Контракт на $ 64 млн кажется рискованной сделкой и для «Торонто», и для Йонаса Валанчюнаса даже в свете повышения потолка зарплат.
Накануне центровой «Торонто» Йонас Валанчюнас стал первым — и, естественно, не последним — игроком, получившим новое соглашение на последнем году стандартного договора новичка, истекающего летом 2016-го. Литовец без тени сомнений
поставил подпись под четырёхлетним контрактом на общую сумму $ 64 млн, став одним из самых высокооплачиваемых исполнителей «Рэпторс».
Ранее новые договора со своими клубами заключили ещё два баскетболиста, имевших возможность выйти на рынок свободных агентов в следующее межсезонье, но в случае с
Дэмьеном Лиллардом и Энтони Дэвисом о каких-либо торгах и непростых переговорах говорить не приходится — разыгрывающий и форвард, имеющие в своём послужном списке приглашения на Матч звёзд НБА, получили максимально возможные по действующему коллективному соглашению оклады. Ситуация с Валанчюнасом гораздо сложнее: с учётом грядущего повышения потолка зарплат определить реальную стоимость игроков его уровня не так уж и просто. Впрочем, его пример показывает, что далеко не один баскетболист не станет дожидаться лихих миллионов, которые клубы получат от телеканалов, и обеспечит себе безбедное будущее до конца октября.
Почему Валанчюнас снизил свои финансовые запросы?
Да-да, никакой ошибки в предыдущем утверждении нет — Йонас пожертвовал приличной суммой ради долгосрочных гарантий. Если бы он вышел на рынок свободных агентов следующим
летом, то вполне мог бы претендовать на $ 90 млн за те же четыре года, исходя из прогнозов относительно потолка зарплат в НБА начиная с сезона-2016/17. Более того, сами «Рэпторс» могли бы предложить европейцу еще более внушительный договор, по условиям которого Валанчюнас мог заработать вплоть до $ 120 млн за пять лет.
Последняя цифра, конечно, выглядит как переплата игроку, в минувшем регулярном чемпионате набиравшему в среднем 12,0 очка и 8,7 подбора, но не спешите возмущаться — в ближайшие 12 месяцев критерии оценки баскетболистов претерпят настолько серьёзные изменения, что некоторые контракты окажутся просто шокирующими. Чтобы достичь потолка зарплат, 30 генеральным менеджерам коллективов ассоциации следующим летом предстоит потратить в общей сложности миллиард (!) долларов на свободных агентов. Но, как это обычно бывает, итоговая сумма окажется ещё внушительнее.
В то же время на рынок-2016 выйдет не так уж много игроков, которых безо всяких условностей можно называть звездами первой величины. По-настоящему топовых исполнителей за спинами
Кевина Дюранта и Леброна Джеймса не будет вообще, но при этом у доброй половины лиги будет возможность предложить максимальное соглашение если не неограниченно, то как минимум ограниченно свободному агенту. И ещё не раскрывшие весь свой потенциал молодые баскетболисты вроде 24-летнего Валанчюнаса будут претендовать на свободные средства в первую очередь. Не исключено, что один из отчаявшихся функционеров и вовсе предложил бы литовцу «максималку».
Шаг, на который пошёл Йонас, отказавшись по меньшей мере от $ 25 млн, наглядно демонстрирует, что отнюдь не все игроки сильнейшей лиги мира готовы рисковать и максимально возможной заработной плате предпочитают финансовую стабильность. Это было заметно еще в первые дни после открытия рынка свободных агентов в 2015-м — только «инопланетянин» Джеймс заключил с «Кливлендом» годичный контракт, обозначив собственные претензии на повышение оклада следующим летом, в то время как его коллеги сплошь и рядом связывали себя долгосрочными обязательствами. Кое-кто, вроде
Грега Монро, оформил соглашение по схеме «два гарантированных сезона плюс опция игрока на третий» (но это объясняется также и риском, на который пошел «большой», перебравшись в потенциально крепкий, но пока еще сырой «Милуоки»), но даже
Деандре Джордан и Кевин Лав, спрос на которых был колоссальным, заключили полноценные пятилетние контракты, пусть и с правом их досрочного расторжения по окончании четвертого сезона.
И это при том, что Джордан и Лав всем всё, в общем-то, уже доказали, и только невероятное развитие событий могло лишить их максимальных договоров в 2016-м. Баскетболистам поскромнее, вроде Валанчюнаса, есть что терять.
Если не брать во внимание возможность получения травмы — основную причину, по которой агенты Валанчюнаса стремились оформить новый контракт с «Торонто» еще до начала чемпионата Европы по баскетболу, на котором Йонас сыграет в составе сборной Литвы, — на первый план выходит прогресс. Слабый сезон в исполнении центрового вплоне мог бы привести его к точно такому же выбору, который сейчас стоит перед Тристаном Томпсоном, диалог которого с «Кливлендом» зашёл в тупик уже после того, как абсолютное большинство коллективов забило собственные платёжные ведомости: либо принимать квалификационное предложение, позволяющее стать неограниченно свободным агентом через год, либо идти на поводу у организации, соглашаясь подписать менее выгодное для себя соглашение.
Очевидно, что остальные кандидаты на продление соглашений с клубами НБА отложат принятие решения до конца октября — им, в отличие от Йонаса, спешить пока некуда. Нам же остаётся лишь наблюдать за тем, станет ли контракт литовца прецедентом или же так и окажется единственным в своем роде, во что, честно говоря, не верится.
Зачем рискнул «Торонто»?
Для канадского коллектива назвать сделку с центровым выгодной во всех отношениях нельзя — в ее условиях есть несколько подводных камней. Во-первых, продление контракта с Валанчюнасом означает сокращение количества свободных миллионов в платежной ведомости следующим летом. Позволив европейцу и защитнику
Демару Дерозану стать свободными агентами, «Рэпторс» вполне могли бы иметь более $ 10 млн под потолком зарплат, но теперь эта сумма составит в лучшем случае не более $ 7 млн.
Ещё один повод для переживаний заключается, собственно, в том, что Валанчюнас может не стоить тех денег, которые ему были предложены. Статистика«большого» в прошлом сезоне была просто отвратительной — по чистому показателю эффективности он оказался 33-м в лиге только среди игроков своего амплуа. Следовательно, Йонасу придется прилично прибавить, чтобы отработать годовой оклад в размере $ 16 млн даже в условиях тотального роста зарплат баскетболистов.
Впрочем, от любого 23-летнего игрока следует так или иначе ожидать прогресса. Определённых успехов Валанчюнас добился уже в прошлом сезоне, набирая рекордные для себя 16,5 очка в пересчёте на 36 минут игрового времени и реализовывая 57,3% двухочковых бросков. Кроме того, он зарекомендовал себя в качестве элитного скорера из трехсекундной зоны — среди игроков, выполнивших минимум 100 бросков из «лоу-поста», его 51,3% реализации стали третьим показателем в лиге.
Куда больше вопросов вызывает игра Валанчюнаса в обороне, но и в данном компоненте он не безнадежен — в прошлом регулярном чемпионате визави Йонаса реализовали 46,5% бросков с дистанции в два метра и менее от кольца с сопротивлением основного центрового «Торонто», и этот показатель прилично выше среднего по лиге. Впрочем, в сезоне-2013/14 литовец позволял соперникам поразить кольцо через свою руку в 51,4% случаев, и трудно сказать, стало ли увеличение эффективности действий баскетболиста в собственной трехсекундной зоне в минувшей кампании признаком реального прогресса или же стечения обстоятельств.
Тем не менее применительно к «Торонто» не стоит забывать и о том, что на деньги, выписанные Валанчюнасу, клуб вряд ли смог бы заполучить более сильного игрока на позицию пятого номера на рынке свободных агентов летом 2016-го. Если бы Йонас вышел на рынок, кто-то наверняка предложил бы ему ещё большую сумму или даже максимальный контракт, который, за неимением других вариантов, Уджири был бы вынужден повторить. Поэтому риск, на который пошли «Рэпторс», вполне можно называть оправданным.