Получившая широкое распространение тактика использования лёгкого состава будет неэффективна против «Спёрс» после прихода Ламаркуса Олдриджа.
Выиграв в межсезонье борьбу за
Ламаркуса Олдриджа, «Сан-Антонио» не только приобрёл ещё одну суперзвезду и потенциального лидера команды на несколько лет вперёд. Теперь к своим сильным сторонам команда прибавит и способность успешно противостоять клубам, исповедующим «смол-бол», которых в НБА становится всё больше и больше.
С учётом старения
Тима Данкана и изменений в правилах, снижающих эффективность от заигрывания «больших» в трёхсекундной зоне, «Сан-Антонио» необходимо менять стиль, чтобы снова бороться за чемпионство. Ставший популярным акцент на быстрый темп и движение мяча приводит к повышению результативности, и почти вся лига старается следовать этой тенденции. Активно используются комбинации из арсенала Майка Д'Антони, и команды всё чаще играют маленькими пятёрками. Такая тактика уже доказала свою эффективность — на примере трёх последних чемпионов.
Теперь с приобретением Олдриджа у «Спёрс» снова появился игрок передней линии, который может играть первую скрипку в нападении. Как только
Грег Попович окончательно адаптирует свои схемы к появлению новичка и сумеет максимально использовать сильные стороны нового состава, команда наверняка гораздо чаще начнёт строить атаки через «краску».
Немного настораживает, что это противоречит последним успешным трендам лиги. Но к счастью, универсальность как самого Ламаркуса, так и системы Поповича, позволит «Сан-Антонио» избежать проблем, с которыми габаритные команды сталкиваются, играя против лёгких составов оппонентов.
Олдридж опасен с любой дистанции
В минувшем сезоне Ламаркус был одним из самых эффективных игроков, предпочитающих действовать вблизи кольца. Только
Эл Джефферсон забивал с ближней дистанции чаще него. А среди баскетболистов, не менее 300 раз получавших мяч в «краске», Олдридж стал вторым по эффективности после
Йонаса Валанчюнаса. И к этому нужно прибавить богатый атакующий арсенал новичка «Спёрс».
Если он получает передачу в середине трёхсекундной зоны левее центра, то может пойти к щиту, развернувшись направо, или разорвать дистанцию с оппонентом, оттолкнув его левым плечом. Если опекун подходит слишком близко, Ламаркус способен уйти от него рывком и завершить атаку с правой стороны от кольца либо данком вдоль лицевой. Обычно он не продавливает соперников в силовой манере, но может применить этот приём против уступающих в габаритах игроков. В любом случае, если Олдридж получает мяч слева от щита, то остановить его практически невозможно.
Из остальных мастеров игры вблизи ольца нового лидера «Сан-Антонио» выделяет умение забивать со средней дистанции. В прошлом чемпионате он реализовывал 40% бросков с расстояния не менее трёх метров, а при атаках с дистанции от двух до четырёх метров его эффективность становится ещё выше. Кроме того, Ламаркус начал работать над трёхочковым броском. В сезоне-2014/15 он попал из-за дуги больше, чем во всех предыдущих восьми чемпионатах вместе взятых, добившись вполне солидных показателей реализации в 35%. И хотя Олдридж редко атакует из углов, но позволить себе оставить его свободным на периметре соперники просто не могут.
Из-за подобного универсализма крайне сложно найти надёжного опекуна для форварда. Если поставить против него габаритного игрока, то Ламаркус уйдёт на дугу, а быстрый, но менее мощный оппонент не удержит его под кольцом. В «Портленде» достаточно грамотно использовали таланты Олдриджа, но «Спёрс» смогут добиться ещё большего, особенно против команд, предпочитающих играть лёгким составом.
Два забивных «больших» = провал «смол-бола»
Во время финала прошлого сезона «Кливленд» вынудил «Голден Стэйт» сажать на скамейку
Эндрю Богута, поскольку он мешал своей команде эффективно атаковать. В его присутствии
Тимофей Мозгов мог оставаться вблизи своего кольца и цементировать оборону. Поэтому «Уорриорз» выпускали очень лёгкий состав, зная, что центровой «Кавальерс» не сумеет регулярно пользоваться своим преимуществом в габаритах в нападении.
Но с нынешним «Сан-Антонио» такой номер уже не пройдёт, поскольку Олдридж может играть на периметре, а кроме него есть и другие «большие», которые разберутся с маленьким опекуном в «краске».
Теперь у «Сан-Антонио» есть сразу несколько игроков передней линии, умеющих отлично пасовать из «краски».
Для примера возьмём тот же «Голден Стэйт». Допустим, что
Дрэймонд Грин будет защищаться против Ламаркуса, а
Андре Игуодала – против Данкана. Тогда Олдридж вытащит Грина на дугу, предоставив Тиму возможность воспользоваться значительным превосходством в габаритах. Конечно, Данкан уже не тот, что был в расцвете сил, но в разреженном пространстве под кольцом легко справится с номинальным вторым-третьим номером. Кроме того, Борис Диао также сможет продавить более лёгкого опекуна. И с этим уже ничего не поделаешь.
Если же менее габаритный игрок будет приставлен к самому Ламаркусу, то он сможет просто бросать через него, сводя на нет роль страхующего соперника под щитом. Поскольку для эффективных атак форварду нет необходимости приближаться к кольцу, он поможет команде справляться с противниками, в составе которых есть только один настоящий игрок передней линии.
«Сан-Антонио» умеет доставлять мяч в трёхсекундную зону
Сейчас отдать пас в «краску» стало сложнее, чем когда бы то ни было. И предпочитающие играть маленькими пятёрками команды часто полагаются на это. Они выставляют игрока перед «большим» соперника, чтобы отдать передачу было крайне трудно. А кроме того, поблизости есть ещё один партнёр, готовый сдвоиться, если пас всё же дойдёт до адресата, чтобы вынудить его вернуть мяч. А если пасы не попадают к игроку передней линии, то воспользоваться своим преимуществом в габаритах он не может. Именно таким образом
Мэтт Боннер долго и успешно защищался против
Зэка Рэндольфа.
Но против самих «Спёрс» такой подход будет непросто воплотить в жизнь. Имея многолетний опыт игры с акцентом на переднюю линию, они хорошо знают, как доставить мяч «большому» и при этом нейтрализовать подстраховку. Обычно подопечные Поповича для этого организуют сразу несколько угроз в «краске» и много двигаются, а не предсказуемо загружают мяч из статичного положения. Например, в момент паса кто-то из задней линии врывается под кольцо вдоль лицевой, уводя страхующего от своего «бигмэна». Подобные комбинации, которые нейтрализуют сверхагрессивную защиту соперника, направленную против передач в трёхсекундную, есть в арсенале команды уже почти на протяжении 10 лет.
Кроме того, теперь у команды есть сразу несколько игроков передней линии, умеющих отлично пасовать из «краски». Олдридж и Данкан не просто способны делать точные передачи с небольшим количеством потерь (7,3% у Ламаркуса и 9,6% у Тима), каждый из них большую часть пасов отдаёт либо на дугу, либо под кольцо. Поэтому, если соперник будет использовать сдваивание и оставит открытым кого-то из партнёров, Олдридж и Данкан его найдут.
«Смол-бол» является большой проблемой для нападения команд, предпочитающих играть с традиционной передней линией. А с приходом Олдриджа «Сан-Антонио» стал именно таким. Но благодаря универсализму Ламаркуса и умению команды организовывать атаки через «больших» трудности в подобных ситуациях теперь, скорее, будет возникать у обороняющихся. По крайней мере на бумаге любая команда, которая попробует выставить против «Спёрс» лёгкую пятёрку, рискует столкнуться с серьёзными неприятностями в защите.