35-летний ветеран ушел из баскетбола в качестве капитана Будивельника, и ребята из команды вместе с болельщиками будут помнить Артема, который всегда мог зарядить энергией своих партнеров и находил идеальное взаимопонимание с нашими «ультрас». В историю Суперлиги он вошел как один из лучших игроков оборонительного плана, занимая 2-е место по перехватам. А также как один из наиболее эффективных плеймейкеров – второе место в истории по ассистам.
И, конечно же, Буцкий не отказал нам в большом интервью о своей карьере, которая получилась весьма насыщенной на события и приятные воспоминания.
- Ты играл в баскетбол на профессиональном уровне 16 лет. Расскажи о травме, которая заставила тебя принять решение о завершении карьеры.
- Эта травма у меня была уже давно. 7-8 лет я играл без передней крестообразной связки колена. В свое время, когда я получил травму, мне сделали неправильный диагноз. Уже когда я пришел в Будивельник и прошел полное медицинское обследование, выявили этот момент. Раньше меня это не беспокоило. А сейчас, когда такой возраст подошел, это стало сказываться. Поэтому сделали еще одно обследование, и врач сказал, что для того, чтобы продолжать играть, нужно делать еще одну операцию, чтобы вообще не остаться инвалидом. Поэтому я принял такое решение, чтобы не обманывать ни себя, ни клуб. Считаю, что это правильно.
Опять же, в обычной жизни меня это не беспокоит, но если давать нагрузку в виде тренировок два раза в день и игр, начинает болеть. В ближайшее время не буду ничего делать - попытаюсь дать колену отдых.
- Ты сказал, что получил эту травму 7-8 лет назад. То есть, это могло быть в Одессе или в Сумах. Не помнишь, когда конкретно это случилось?
- Да, в то время были травмы, связанные с этим коленом. Думали, что это микро-надрыв на боковой связке колена, не делали МРТ, а оказалось все вот так.
- Как семья отреагировала на твое решение?
- Семья меня всегда поддерживала - и в хорошие, и в плохие моменты. Жена поддержала. Мои две дочки буквально выросли в баскетбольном зале. Семья всегда за меня. Без них было бы совсем плохо.
- Знаю, что ты познакомился со своей женой Инной в Полтаве. Ты и сам полтавчанин. Это не слишком популярный город, если говорить о баскетболе, поэтому расскажи, как ты пришел в этот вид спорта. В Полтаве ли ты встал на путь становления как профессиональный баскетболист?
- Да, с Инной мы познакомились в Полтаве, и познакомились благодаря баскетболу. Полтава - непопулярный баскетбольный город сейчас. А когда я в 17-18 лет впервые взял мяч в руки, там была команда Полтава-Баскет, которая шла на первых местах в Высшей лиге, поэтому в городе был баскетбольный бум. Все играли на улице, ходили на матчи. Зал был маленький, но всегда забивался полностью. Люди занимали места заранее.
Я пошел тренироваться в ДЮСШ, где моим первым тренером стал Владимир Владимирович Чичельницкий. В то время он как раз восстановил баскетбольную секцию в ДЮСШ, и на первую тренировку пришли 40 человек, которые хотели тренироваться. Я занимался там два года, и там же познакомился со своей женой. Также я после девятого класса поступил в училище. Там у меня был тренер по фамилии Машура. Потом, примерно через полтора года, тренер Полтава-Баскет Владимир Чурсин пригласил меня на сборы. Проявил себя, и меня взяли в команду. Уже тогда платили какие-то деньги, были двухразовые тренировки, все было профессионально. Две тренировки я проводил с командой, а третью, вечером, со своими ребятами из ДЮСШ. Возможно, из-за такой настырности и желания так все и получилось.
- Из ДЮСШ в Полтаву-Баскет ты уходил одним из лучших, верно?
- Нас с товарищем двоих из всей группы пригласили на сбор, и мы попали в команду. Уже потом, когда пропало финансирование, все основные игроки уехали, и мы играли в Высшей лиге с этим моим товарищем из ДЮСШ. В том сезоне мы играли много, едва не по 40 минут за матч. Потом было много предложений, в том числе и из Будивельника. Было предложение и из Сумыхимпрома, куда я в итоге поехал на просмотр и подписал контракт.
- То есть, в баскетбол ты пришел, можно сказать, с улицы?
- Я с самого детства, с первого класса занимался футболом. Тренировался в ДЮСШ при полтавской Ворскле. Были вместе в одной группе с Русланом Ротанем, хорошо с ним знакомы. У него отец был тренером, и два брата занимались. Мы вместе играли за один ЖЭК. Зимой в хоккей играли... После футбола начал заниматься всеми видами спорта подряд. Помню, на бокс ходил… да и куда только можно. Знакомился со всеми игровыми видами спорта, можно сказать, искал себя. Нравилось все, и баскетбол тоже. Начинали играть на улице, и баскетбол превзошел все то, что у меня было до него. Начало получаться, и я выбрал этот вид спорта.
- Дальше были Сумы. Каким ты запомнил свой первый период пребывания в этой команде?
- В Сумах состоялось мое становление, как игрока. В свой первый приход я играл там на протяжении трех лет. Примерно по 15 минут в среднем за матч, помогал. А в следующие два года я уже был основным разыгрывающим, играл много времени. У нас был очень хороший тренер Римас Андриятис, который помогал раскрыться. Был очень дружный коллектив - и старшие ребята, и ровесники мне помогали. Дружили семьями. Жили в одной гостинице, проводили все время вместе...
- Был и Виталий Черний, который позже стал твоим главным тренером в Будивельнике.
- Да. Тогда он был еще игроком, капитаном команды. Тренировались вместе, он много подсказывал. Он был на десять лет старше меня, и я прислушивался к его советам.
- Где-то здесь же ты получил вызов в сборную Украины, в составе которой впоследствии провел 20 матчей. Чувствовал ли в начале карьеры, что сможешь дорасти до игрока уровня сборной?
- Честно, я никогда об этом не думал, особенно в начале карьеры. Просто выходил на каждую тренировку, каждый матч с мыслью о том, что надо выиграть игру, показав все, что умеешь. Проявить старание, желание. Про сборную мыслей никогда не было. Понятно, что, начиная заниматься баскетболом в 18 лет на улице, я не мог предположить, что через пять лет, в 23 года я буду играть за сборную Украины на всемирной Универсиаде, и мы займем там второе место. А потом и в финальной части чемпионата Европы. Спасибо Геннадию Сергеевичу Защуку за это приглашение. За то, что увидел, что я могу играть за сборную. Этот толчок в моей карьере - его заслуга.
- На Универсиаде-2005 ты был основным разыгрывающим. За счет чего вам тогда удалось выдать такой результат?
- Опять же, за счет команды, за счет того, что мы были дружными. Мы не думали о медалях, Помню, еще и Андрей Лебедев получил травму буквально на второй игре...
- Можешь назвать эту медаль самой ценной в своей коллекции?
- Думаю, да.
- Назови оппонента, с которым тебе было тяжелее всего играть в карьере. Тони Паркер?
- Не знаю на счет Паркера, но могу сказать, что для меня самым тяжелым оппонентом на тренировках в Николаеве был Андрис Мажутис. Мало кто может так защищаться и контролировать игру. Понятно, что Теодосич, против которого я тоже играл, и Тони Паркер, это звезды. Но я могу говорить о том, что видел каждый день на тренировках. Игра - это такое дело. По защите против меня самым тяжелым был Мажутис.
- А тебе против кого тяжелее всего было защищаться? Все-таки Теодосич и Паркер? Какие эмоции были от противостояний с такими игроками?
- Конечно, это звезды... Но эмоций никаких не было. Выходил и старался, никогда не думал о том, что играю против Тони Паркера, или кого-либо еще. Если ты будешь так думать, то это ни к чему хорошему не приведет. Тогда лучше вообще не выходить на игру.
- Ты провел 20 игр за сборную. Какой опыт получил, играя за "желто-синих"?
- Колоссальный опыт. Было много турниров, даже перед отборочными соревнованиями. Много игр, ты получаешь огромный опыт. Больше всего запомнилась финальная часть чемпионата Европы-2005. В сборной было много внимания, ажиотажа. В каждом городе у нас были болельщики. Нельзя получить этот опыт из ниоткуда. Даже если ты мало играешь, у тебя есть возможность тренироваться с лучшими игроками, играть против лучших. Потом на клубном уровне в чемпионате приходится легче.
- Общались с Геннадием Сергеевичем Защуком о твоей карьере, и он сказал, что не все команды, в которые ты переходил, способствовали твоему росту. Например, в сезоне 2005/2006 ты играл за БК Киев. Потом перешел в Черкасские Мавпы. У этих клубов были разные амбиции. Как можешь оценить тот период? В чем была разница между этими командами, где больше удавалось добиться роста?
- В Киеве была противоречивая ситуация. Там я мало играл. Была команда с легионерами, да и у меня с английским тогда было не очень хорошо. После Сум, находясь в Киеве, мне хотелось больше играть, поэтому я в итоге перешел в Черкассы. Но в плане познания баскетбола и уровня тренировочного процесса Киев и Черкассы - две совершенно разные организации. Между ними была очень большая разница. В Киеве нам давали много систем защиты и нападения. Разбор, тактика... Небо и земля. Тренером был иностранец (Ренато Паскуали - прим.), и помощники тоже. Кроме БК Киев было тяжело это где-то найти. Они очень хорошо знают баскетбол.
В Черкассах же я больше играл. Прекрасный город, прекрасные болельщики. Меня хорошо встретили - как руководство, так и тренеры.
- Потом снова были Сумы, а также Одесса и Николаев. То есть, клубы, которые, опять-таки, не ставят максимальные задачи. Это был твой выбор? Были ли в тот момент предложения от клубов, которые реально ставили себе цель бороться за чемпионство?
- Если бы были такие предложения, думаю, в итоге я бы в эти команды и перешел.
- Спустя несколько лет ты оказался в Запорожье, где, как кажется многим, провел три наиболее ярких сезона в своей карьере. Ты был одним из ключевых игроков в команде с легионерами уровня Еврокубка и Евролиги. За счет чего тебе удалось так хорошо себя проявить в этой команде в таком почтительном возрасте (В Запорожье Артем переходил в 30 лет - прим.)?
- Я бы не сказал, что возраст играл значительную роль. А проявить себя удалось больше благодаря руководству команды, болельщикам и тренеру. Кирилл Вадимович Большаков имеет хороший подход к каждому игроку, умеет раскрыть его. Это доказано не одним сезоном. И до меня в Запорожье приходили многие легионеры и украинцы, которые потом играли на более высоком уровне. Я считаю, это за счет него и президента Валерия Элькинсона. Они хорошо объясняли все. Кирилл Вадимович рассказывал, что требуется от каждого игрока. Если бы я был игроком, который забивает по 20-30 очков за матч, я бы не играл в Запорожье. Он мог достучаться до каждого игрока и извлечь из него максимум пользы. Я мог не набирать очки, но защититься против какого-то отдельного игрока, отдать передачу. Думаю, за счет этого у меня был такой период в Запорожье.
- То есть, можно сказать, что в Ферро у тебя все идеально совпало?
- Да, я себя очень комфортно чувствовал в Запорожье. Хотя, и в других командах тоже. Я очень коммуникабельный человек. Но если говорить о Запорожье, то этот город, определенно, оставил отпечаток на моей жизни. Там у меня родилась вторая дочка, оттуда у меня много друзей. Кумовья... И все это связано с баскетболом. Мы знакомились и дружили с людьми, которые приходили на матчи. Дружим и по сей день.
- В одном из интервью ты рассказывал, что в определенный период в Ферро меду играми ездил домой в Полтаву.
- Да, это было в первый сезон в Ферро. В сентябре старшая дочь пошла в школу, а потом начался сезон, и мы не стали переводить ее сразу. Приходилось ездить домой, в Полтаву. А в два следующих сезона все было отлично - семья переехала ко мне.
- Из Запорожья ты получил второй вызов на Матч всех звезд Суперлиги. Как можешь оценить это явление в украинском баскетболе. Что чувствовал, когда тебя выбирали как участника МВЗ? Для тебя это был вопрос престижа, или ты просто рассматривал это как мероприятие, на котором можно весело провести время?
- Наверное, второе. В 2012-м году помимо меня на матче были еще три американца (Калпеппер, Чаппелл и Гуинн). Через день, по-моему, у нас была игра, и мы ее сыграли не очень хорошо, насколько я помню. Зато на мероприятии было классно и весело! Никаких других эмоций Матч звезд у меня не вызывал.
- А какой из МВЗ тебе запомнился больше всего - первый (2008) или второй (2012)?
- Наверное, второй. Первый уже просто не помню. Старый уже!
- После Ферро ты перешел в Будивельник. Ты хорошо играл в Запорожье, почему в итоге решил перейти в стан "строителей"?
- Перед началом сезона у Ферро возникли финансовые трудности. Так и получилось, что я перешел в Будивельник.
- Были какие-то другие предложения?
- Нет. Тогда заканчивался период дозаявок. Спасибо руководству Будивельника за то, что дали мне шанс и поверили, что я могу принести какую-то пользу. Думаю, я их не разочаровал.
- Уже здесь ты раскрылся в роли капитана и лидера в раздевалке. Насколько тебе подошла такая роль, как тебе жилось в Будивельнике?
- В Будивельнике все было супер. Отличная команда, которая всегда нацелена на то, чтобы занимать первые места. Будучи в роли капитана такой команды ты должен быть всегда собран внутри, всегда готов настроить ребят. А капитанство для меня не новость.
- Если суммировать, то в твоей карьере были команды, которые ставили перед собой наивысшие задачи. Будивельник, БК Киев, то же Запорожье выигрывало Кубок Украины. Не жалеешь, что не удалось провести в таких коллективах больше лет?
- Я ни о чем не жалею. Считаю, что все получилось так, как и должно быть. Лучше, хуже... Зачем о чем-то жалеть? Вот, например, в Николаеве было хорошее время. Феноменальные зрители, тренерский состав, руководство клуба, ребята... Три отличных года я провел в Будивельнике. Спасибо президенту клуба Богдану Святославовичу Гулямову за то, что он дал мне такую возможность.
- Возвращаясь к Будивельнику. Что тебе больше всего запомнилось за три года, проведенных здесь?
- Хорошее воспоминание - выигранный Кубок Украины (сезон 2014/15 - прим.). В остальном, повторюсь, здесь все было супер.
- Болельщики клуба выделяли тебя, как одного из лучших капитанов Будивельника. Уделял им особое внимание?
- Не знаю... Наши "ультрас" - классные пацаны. Они ездили на выездные игры, поддерживали нас. Никакого особенного внимания я им не уделял, просто всегда оставался адекватным человеком. Может быть, поэтому...
- Подводя итог, ты доволен своей карьерой?
- Конечно!
- На разных этапах твоей карьеры тебя выделяли как неплохого снайпера, зрячего плеймейкера и цепкого персональщика. Что из этого тебе нравилось делать на площадке больше всего?
- Больше всего мне нравилось отдавать передачи и защищаться. Мне нравилось организовывать команду на площадке, быть фактически вторым тренером. Больше всего удовольствие мне доставляли защита и классная передача. Особенно, если она в итоге оказывалась результативной. Это нравилось больше, чем моменты, когда набираешь очки.
- Такая любовь к ассистам проснулась в тебе на тренировках, или в истории баскетбола был игрок, который нравился тебе и повлиял на это?
- Честно говоря, такого игрока не было. В начале карьеры, когда я играл за Полтаву-Баскет, мне очень нравился Игорь Харченко. То, как он защищался и отдавал передачи. Поначалу я на него ровнялся. После, методом проб и ошибок, нашел свой стиль.
- Артем, по ощущениям, если бы не было этих проблем с коленом, чувствуешь, что мог бы провести в профессиональном баскетболе еще сезон-два, или, может быть, даже больше?
- Я люблю баскетбол. Если бы были силы, то, конечно же, играл бы. А так, не вижу смысла обманывать себя и клуб. Если я не могу выкладываться на 100% (а в играх нужно и на все 120%), то не принесу пользу команде. Поэтому я принял такое решение и честно сказал о нем.
- Что дальше?
- Посмотрим, жизнь покажет. Как говорит мой дедушка, это военная тайна. Пока не о чем говорить, да и не хочется. Есть много вариантов, которые не связаны с баскетболом.
- Может быть, в будущем все-таки планируешь вернуться в баскетбол уже не в качестве игрока?
- Опять-таки, пока ничего не планирую. Пока не хочу куда-то бросаться, или что-то серьезно планировать.
- В любом случае, надеюсь, мы еще не раз услышим об Артеме Буцком!
- Да, я думаю, услышите!
- Артем, по ощущениям, если бы не было этих проблем с коленом, чувствуешь, что мог бы провести в профессиональном баскетболе еще сезон-два, или, может быть, даже больше?
- Я люблю баскетбол. Если бы были силы, то, конечно же, играл бы. А так, не вижу смысла обманывать себя и клуб. Если я не могу выкладываться на 100% (а в играх нужно и на все 120%), то не принесу пользу команде. Поэтому я принял такое решение и честно сказал о нем.
- Что дальше?
- Посмотрим, жизнь покажет. Как говорит мой дедушка, это военная тайна. Пока не о чем говорить, да и не хочется. Есть много вариантов, которые не связаны с баскетболом.
- Может быть, в будущем все-таки планируешь вернуться в баскетбол уже не в качестве игрока?
- Опять-таки, пока ничего не планирую. Пока не хочу куда-то бросаться, или что-то серьезно планировать.
- В любом случае, надеюсь, мы еще не раз услышим об Артеме Буцком!
- Да, я думаю, услышите!