вверх  обратно

Новые формы НБА разочаровали: у Nike закончилась фантазия

11.12.2018

В прошлом году было лучше.

В 2017 году в НБА закончился террор adidas, на смену немецкому экипировщику с нездоровой любовью к рукавам пришел другой обувной гигант, более близкий баскетбольной субкультуре, – Nike.

Свое триумфальное возвращение к сотрудничеству с НБА Nike закрепили обновлением форм для всех клубов. Кому-то лишь подправили дизайн или крой, кому-то сшили совсем новые комплекты, но абсолютно для каждого сделали уникальную запасную форму под отдельные события. По 30-35 раз за год клубы наденут свои стандартные светлый и цветной комплекты, еще раз 10-15 облачатся в «альтернативный» третий комплект, созданный также в обычных клубных цветах (например, черный – для «Чикаго» или белый – для «Лейкерс»). Но несколько особенных матчей каждый клуб НБА проведет в форме, непохожей на нынешние или прежние. По крайней мере, призванной быть непохожей.

Комплекты под маркером «City Edition» будут обновляться каждый сезон – то есть по плану НБА и Nike самые преданные болельщики должны ежегодно покупать минимум одну обновку. Сити-формы были совершенно не похожи на обычные формы, они были оригинальные, яркие, с уникальными визуальными решениями. Некоторые комплекты мгновенно стали классикой – Vice City от «Майами», градиентная форма «Юты», черные майки в честь Кобе Брайанта – понимая, что в следующем году их заменят на другие, болельщики за секунды раскупали всю выпущенную коллекцию. Другие формы оказались менее удачными, но проект с уникальными четвертыми формами клубов НБА был признан успешным и с маркетинговой, и с фэшн-точки зрения.

Уже зная, как красиво может сделать Nike, публика во втором сезоне готовилась к повторению прошлогоднего эффекта новизны и блеска.

Вместо этого на 80% мы получили повторы, унылость и неоригинальность.

3 команды решили ничего не менять

«Юта»

Многим нравится эта форма, и мне тоже (хотя я считаю, что она не подходит «Юте», у которой и так беда с цветовой идентичностью). Очевидно, что отказаться от нее было невозможно. Но если и сохранять этот комплект вопреки заявленному правилу «новая форма каждый год», то почему бы не вытеснить ею блеклые желтые альтернативные джерси? А дизайн желтой переосмыслить в качестве ежегодной обновки в других цветах – благо, их в истории «Джаз» было предостаточно.

«Сан-Антонио»

Слегка изменился рисунок камуфляжа (вы не заметили), поменялся цвет воротника и каймы рукавов (вы не заметили), логотип наклонился (вы не заметили). Ладно, «Сперс» по какой-то причине не хотят обыгрывать Аламо в своей «городской» форме или возвращать яркие цвета из 90-х. Но тот же камуфляж можно было разнообразить – другим орнаментом или расцветкой. Это реально, ведь другая камуфляжная форма в арсенале у САС уже была – целых пять лет назад.

«Сакраменто»

Технически это другая форма... в реальности та же самая. Те же голубые тона с красным контуром из 80-х, та же белая кокетка, тот же шрифт, просто вместо логотипа-льва на груди красуется надпись «Sactown». Если кто-то несведущий увидит двух стоящих рядом болельщиков – одного в прошлогодней форме, другого в «новой» – то подумает, что один из них приобрел контрафактную китайскую майку.

3 команды просто поменяли черный на белый

«Майами»

Эту ставшую уже классической форму нельзя было убирать из гардероба НБА, но черный (он же «ночной») вариант смотрится намного хуже белого. Розовый показался дизайнерам рискованным, а голубой – слишком далеким от основных цветов «Хит», но пастельные тона на черном выглядят как рисунок мелком на рекламной стойке ресторана. Да еще и форма оказалась крайне нефартовой – после шести поражений в шести матчах «Хит» временно вывели ее из ротации, оставив при этом тематический паркет.

Цвета «Miami Vice» вообще прижились – например, в них же в этом году была айдентика студенческого минитурнира, проводимого в Майами.

«Торонто»

Ведь не мог же Дрейк закрыть проект своих дизайнерских форм для «Торонто» после всего одного сезона! В этом году точно такая же, но белая. В следующем году наверняка золотая будет.

Формы City Edition призваны как-то отмечать местность, где играет клуб. «Рэпторс» – единственная команда НБА из Канады, в Торонто есть знаменитая телебашня, которая выше, чем Валанчюнас, первый матч в истории Ассоциации прошел в 1946 году именно в Торонто, баскетбол изобрел канадец!.. Огромное количество источников для вдохновения, ни один из которых не используется.

«Вашингтон»

Все равно лучше, чем игра Джона Уолла

Даже в Nike не слишком заботятся о привлекательности этого комплекта «Уизардс». В прошлогоднем официальном релизе белую форму слишком засветили на фотографиях, в этом году черную форму потеряли на черном фоне. Больше похоже на тренировочные комплекты – причем даже не обязательно «Вашингтона».

Команды с другим дизайном, но той же концепцией

«Чикаго»

«Буллс» могли бы попасть и в предыдущую категорию, но все же решили не просто сменить белый на черный, а слегка видоизменить макет. И получилось даже хуже – в прошлом году хотя бы была отсылка к форме, в которой дебютировал Майкл Джордан (надпись на груди). В этой, возможно, дебютировал Сан Саныч за команду Куйбышевского политеха. Серьезно, так могла бы выглядеть форма произвольной команды из любого города. Обидно за шестикратных чемпионов НБА.

«Новый Орлеан»

Те же цвета праздника «Марди Гра», но более аккуратная форма – хотя неясно, что лучше олицетворяет самый пьяный праздник в мире, аккуратность или тотальная ассиметрия. А вообще все это выглядит как битва за наследие Пита Маравича и «Нью-Орлинс Джаз» – очень похожая концепция формы была два года назад у «Юты», еще в адидасовскую «футболочную» эру.

«Орландо»

Худшую, по мнению автора этого блога, форму прошлого сезона сделали еще хуже! Звездное небо из диснеевских мультфильмов пихнули куда-то на бока банальной черной майки, и выглядит это, как будто подмышки испачканы следами от дезодоранта.

«Финикс»

«Перекрасить спину, добавить чуть-чуть оранжевых элементов – и можно использовать в качестве основной». (с)

Спасибо, что прислушались.

Сами «Санс» в официальном пресс-релизе признаются, что просто переработали концепт прошлогодней формы в попытках сделать ее ярче и аккуратнее. Теперь передняя и задняя часть майки одного оттенка, а не как раньше, а окантовка – прямиком с культовой формы времен Баркли.

«Шарлотт»

«Хорнетс» как будто узнали из прошлогоднего поста о формах, что не бывает шершней с крыльями такой расцветки – и в этот раз поменяли их на более реалистичные (но совсем не впечатляющие) вставки по бокам. В остальном – тот же черный «Базз Сити» с незначительными изменениями. Впрочем, в этом году «Шарлотт» можно все простить.

«Детройт»

Снова тематика автопрома – на этот раз две полосы, которые символизируют то ли «ле-мановские гоночные полоски», то ли двойную сплошную. А в жизни эта форма кажется просто темно-серой, выглядит уныло и никаких ассоциаций не вызывает. То ли оттенки серого подобраны неудачно, то ли телевидение искажает цвета, но у «Детройта» один из самых скучных комплектов этого сезона.

«Хьюстон»

Как обычно, «Хьюстон» отмечает Китайский новый год (нет Яо, нет Лина, но Чжоу Ци все еще в составе!) и презентует форму в феврале. Пока неясно, будет ли виден шелковый узор вживую и на телекартинке, но в случае «Рокетс» это все равно прогресс – в прошлом-то году они тупо взяли дизайн своей стандартной формы и налепили на него иероглифы 火箭 («Ракеты»). Причем так они делали еще до прихода в лигу Nike с их новой гардеробной концепцией.

«Голден Стейт»

И у «Уорриорз» тоже «китайская» форма который год подряд. Интересная эмблема на груди, тематический шрифт номеров, хорошее решение с «Великой стеной» по бокам. Но осадочек остается из-за того, что в следующем году «Уорриорз» переезжают обратно в Сан-Франциско из Окленда, где играли с 1971 года. Лучший момент, чтобы устроить праздник в честь города, где были взяты все 4 чемпионских титула «Голден Стейт». И этот момент упущен.

Отсылка к Окленду остается на Statement-комплекте ГСВ, но тогда возникает следующий вопрос – зачем им две альтернативных формы одного цвета?

* * *

Итого 14 из 30 команд не придумали ничего нового, либо придумали по-минимуму. Почти половина. И далеко у не у всех 16 оставшихся команд получились идеальные обновки. Семь клубов НБА просто «порылись в отцовском шкафу» – вспомнили форму прошлых лет.

«Нью-Йорк»

«Никс» порылись даже в дедушкином – их новая форма навеяна майками из 1950-х. И нет, Кристапс Порзингис не играл за «Никс» в 1950-е, просто клуб уже много сезонов надевает эту ретро-форму на пару игр в году. В текущей вариации (настолько темно-синей, что почти черной) цветные полоски разной ширины символизируют небоскребы Нью-Йорка.

Горизонтальные полоски.

Символизируют вертикальность.

Окей.

«Денвер»

«Денвер» переработал культовый дизайн, сделав цвета менее кричащими, а номера на спине – более различимыми на фоне радуги. Славные майки... к которым почему-то добавили обыкновенные белые трусы. Где же классика?

«Индиана»

В 1989-м «Индиана» переоделась в радикальные по тем временам комплекты с косыми полосами на одном боку. Дизайн разработала знаменитая бегунья Флоренс Гриффит-Джойнер, а потому их прозвали «Flo-Jo».

«Пэйсерс» попытались возродить ту идею в новом оформлении – и сотворили какой-то тихий ужас. До сих пор почему-то в НБА верят, что серые формы кому-то нравятся. Какая-то лишняя полоса с противоположного края, съехавшее вбок название команды, уродливый шрифт – худшие майки этого года. Ни в одном фотобанке не нашлось кадров, на которых игроки в этой форме не были бы скрючены или заслонены соперниками, – видимо, фотографам НБА стыдно снимать такое.

«Кливленд»

Словно оранжевый и синий на майках, этот дизайн разделил публику надвое. Одни ее любят, другие ненавидят. Я отношусь к первым – в этот унылый год для «Кливленда» здорово увидеть хоть что-то яркое, тем более что клуб – в поисках новой идентичности, в том числе визуальной, для эпохи «пост-Леброна».

«Кэвс» и раньше любили создавать комплекты, смешанные из форм разных лет. В этот раз они взяли дизайн формы второй половины 90-х, в какой гонял Шон Кемп, и раскрасили его цветами конца 80-х – начала 90-х – лучшей эпохи в истории клуба до Леброна.

А еще «Кэвс» в очередной раз лучше всех в лиге встроили спонсорскую нашивку, перекрасив лого «Гудьира» в белый цвет номеров и убрав лишние надписи. Антипод такой работы со спонсором – «Клипперс».

«Клипперс»

Некоторые копируют не свою форму, а чужую. «Клипперс» опять мучаются в жалких попытках отобрать часть ассоциаций с Лос-Анджелесом у «Лейкерс». В этот раз клуб Стива Балмера обратился к Олимпиаде, проходившей в городе 34 года назад – в том же году «Клипперс» переехали из Сан-Диего в Лос-Анджелес. City Edition ЛАК основан на форме сборной США-1984, за которую свою первую золотую медаль взял Майкл Джордан. Надпись на груди стилизована под логотип ОИ-1984.

Игроки сборной-1984, тогда еще студенты, в дальнейшем сыграли за 20 из 30 франшиз НБА, от «Чикаго» Джордана и «Нью-Йорка» Юинга до «Атланты» Джона Конкака и «Орландо» Джеффа Тернера. «Клипперс» среди этих 20 клубов нет.

«Бостон»

«Бостону» было бы трудно обновить форму, используя старые комплекты – в отличие от других команд, «Селтикс» практически не меняют дизайн с сороковых. В одинаковых майках успели побегать и Расселл, и Берд, и Гершон Ябуселе. И все же «кельты» нашли, что позаимствовать из прошлого – их новая четвертая форма основана на тренировочных куртках, которые также в одном дизайне прошли через десятилетия (иногда были белыми, иногда – зелеными, как та, в которой Лэрри Берд победил на конкурсе трехочковых). Отличительная черта – тонкая желтая обводка вокруг номеров и названия (это первая белая форма «Селтикс», на которой на груди название города, а не надпись «Celtics»).

Форма мало чем отличается от обычной бостонской банальщины. Но она не серого цвета, и это уже прекрасно.

«Милуоки»

«Бостон» учел прошлогодний урок – не использовать в качестве вдохновения для формы старый паркет. «Милуоки» решил набить свои собственные шишки. В прошлом сезоне «Бакс» провели один матч на паркете в ретро-расцветке – в честь 50-го сезона в истории клуба. В этом сезоне в цветах легендарной MECCA сшили и форму.

Что подходит древесине, не всегда подходит текстилю.

* * *

Как обычно, наиболее яркие и понравившиеся публике новинки – те, что были вдохновлены поп-культурой.

«Миннесота»

Нет, это не эмо-форма, и прекращайте шутить эту несмешную шутку. Майки «Вулвз» – в память о легенде Миннеаполиса, музыканте Принсе. Кстати, он был большой поклонник баскетбола – играл в школе, построил площадку у себя в особняке рядом со студией звукозаписи, часто появлялся на играх НБА, а для чемпионов женской НБА «Миннесоты Линкс» устроил частный концерт после их титула.

«Тимбервулвз» не успели стать чемпионами при жизни Принса, так что им остается только самим что-то сделать в его честь. В новый форме обыгрывается magnum opus певца – альбом/песня/фильм Purple Rain 1984 года. Шрифт – с обложки альбома. Начертания игровых номеров вдохновлены персональным логотипом Принса. Фиолетовый цвет – понятно откуда. Даже правое плечо обрамлено патчем, изображающим декор на камзоле Принса (только на одном плече, ведь на другом висит гитара). Во время первого матча, на котором показали эту форму, на арене в Миннеаполисе играли исключительно песни Принса.

Круче могло быть, если бы «Тимбервулвз» вышли играть в блузках вместо маек. Хотя это скорее было бы в честь Дэйва Шаппелла, а не Принса.

«Бруклин»

С кем ассоциируется Бруклин? С рэп-иконой Notorious B.I.G., конечно же. С чем ассоциируется Бигги (если оставить только легальные и цензурные вещи)? С шерстяными свитерами бренда Coogi. И «Нетс» смогли отлично внедрить яркие нити любимых кофт Бигги Смоллса в свои «городские» униформы.

«Нетс» остались классическими, черно-белыми, но если в прошлом году задумку с бруклинским мостом никто не разглядел, то куги-элементы видны намного четче: орнамент нанесен не только на майки – но и на носки, наколенники, компрессионные рукава и прочие аксессуары, без которых современный баскетболист НБА не выходит из раздевалки.

Комментаторы «Нетс» устроили милое шоу в одном из перерывов игры против «Тимбервулвс», обменявшись с миннесотскими коллегами новыми майками, вдохновленными культовыми музыкантами.

«Филадельфия»

В Филадельфии тоже много культовых музыкантов, но любовь к кинематографу сильнее. Город очень гордится серией фильмов про боксера Рокки Бальбоа (Сильвестр Сталлоне). Напрямую нигде этого не говорится, но форма вдохновлена тренировочным костюмом Рокки из второй части сексталогии. Недавно вышел спинофф-сиквел «Крид 2», и «Сиксерс» тут же вклинились в эту медиаисторию – в большинстве промо-материалов использовалась боксерская тема даже без прямых отсылок ко вселенной «Рокки». В общем-то, такая и цель этого проекта Nike – чтобы форма НБА вызывала ассоциации, даже не объявляя о них вслух.

Новые майки «Сиксерс» стали самыми продаваемыми среди комплектов City Edition сезона-2018/19 (своевременный переход Джимми Батлера тут тоже сыграл на руку).

P.S. Почему к этому комплекту прилагаются белые повязки вместо красных?

«Лейкерс»

«Лейкерс» давно стали частью поп-культурного кода города, и им не нужно искать вдохновение извне. Им не интересны местные музыканты, актеры, политики, ведь игроки ЛАЛ – сами по себе селебрити. Специально для «Лейкерс» Nike разработали целую программу форм – Lore Series. Каждый сезон «Лейкерс» будут чтить одну из своих легенд в своей форме. В прошлом году был Кобе, в этом – Мэджик.

Если прошлогодняя черная форма была просто сногсшибательной, то комплект в честь Мэджика выглядит странно. Он вдохновлен дорогими костюмами Мэджика, но все вышло наоборот: форма выглядит, как дешевая подделка под обычный фиолетовый комплект «Лейкерс». Полосы не идут лос-анджелессцам (перепутали «Орландо Мэджик» и «Джонсон Мэджик»?), черный на номерах – совершенно лишний, вставки на шортах а-ля сатин выбиваются из визуального ряда своим оттенком.

В форме Кобе было достаточно мамбы, но в форме Мэджика нет никакой магии.

«Оклахома»

Оклахома – один из самых «индейских» штатов США, находится в топ-3 по числу коренных американцев (более 300 тысяч), по плотности коренного населения (почти 9% всех жителей), по количеству индейских племен (38). Здесь находятся крупнейшие резервации племен чероки, команчей, семинолов и многих других. Соответственно, в форме «Тандер» использовались узоры и темы коренных жителей Америки (большинство из которых были согнаны в XIX веке в пустоши Оклахомы из других регионов США).

В американской традиции – дарить на 11-ю годовщину свадьбы бирюзу; сезон-2018/19 становится как раз 11-м в истории «Оклахомы», потому бирюзовый цвет и был выбран для этого комплекта.

Бонусная информация: в НБА есть лишь два действующих игрока, об индейских корнях которых известно: Кайри Ирвинг и Рон Бейкер. Оба, конечно, внешне очень «похожи» на коренных американцев.

«Атланта»

50 лет назад «Сент-Луис Хоукс» переехали в Атланту. И «Атланта» отмечает этот юбилей, нарядив своих игроков в «ястребов».

Не считая «оперения» по бокам, в форме нет ничего особенного. Но и ничего раздражающего тоже нет.

«Мемфис»

Зачем делать уродливую форму для «Индианы», если можно ее сделать для «Индианы» И для «Мемфиса»?

Да, те же желтый и темно-синий на сером фоне. Это как-то должно ассоциироваться с рестлингом, но не ассоциируется, даже желтые вставки по бокам «под чемпионский пояс» не считываются. Да и «Мемфис» не то чтобы какой-то важный центр для этого вида... борьбы? акробатики? спорта? шоу? театра? циркового искусства?

«Портленд»

«Портленд» перемудрил с формой в этом году. В прошлом все было понятно – твидовый узор в честь легендарного тренера. В этом источниками вдохновения называются: а) фанаты клуба, б) направление «северо-запад» (красная линия) и в) местная погода. Серый цвет должен символизировать дождливое небо Портленда. Серьезно, так и написано в пресс-релизе Nike. Очень вдохновляет и бодрит, конечно.

Странно, что компания, которая базируется в Орегоне, не может создать хорошую форму для местной команды.

(Смерть владельца «Блейзерс» Пола Аллена перед самым стартом этого сезона могла бы внести корректировки – отложить эту форму до следующего сезона, а сейчас в память об Аллене сыграть в чистых черных, траурных майках. Да, все дизайны прорабатываются заранее, но подобный вариант формы нетрудно было бы нарисовать и согласовать в короткие сроки.)

«Даллас»

«Даллас былых времен, память о ковбойских сапогах и вестернах, – все это было подтянуто на современный лад благодаря процветающему технологическому сектору города и духу предринимательства».

Вы что-нибудь поняли из официального представления формы?

* * *

В следующем году Nike стоит позвать Расселла Уэстбрука, чтобы тот создал новые 30 комплектов для всех команд. Они будут странными, несочетающимися и понравятся далеко не всем – но хотя бы будут уникальными, разными и запоминающимися.

Источник: sports.ru

Добавил: Beaver
0
Индикатор репутации - оценка всех предыдущих комментариев пользователя за последние 12 месяцев, сделанная другими пользователями. Этот показатель позволяет предположить, оставлен ли комментарий уважаемым автором или нет.