НОВОСТИ
"Тренер сказал: "Да тебя просто поимели!": как провести в Америке два года и не сыграть ни минуты
3.04.2018Никита Моргунов стал чемпионом Европы, но лучшим достижением в карьере считает то, что играл в 40 лет. Теперь он возглавляет важный департамент в РФБ, но при этом отказывается завершать карьеру игрока. В самой острой рубрике российского спорта «Честное баскетбольное» – комментатор «Матч ТВ» и бывший игрок сборной России Никита Моргунов.
– Никита Моргунов. Был в НБА, выиграл чемпионат Европы. Сейчас – руководитель профессионального баскетбола РФБ. Фантастика. Жизнь удалась?
– Как там говорили в «Собачьем сердце»? «Какое главное событие в моей жизни?» – «Ваше главное событие еще впереди».
– Во время карьеры все говорят банальности. «Ваш лучший матч?» – «Нет, мой лучший матч впереди». И так карьера скатывается-скатывается, а человек по-прежнему верит в добро и что лучший матч впереди.
– Ну, а почему нет? Возьмем мою карьеру. В 23 года завоевываешь серебро чемпионата мира – казалось бы, куда уже дальше? Вряд ли мы что-то больше завоюем, американцев второй раз не обыграем. Потом появляется золото чемпионата Европы-2007 – и говорят: «Ну, дальше-то что? Выше невозможно». Но у меня, например, был финал Кубка России в 40 лет. И было очень приятно с молодой командой дойти до этого финала, когда все уже говорили: «Ну нет, эти слишком молодые, тот уже слишком старый, шансов никаких».
– Ты играл до 40 лет – и официально карьеру не закончил!
– На это и упираю.
– Может, пришло время сейчас сделать это объявление? Это, конечно, не пресс-конференция…
– Нет, не пришло. Посмотрим, как будет дальше.
– То есть Никита Моргунов по-прежнему действующий игрок, просто временно без работы?
– Да мы постоянно действующие игроки. Я уже успел поучаствовать в чемпионате мира по ветеранам, выиграл там. Это как считать – действующий игрок или нет?
– Профессиональный игрок – это когда ты своим талантом, своими умениями зарабатываешь деньги. Когда в последний раз ты получил деньги за выход на площадку?
– Наверное, года два назад.
– То есть завершил карьеру?
– Нет.
– Открыт к предложениям.
– Всегда!
– Когда твой агент говорил тебе, что есть интерес той или иной команды?
– Лето 2016-го. Был интерес от команды. Правда, предлагали должность не игрока, а тренера.
– Сергей Базаревич – тренер сборной. А он начинал тренерскую карьеру действующим игроком.
– Хорошо помню тот момент. Я был в той команде.
– Я знаю двух феноменальных игроков: Никита Моргунов и По Газоль. В начале карьеры были легкими форвардами, а ближе к концу играли в «краске», под кольцом: толкались, пихались…
– Но нам же никто не мешал выходить в поле и играть. Здесь какая ситуация: по ходу карьеры на тебя потихоньку начинают выставлять игроков с позиции 4 – 4 с половиной. Но обычно такие игроки уступали в росте не то что Газолю – мне. Соответственно, тебе всегда легче идти под кольцо и обыгрывать там. Но если против тебя ставят чистого центрового – что тебе мешает выйти в поле и сыграть так, как в начале карьеры?
– Никиту Моргунова запомнят центровым или форвардом?
– Кто помоложе – те запомнят центровым. Да и кто постарше – помнят того Никиту, который вернулся из США.
– Никита Моргунов – руководитель департамента профессионального баскетбола. Получается забавно: буквально вчера ты просился в эти команды играть, а сейчас руководишь ими. Тяжело переходить?
– Тяжеловато психологически, но если есть настрой и желание – можно перестроиться.
– Ты можешь закручивать гайки своим бывшим работодателям. Раньше они заходили в раздевалку и говорили: «Ты плохо сыграл, ты плохо сыграл, а вот ты – молодец».
– Есть регламент, который составлялся не один год.
– Ай, регламент есть у всех. Но есть добрый полицейский, а есть злой. Сводить счеты приходилось?
– Нет.
– Но тебе задерживали зарплату. А сейчас он приходит, этот руководитель клуба…
– Они же приходят и говорят: «Никита Леонидович, ты же помнишь, как задерживали зарплату, а все это из-за того-то и из-за того-то. Помогите, пожалуйста, повлияйте». Или обратите внимание наших спонсоров, чтобы они продолжали финансировать наш славный клуб, чтобы другим игрокам не задерживали зарплату. И здесь это, наверное, больше работает, чем «а, что, опять зарплату задерживаешь? Щас как вас всех накажу!»
– Сейчас, оглядываясь назад – мальчик из Новокузнецка, не самого баскетбольного города, мягко говоря, попадает в ЦСКА. НБА, Олимпиада, чемпион Европы, а потом – Сургут, Владивосток и «возьмите кто-нибудь меня в команду».
– «Возьмите кто-нибудь» – так вопрос не стоял. Единственное обидно – не получалось до конца дойти с теми командами. Посмотрим просто: чемпионат Европы, потом «Химки», «Локомотив-Кубань» – богатые, «жирные» клубы, как у нас любят говорить. Потом – разрыв крестообразных связок, пропуск 11 месяцев, восстановление. 35 лет – в таком возрасте люди заканчивают, а не возвращаются после таких тяжелых травм. Но появляется мотивация: «Я не наигрался, я не хочу уходить по травме». И тут появляется предложение от Сургута, который постоянно в лидерах чемпионата суперлиги. И есть возможность не просто выиграть с этой командой и подняться на лигу выше, но и вернуться туда, где ты не доиграл.
– Ты очень скромный молодой человек. Когда в российский баскетбол пришли большие деньги и у тебя уже были хорошие контракты, ты ездил на «Жигулях». У тебя вся команда ездила не просто на иномарках – на люксовых автомобилях. А тебе с ростом 2,10 и весом 120 кг садиться в «Жигули»…
– Во-первых, это была «восьмерка». Там была широченная дверь. Это единственная машина, где ты отодвигаешься назад, поворачиваешь голову – и не видишь стойку перед собой.
– Самый дорогой игрок команды – на самой дешевой машине. Ты на «восьмерке» ездил – коленями руль обнимал!
– Я тя умоляю, он мне рассказывает! Отодвинул сиденье почти до самого конца, плюс это «восьмерка» – практически купе. Замечательно 170 развивала – правда, не знаю, каким образом.
– Вообще «Жигули»-купе – это звучит красиво.
– Номинально она так и считалась. Но вопрос не в этом. В свое время Сабонис говорил, что перед тем, как пересесть на нормальную машину, ездил на «пятерке». И он не просто в ней сидел, а доходило до семи человек в ней! Это как в анекдоте: «А кто же вам на аккордеоне играл?» Наверное, с него этот анекдот и писали.
– Сколько Никита Моргунов заработал за свою карьеру?
– Во-первых, не считал, а во-вторых, просто не буду отвечать. Как у нас говорили: «Если хочешь вести разговор с иностранцами, не говори о трех вещах: деньги, политика и религия».
– Твое главное достижение в баскетболе. Номер один.
– Каждый титул, каждая победа, которая дается ближе к концу карьеры, – всегда становится главной. Получается, последнее достижение – финал Кубка России. Но это народ просто не поймет. Понятно, что все будут помнить даже не серебро чемпионата мира, а золото чемпионата Европы.
– Просто обязан спросить, это отдельная история. НБА. Два года в лиге – при этом не сыграл ни одной минуты. Как это возможно? Просто тяжело сидеть на скамейке – тебя не выпускают, не дают ни одного шанса.
– Спрашивал же ты меня: «Ты доволен своей карерой?» Я сказал, что много где можно было себя чуть больше реализовать.
– Как это возможно? Сколько терпения должно быть?
– У меня такой же вопрос был к бывшему помощнику [главного тренера «Портленда"] Майка Данливи. Я спросил: «Как так?! Два года, пик формы, выглядел на тренировках отлично. Я все понимаю, но хоть одну-то игру могли дать!» А он: «Да тебя просто поимели».
– Подожди. Так и случилось? «Да тебя просто поимели два года».
– Я понял, насколько сложно будет сыграть, когда заметил, что не вылезает со скамейки Джермейн О’Нил, который буквально через два года играл за сборную США. Бонни Уэллс не попал в ротацию на плей-офф в первый сезон. И так далее.
– Конкуренция фантастическая. Это правда.
– Более того, из 15 игроков, заявленных на сезон, 13 были выбраны под высокими номерами на драфте. Это так называемая «зеленая комната», которых заранее отслеживают. И только двое не были в этом списке. Один – это я, а второй – угадываем – Арвидас Сабонис.
– 2 года в НБА, 0 сыгранных минут. Зато тебе прозвище там придумали. На всю карьеру, на всю жизнь. Белый тигр!
– Был, конечно, интересный момент. Уезжал оттуда – только у меня было где-то семь сумок, плюс семья увозила девять. И две сумки у меня были полностью забиты кроссовками. Их я подбирал почти два года. Это тот редкий случай, когда «Ой, не понравились, давайте другую модель». И когда нашел свою модель – тебе тут же закупили коробок шесть-семь. И говорят: «Это все твое».
Популярные теги
-
4
-
5
-
1
-
66
-
1
-
5
-
2
-
1
-
1
-
14