Предстоящий резкий рост потолка зарплат позволит средним по меркам НБА игрокам через год получать больше, чем суперзвёзды сейчас.
Благодаря резкому росту потолка зарплат, болельщикам НБА с 1 июля нужно быть готовым к шокирующим новостями. По информации из нескольких источников, верхний предел платёжных ведомостей в следующем сезоне достигнет около $ 92 млн. То есть по сравнению с нынешними $ 70 млн рост составит более 30%. И это всего за одно лето.
Во время Звёздного уик-энда комиссионер лиги Адам Сильвер, обсуждая взлёт зарплат, заговорил о «нежелательных последствиях. В первую очередь, он имел в виду концентрацию элитных игроков в узком круге команд, у которых большие трио превратятся в большие квартеты. Но помимо перспективы создания в «Голден Стэйт» практически непобедимого коллектива после перехода Кевина Дюранта рост платёжных ведомостей неизбежно приведёт к существенным переплатам ряду игроков. Сам принцип соответствия силы баскетболиста размеру его годового оклада вылетит в трубу, как только в июле откроется рынок свободных агентов.
Чем позже, тем лучше
Например, возьмём Райана Андерсона. Согласно сведениям инсайдеров, форвард «Нью-Орлеана» в качестве свободного агента начнёт рассматривать предложения не ниже $ 16-18 млн в год. И эти умопомрачительные по нынешним меркам цифры отнюдь не являются пределом. Вполне возможен вариант, при котором средняя зарплата по будущему контракту Андерсона составит $ 20 млн.
На первый взгляд всё это кажется сущим безумием. Да, Райан является хорошим растягивающим четвёртым номером с реализацией трёхочковых в 37,9%, но едва ли где-то вокруг него станут строить команду. Ведь Андерсона не назовёшь мастером подборов, а также специалистом по оборонительным действиям вообще и защите в трёхсекундной в частности. Поэтому одно дело – давать ему четырёхлетний контракт на $ 34 млн и совершенно другое – платить те же деньги, что и Джону Уоллу, Демаркусу Казинсу или Дрэймонду Грину. Но стремительно взмывший вверх потолок зарплат сделает такую «уравниловку» реальностью.
Когда летом 2013 года Уолл и Казинс продлевали свои контракты, они были максимально выгодными для них на то время. Но потолок зарплат тогда составлял лишь $ 63 млн, ограничивая верхний предел соглашений $ 85 млн за пять лет или $ 65 млн за четыре года. Грин прошлым летом заключил с «Уорриорз» пятилетний договор на общую сумму $ 82 млн, что было примерно на $ 12 млн меньше максимума. А приди Демаркус и Джон в НБА на два года позже, то могли бы вместе с Дэмьеном Лиллардом и Энтони Дэвисом обеспечить себе $ 120 млн на ближайшие пять лет. Но и это кажется лишь пустяками по сравнению с тем, что получат выбранные на драфте 2013 года игроки, которые начнут переговоры, основываясь на предполагаемом потолке зарплат в $ 108 млн на сезон-2017/18.
Пришедший в НБА с драфта 2013-го баскетболист, подпадающий под критерии правила Роуза (получит звание MVP либо дважды будет выбран в стартовый состав на Матч звёзд, либо будет включён в первую, вторую или третью символические сборные сезона, будучи на контракте новичка), сможет претендовать на пятилетнее соглашение на общую сумму $ 174,7 млн (раскладка по сезонам: $ 30,4 млн – $ 32,7 млн – $ 34,9 млн – $ 37,2 млн – $ 39,5 млн). А это почти на $ 50 млн больше нынешнего договора Кармело Энтони. А «обычной» восходящей звезде за тот же срок заплатят $ 145,6 млн (раскладка по сезонам: $ 25,3 млн – $ 27,2 млн – $ 29,1 млн – $ 31 млн – $ 32,9 млн). И на этом фоне $ 16-18 млн Райану Андерсону уже не кажутся такими уж заоблачными.
В целом размер потолка зарплат должен вырасти ещё на $ 30 млн за следующие три года после взлёта в это межсезонье. Это означает, что следующим летом он будет примерно на $ 50 млн больше, чем перед сезоном-2013/14. Таким образом, практически любой контракт, подписанный до настоящего времени, может считаться относительно выгодным для команды по сравнению с будущими сделками.
Рай для середняков
Привязка размера максимальных соглашений к верхнему пределу платёжной ведомости привела к тому, что даже зарплаты суперзвёзд сейчас весьма далеки от тех астрономических сумм, которыми будут оперировать в переговорах через полтора года. Так, за нынешний сезон лишь 10 игроков получат более $ 20 млн. Причём такие исполнители, как Марк Газоль, Деандре Джордан, Ламаркус Олдридж, Брук Лопес и Кевин Лав, совсем немного не дотянули до этой планки. А в будущем сезоне, по состоянию на данный момент, 20-миллионный порог превысят только 15 баскетболистов, включая вышеперечисленный квинтет. Но с учётом спроса и предложения на рынке свободных агентов в предстоящее межсезонье, их количество значительно вырастет.
Этим летом почти две трети команд НБА будут иметь не менее $ 20 млн свободных средств. Охотиться все они станут на крайне ограниченный круг лакомых кусочков, к которым помимо очевидных Кевина Дюранта, Эла Хорфорда и Майка Конли будут относиться Хассан Уайтсайд, Николя Батюм и Харрисон Барнс. А это значит, что весьма востребованными станут и баскетболисты уровня того же Андерсона, Эвана Тёрнера, Джеффа Грина или Роя Хибберта. И те организации, которые проиграют борьбу за Конли, Хорфорда и Батюма, будут вынуждены именно их рассматривать как потенциальное усиление со всеми приятными для игроков финансовыми последствиями.
Предполагаемые $ 18 млн Андерсона составят около 20% от платёжной ведомости в $ 92 млн. В относительном выражении применительно к расходам организаций это примерно то же самое, что зарплата в $ 14 млн в нынешнем сезоне. Если вынести за скобки вопрос, насколько мудро вкладывать пятую часть зарплатного бюджет в игрока такого уровня, то подобную сделку можно поставить в один ряд с нынешними контрактами Таддеуса Янга с «Бруклином», Робина Лопеса с «Нью-Йорком», Брэндона Найта с «Финиксом» и Криса Миддлтона с «Милуоки».
Перманентный шок
Не стоит забывать и о том, что в межсезонье-2017 потолок зарплат ждёт ещё один гигантский прыжок от $ 92 млн до $ 108 млн. И если сейчас потенциальные зарплаты незвёздных игроков кажутся завышенными, то через полтора года они и вовсе будут выглядеть абсурдными. Так, максимальный стартовый оклад для баскетболистов, отыгравших в лиге не более шести лет, прошлым летом составлял $ 16,4 млн, предстоящим – станет $ 21,6 млн, а ещё через год – $ 25,3 млн. Для исполнителей с опытом от 7 до 9 лет эта линейка выглядит $ 19,7 млн – $ 25,9 млн – $ 30,4 млн, а для ветеранов – $ 23 млн – $ 30,2 млн – $ 35,4 млн. Аналогично изменятся соотношения и для не максимальных зарплат.
В первую очередь это значит, что оценивать силу игрока по его зарплате станет совершенно невозможно. Потому что если $ 12 млн сейчас соответствуют 17% от потолка, то через два года та же сумма составит лишь 11% верхней границы зарплатного бюджета.
Таким образом, подписание, казалось бы, завышенных контрактов этим летом в определённом смысле будет дальновидным, поскольку спустя год те же игроки смогут претендовать на ещё большие суммы. Так, взятому в качестве ориентира Андерсону более разумно будет дать 20% от $ 92 млн, чем 20% от $ 108 млн. Немало других сделок покажутся абсурдными в этом году, но уже следующим летом уступят место новой порции безумных соглашений. Ежегодный шок от сногсшибательных цифр очень скоро станет нормой. И за какую команду вы бы ни болели, готовиться к этому нужно уже сейчас.