Думаю, Бог спустил меня на землю ради игры в баскетбол.
Как я сделал такой вывод? В подростковом возрасте моя жизнь изменилась. Изменилась после матча в составе молодежной команды Конго в ЮАР. Дальше случилось будто бы чудо.
На турнир мы отобрались посредством победы в матче на вылет, но мне почему-то и в голову не приходила реальность самой возможности участия. Переезд до Южной Африки? Кто за это заплатит? Выглядело неправдоподобно. Вот, например, когда мой отец играл в баскетбол, ни о каких турнирах и речи не шло: он выступал за юниорскую команду страны, но баскетбольная федерация попросту не могла оплатить участие в каких-либо соревнованиях. Божиею милостью конголезская федерация баскетбола смогла обеспечить выезд нашей команды. Я смог пробиться в состав U-15, которому и предстояло сыграть за свою страну на континентальном первенстве.
Это первенство было возможностью всей моей жизни. Во время переезда в Южную Африку я впервые оказался в самолете. Не знал, чего ожидать. На турнире нам пришлось столкнуться с командами, в которые вкладывают на порядок больше ресурсов. Столкнуться с банально лучшими командами - Анголой, Нигерией, что регулярно отправляют свою молодежь на европейские соревнования.
Честно говоря, на турнире я прыгнул выше головы. Не ожидал от себя такого уровня игры. Я попадал бросок с отклонением после разворота, и, возвращаясь на свою половину, думал: "Черт, как я сделал это?" В первой игре я набрал 19 подборов, 12 блокшотов и 27 очков. Даже несмотря на то, что я никогда не сталкивался с таким уровнем соперников, я показал лучший баскетбол в жизни.
Я играл.
Закончилось тем, что меня признали MVP турнира. На моем счету было наибольшее число набранных очков, подборов и блокшотов. До того никто и не знал даже о моем существовании. Да и как мог узнать? Те несколько игр изменили направление развития моей жизни. Вспоминая то соревнование, я думаю, будто оно было организовано специально для меня, будто бы Бог открыл мне двери и сказал: "Вперед".
Я был настолько сосредоточен на игре, что и не подумал, а будут ли присутствовать скауты профессиональных команд. Но скауты там были. Вскоре после турнира я паковал чемоданы в Испанию, где началась моя баскетбольная карьера.
На момент отъезда в Испанию мне было 17. Я сконцентрировался на двух вещах: изучении языка и упорной работе каждый день. Поначалу я жил с другим африканским баскетболистом, говорившем на французском. Он значительно помог мне, пока я сам не знал испанский. Я хотел учиться. Не хотел терять время попусту - не люблю терять время в принципе. Каждую минуту, каждый день я должен делать что-то, что будет помогать мне развиваться. Так что я попросил клуб, Л'Оспиталет, помочь мне с изучением испанского языка.
Первое время много к чему необходимо было привыкнуть. В Конго я не играл на профессиональном уровне, и на близком к нему не играл. Даже перед тем самым турниром в ЮАР мы готовились всего лишь неделю. Просто собирались, играли вместе в баскетбол - вот и вся подготовка. Никогда не тратили время на, например, тренировку броска.
В этом плане Испания была совсем другой. Она была баскетбольной. У меня был сильный тренер, я начал работать над основополагающими вещами и броском. Мы тренировались с утра и в обед.
В Испании каждый клуб имеет основной состав и резервный: состав А и состав Б. Начинал я в Б, но со временем сумел перебраться в состав А. Поставил себе такую цель. В действительности я даже и не думал об НБА. Не знал даже, по какой системе проводится драфт. В детстве я читал разные материалы об игроках НБА в спортивных журналах, но никогда не видел игру в лиге, потому как в Конго у нас не было доступа к телевидению. Так было до момента переезда в Испанию, где я и получил первые сведения о Национальной Баскетбольной Ассоциации. Смотрел передачу "NBA Action", куда включались нарезки с матчей. Спустя какое-то время я узнал больше о легендарных баскетболистах и стал без перерыва смотреть ролики об НБА на YouTube.
Я захотел стать таким, как они. Я захотел стать игроком НБА.
После нескольких месяцев работы в Испании агент начал говорить мне о том, как играют в баскетбол в Штатах. Я все еще выступал за резервную команду, но талант уже был замечен. На тренировки стали приезжать скауты НБА. Мне представилась возможность поучаствовать в баскетбольном лагере от Reebok, я взял MVP. Агент сказал мне, что имеются неплохие возможности быть задрафтованным.
Он оказался прав. Суперсоникс выбрали меня в первом раунде драфта-2008.
Но я не мог сразу попасть в НБА. Требование Сиэттла было таково: отыграть еще один год в Испании на профессиональном уровне. Так я и сделал, а после команда переехала в Оклахому.
Об Оклахоме я не знал ничего.
Однако оказалось, что переезд туда - настоящий подарок. Если бы я жил не в Оклахоме в свой первый год в лиге, вероятно, я бы потерялся. Оклахома - лучшее место из тех, что я знал. Город принял меня с распростертыми объятьями. Я сразу же понял, что меня окружает общество заботливых людей.
Организация и ее представители заботятся в первую очередь о тебе, а не об игре. Айанна Клинтон, директор по работе с баскетболистами, человек, которого я называл своей сестрой, помогала мне почувствовать себя в своей тарелке и выучить английский. Мой тренер, Скотт Брукс, с полным спокойствием относился к тому, что мне пришлось изучать абсолютно новую лигу и новую страну.
А болельщики были просто невероятные! Страстные до игры, но преданные. Обожал играть ради них. После каждого возвращения с выездных матчей в 2 часа ночи нас встречала армия поклонников - я понимал, насколько нам с ними повезло.
Наш успех открывал невероятные возможности. Помню первую игру Финала-2012: с нашим выходом на площадку каждый вопил. Настолько громко, что я даже испугался. Никогда не слышал чего-либо подобного на баскетбольной игре. Но пусть даже я был слегка взволнован, я был рад.
Не мог даже и мечтать о лучших партнерах и учителях, чем КейДи и Расс. Потрясающе приятно играть с талантливыми партнерами, умеющими на паркете если не все, то многое, и обожающими игру.
Шел мой второй год в НБА, я по-прежнему привыкал к новой обстановке, и тут Кевин Дюрэнт сообщил мне о том, что рядом с его домом есть одно неплохое вакантное местечко. Я принял решение переехать туда.
В первый год я жил сам по себе. Но во второй я очень много времени проводил с Кевином, ведь теперь мы стали соседями. Мы вместе отдыхали, принимали пищу, играли в видеоигры. У Кевина было множество друзей и знакомых, что помогли мне освоиться в новом месте. Иногда я останавливался у него просто пообедать. И меня всегда были рады принять. Кевин был моей семьей в Оклахоме. Очень благодарен ему за всю помощь во время адаптации.
Хотелось бы рассказать одну историю про Тандер. Историю, случившуюся со мной в момент первого знакомства с командой. Я хотел впечатлить тренерский штаб на занятиях. Помню, Скотт Брукс временем начала объявил 11 утра, я же приехал в 10 в надежде стать первым, кто окажется в тренировочном центре. А там уже КейДи, работает над броском.
Я подумал, что на следующий день приеду еще раньше. Хорошо, 9:30. Так-то уж я точно окажусь первым.
Не оказался.
На третий день я захотел подъехать к 9 утра.
Угадаете, чем все это закончилось? КейДи вновь опередил меня, включил свет, работает.
Я пережил многое в своей жизни и выучил много уроков. Весь этот опыт я перенесу с собой из Оклахомы в Орландо. Я многому научился везде, где бы ни был. И я за это очень благодарен.
Благодарен Богу за эту возможность. Да я рад, парень! Предстоит тяжелое испытание. Легко не будет. Буду усердно работать, так, как меня научили работать Расс и КейДи. Не могу дождаться первого матча в Орландо. Насколько же я счастлив, переезжаю из одного города-любителя баскетбола в другой. А там ведь еще и Дисней неподалеку, так что моей 10-летней дочери, Рэни, точно понравится.
Очень рад буду поиграть с молодым фронткортом Орландо. У этой команды много талантливых игроков. Мы будем летать по площадке в этом году. С нетерпением жду начала работы. С момента моего первого прибытия в лигу изменилось многое, в том числе и я сам. Настало время принять на себя новую роль. Теперь я буду одним из ветеранов своей команды.
В Орландо я буду тем, кто включает свет первым.