Если вы ждали лучшего времени в истории, чтобы стать разыгрывающим в НБА – поздравляю, оно наступило. Вместо того, чтобы слоняться по паркету, забрасывать мяч в зону соперника и ждать игры в стеночку, лучшие плеймейкеры в наши дни форсируют темп, владеют мячом большую часть игры и инициируют большинство атак своей команды. Эра «пространства-скорости» всерьез началась еще в 2004 году, когда «Санс» заигрывали трехочковых снайперов на позиции тяжелого форварда, и расчищали пространство для Стива Нэша. Прошло чуть больше десяти лет – и вот уже центровые бросают трехочковые, а защита растягивается до неимоверных пределов. Если защитники в 90-х лавировали в узких улочках на пути к кольцу, то защитники в 2010-х рвутся вперед по широким проспектам.
Играть разыгрывающего стало так весело, что все хотят это делать. «Рокетс» в межсезонье передвинули Джеймса Хардена на позицию «единицы», и пока многие предполагали, что это всего лишь вопрос семантики, этот ход сделал его реальным фаворитом за награду MVP. Дайте игроку, который может вести мяч, пасовать и бросать, мяч и свободу движения – и никто вам не скажет, что может произойти. Любое статистическое достижение может быть под угрозой.
Восемь разыгрывающих были выбраны в этом году на Матч Всех Звезд, и это не считая Янниса Адетокумбо, многоликого монстра, который лидирует в «Бакс» по очкам, подборам, передачам, перехватам и блокам. Крис Пол был бы там, если бы не травма, а глубина позиции настолько велика, что за бортом ожидают Майк Конли, Эрик Бледсоу, Дамиен Лиллард и Горан Драгич. В этой лиге трудно выигрывать без элитного разыгрывающего, и многие из худших команд этого сезона будут искать усиление данной позиции на драфте (и не без оснований).
Составление рейтингов разыгрывающих – бесполезное занятие, так как их производительность напрямую зависит от партнеров по команде. Стеф Карри – все тот же игрок, который выигрывал два подряд титула MVP, но его статистика понизилась с приходом Кевина Дюранта. И наоборот, с уходом Дюранта Рассел Уэстбрук набирает трипл-дабл в среднем за игру. В университетском баскетболе менее талантливые игроки зависят от разыгрывающих, которые делают их лучше, но на высочайшем уровне разыгрывающий может быть хорош ровно настолько, насколько ему позволяет его окружение.
Таким образом, вместо того чтобы составлять традиционный рейтинг, я решил сравнить восемь пойнт-гардов, попавших на МВЗ + Криса Пола в различных аспектах игры.
Вся статистика актуальна по состоянию на среду, 8 февраля.
Кто больше всех похож на разыгрывающего в традиционном понимании?
Дни разыгрывающих в качестве чистых распасовщиков давно ушли. Плеймейкер, который не может угрожать защите своим броском – играет с одной рукой, связанной за спиной. Тем не менее паренек, владеющий мячом, даже сейчас так или иначе должен задействовать всех остальных партнеров в атаке. Поиск баланса между пасом и броском – очень тонкий вопрос, зависящий от других четырех игроков на паркете. Какие же у нас есть варианты в данной категории? Благодаря отслеживающим камерам высокого разрешения на каждой арене НБА, мы точно знаем, сколько раз каждый разыгрывающий касался мяча и сколько раз они отдавали пас.
Вероятность того, что Крис Пол сделает пас в отдельно взятом владении почти на 15 процентных пунктов выше, чем у Уэстбрука, который владеет мячом на историческом уровне. По сравнению с прошлым сезоном Расс делает на 10 касаний больше, при этом совершая всего 2 дополнительных паса. Пол – это высокоточное оружие, которое тщательно выбирает позицию; Уэстбрук – это грубый инструмент, который решает вопрос силой при каждом удобном случае. В то время как стиль Пола повышает его продвинутую статистику, это не делает его автоматически более эффективным. Он бросает с лучшим показателем в карьере (47.3%), отличные цифры для разыгрывающего, но не лучше ли пожертвовать эффективностью и набирать больше очков? Взгляните на серию плей-офф «Клипперс» – «Тандер» в 2014 году. Пол набирал 22.5 очка при 51-процентной точности, а Уэстбрук – 27.8 очков с 49-процентной точностью. Разница всего в 5 очков; но эти дополнительные 5 очков за игру были довольно ценными.
Кто задействует больше пространства?
Играть разыгрывающего в НБА – это как сесть поиграть в видеоигру. Чем больше в вашей команде снайперов – тем легче уровень сложности. Если оборона соперника вынуждена защищаться против четырех игроков, боеспособных на расстоянии 25-ти футов от кольца и дальше – пройти к кольцу не составит труда. Если защита зацементирует «краску» и заставит остальных четырех игроков вашей команды бросать – задача станет практически невыполнимой. Так кто же играет на «легком», а кто на «эксперте»? Чтобы облегчить данный расчет, я взял четырех наиболее часто играющих партнеров по команде наших подопытных разыгрывающих и посчитал количество трехочковых, которые они бросают и попадают в среднем за игру.
Харден, Карри, Ирвинг и Томас задействуют просто прорву игрового пространства, и возможно, не случайно, «Рокетс», «Кавс», «Уорриорс» и «Селтикс» имеют 4 из 6 лучших балансов побед-поражений в лиге. На другом конце спектра, Уэстбрук и Кайл Лаури, в частности, передвигаются по минным полям. Основная масса снайперов «Рапторс» выходит со скамейки, поэтому большую часть времени для Лаури расширяет пространство атаки только Демарре Кэролл. «Тандер» вообще не старались связать Уэстбрука с какими-то снайперами в принципе, полагая, что он и так все сделает сам, независимо ни от кого. Стоит задуматься, чтобы случилось с его статистикой, если поменять его местами с Харденом.
Из девяти команд из списка, только одна – «Селтикс» с Элом Хорфордом – получает достаточно трехочковых бросков от стартового центрового, хотя «Уорриорс» (с Дреймондом Грином на «пятерке») и «Кавс» (Ченнинг Фрай) регулярно играют с пятью дальнобойными стрелками. Эра «пространства-скорости» еще не достигла своего пика, так как есть еще достаточно возможности расширить пространство атаки, например, добавив к элитному разыгрывающему хорошего комбогарда.
Кто из разыгрывающих больше подходит к парадигмам Моурибола?
Под покровительством ГМа Дэрила Моури, «Рокетс» построили нападение, максимизируя количество самых эффективных бросок в баскетболе – 3-очковых и бросков у кольца. Моурибол медленно пожирает остальную лигу, во многом благодаря появлению «широкого» пик-н-ролла, который основывается на активном задействовании данных бросков. Специалисты по броскам со средней стали текстильщицами в эпоху Индустриальной революции; у них отобрали средства к существованию, а «дальний 2-очковый» стал ругательным словом. Так какой из разыгрывающих имеет диапазон бросков, наиболее близкий к идеалу?
Что удивительно, Харден, чья игра, кажется, выстроена по хитрым чертежам в подземных лабораториях Моури, не является наиболее «Моурибольным» разыгрывающим. Этот трофей уходит к Томасу, который слегка опережает Карри и Лоури. Все трое делают примерно 4 из 5 бросков с двух сладеньких мест площадки. Но в то время, как Карри и Лоури более половины своих бросков отдают под 3-очковые, Томас является гармоничным снайпером, который бросает примерно одинаковое количество бросков как из-под кольца (7.6), так и из-за дуги (8.3). Несмотря на то, что он самый маленький игрок в группе, по частоте попадания в краску он уступает только дико атлетичному Уэстбруку.
Кто лучше всех разыгрывает пик-н-ролл?
Пик-н-ролл – это основа нападения в современном баскетболе, и подавляющее большинство таких розыгрышей инициируется с заслона на вершине 3-очковой линии. Каждый хороший пойнт-гард хорош при разыгрывании пик-н-ролла, но все же, кто же лучший? Чтобы ответить на этот вопрос, выйдем за рамки статистики. Мы можем посчитать, как много пик-н-роллов разыгрывают плеймейкеры, и как эффективно они это делают, но эти цифры определяются атакующими схемами, навыками партнеров, участвующих в розыгрыше, и доступным пространством. Намного легче навесить пас Андре Драммонду или Деандре Джордану, чем Зазе Пачулии.
Есть три отдельных компонента, необходимых для эффективного розыгрыша пик-н-ролла. Первый – это способность бросать после ведения. Легкий способ противостоять пик-н-роллу – обойти заслон и заставить владеющего мячом бросать. Если вы не можете заставить защитника уважать ваш бросок, розыгрыш зайдет в тупик, еще не начавшись. С другой стороны, чем лучше бросок у владеющего мячом, тем шире должна растянуться оборона, чтобы помешать ему выйти на оперативный простор, что открывает возможности для других схем.
Второй компонент – способность атаковать при размене. Вместо того, чтобы иметь дело со всеми пятью защитниками, движущимися и работающими как единое целое, многие команды просто размениваются при заслонах. «Кавс» использовали эту стратегию в последнем Финале, используя ограниченную подвижность Карри из-за травмы колена, чтобы переключать на него либо Тристана Томпсона, либо Леброна. Они заставляли Карри пытаться обыграть их на ведении, что эффективно тормозило нападение «Уорриорс».
Только защитник, который может хорошо бросать и активно видит партнеров, сможет полностью раскрыть потенциал пик-н-ролла. Если оборона не идет под заслон или размен, разыгрывающий может воспользоваться освободившимся пространством, чтобы пройти в краску, и набросить пас набегающему «бигмэну», или найти снайпера на позиции, ну или бросить самому. Этот тот момент, когда традиционные качества разыгрывающего (способность манипулировать обороной, совершать передачи в стесненных условиях, навыки предвидения расположения игроков) вступают в игру.
Так кто же идеальный защитник для пик-н-ролла? Правильного ответа нет, а вот неверные – найдутся. Это точно не Уолл или Уэстбрук, которые хуже всех из группы бросают трешки. Вы бы не хотели, чтобы кто-то слишком часто терял мяч, что является проблемой для Хардена, единственный из списка, имеющий соотношение передач-к-потерям меньше, чем 2-к-1. Вам нужен элитный бомбардир 1-на-1, который может последовательно наказать за размен, что исключает из списка претендентов Уокера, который забивает всего 0.65 очков за владения, играя в изоляцию в этом сезоне.
Остаются Пол, Ирвинг, Томас, Лоури и Карри, каждый из которых представляет практически невыполнимую задачу при заслонах. Вы не можете оставить их одних, вы не можете бросить на них «бигмэна», они могут быстренько прорваться к кольцу. Несмотря на то, что он страдал от разменов в Финале, я бы все равно выбрал Карри, потому что он лучший снайпер из шести, и он выше остальных, так что ему легче бросить. Ирония заключается в том, что у него меньше всего розыгрышей пик-н-роллов, чем у всех остальных разыгрывающих в списке.
Кто лучше играет в защите?
Измерять навык игры в обороне невероятно сложно, особенно у разыгрывающих, где очень много идет от концепции команды. Так же нужно учесть тонну разменов, когда лучший пойнт-гард ставится против менее талантливого соперника, чтобы сохранить силы. Таким образом, хоть и важно смотреть на то, как игрок защищается в ситуациях 1-на-1, калибр его оппонентов будет варьироваться в зависимости от того, как плеймейкер используется. Томас, который делит заднюю линию с таким элитным защитником периметра, как Эйвери Бредли, не имеет таких сложных индивидуальных заданий, как Лоури и Пол, которые играют с Дерозаном и Редиком, соответственно.
Для того чтобы привести к балансу то, как игрок защищается индивидуально с его участием в оборонительных схемах всей команды, я смотрел на их процент позволенных бросков, когда они являются основным защитником, а также на разницу оборонительного рейтинга их команды с ними и без на паркете. Я сравнил всю группу друг с другом, а затем взял среднее из обоих показателей. Это не дает точную картину их оборонительной производительности, так как разница между Томасом (9-й) и Харденом (8-й) в рейтинге точно такая же, как разница между Харденом и Лоури (3-й). Тем не менее, есть интересная табличка:
Цифры прошли проверку, так как Пол уже много лет попадает в лучшую пятерку по защите, а Кайри печально известен своей неуклюжестью в обороне. С точки зрения репутации, самая удивительная позиция – у Уокера, у которого нет таких физических данных, как у Уолла. Уокер пользуется тем, что играет по схемам Стива Клиффорда, одного из лучших оборонительных тренеров в лиге. Уокер вовсю пользуется своей ловкостью, чтобы зарабатывать на себе фолы от более крупных игроков.
Кто делает своих партнеров лучше?
Цифры с игроком и без на площадке никогда не рассказывали всех тайн, если только вы не хотите наказать игрока за то, что у него хороший бэкап, или наградить, если его сменщик – плохой. Тем не менее, эти данные могут быть показательны, и, как и следовало ожидать, все лучшие разыгрывающие лиги существенно улучшают показатели своей команды, когда они в игре:
Чтобы увидеть силу контекста в эти числах, все, что вам нужно сделать – посмотреть на Кайри. Леброн Джеймс, по существу, играет резервного разыгрывающего, когда Кайри находится на скамейке. Как вы, наверное, слышали, Джеймс считает, что «Кавс» нужен еще один плеймейкер. Кайри трудно иметь такое влияние на «Кавс», какое имеет Томас на «Бостон», учитывая, что его бэкап – Терри Розье, и у них нет признанной второй опции, который мог бы управлять атакой, когда Томас отдыхает.
Тем не менее, в то время как нахождение Кайри на дне рейтинга имеет смысл, то очень странно видеть Стефа наверху. Обычно, когда Карри вне паркета, на нем находится Дюрант, но все равно существует огромный разрыв в эффективности команды без своего звездного разыгрывающего. «Уорриорс» теряют больше очков без Карри, чем «Бостон» – без Томаса, хотя вроде бы Дюрант этим летом переехал не в Массачусетс. В этом и заключается разница – иметь разыгрывающего, который попадает 36.6% 3-очковых за карьеру, или иметь другого, который бросает уже с 44.1-процентной точностью. Есть много способов быть отличным разыгрывающим, но один путь может быть более гладким, чем остальные.
Оригинал - Jonathan Tjarks, The Ringer.