вверх  обратно

Секреты собеседований: почему Блатт и Мессина остались не у дел

1.06.2016
Для того чтобы стать главным тренером НБА, нужно не только быть квалифицированным специалистом, но и уметь подать себя в выгодном свете.
 
Два дня назад «Мемфис» и «Хьюстон», наняв Дэвида Физдэйла и Майка Д'Антони соответственно, закрыли последние тренерские вакансии в НБА. А до этого на рынке наставников в течение нескольких недель шла активная работа, в которую были вовлечены с десяток команд лиги и раза в три больше кандидатов. При этом за одних претендентов боролись организации, а другие безуспешно ходили с одного собеседования на другое.

Тернистый путь к мечте


Перелёт из Флориды в Англию был очень долгим. Но получить вожделенную работу Терри Стоттс мог только так. Точнее, человек, от которого зависело, возьмут ли Стоттса на должность главного тренера «Портленда», был сейчас в Лондоне. Один из основателей компании Microsoft и владелец «Трэйл Блэйзерс» миллиардер Пол Аллен на своей яхте «Октопус» зашёл в Темзу, чтобы посмотреть Олимпийские игры—2012 и решить некоторые деловые вопросы. Именно там он и назначил собеседование Стоттсу, который год назад помог Рику Карлайлу привести «Даллас» к чемпионскому титулу.

Сам Терри утверждает, что время и место встречи не заставили его слишком нервничать.

«Я чувствовал себя так же, как и любой человек, идущий на собеседование к работодателю. Не думаю, что из-за большого расстояния ощущения стали какими-то особенными. Я был уверен в себе и этим похож на большинство людей, переживших подобные ситуации».

Почти все люди хотя бы раз в жизни были на собеседовании. Но немногие пытались получить столь публичную работу – высокооплачиваемую, но весьма коварную. Тренеров нанимают, чтобы рано или поздно уволить. Но они всё равно хотят заниматься этим делом вновь и вновь.

Почти каждый ассистент в НБА мечтает получить шанс передвинуть свой стул у бровки на полметра и начать руководить процессом. И дело не в том, что зарплаты наставников вновь начали расти, как это уже было в конце 90-х. Тогда комиссионер НБА Дэвид Стерн был против больших окладов у тренеров и называл это напрасной тратой денег.

С начала нынешнего сезона за неполных семь месяцев изменения произошли на тренерских мостиках 12 из 30 команд лиги. И только Скотт Скайлз покинул свой пост по собственной воле. При этом каждая из организаций провела собеседования с несколькими претендентами, хотя многие изначально всерьёз рассматривали только одну кандидатуру. Например, «Вашингтон» – Скотта Брукса, а «Миннесота» – Тома Тибодо. Таким образом, через процедуру представления своей программы и её последующей оценки прошли в общей сложности более двух десятков действующих ассистентов и бывших главных тренеров.

В какой-то степени это похоже на свадьбу. Не хватает только слов: «Согласны ли вы взять в законные партнёры этого генерального менеджера и этого владельца, чтобы проводить с ним закрытые совещания и обсуждать обмены, несмотря на все болезни и прочие неурядицы, пока окончание срока контракта не разлучит вас через три-четыре года?»

Через собеседования прошли бывшие главные тренеры Дэвид Блатт, Майк Д'Антони, Джефф ван Ганди, Майк Вудсон и Джефф Бзделик, а также ассистенты Этторе Мессина, Нэйт Тиббетс, Дэвид Вантерпул, Дэвид Физдэйл, Стивен Сайлас и Джеймс Боррего. Новички Кенни Эткинсон и Люк Уолтон получили возможность проявить себя, а опытные и заслужившие шанс Патрик Юинг и Элстон Тёрнер ушли ни с чем. Только что уволенные Фрэнк Вогел и Дэйв Йоргер очень быстро нашли новую работу.

По ту сторону баррикад


Так что же ищут команды?

«В первую очередь – компетентность. Затем переходят к стилю игры в обороне и нападении. Разговор на эту тему позволяет понять, чего ждать от наставника. После этого пытаются определить, насколько претендент подходит к нынешнему составу и как станет его использовать. А затем оценивают личные качества, чтобы узнать, как кандидат сработается с остальными составляющими организации и сумеет наладить контакт с игроками. Речь идёт о баскетболе, но в него играют люди», – рассказывает первый афроамериканский генменеджер НБА Уэйн Эмбри, который принимал на работу Дона Нельсона, Ленни Уилкенса и Майка Фрателло, а сейчас занимает должность в руководстве «Торонто».

Сам имевший репутацию отличного игрока, Эмбри работал в эру, когда тренерами чаще всего становились бывшие баскетболисты. Но при этом для Уэйна не существовало стереотипов. В потенциальном наставнике он в первую очередь хотел увидеть способность жертвовать личными амбициями.

«Конечно, игровой опыт имел определённое значение. Но я исходил из того, что тренер должен эффективно изучать игру и передавать свои знания. А это уже в большей степени зависит от характера. Недавние достижения Билли Донована и Фрэнка Вогеля заставляют с уважением относиться к тем, кто не имеет опыта выступлений в качестве игрока на профессиональном уровне. А карьеры Коттона Фитцсиммонса и Джона Маклеодса убеждают, что понимания игры вполне достаточно, чтобы успешно тренировать».

Стоттс никогда не играл в НБА. Он был ассистентом Джорджа Карла, с которым проработал девять сезонов в «Сиэттле» и «Милуоки», когда в 2002 году впервые попал на собеседование в «Детройте». Приглашение поступило неожиданно как раз в тот момент, когда «Бакс» сражались в плей-офф с «Шарлотт», но Терри согласился. Тогда «Пистонс» предпочли ему Рика Карлайла, но первый очень важный опыт он получил.

«Мне говорили, что для генменеджеров собеседование сродни игре в крестики-нолики, где необходимо выстроить нужную комбинацию необходимых качеств. Характер. Хочет ли он работать с тобой? Видит ли в тебе лидерские качества? Владелец ведь часто мало что знает о кандидате. Иногда помогает, если твоё имя на слуху и звучит в прессе. Но в конечном счёте рекомендацию хозяину даёт генменеджер. А он готовится к встрече и заранее знает твои достоинства и недостатки, а также понимает, что нужно его команде», – рассказывает Стоттс.

После отказа «Детройта» он перебрался в «Атланту» помощником Лона Крюгера. Того уволили уже через 27 матчей после старта сезона сразу после Рождества. Это дало возможность Стоттсу возглавить команду и руководить ей в течение полутора лет, пока его самого не отправили в отставку в 2004-м. Чтобы представить сумасшедшую тренерскую текучку того времени, достаточно заметить, что на тот момент он проработал в своей должности дольше всех из наставников Восточной конференции.

Тренеры постоянно находятся под давлением, а судят их в первую очередь по соотношению побед и поражений. Но и генменеджеры не хотят терять свою работу.

«Это очень непростая ситуация. Каждый наставник амбициозен и уверен, что справится. Но в конце концов, ты должен быть удовлетворён тем, что слышишь и что знаешь. Поэтому стремишься знать о тренере как можно больше, включая финансовые запросы», – поясняет Эмбри.

В недавнем прошлом владельцы предоставляли управленцам широкую свободу действий на собеседованиях и практически не участвовали в процессе. В ту пору начинал работать и Донни Уолш, нанимавший в «Индиану» Ларри Брауна и Ларри Бёрда.

«Первую встречу я провёл с Джерри Слоуном в 1985 году. Он сразу сказал, что его эта работа не особенно интересует, поскольку у него на мази контракт с «Ютой». И тогда я выбрал Джека Рэмси.

Обычно собеседование у меня состояло из трёх основных частей. Как правило, я уже обладал определённой информацией о кандидате и потому начинал со специфических вопросов. Я хотел узнать, какой стиль он собирается привить команде, но не говорил, что считаю наиболее подходящим сам. При общении с опытными тренерами их философия уже известна, и можно сразу переходить к деталям.

Затем я спрашивал, как претендент собирается строить отношения с командой вне площадки. Есть ли у него правила и какие именно? Как он относится к существующим порядкам? У меня был контрольный вопрос: если игроку предписано явиться к 9:00, а он придёт в 9:01, вы его оштрафуете? Меня не интересовало, насколько оправданной он считает такую жёсткость. Я просто хотел знать, как он к этому относится.

И наконец, я давал собеседникам понять, что именно он станет лицом организации в прессе и будет намного чаще генменджера, президента или владельца представлять её в глазах общественности. Я пытался определить, насколько комфортно он чувствует себя в этой роли.

В большинстве случаев я общался с людьми, которых уже знал. Поэтому сразу обсуждал с ними различные нюансы. Например, какое влияние они бы хотели иметь при решениях о выборе на драфте или по поводу обменов. Ведь сейчас есть тренеры, которые хотят иметь всю полноту власти. Кроме того, я интересовался, до какой степени кандидат полагается на аналитику, сколько помощников хочет получить и т. п. Кстати, многие наставники не разрешают своим помощникам говорить даже на тренировках», – делится Уолш.

В 1993 году Донни нанимал Ларри Брауна, который был одним из его лучших друзей в баскетболе с тех пор, как они вместе играли за университет Северной Каролины.

«Я не был обязан проводить собеседование с Брауном. Я представил его кандидатуру руководству, и оно не возражало. Я знал о Ларри всё. В том числе то, что на третий год в нём просыпается тяга к смене обстановки. Я так и сказал владельцам, что они получат отличного тренера на первые два года, потом результаты пойдут вниз, а если он дотянет до четвёртого сезона, то уже будет нацелен на уход».

Браун отработал четыре года, и пришла пора искать нового наставника. Тогда Уолш связался с Бёрдом, который хотел сменить роль функционера в «Бостоне» на более значимую.

«С Бёрдом мы провели очень глубокое и тщательное собеседование. Не забывайте, что на тот момент у Ларри вообще не было тренерского опыта. Помню, как говорил ему: «Вы же никогда не работали самостоятельно. Нужно будет найти хороших ассистентов. Кто у вас есть на примете?» Он сразу назвал мне Карлайла и Дика Хэртера. Я отметил, что этот проблемный пункт, к счастью, можно вычеркнуть. Потому что в остальном Бёрд дал мне правильные ответы на все вопросы.

А потом Ларри меня крайне удивил. Я провёл очень много подобных бесед, но такого ещё не встречал. Под конец разговора я произнёс довольно стандартную фразу: «Скажите, как вы организуете тренировочный процесс?» И он начал: «В первый день тренировочного лагеря мы займёмся тем-то…» — и подробно описал мне всю подготовку вплоть до финальной серии плей-офф. Три года спустя Бёрд ушёл, имея в активе выход в финал и два выхода в финал конференции. И уже после прощания с ним я подумал, как же удивительно, что он не только заранее знал всю свою программу, но и сумел реализовать её».

Кузница кадров Карлайла


А Стоттс снова стал главным тренером в «Милоуки», где проработал два года до увольнения в 2007-м. Через год его вместе с Дуэйном Кейси взял помощником в «Даллас» тот самый Карлайл, который ранее выиграл у него борьбу за место в «Детройте». В «Маверикс» Терри отвечал за организацию игры в нападении, то есть делал то же самое, что сам Рик в «Пэйсерс» у Бёрда. За три года тренерский штаб «Далласа» наладил блестящее взаимодействие в атаке и эффективную зонную защиту вокруг Тайсона Чэндлера. В итоге «Маверикс» во главе с Дирком Новицки и Джейсоном Киддом сокрушили в финале «Майами» в первый год создания «большого трио». После этого Карлайл дал Стоттсу и Кейси добро на переход в любую команду, которая заинтересуется их услугами.

«Рик действительно верил, что мы оба сможем проявить себя уже в роли главных тренеров. Он сам заверял нас, что мы готовы к этой работе и отлично справимся с ней», – вспоминает Терри.

«Торонто» нанял Кейси в то же межсезонье. «Портленд» подписал Стоттса через год. Вначале он встретился с генменеджером Нилом Олши в Лас-Вегасе, потом с правой рукой владельца Бертом Колде и другими представителями руководства в Портленде. И наконец, пересёк Атлантический океан, чтобы побеседовать с Алленом.

«Тогдашний временный наставник команды Калеб Каналес, который также претендовал на должность, летел в Лондон вместе со мной. И назад мы возвращались одним рейсом», – делится любопытной подробностью Терри.

Сейчас Каналес работает в штабе Карлайла и считается восходящей звездой тренерского цеха. А время Стоттса, как и Кейси, уже настало. Он завоевал репутацию одного из лучших наставников лиги, плавно и эффектно проведя перестройку «Трэйл Блэйзерс», которая, по мнению многих, должна была стать затяжной и очень болезненной. Всего за один сезон Терри создал вокруг Дэмьена Лилларда и Си Джей Макколлума команду, которая не только ко всеобщему удивлению вышла в плей-офф Западной конференции, но и в её полуфинале дала бой главному фавориту чемпионата «Голден Стэйт».

И теперь сам Стоттс даёт советы молодым ассистентам, которым предстоит пройти испытание собеседованиями.

«Будьте собой, будьте уверенными и излагайте то, что думаете. Не говорите генменеджерам и владельцам то, что они, по-вашему, хотят услышать. Вы должны уметь настоять на своём и показать желание. Энтузиазм только приветствуется. Но в первую очередь будьте собой. На эту работу берут не специалистов, а личностей».

Источник: Чемпионат

Добавил: Beaver
0
Индикатор репутации - оценка всех предыдущих комментариев пользователя за последние 12 месяцев, сделанная другими пользователями. Этот показатель позволяет предположить, оставлен ли комментарий уважаемым автором или нет.