сплотить "Селтикс"

20.02.2019

 

Из Бронкса с мечтой

«Можно сказать вселенной: «Это нечестно». И услышать в ответ: «Правда? Что ж, извини».

Терри Пратчетт. «Роковая музыка»

Проведя детство в Бронксе, он рано узнал, что жизнь бывает тяжелой и несправедливой. Отца рядом не было, мать почти не появлялась дома, так как постоянно работала, пытаясь обеспечить шестерых детей. Совсем рядом торговали наркотиками, вовсю орудовали банды, время от времени происходили обыски и перестрелки. Глядя на все это, Дредерик Ирвинг сделал правильные выводы. Он твердо решил выбраться из этого места.

Ирвинг прилежно учился и тренировался из всех сил, постоянно оттачивая мастерство на баскетбольной площадке. Когда Дредерик окончил школу, к нему проявляли интерес всего три колледжа – Университет Коннектикута, Университет Джеймса Мэдисона и Бостонский университет, но когда подошло время раздавать бюджетные места, никто так и не позвонил.

Ему повезло. В итоге Бостонский университет не смог заполучить стипендиата, на которого рассчитывал, и главный тренер Джон Кьюстер и его помощник Родни Джонсон решили еще раз пообщаться с Ирвингом, для чего отправились к нему домой, в тот самый бедный район Бронкса.

Дредерик, конечно, не был проблемным подростком или участником банд, но когда в его район заехала дорогая машина и из нее вышли двое белых мужчин в пальто и начали расспрашивать об Ирвинге, все вокруг были уверены, что это полицейские или мафия.

– Можете сказать, где я могу найти Дреда Ирвинга?, – спросил Кьюстер.

– О чем ты? Дред умер недавно, – ответил сосед Ирвинга.

– Это просто ужасно, – сказал Кьюстер. – Мы приехали из Бостонского университета и собирались предложить ему стипендию.

– Погодите, что? Стипендию? Тогда вам вон туда, он живет там.

Спустя четыре года Дредерику вручили диплом – он успел стать одним из лучших игроков за всю историю университета.

Но для попадания в НБА этого было недостаточно. Вскоре бывший студент принимает решение переехать в Мельбурн, чтобы играть за местную команду. Вместе с ним переезжает и его супруга Элизабет Ларсон. А уже в 1992 году, там же, на свет появляется маленький Кайри, второй ребенок в семье. Примерно спустя два года Ирвинги возвращаются в США, а в 1996-м в возрасте 29 лет от заражения крови неожиданно умирает Элизабет.

В тот момент мир Ирвинга рухнул. Но у него не было времени горевать, ведь на руках оставались двое маленьких детей. Дредерик принял решение завязать с профессиональным баскетболом и всю жизнь посвятить семье. Вскоре он перевезет семейство в Нью-Джерси, отправит детей в частную школу, а сам устроится в одну из контор на Уолл-Стрит, где будет торговать ценными бумагами.

При этом почти каждые выходные он будет возить Кайри в родной Бронкс, где они будут вместе играть в баскетбол на уличных площадках, ведь еще с раннего возраста Ирвинг-младший влюбился в эту игру. Дредерик ясно помнит момент, когда Кайри еще в четвертом классе взял небольшой клочок бумаги и написал на нем: «Цель – стать игроком НБА».

«В восьмом классе, – вспоминал Кайри, – по-моему, в начале восьмого класса отец сказал мне, что я должен стать лучшим защитником штата Нью-Джерси. Перед выпускным классом он сказал мне, что я должен стать лучшим школьником страны. Затем, когда я уже попал в колледж, он сказал, что меня выберут первым на драфте НБА».

Так и случилось. Кайри блистал в школе, затем был принят в Дьюк, за который отыграл только 11 матчей из-за травмы (ее он получил в матче против команды Брэда Стивенса). Это не помешало ему стать первым пиком на драфте 2011 года.

«Знаете, все, что сейчас происходит, будто сон наяву, – говорил Дредерик, – Кайри с детства мечтал играть в НБА, я тоже долгое время гонялся за этой идеей. И вот, когда у него все получилось, чувствую, что и моя мечта сбылась».

Король перевез таланты! Да здравствует новый Король!

« – У тебя пораженческий образ мыслей! – Пораженческий? Это потому что я сейчас потерплю поражение!»

Терри Пратчетт. «Цвет волшебства» 

Уход Леброна был ударом не только по организации, но и по всему городу. Люди выходили на улицы, жгли майки и во все горло кричали о своей ненависти к Королю. «Кэвс», которые еще буквально вчера выигрывали регулярку, а позавчера играли в финале – рухнули на самое дно. В последнем сезоне Джеймса «Кливленд» одержал 61 победу, в следующем было уже 63 поражения. Нужно было срочно принимать меры. И на помощь пришел Дэвид Стерн (а может, и нет), и «Кливленд» получил первый пик 2011-го.

Кайри Ирвинг должен был вернуть людей на трибуны, вдохнуть жизнь в казалось бы уже мертвую организацию и стать новым героем для болельщиков. И, конечно, принести победы. Начало было обнадеживающим: юный Кайри сразу стал лучшим игроком клуба, что было не так уж и сложно, учитывая уровень его партнеров по команде.

В первый свой год в качестве игрока НБА – Ирвинг набирал 18,5 очка, демонстрируя хороший процент с игры, из-за дуги и с линии. Без вариантов забрал приз «Rookie of the Year» и стал MVP матча новичков и второгодок.

Два последующих года его пребывания в «Кливленде» почти ничем не отличались от дебютного. Он все также был лучшим игроком на площадке и лицом организации. Постепенно обретал авторитет в лиге и добавлял в свой арсенал новые движения, скиллы, также съездил на Матч Всех Звезд, выиграл конкурс 3-х очковых. Все это хорошо, конечно, вот только «Кливленд» за все это время не сдвинулся с мертвой точки, и по сути Кайри только и делал, что терпел поражения раз за разом. Он так и не смог стать настоящим вожаком той команды.

Сложно во всем обвинять Ирвинга, ведь руководство «Кэвс» не сделало ровным счетом ничего, чтобы построить боеспособную команду вокруг него. Свободные агенты к ним не ехали, а драфтовали «Кавальерс» ужасно. Но интересным также является и то, что во всех трех сезонах по показателю +/- команда играла лучше, когда Кайри сидел на скамейке. Заставляет задуматься.

Хотя это и очень спорный показатель, но одно остается неизменным: за три года Ирвинг так и не смог принести Кливленду даже относительных успехов.

Учитель и ученик

«На самом деле, все просто: одним суждено, чтобы их укладывали на удобные диваны, а другим только и остается, что суетиться вокруг с полотенцем».

Терри Пратчетт. «Маскарад»

В четвертом сезоне «Дядя Дрю» перестал быть главным игроком команды. Возвращение Леброна и создание Большого трио вернули «Кэвс» на вершину, но сам разыгрывающий оказался в тени. И пускай начало сезона выдалось не очень (5-7), но постепенно парни сыгрались, а Кайри в итоге и вовсе стал лучшим партнером в карьере «Короля».

Казалось, что Ирвинг и Леброн почти идеально дополняют друг друга. Джеймс видел в юном разыгрывающем ученика и наследника, пытался быть отличным партнером для Кайри, учил его и старался развивать как игрока. И это приносило плоды: он стал оруженосцем Леброна, этаким Уэйдом 2.0, Кайри обрел статус суперзвезды именно при Джеймсе. Но, несмотря на все, складывалось впечатление, что порой Ирвинг существует как бы отдельно от команды.

Например, по ходу плей-офф 2017-го в течение нескольких дней он не разговаривал с партнерами по «Кливленду». Часто замыкался в себе, занимался самокопанием. Как выяснилось позже, Кайри, прежде всего, хотел быть лидером и вожаком, вести команду за собой, но это было невозможно рядом с Джеймсом. Все это выливалось в его отчуждение и назревающий конфликт.

Возможно, одна из причин того, что он принимал советы Леброна, но все равно делал все по-своему, заключалась в том, что Ирвинг всю жизнь восхищался другим игроком – Кобе Брайантом.

Кайри подражал Брайанту с тех пор, как он начал изучал его игру в бесконечной серии роликов на YouTube, когда рос в Нью-Джерси. А после плей-офф 2015-го, когда Ирвинг пропустил последние пять матчей финала с травмой колена, он позвонил своему любимому игроку за советом и поддержкой. Примерно в тоже время Кайри увидел «Muse» фильм, который выпустил Кобе. В картине, помимо всего прочего, Брайант упомянул «Whiplash» («Одержимость») – музыкальную драму Дэмьена Шазелла, и Кайри сразу же ухватился за нее. В дальнейшем он говорил, что смотрел ее снова и снова и так примерно шесть раз. Он называет этот фильм поворотным моментом в своей карьере.

«Речь идет о стремлении быть великолепным. Я просто был поражен. Вы должны пожертвовать отношениями, вы должны пожертвовать  временем. Вы должны развить умственные способности, и я начал понимать, что мелочи имеют значение в грандиозной схеме вещей и при постановке огромного спектакля. Я взял все это из этого фильма и стал любить его все больше и больше», – говорил Ирвинг. На его кроссовках можно найти слово «Whiplash», написанное вдоль боковой части подошвы.

Разыгрывающий следил не только за игрой Брайанта и его фильмами. Он наблюдал, как Кобе устал делить «Лейкерс» с Шаком. Он видел, как Брайант требовал обмена, когда был недоволен развитием франшизы. Он постоянно замечал, как «Черная Мамба» следовал одному и тому же принципу: единственным человеком, который будет контролировать мою судьбу, буду я сам.

«Несмотря на то что происходило вокруг и что чувствовали все остальные, он всегда делал то, что было лучше для его карьеры», – говорил Ирвинг.

Решающий сезон

«Ответственность наживается с возрастом. Равно как и варикозные вены».

Т. Пратчетт «Вещие сестрички»

«Бостон» – хорошая организация с великой историей. Большой рынок, привлекательное место для свободных агентов. Руководство, умеющее драфтовать. Отличный тренер. Идеальные партнеры рядом: Хорфорд, с которым можно бесконечно играть пик-н-роллы, и Смарт, которому не нужен мяч, не нужны броски, дай ему только покусать кого-нибудь в защите, россыпь молодых, но уже сильных игроков, не претендующих на роль первой звезды. Все то, чего не было у Кайри времен первых сезонов в «Кливленде». Все то, что нужно для побед уже сейчас, нужно только повести команду за собой. Как Ирвинг и мечтал всю жизнь.

Но жизнь оказалась сложнее мечты. Кайри, наконец, понял, что быть лучшим игроком и лидером – не одно и тоже. Отсюда и звонок Леброну с извинениями и принятием того, что вся ответственность за текущий сезон «Бостона» лежит на нем.

Да, он весьма неоднозначный игрок со своими странностями: отрицает существование динозавров, часто замыкается в себе, верит в теории заговора, продолжает играть в уличный баскетбол. Сначала заявляет, что останется в «Бостоне», потом говорит, что никому ничего не должен. Складывается впечатление, что он делает все для того, чтобы его не воспринимали всерьез. Все, что исходит от него вне площадки – однозначно не идет на пользу команде. И наоборот.

«Мертв. Отравление тяжелыми металлами. – Это как? – Три меча в брюхо».

Терри Пратчетт. «Интересные времена»

Кайри безумно хорош на паркете. Он признанный мастер изоляций, носитель «Mamba Mentality» и лучший клатчер лиги. Среди игроков, принявших участие минимум в 20 матчах сезона и исполняющих не меньше 1,5 броска в последние 5 минут игры, Ирвинг имеет лучший +/- среди всех. Также идет вторым по проценту с игры (лучше только Яннис) и с линии штрафных (лучше только Дюрэнт), пятым по реализации 3-очковых бросков. По сути, Кайри лучший игрок в последние 5 минут матча во всей лиге. Соперничать с ним может только Оладипо, но у того только 15 матчей с напряженными концовками за спиной, и больше в этом сезоне Виктор уже не сыграет. 

Именно он вытягивает матчи для «Селтикс»: Решающая треха через Джона Уолла? – Легко. 5 очков за 30 секунд в клатче через Кавая? – Приходите еще! Забить через Джимми Батлера и сравнять счет за 20 секунд до конца? – Всегда пожалуйста.

Забавно, что «Дядя Дрю» тащит в клатче не только на баскетбольной площадке. Вот он играет в «Объясни слово» с Дюрэнтом и Казинсом против сотрудников GQ. Почитайте комменты под видео, все только и пишут, насколько Ирвинг хорош в решающие минуты.

Он – это признал сам Аллен Айверсон – лучший игрок лиги по обращению с мячом. Одинаково хорошо бросает с передач, с дриблинга, проходит в «краску», скидывает под кольцо, на дугу, а его кроссоверы это уже отдельный вид баскетбольного искусства.

«У Кайри лучшие руки за все время игры», – говорит Эрик Гордон.

«Ирвинг одинаково хорошо использует обе руки, он изворотлив и хитер, – говорит Карри. – Он постоянно меняет скорость, чтобы выводить соперников из баланса».

Очевидно и то, что в этом сезоне Кайри ощущает ответственность за результат как никогда ранее. Он стал лучше защищаться, показывает лучшие цифры в карьере по передачам, перехватам и проценту с игры. Стал больше доверять и заигрывать партнеров. «Селтикс» играют лучше с ним, чем без него, это подтверждают и цифры.

Но многие по-прежнему не верят в Кайри. Не верят,что он способен обороняться, что он способен быть лидером. Не видят в нем человека, который может побеждать без Леброна. Многие считают, что «Селтикс» будет лучше без него.

Но давайте начистоту, «Бостон» сейчас – это команда Кайри Ирвинга. И, возможно, это его последний год в качестве первой звезды. И тут два варианта: либо все опасения на счет того, что он никакой не лидер и не способен делать партнеров лучше, подтвердятся. Либо Земля действительно плоская он спасет сезон для «Селтикс», ведь как никто другой умеет собраться, когда это действительно нужно. Все или ничего.

 Лично я хочу верить, что после всезвездного уикенда увижу в Кайри того, кем он стремился стать всю свою жизнь. Так и будет, вот увидите.

Источник: sports.ru

Добавил: Beaver
0
Индикатор репутации - оценка всех предыдущих комментариев пользователя за последние 12 месяцев, сделанная другими пользователями. Этот показатель позволяет предположить, оставлен ли комментарий уважаемым автором или нет.