Несмотря на массу различий в игровом и личностном плане, Джеймс в минувшем плей-офф стал почти точной копией Айверсона образца 2001 года.
С того самого момента, когда Леброн Джеймс впервые появился на обложке Sports Illustrated, он стал популярным и культовым игроком. Он следующий Мэджик Джонсон. Нет, он сочетание в равных пропорциях Мэджика Джонсона и Майкла Джордана. Возможно, он следующий Ларри Бёрд? Или современная версия Оскара Робертсона? А может быть, вообще смесь Шакила О'Нила и Стива Нэша?
Конечно, правильным ответом на этот вопрос будет фраза: «Леброн Джеймс — это Леброн Джеймс». Он является достаточно ярким и самобытным баскетболистом, чтобы сравнивали не его, а с ним. Но в минувшем плей-офф Король был совершенно не похож на себя. Если в недавнем прошлом он служил ориентиром для остальных с точки зрения высокой эффективности, то теперь, взвалив на себя огромную ношу в нападении, был вынужден наблюдать, как с грохотом падают его личные показатели полезности.
Травмы Кайри Ирвинга и Кевина Лава развалили атакующие схемы «Кливленда», и это не могло не сказаться и на Леброне. После того как в плей-офф прошлого сезона он реализовывал рекордные в карьере 57% бросков с игры, в этом в цель попадали лишь 42% попыток, включая ужасные 23% из-за дуги. Всего в одном матче за весь нокаут-раунд он был точен более чем в 50% атак с игры. А ведь такой показатель для него должен быть нормой.
И всё же лидер «Кавальерс» в пятый раз подряд попал в хорошо знакомую атмосферу финала. Но стал ли он там прежним Джеймсом? Ни в коем случае. На этот раз Леброн не был похож ни на Леброна, ни на Мэджика, ни на Майкла, ни на Оскара. Он являлся реинкарнацией Аллена Айверсона образца 2001 года.
Трипл-даблы
Фраза: «Джеймс дотащил «Кливленд» до финала» за время плей-офф успела стать штампом. Отчасти этому способствовали травмы Ирвинга и Лава, но и сам Леброн временами демонстрировал феноменальную игру. На первый взгляд покажется, что он был хорош как никогда, набирая по 30,1 очка и установив личные рекорды — 11,3 подбора и 8,5 передачи в среднем за матч. Трипл-дабл из 37 очков, 18 подборов и 13 передач в третьем матче серии против «Атланты» несомненно станет одним самых впечатляющих в численном выражении во всей его карьере. Именно этот поединок можно считать спрессованным в 48 минут тремя первыми раундами «Кавальерс» – потрясающие статистические показатели, сбалансированные обилием промахов и потерь, и итоговая победа. В этой встрече Джеймс установил два личных рекорда: 37 бросков и 23 промаха с игры. И оба эти достижения были побиты в стартовых встречах финала, когда Король вначале выполнил 38 бросков, а потом промахнулся 24 раза. Это не похоже на него. Для сравнения: в тех поединках Леброн не реализовал больше бросков, чем выполнил попыток в любом из матчей серий против «Индианы» и «Сан-Антонио» прошлого сезона.
Всё это имеет значение потому, что даже отдельные выигрыши при столь низкой эффективности не могут привести к общему успеху. По многим показателям минувший сезон стал для лидера «Кливленда» наименее продуктивным с тех пор, как он в 23 года играл рядом с Джо Смитом. Никто не собирается оспаривать заслуженное годами величие Джеймса, но этот плей-офф получился у него, мягко говоря, не блестящим с любой точки зрения. Он стал такой же тянущей одеяло на себя и неэффективной суперзвездой, какой Айверсон в сезоне-2000/01.
Джеймс слишком часто атаковал
После потери Ирвинга Леброн был вынужден брать на себя больше инициативы в нападении, и цифры ярко подтверждают эту тенденцию. Проанализируем так называемый коэффициент использования, то есть отношение суммы бросков с игры, заработанных пробивных фолов и потерь игрока к общему количеству владений команды. У Короля он был равен 37,6%, что является рекордным результатом в его карьере и наивысшим в НБА в этом сезоне. Другими словами, с точки зрения нагрузки в нападении Джеймс находился в другой галактике по отношению к партнёрам. Для сравнения: вторым в списке идёт Стивен Карри с 31%.
При этом лидер «Кливленда» был неэффективен, реализуя только 41,7% бросков с игры, 22,7% трёхочковых и 73,1% штрафных. Встречалось ли раньше подобное соотношение очень частого использования и малой эффективности игрока? Только у Айверсона в 2001 году и больше ни у кого из тех, кто провёл хотя бы 14 матчей за сезон в плей-офф. Тогда Аллен набирал 32,9 очка, выполняя 30 бросков с игры в среднем за матч с реализацией 38,9%, а его коэффициент использования равнялся 36,8%. Сравните с показателями Леброна. А ведь в прошлом году они были у него диаметрально противоположными. Был ли в истории НБА игрок с более высоким коэффициентом использования? У Майкла Джордана в 1993 году он перевалил за 38%. Но это далеко не единственная параллель между Джеймсом и Айверсоном.
Миф о «затаскивании в финал»
В эту ловушку легко попасться. Ирвинг травмирован, Лав потерян. Когда в команде нет второй звезды, мы склонны обращать меньше внимания на защиту и больше восторгаться атакующими показателями одинокого лидера, говоря, что он «тащит команду на себе». Поэтому многие и утверждают, что Король втащил «Кавальерс» в финал точно так же, как в своё время Айверсон «Филадельфию». Однако это не совсем верно. Рассуждая таким образом, мы умаляем заслуги остальных игроков «Кливленда» и забываем о той блестящей работе, которую Тимофей Мозгов, Тристан Томпсон, Мэттью Деллаведова, Джей Ар Смит и Иман Шамперт проделали, чтобы компенсировать отсутствие Кайри и Кевина. По большому счёту, у коллектива из Огайо была сильнейшая группа ролевых игроков в лиге. Например, в серии с «Атлантой» без своего лидера на площадке «Кавальерс» набрали на 13 очков больше соперника.
В первую очередь схожесть этой команды с коллективом из Пенсильвании 14-летней давности нужно искать в работе на подборах и обороне. Ведомый Мозговом и Томпсоном, «Кливленд» стал первым в плей-офф по подборам в нападении и вторым по очкам второго шанса. А ведь в регулярном чемпионате в тех же категориях коллектив был соответственно шестым и 18-м. Откровением стал и прогресс команды в защите. Всем своим соперникам вплоть до финала она позволяла забивать меньше, чем в матчах между ними в регулярном чемпионате. И хотя нельзя умолчать об участии в оборонительных построениях и самого Леброна, трудно поспорить с тем, что именно игра на своей половине площадки стала билетом в финал для «Кавальерс».
На тех же двух столпах базировались и успехи подопечных Ларри Брауна во главе с Дикембе Мутомбо, Джорджем Линчем и Тайроном Хиллом. Пока Айверсон бросал из любых положений, ролевые игроки явно прыгнули намного выше своих голов. Когда говорят, что Аллен втащил «Филадельфию» в финал, то забывают о многом. Что Мутомбо был назван лучшим баскетболистом сезона оборонительного плана и лидировал в лиге по подборам в нападении. Что Аарона Макки признали лучшим шестым игроком НБА. Что «76-е» стали лишь 13-й командой по игре в атаке, но пятой по действиям в защите и второй по подборам в нападении. Так кто же кого тащил?
Неравноценность конференций
Третье сходство Джеймса-2015 и Айверсона-2001 выходит за рамки их личных показателей и даже сравнения их команд. Оба игрока воспользовались преимуществом слабости своей конференции. В нынешнем сезоне команды Востока выиграли 46,9% матчей у команд Запада. Это пятый с конца результат за последние 20 лет. А третий в 46% был достигнут как раз в сезоне-2000/01, когда разница в силе конференций была ещё существенней.
Отметим, что «Филадельфия» тогда прошла в финал после одной из самых неоднозначных серий в истории плей-офф против «Милуоки». Соотношение штрафных бросков в ней было 186:120 в пользу команды Айверсона, а тренер «Бакс» Джордж Карл и лидер его подопечных Рэй Аллен в итоге заплатили $ 85 тыс. штрафов за критику арбитров.
В нынешнем сезоне «Кливленд» заработал место в финале по праву и без малейших скандалов. Но он точно так же обратил в свою пользу относительную слабость соперников по конференции.
Развязка
К огромному сожалению для поклонников коллектива из Огайо, параллели не закончились и в финале. В 2001 году «76-е» благодаря 48 очкам (при 41 броске) Айверсона выиграли в овертайме первую встречу у «Лейкерс», но затем Коби Брайант, Шакил О'Нил и компания просто смели их с паркета. Месяц назад после трёх стартовых поединков серии «Кавальерс» были впереди 2-1 с победой в гостях, а в активе Джеймса значилось 41,0 очка, 13,3 подбора и 9 передач при 35,7 выполняемых бросках с игры в среднем за матч. На тот момент многие болельщики поверили в казавшееся невозможным, но затем «Голден Стэйт» взял серию под контроль и, пусть в не настолько безжалостной манере, как «Лейкерс» 14 лет назад, но весьма уверенно закрыл вопрос о чемпионе.
На самом деле сравнение Леброна и Аллена выходит за рамки плей-офф одного сезона. Оба они входят в число сильнейших баскетболистов в истории НБА и стали своеобразными иконами стиля для болельщиков. Но если Джеймс хочет когда-нибудь завоевать третий перстень, ему нужно перестать быть Айверсоном-2001 и снова стать самим собой.
Источник: championat.com