вверх  обратно

Наш человек в системе НБА - Николай Кирсанов

29.11.2017

Все мы приблизительно знакомы с алгоритмом, который приводит того или иного игрока в НБА, в эту баскетбольную Мекку. Там побывал уже не один украинский исполнитель и теперь, все идет к тому, что пришла очередь тренера. Учитывая то, что наставников в ассоциации намного меньше, чем игроков, конкуренция намного выше и пробиться стоит немалых сил. Именно поэтому путь, проделанный Николаем Кирсановым, заслуживает особого внимания.

- Многие из нас, еще с детства, начинают мечтать о НБА, о возможности заиграть там и я не был исключением. Бредил, тренировался, играл, учился в КПИ… Какое-то время хотел уехать в Штаты, попасть в колледж, но в итоге там оказался мой близкий друг - Олег Ковалев, который тренировался, а затем был отчислен из БК "Киев". Именно этот его шаг вдохновил меня. Думал, вот попаду в колледж, а там и NCAA, затем Евролига, ну и до НБА рукой подать (смеется). Приблизительно в то же время Артем Слипенчук познакомил меня с Борисом Каребиным и тот предложил попробовать что-то придумать с моим трудоустройством. Звезд с неба я не хватал, но рискнуть хотелось. Борис, на тот момент, работал атлетик директором в одной из школ Нью-Йорка и собирал туда все, что шевелится, старался привести полученный материал в порядок, организовывал огромное количество игр, куда приезжали представители колледжей и забирал себе тех, кто заинтересовал. Стоило это каких-то очень скромных денег, но в итоге мне не дали визу. Предложения из второго дивизиона NCAA и подобных хватало, на большее я не мог рассчитывать не только из-за своих игровых навыков, но и из-за недостаточного, на тот момент, знания английского. После того, как Америка сорвалась, Борис предложил приехать в Литву. Первый сезон я тренировался с женской командой, которая выступала в Евролиге, был таким себе волонтером-ассистентом. У них был отличный тренер и для меня это был огромный опыт… А затем я выпал из игровой жизни аж на два с половиной года по состоянию здоровья. Если без подробностей, то перетренировался. В этот же период случился мой постепенный переход к тренерской деятельности. Благодаря Борису Каребину, познакомился с большим количеством людей из баскетбольной сферы и стал постепенно делать себе имя, как тренера по индивидуальной подготовке. Параллельно учился, смотрел и посещал семинары…

В 2013 году, мы, с подачи все того же Артема Слипенчука, поехали в Италию на тренерский семинар, после чего я понял, что учиться необходимо больше. Тогда же мне пришлось сделать все, чтобы "убить" в себе игрока и начать по-настоящему взращивать тренера. Обрастал информацией и знаниями, но до определенного момента, как это обычно бывает, не знал, каким образом это все правильно использовать. В этом всем Литва и все те замечательные люди, с которыми довелось познакомиться и поработать, сыграла важнейшую роль. И все же, спустя пять лет, меня все чаще начала посещать мысль о том, что я пересидел в этой стране и пора двигаться дальше.



-  Как ты выживал все это время? На какие средства существовал?
- Скажем так, были хорошие периоды, а были и не очень. Иногда не хватало даже на еду, но средства появлялись каким-то волшебным образом. Был случай, когда в кармане оставалось 10 евро, выиграл на тотализаторе 50 и обеспечил себя на две недели. Но у меня сформировалась цель и старался двигаться к ней, иногда даже сцепив зубы. Не могу сказать, что все складывалось очень логично и последовательно. Скорее я плыл по течению и обрастал всем естественным образом, переживая взлеты и падения, при чем последних было явно больше. В какой-то момент наткнулся в сети на организацию Sports Management Worldwide, которая предлагает огромное количество всевозможных курсов, от видеоредактирования, до скаутинга. Из своего восьминедельного курса, который вел экс-генеральный менеджер "Денвер Наггетс", почерпнул много нового и, фактически, стала понятна схема, по которой люди попадают в структуру клубов НБА.



Зимой 2015 года я решил, что мне необходимо попасть на летнюю лигу НБА и возник вопрос с визой, в которой мне ранее было отказано. После чего последовала сложная комбинация из моего возвращение в баскетбол в качестве игрока литовского клуба, рабочей визы этой страны… Успех был относительным, да и здоровье волновало, и я окончательно созрел для того, чтобы остановиться на тренерской карьере. С американской визой мне здорово помог агент Донатаса Матеюнаса - Вергиниус Булатас, в лагерях которого довелось поработать. Так было получено первое приглашение из НБА на стажировку в рамках летней лиги.

В свое время, в Киеве, мы с Артемом Слипенчуком проводили лагерь и у нас там тренировался племянник Виталия Потапенко, о чем мы узнали уже позже, от сестры Виталия. Будучи в Штатах, обратился к ней с просьбой связать нас с братом. Она не отказала, связалась с Потапенко, а тот, в свою очередь, существенно помог сориентироваться на месте, познакомил с людьми из фронт офисов клубов НБА. А дальше я уже сам договаривался о возможности посещать тренировки команд. Так мне удалось последить за тренировочным процессом в Детройте, Кливленде, Чикаго и Индиане. В каждую из команд приезжал по 2-3 раза, смотрел, изучал, записывал тренировки, знакомился. Также бывал на тренировках студентов UNLV…

- Я правильно понимаю, что в целом, в этой сфере, работают достаточно открытые люди и если у тебя есть желание учиться, то с запретами практически не сталкиваешься?
- Очень открытые и у меня лично сложностей не возникало. Конечно, я старался не злоупотреблять расположением ко мне, но на все вопросы всегда получал ответы и рекомендации. К слову, во время своего дистанционного обучения я хорошо уяснил, что через скаутинг есть очень хорошие шансы выстроить приличную сеть знакомств, так я познакомился, к примеру, с Джей Ар Холденом, который помог мне, в свое время, в Детройте. Я, в свою очередь, периодически помогаю ему информацией по Восточной Европе.



- Как возник вариант с Чикаго?

- Виталий Потапенко. Директор по баскетбольным операциям в Windy City, раньше работал в Кливленде и Виталий нас познакомил. В прошлом году на эту позицию взяли другого парня, но мне дали понять, что их двери всегда открыты. Несколько раз я приезжал и помогал, как на самой игре, так и вне ее, получив возможность увидеть изнутри весь процесс, а летом мы вернулись к разговору о моем трудоустройстве во время летней лиги. Изначально мне отказали, сославшись на дороговизну рабочей визы и отсутствие целесообразности в такой работе, при не самой высокой зарплате. Я поблагодарил, пожелал удачи и сказал, что все равно продолжу идти к своей цели, а спустя время набрали и начались вопросы о том, насколько сложно оформить необходимые документы. В итоге мы решили попробовать и это случилось тогда, когда началась работа над запасным планом.

-  Сколько времени у тебя занял путь от осознания того, что тренерская работа тебя интересует, до того момента, когда ты понял, что получил работу в НБА?
- Четыре года. Однако нельзя сказать, что все это время я работал лишь над этой задачей. Двигался постепенно, занимаясь своим образованием и задачи ставились от ситуации к ситуации. Последний сезон выдался особенно непростым, потому что моя зарплата в Литве не позволяла оплатить все перемещения по Америке. Приходилось работать в том же Лас-Вегасе ночью, подрабатывать, помогая своему лучшему другу, Антону Коровченко, развивать бизнес. Приходилось торговать в киосках, в злачных местах этого города, в окружении стриптизерш, наркоманов и наркодиллеров, практически на территории гетто. Однако именно такое рабочее место очень помогло с освоением английского языка. А помогая приятелю, ходил и подписывал новые рестораны на доставку еды на дом, что также было связано с постоянной коммуникацией, но на более высоком уровне. Ну а параллельно шла работа в университете, или же, когда пришло время, в летней лиге НБА. Занимался преддрафтовой подготовкой, а затем и тренировался с игроками НБА, выступая в качестве спарринг партнера. Были парни, которым очень нравилась моя неуступчивость в защите и они буквально требовали, чтобы я приходил тогда, когда они занимаются в зале. Три часа тренировки против этих атлетов - большой кусок здоровья, но было очень интересно. При этом нужно понимать, каким у меня в тот период был график. Работа в киоске до 2-3 часов ночи, домой попадал к 4, а в 8 утра уже нужно было быть в зале, после которого занимался едой.

- Каковы твои обязанности в Windy City?
- По факту я нахожусь на одном из низших звеньев в цепочке организации - ассистент по баскетбольным операциям. Помощь видео-координатору, работа с игроками, скаутинг… Ну и да, будет черновая работа, без которой никуда. Однако все это дает очень важное представление о том, как вообще выстроена НБА. Расстроен, что не удалось поприсутствовать на предсезонной подготовке Chicago Bulls, затянулся вопрос с визой, но уж как есть.



- Тебя послушать, все не так уж и сложно и главное желание…
- Наибольшей сложностью был финансовый вопрос. С десяток раз у меня была ситуация, когда я не понимал, где взять деньги на пропитание и это выбивало из колеи. А ведь, помимо себя, хотелось каким-то образом обеспечить и отца, и свою девушку.

- Планируешь двигаться дальше?
- Сложнее всего попасть в систему, особенно если мы говорим об иностранце. В лиге развития не очень логично платить за твою рабочую визу, расходы на которую иногда могут достигать десяти тысяч долларов. Если мы говорим о конкурсе, то я знаю, что в этом году на позицию интерна в Dallas Mavericks, он составлял 400 человек на место. В Д-лиге эта цифра не настолько высока, но на любое место ежегодно претендует 100-150 человек. Очень много, если не все зависит от того, насколько ты умеешь общаться с людьми, о чем тебе твердят все бизнес и скаутинг курсы. Выстраивайте сеть своих контактов, помогайте людям и люди помогут вам. Конечно, ваша квалификация имеет огромное значение, но не она одна. Бывшим игрокам той же НБА обычно идут на встречу, но на низкие позиции они идут без желания, так как невысокая зарплата не мотивирует, а делать эту работу кто-то должен. Виталий Потапенко, к примеру, начинал с моей позиции. Собственно, он мне и посоветовал с нее начать, чтобы лучше разобраться в том, как работает организация. Ему я очень благодарен за формирование моего мировоззрения и оказанную помощь.

Кстати, чтобы понимать насколько серьезно в НБА относятся к самым разным вопросам, приведу один пример. Проходя собеседование с одним топ-менеджером, я сказал, что работал в "Жальгирисе". Этот человек связался с Ясикявичюсом и тот ответил, что не знаком со мной, хотя я не обманывал, так как работал с несколькими игроками основы, но в основном со вторым составом литовской команды. В результате возникла неловкая ситуация и мне пришлось объясняться. Это был менеджер Canton Charge, который, спустя время, интересовался у меня информацией о Максе Пустозвонове… Вот как все переплетено в этом мире.

- Есть интерес, что-то интересное сделать в Украине?

- Мое я, как игрока, давно уже отошло на задний план. Очень заинтересован в том, чтобы развиваться и делиться своими знаниями. Конечно, работа и карьера играют сейчас важнейшую роль, но если возникнет какой-то интерес в семинарах с моим участием, или же у меня получится привезти в Украину кого-то интересного, это было бы очень круто и это одна из моих целей. Удастся продвинуться по карьерной лестнице выше, возможностей, соответственно, прибавится.

Добавил: Max
0
Индикатор репутации - оценка всех предыдущих комментариев пользователя за последние 12 месяцев, сделанная другими пользователями. Этот показатель позволяет предположить, оставлен ли комментарий уважаемым автором или нет.