Увольнения Билли Кинга и Лайонелла Холлинза подвели черту под первой попыткой Михаила Прохорова удивить НБА. Она оказалась крайне неудачной.
В то время как «Сан-Антонио» заканчивал тренировку ранним воскресным утром 10 января, в Интернет начали активно просачиваться новости о грядущих изменениях на руководящих постах в «Бруклине». Глава департамента техасской команды по связям с общественностью
Том Джеймс отреагировал достаточно быстро и первым распространил информацию о том, что «Нетс» уволили главного тренера
Лайонелла Холлинза и отстранили от должности генерального менеджера
Билли Кинга, что, учитывая соотношения побед и поражений на старте нового сезона (10-27), не выглядело чем-то удивительным.
Иными словами, российский миллиардер и владелец клуба
Михаил Прохоров наконец-то дал о себе знать и выразил вотум недоверия тем, кто фактически ответственен за основные процессы, происходящие в команде. Более того, было объявлено, что в понедельник утром Михаил Прохоров прокомментирует своё решения, а заодно объяснит, почему коллектив, который, по его словам, должен был завоевать чемпионство в течение пяти лет, не только не смог это сделать, но и полностью провалился, не оставив после себя практически ничего. Учитывая всё вышесказанное, неудивительно, что лучший клуб лиги на протяжении последних полутора десятка лет вынес «Бруклин» вперёд ногами, тем самым закончив начало эры Прохорова в клубе на довольно пессимистичной ноте.
Во главе с первым мажоритарным владельцем, родившимся за пределами Северной Америки, «Нетс» строили планы по созданию нового бренда, способного греметь далеко за пределами штата, к которому они приписаны, а также мечтали построить успешную организацию, похожую на «Спёрс».
Ещё свежи в памяти слова Прохорова на первой пресс-конференции в мае 2010-го: «Америка, я пришёл с миром». Увы, но та ехидная дерзость осталась всего лишь ехидной дерзостью, потому что ставка на Билли Кинга не сработала, а вожака вроде Грега Поповича найти не удалось.
Поняв буквально, что нужно всеми возможными способами завоёвывать сердца болельщиков и создавать команду, способную бороться за самые высокие места, новый генеральный менеджер начал проворачивать крайне рискованные сделки, порой не поддававшиеся никакой логике и здравому смыслу. «Бруклин» три года кряду добирался до плей-офф, а весной 2014-го даже смог квалифицироваться во второй раунд, но ситуация в целом напоминала скорее агонию уверенного в своей безнаказанности Кинга, нежели взвешенные и продуманные шаги. Как следствие самым страшным итогом эпохи его правления станет для чёрно-белых отсутствие контроля над пиками первого раунда вплоть до 2019 года.
В начале пути Прохорова сравнивали с
Марком Кьюбаном, чьё детище в лице «Далласа» достигло немалых успехов. Однако со временем стало понятно, что российский миллиардер является его полным антиподом. Уроженец Москвы разбрасывался деньгами направо и налево, как пьяный банкир, позволяющий своему фактическому подчинённому полностью игнорировать платёжную ведомость и выплачивать рекордные для ассоциации налоги на роскошь. В то время как Кьюбана все считали настоящим лицом «Далласа», и это при живом
Дирке Новицки, Прохоров стал воплощением абсентеизма из-за того, что крайне редко появлялся в VIP-ложе на матчах своей команды, хотя его доля как владельца клуба и арены только увеличивалась.
Учитывая довольно печальное положение дел клуба, комиссионер
Адам Сильвер несколько раз проводил с Прохоровым беседы для того, чтобы понять, что для него значит быть владельцем одного из самых дорогих клубов НБА, стоимость которого оценивается в $ 1,5 млрд. В ситуации, когда убытки составляют $ 100 млн за год, это необходимая мера. Во время переговоров Прохоров и его партнёр
Дмитрий Разумов заверили Сильвера, что будут больше вовлечены в управление командой и сделают всё для её существенного прогресса.
Когда имя россиянина впервые мелькнуло в сводках новостей как возможного спасителя
Брюса Ратнера, у которого начались серьёзные финансовые трудности в управляемом им «Нью-Джерси»,
Этторе Мессина охарактеризовал его как владельца дела, который крайне не заинтересован во вмешательстве других сторон. Прохоров вначале совместной работы сообщил экс-наставнику ЦСКА, ныне являющемуся ассистентом Грега Поповича и, возможно, одним из претендентов на пост тренера «Бруклина» в следующем сезоне, что его бизнес-модели строятся на доверии. То есть владелец нанимает специалистов, даёт возможность им выполнять свои обязанности, а после оценивает результаты. По словам итальянца, за первые четыре года его пребывания в стане «армейцев» Прохоров ни разу не позвонил ему для того, чтобы поговорить о баскетболе.
Так что сделал бизнесмен в «Бруклине»? Сильвер заявляет, что есть два вида владельцев: первый – когда те полностью делегируют все обязанности менеджерам, которые выполняют всю работу в клубе, второй – когда те на ежедневной основе вовлечены в дела клуба и сами ищут различные пути для его дальнейшего развития. В то же время комиссионер отмечает, что и те, и другие полностью ответственны за свою команду и часто присутствуют при её становлении.
Джеймс Долан удостаивается огромной порции критики на протяжении 10 последних лет за свои довольно эмоциональные и спорные решения. Но в то же время его присутствие на матчах и приверженность своему делу не может быть поставлена под сомнение. «Нетс» же, в свою очередь, даже несмотря на огромные вливания, не могут утверждать, что благодаря Прохорову и Кингу стали значительно лучше. Да и с чего, если только за время правления россиянина команда сменила пять главных тренеров.
Будет ли Михаил советоваться по поводу кандидатов на освободившиеся посты с людьми, которые разбираются в баскетболе гораздо лучше или наступит на те же грабли? Есть ли у него вообще знакомые владельцы и руководители из других клубов НБА, кому Прохоров мог бы доверять? Пока эти вопросы остаются без ответов, так как единственное, что в США знают про загадочного бизнесмена, владеющего своим телом гораздо лучше многих игроков, – это наличие денег, которые со временем могут стать залогом успешности «Бруклина».
«Мы многому научились за последние шесть лет, и этот опыт должен помочь нам в будущем», – не моргнув глазом, заявил миллионер после операции «санация». Скорее всего, он выполнит обещание, данное Сильверу, – находиться в непосредственной близости в период становления новых «Нетс». Другое дело, что стартовые позиции на сей раз внушают гораздо меньше оптимизма, чем в прошлый, а сравнения с аналогичными у «Никс» не выдерживают вовсе. Как это ни прискорбно, принципиальный соперник больше преуспел в поставленной цели – стать глобальным проектом, быстро расчистив завалы и обзаведясь на драфте в лице
Кристапса Порзингиса возможно будущей звездой.
Таким образом, можно смело забыть про путь «Сан-Антонио». Коллективу Прохорова для начала было бы неплохо пройти по стопам «Никс».