Отношения между Леброном Джеймсом и Дэвидом Блаттом стали самыми странными для лучшего игрока и тренера команды, дошедшей до финала НБА.
Несмотря на то что букмекеры почти единогласно отдают «Кливленду» лавры главного фаворита следующего сезона, после завершившегося финала будущее команды является более чем туманным. Пока точно неизвестно, останется ли в Огайо Леброн Джеймс и сохранит ли свою должность Дэвид Блатт. Но хуже всего, что если произойдёт и одно, и другое, то им придётся как-то выстраивать отношения, которые во время финала стали ещё более неоднозначными и парадоксальными.
К Леброну Джеймсу есть один вопрос, ответ на который многие надеются рано или поздно услышать. Он может быть сформулирован по-разному.
Под руководством тренера какого типа вы бы хотели играть?
Кто тот тренер, для которого вам понравится играть?
Кого мог бы нанять «Кливленд», чтобы вы остались в команде?
На данный момент готовых ответов нет, и можно только предполагать, что наиболее близким к истине вариантом будет упоминание нынешнего ассистента «Кавальерс» Тайрона Лю.
В любом случае Джеймс является слишком выдающимся игроком и слишком сильной личностью, чтобы вести себя по отношению к Дэвиду Блатту так, как он это делал во время финальной серии. В шести матчах против «Голден Стэйт» мы увидели Леброна в высшей точке реализации своего потенциала. Он заставлял сотрудников и болельщиков «Уорриорз» просыпаться среди ночи в холодном поту и в ужасе вспоминать о том, как лидер соперников гениально контролирует темп игры. А при счёте 2-1 почти все поверили, что «Кливленд» способен стать чемпионом даже без Кайри Ирвинга, Кевина Лава и Андерсона Варежао.
И в то же время мы видели, как Король минимизирует роль в управлении игрой Дэвида Блатта почти до нуля методами, которые совершенно недостойны статуса живой легенды баскетбола.
Эти поступки во всех деталях были отлично заметны репортёрам, по долгу службы находившимся у скамейки запасных «Кавальерс». Джеймс сам брал тайм-ауты и сам делал замены. Он открыто кричал на Блатта, когда тот принимал неверные, по его мнению, решения.Он часто советовался с Лю и, казалось, был готов выслушать любого, кроме своего тренера.
В одном из эпизодов пятого матча серии, увидев нарисованную Блаттом на планшете комбинацию, Леброн так выразительно качнул головой, что более жёсткую и в то же время безмолвную выволочку невозможно даже представить. В итоге наставник был вынужден на глазах у всей команды стереть схему и изобразить другую.
Понятно, что Король не мог повлиять на приглашение Блатта и сам оказался в далеко не идеальной ситуации. Но подобное открытое проявление недовольства со стороны великого игрока коробит, независимо от того, насколько некомпетентным он считает своего тренера.
О каком уважении к наставнику со стороны других игроков «Кливленда» может идти речь, если Джеймс относится к нему, как к одному из стульев у скамейки запасных?
И как Леброн может публично восхвалять свои лидерские качества, что он нередко делает, когда сам задает подобный тон?
Обозреватель ESPN Брайан Уиндхорст, который следит за карьерой Короля с детских лет и считается одним из главных специалистов по нему, на телешоу в среду заявил, что лидер «Кавальерс» вряд ли будет возражать против того, чтобы выходец из Евролиги продолжал тренировать команду. Потому что «ему нравится третировать Блатта».
И вряд ли кто-нибудь из организации Дэна Гилберта оспорит это утверждение. Потому что им просто нечего возразить.
При этом деятельность самого тренера тоже далеко не безупречна. Завоевывать доверие игроков в лиге очень больших мальчиков каждый наставник должен самостоятельно. Конечно, можно заметить, что Блатт шёл на немного другую работу. Ведь Джеймс вернулся в Огайо уже после того, как уроженца Бостона с израильскими корнями предпочли Элвину Джентри. Но Дэвид должен был принять на себе новую ответственность и убедить игроков, что он справится с поставленными задачами в изменившихся условиях.
Именно тренер должен был найти лучше применение Тимофею Мозгову и в обороне, и в нападении после его бенефисов во втором и четвёртом поединках. Это в обязанности наставника входил поиск более эффективных способов нейтрализации игравшего серию всей своей жизни Игуодалы, а не оставлять его практически открытым и вынуждать Мозгова гоняться за Андре по всей площадке. А кроме того, стоило ожидать, что Блатт сумеет выжать больше из Джей Ар Смита, как он это неоднократно проделывал в Европе со средними по потенциалу игроками. И отсутствие взаимопонимания с Леброном никак не служит оправданием в этих вопросах.
Но даже все эти промашки в сочетании с фантастическим выступлением Короля, которое стало вершиной того, что он сделал для Кливленда с момента возвращения, ни в коей мере не делает приемлемым пренебрежительное поведение игрока.
Эти психологические кошки-мышки больше не могут продолжаться. И дело не в том, заслужил ли Блатт право остаться на следующий сезон. Безусловно, он это сделал уже тем, что довёл команду до финала и по ходу плей-офф значительно улучшил игру «Кавальерс» в защите, даже несмотря на лавину травм. Кроме того, сам наставник, несмотря ни на что, уверен в своих будущих успехах, о чём открыто заявил на итоговой в сезоне пресс-конференции:
«Одно из преимуществ, которое у меня есть, это то, что теперь всё будет более понятным. Я знаю персонал и то, как всё должно работать».
Так что всё упирается в Джеймса. Если он не может заставить себя уважать тренера и хотя бы имитировать субординацию, то должен сделать и следующий шаг – прямо сказать Гилберту, чтобы тот нанял Джеффа ван Ганди, Тома Тибодо или того же Лю. То есть того, кого он станет поддерживать так, как это делал Тим Данкан для Грега Поповича. Причём ещё задолго до того, как Поп стал мэтром. Или хотя бы так, как поступил MVP финалов Игуодала по отношению к даже менее авторитетному, чем Блатт Стиву Керру. А ведь имеющего солидную репутацию Андре вообще попросили впервые в карьере сесть на скамейку запасных, чтобы более эффективно использовать Харрисона Барнса и всю команду.
В завершившемся финале Леброн достиг невиданных ранее высот, затмив все прежние выступления самых легендарных суперзвёзд в решающих стадиях и сумев притормозить всесокрушающую машину «Уорриорз», как этого не смог в этом сезоне сделать никто. В равной степени использовав свои мозг и тело, Король практически не оставил сомневающихся в том, что он входит тройку или пятёрку лучших игроков в истории баскетбола.
Упоминание Данкана в контексте создавшейся проблемы было неслучайным. Именно Тим служит наиболее ярким образцом по всем возможным пунктам того, каким должен быть баскетболист, вокруг которого можно построить династию. Восемь лет назад, когда «Сан-Антонио» с Данканом вынесли в финале «Кливленд» молодого Джеймса, Тим сказал 22-летнему форварду, что скоро тот станет доминировать в НБА. В прошедшее с тех пор время Леброн только подтверждал этот прогноз. И всё-таки он слишком велик для того, чтобы вести себя так.
Источник: championat.com