Фото: Gettyimages.ru/Robert Reiners
В ближайшее время Кевин Дюрант отойдет от обидного поражения в финале Западной конференции и начнет определяться со своим будущим. У Кевина заканчивается контракт с «Оклахомой-Сити», и перед ним лежит практически бесконечное число вариантов, где и как продолжить карьеру. Любая команда НБА (кроме, разве что, «Кливленда») готова разворошить весь состав, расчистить зарплатную ведомость, пожертвовать будущими активами – и все ради того, чтобы подписать Дюранта. Какие-то скромные клубы, конечно, трезво оценивают свои шансы на главный лот этого лета, но есть порядка 10 реальных претендентов на форварда. Это и «Уизардс» из родного Вашингтона, и «Сперс», что находятся рядом с alma mater Дюранта, и вечно хитрые «Хит», и привычные уже «Никс», «Лейкерс» и «Селтикс».
Но не стоит забывать и о «Тандер». Официально лишь два финалиста были сильнее «Оклахомы-Сити» по текущему сезону – это «Кливленд» (причем еще не факт, что «Кэвс» лучше «Тандер») и защищающие свой титул «Голден Стэйт». Сомнительно, что ЛеБрон будет рекрутировать Дюранта в свою команду, да и места под потолком у «Кливленда» совсем нет; а переходить в ГСВ после такой сечи в финале Запада – это слишком большой удар по репутации Кей-Ди.
Так стоит ли менять сильную «Оклахому» на команду, которая вряд ли сможет обеспечить Кевина адекватным окружением? Даже если существуют какие-то неясные игровые причины, по которым Дюранту было бы интересно уйти в другое место, то с финансовой точки зрения ему выгодно остаться в прежнем клубе – хотя бы еще на один год.
Чистая математика
Никто не сомневается, что Кевин Дюрант – игрок максимального контракта. Если уж всякие Брэдли Билы и Элы Хорфорды претендуют на самый большой контракт из возможных, то Кевин получит его в ту же миллисекунду, как попросит.
В НБА существует несколько уровней «максималок», которые зависят от стажа игрока. Для игрока со стажем от 7 до 9 лет максимальная зарплата в первый год контракта устанавливается в размере около 28% от потолка зарплат. Кевин, отыгравший 9 лет в НБА, как раз подходит под эту категорию. Предположим, что потолок зарплат, который будет рассчитан лигой в июле, составит 92 миллионов долларов.
Тогда зарплата Кевина в любой команде будет равняться 26 млн. Но в 2017 году его стаж будет составлять уже 10 лет – а это означает, что его новый максимальный контракт через год может составить почти 33% от потолка зарплат. Кроме того, сам потолок по прогнозам вырастет еще больше и преодолеет планку в 100 миллионов. Наконец, в 2017 году истечет срок старого Коллективного соглашение, а новое может вообще отменить максимальные контракты или, по крайней мере, увеличить их – за это борется профсоюз игроков по наущению суперзвезд НБА, в том числе самого Дюранта. Сколько причин отложить «Решение» еще на год!
Кевину разумно заключить краткосрочный контракт на 1 сезон с продлением на второй по инициативе игрока. Любая команда даст ему этот 1+1 с опцией, и Дюрант снова выйдет на рынок свободных агентов в 2017. И каким бы ни было новое Коллективное соглашение, оно всегда будет давать старой команде финансовое преимущество при переподписании своих свободных агентов.
Итак, цифры:
1. Долгосрочная максималка с новой командой в 2016: Дюрант заработает около 110 млн за четыре сезона – то есть до 2020 года.
2. Долгосрочная максималка с «Тандер» в 2016: Дюрант заработает около 150 млн до 2021 года.
3. Контракт на 1 год в любом клубе, затем долгосрочная максималка с новой командой в 2017: Дюрант заработает около 180 млн за до 2021 года.
4. Контракт на 1 год с «Оклахомой», затем долгосрочная максималка с ними же в 2017: Дюрант заработает около 230 млн до 2022 года.
Первые два варианта можно сразу отмести – никто не будет отказываться от 25 миллионов, а именно столько минимально потеряет Кей-Ди, если не выйдет на рынок свободных агентов в жаркое и наполненное деньгами лето 2017 года.
Преимущество четвертого сценария над третьим состоит в том, что только у «Оклахомы» в 2017 году будут «права Берда» на Дюранта. Эти права образуются, когда игрок отыграл три сезона в одной команде (или на одном контракте), и позволяют продлить его сразу на 5 лет с ежегодной прибавкой в 7,5%. Без этих прав Дюранта можно подписать только на 4 года и с 4,5%-ной прибавкой к зарплате.
До 2021 года Дюрант будет получать по 1,5 млн в год больше, если пойдет по последнему варианту, а еще у него будет гарантированная зарплата на сезон 2021/22 в сумме почти 50 миллионов. Поскольку Кевину логично отыграть следующий сезон на однолетнем контракте, почему бы не провести его в «Тандер» и оставить все варианты открытыми, в том числе и самый выгодный?
Налоги
Американские спортсмены платят подоходный налог со своей зарплаты по очень сложной и запутанной ставке: в зависимости от того, сколько дней игрок провел в определенном штате, часть его зарплаты облагается налогом по «выездной» ставке, так называемый jock tax. У каждого штата своя ставка подоходного налога и свои правила налоговых вычетов, поэтому вычислить чистый заработок конкретного баскетболиста почти невозможно – и это мы еще не говорим о благотворительности, которая уменьшает налоговую базу. Дюрант с подобными проблемами уже и сам сталкивался – в 2014 году он судился со своим бухгалтером, который неверно рассчитал его налоги.
Если брать приблизительные оценки, то при переезде в Техас или Флориду в сезоне 2016/17 Кевин сэкономит около 350 тысяч в сравнении с оклахомским вариантом, а если выберет Калифорнию или Нью-Йорк – то потеряет 1,1-1,3 миллиона. Так что найти действительно более выгодный вариант по налогам на один сезон трудно, а вот потерять в деньгах гораздо проще.
К слову, бизнес-компания Кевина «K. Durant Enterprises» зарегистрирована именно в Оклахоме. Уедет – надо будет и бизнес перевозить.
Быт
Кевин Дюрант отыграл последние 8 лет карьеры в одном городе. Баскетболист проводит больше полугода в бесконечных переездах, и никто не хочет еще и перевозить свою семью в новый дом каждый год. Если он подпишется с другой командой на сезон, останется ли он там и дальше? Нужно ли ему покупать новое жилище? Сможет ли он продать этот дом в случае чего? С проблемами рынка недвижимости Дюрант тоже знаком не понаслышке: несколько лет он пытался продать особняк в пригороде Оклахомы-Сити и в итоге отдал его почти вдвое дешевле, чем приобрел в 2011. Как и любой нормальный человек, Дюрант будет думать о долгосрочном уюте и затратах на этот уют, а долгосрочные планы, как уже сказано, лучше строить в 2017, а не в 2016.
Рекламные контракты
Свой главный рекламный контракт – 300-миллионное соглашение с Nike – Дюрант уже подписал. И действует оно до 2024 года. Конечно, тот же Nike будет убеждать Кевина переехать на более крупный рынок, мотивируя это тем, что такая звезда будет приносить больше денег брэнду, если будет играть в ЛА или НЙ, а значит, возрастут и роялти самому баскетболисту. Но рычагов давления на решение Кевина у спонсоров нет, особенно в такой краткосрочной перспективе, как один сезон 2016/17.
А вот где подпишется Кевин в 2017 году – это уже совсем другая, гораздо более сложная история, в которой финансовая составляющая уже не будет играть такой принципиальной роли.