На поверхности, драматичный ход «Ха-ха, мы вас обманули!» с изменением стартовой пятерки в последнюю минуту не сработал. Супер-маленькая пятерка имела -1 за 14 минут в статистике “плюс-минус”, ничего не могла подобрать под кольцом и завязла в черепашьем темпе, традиционно навязанным «Кливлендом».
Это был ход из раздела «пан или пропал». «Голден Стэйт» попали 24 открытых бросков из 45 согласно nba.com. Харрисон Барнс и Андрэ Игудала стали попадать трехочковые из углов площадки, которые они мазали в предыдущих играх, а Дреймонд Грин забил пару «флоатеров», которые Мозгов накрывал без проблем раньше.
«Кавс» тем временем «остыли» и попали только 6 из 29 открытых бросков, что дало возможность «Голден Стэйт» перевести лишнего защитника от Деллаведовы и Имана Шамперта на опеку Леброна Джэймса.
Тренеры «Голден Стэйт» были в восторге от того, как сыграла команда. Малая пятерка как будто преобразила всю команду. «Голден Стэйт» вернулись к образу самих себя регулярного сезона, где они боролись за каждый мяч и группой атаковали подборы. Дреймонд Грин отметил иронию ситуации: «Когда защитники знают, что я играю центра, – они начинают более энергично бегать за каждым мячом».
«Мы больше старались в этот раз», – заявил Керр, стоя перед раздевалкой «Уорриорз». – «Ребят вдруг осенило: Черт, это же финал! Мы должны начать играть, как будто это последняя игра в нашей жизни!»
Он рассмеялся и добавил: «Это заняло всего четыре игры. Когда играешь с таим желанием, то и мяч начинает попадать чаще. В этой игре карма играет определенную роль».
У игроков «Голден Стэйт» появилось больше открытых бросков, когда на площадке не было Эндрю Богута и Фестуса Эзили. Мозгов был в игре, но он находился на дистанции от Игудалы, и это всего лишь одна большая туша вместо двух, закрывающих пространство для проходов. Когда Стеф Карри отпасовал мяч Грину во время розыгрыша очередного пик-н-ролла, Дреймонд получил мяч в “кармане” размером в гектар (в оригинале “акр” – прим. alex@bay) – идеальная ситуация оценить обстановку и принять правильное решение. Грин сделал пас Барнсу в угол площадки.
Если стартовая маленькая пятерка и не достигла перевеса, то «смолл болл вообще», где Шон Ливингстон половину игры, добился успеха над уставшими «Кавс». Площадка становится меньше, когда на ней находится Шон Ливингстон, Игудала и центр. Низкорослый состав с Грином в центре – это способ заиграть двух универсальных «швейцарских ножей», сохранив при этом расстояние между защитниками. Хотя оба игрока не являются супер-снайперами, при игре с другими подвижными игроками они становятся более опасными, и их все еще надо опекать. Более опасные в атаке игроки Карри и Тэмпсон получили возможность двигаться по всему пространству площадки, используя заслоны под кольцом и на периметр, имея массу возможностей оторваться от опекунов. Томпсон и Карри часто начинали танец у лицевой, выбегали оттуда в разных направлениях, что часто разрывало оборону «Кавс». Тренеры написали сценарий, по которому Томпсон ставил заслон для Карри на периметре, а потом пробегал за спиной другого заслона , что освобождало по крайней мере одного игрока. Эта комбинация разыгрывалась не раз в третьей и четвертой играх:
«Кавс» преуспевали в перекрытии свободных зон в игре №3. Но не всех и не всегда. Это дало повод для оптимизма тренерам “Голден Стэйт”, что они могут использовать трещины в защитных порядках и расширить их еще больше с помощью еще одного активного в атаке игрока, который сможет вытащить Мозгова из зоны его комфорта, т.е. из-под щита.
Посмотрите, что происходит здесь:
Карри отрывается от Деллаведовы на заслоне от Барнса, но вместо того чтобы уйти в свободную зону и найти позицию для броска, он ставит заслон Ливингстону. Этот маневр разбивает защиту «Кавс», позволяет Ливингстону свободно идти к кольцу, где он вытаскивает последнего защитника на себя и дает пас на открывшегося Дэвида Ли. Иногда наиболее эффективный постановщий заслона – это игрок, от которого больше всех ожидают бросок или проход.
«Это наша игра, – комментирует этот момент Ливингстон после игры.- По крайней мере, это то, что мы делали сегодня. Стеф знает, что защита сфокусирована на нем».
Керр ожидал, что Мозгов будет игнорировать Игудалу, пока тот играет без мяча, поэтому Игудала должен был всегда максимально активным в атаке. Когда он увидел, что Мозгов откатывается к щиту, чтобы преградить путь Стефу, то Игудала сделал правильный шаг – он поставил заслон центру, заставив Мозгова обходить его, когда Карри уже поменял направление и двигался в сторону трехочковой линии. Мозгову ничего не осталось, как продолжить преследование Карри и уйти далеко от кольца. Очевидно, периметр – не лучшее место для мощного центра. Момент на этом не закончился. Карри вернул мяч свободного Игудале, и тот завершил момент проходом. Комбинации 4-на-3 от «Голден Стэйт» были эффективны в течение всего сезона, но не во время серии с «Кавс».
Если бы Мозгов попытался прессинговать Игудалу в защите, то ситуация обернулась еще больше в пользу “Голден Стэйт”. Андрэ начал бы активнее участвовать в пик-н-роллах, вел мяч в переходах в атаку и охотно играл 1-на-1 с центром.
Карри не делал ничего нового в четвертой игре, но он нашел баланс между пасом, чтобы разбить двойную опеку, и броском. Он чаще рзбивал ловушки дабл-тима и пытался атаковать Деллаведову один-на-один без помощи заслонов. Карри также сумел наказать “Кливленд” за опрометчивые размены в защите, когда положил два трехочковых, как только на нем оказались Тристан Томпсон и Джэймс Джоунс. “Кливленд” пытался избегать разменов, но все равно попадал в ловушку.
«Голден Стэйт» также стали лучше понимать, защиту «Кавс», которая играет не совсем в традиционной манере. Например, на большинстве пик-н-роллах, помощь защите приходит от игроков, играющих на «слабой стороне», но «Кливленд» играет по-другому. Если Клэй Томпсон находится на «слабой стороне» , они не используют его защитника, а посылают защищать пик-н-ролл того, кто защищает наименее опасного снайпера, делая более рискованный ход, освобождая игрока на «сильной стороне».
Ливингстон был готов к такому ходу, и в этой комбинации он принял правильное решение:
«Я знал, что смогу сделать этот пас. Если (Игудала) промахнулся, то это все равно был бы хороший бросок для нас», – комментирует Ливингстон.
Шон отыграл очень хорошо весь матч. Посмотрим, получит ли эта игра продолжение. Керр понимает, что он рискует, когда выставляет «смолл болл» против атлетичной линии Томпсон-Мозгов. «Кавс» сумели подобрать 30% своих собственных промахов и 36%(!) за 27 минут, когда на площадке были двое больших вместе, при этом «Кавс» закончили эти минуты с балансом +1.
Томпсон не замечал Барнса под кольцом и демонстрировал ту игру, когда «Кавс» почти каждый подбор под чужим кольцом конвертировали в лишние очки. Давайте приостановимся и напомним самим себе, что в пятерке «Уорриорз» никто не выше 6 футов и 8 дюймов. Это сумасшествие уровня Дона Нельсона, даже если учитывать, что уровень защиты этой команды сильно выше уровня Нельсона. По сравнению с Дреймондом грином центр Крис Бош выглядит Манют Болом. «Я не знаю, если эта стратегия будет работать до конца серии, но сегодня она сработала, теперь настало время перемешать карты».
«Кавалиерс» не смогли поддержать высокий уровен защиты в течение всей игры, но отрезками она была близка к идеальной, особенно в третьей четверти, когда они перекрывали все возможности для комбинаций, и Игудала, оказавшись с мячом, жал плечами и кидал джамперы, которые он совсем не собирался делать. Два дня отдыха вполне могут быть достаточными для того чтобы в пятой игре «Кавс» смогли перезарядиться и продемонстрировать такую же энергию в течение всей игры.
Им явно не хватает помощи от ролевых игроков периметра. Особенно когда, «Голден Стэйт» бросает больше сил на защиту от игры Джэймса в посте.
Леброн может делать сумасшедшие пасы поперек всей площадки открытому игроку, и эти пасы обязаны конвертироваться в незащищенные 3-х очковые. «Кавс» также могли бы использовать заслоны без мяча для освобождения снайпера на периметре, как Шамперт симпровизировал в этом моменте:
Шамперт особенно должен играть более активную роль. «Кавс» не могут позволить себе, чтобы Карри «прятался» за Шампертом в защите. Когда Карри переключается на Деллаведову, то «Кавс» сразу начинают разыгрывать пик-н-роллы Джэймс/Делли. Та же комбинация напрашивается, когда против Шамперта защищается Карри.
«Кливленд» также должен играть напрямую через Мозгова, когда того держат Грин, Барнс и остальные лилипуты. Мозгов подвижен с мягким броском, и может затолкать под кольцо любого оппонента. «Уорриорз» часто делали размены под кольцом, хитрили, пытались запутать нападение «Кавс» вплоть до того, что последние попали в трехсекундную ловушку на ровном месте. Тот случай, когда «Кавс» должны больше фокусироваться на выполнении своего плана независимо от того, как «Уорриорз» пытаются удержать Мозгова под кольцом.
«Кавс» периодически использовали преимущество в росте за счет вывода на бросок Джоунса на позиции тяжелого форварда, но этого было совсем недостаточно для того, чтобы изменить планы «Уорриорз». «Кавс» просто не способны победить оппонента в его же игре в «смолл болл». Тот случай, где Ирвинг могу бы стать козырем серии.
Случайные заметки во время игры
Керр понял, что Игудала – единственная надежная опция в игре против Джэймса. Когда «Кавс» вернули Джэймса в игру во второй четверти, Керр срочно бросил в игру Игги, потратив на это ценный таймаут. Керр подтвердил мне после игры, что это была вынужденная мера.
Керр не повторил одну и ту же ошибку, когда в конце первой половины третьей игры он оставил Эзили опекать Джоунса. Когда он увидел, что «Кавс» вводят в игру Джоунса, он сразу же вернул на площадку Барнса вместо Ли.
Пока Джэймс был вне игры из-за полета в камеру, команда ушла в -6 за 7 минут, показав нулевой КПД в атаке. Команда представляла из себя группу игроков, которые носятся по площадке, открываются, ставят заслоны и делают это замечательно, но никто не может забить мяч.
Карри тем временем играл все вторую половину игры до мусорного отрезка. Мне это понравилось!
Степень, с которой «Голден Стэйт» вынуждают Деллаведову пасовать во время розыгрыша пик-н-роллов комична, но это правильная тактика.
В коридоре перед раздевалкой «Уорриорз» я наглядно показывал пас, исполненный командой во время игры, и вытянул руку вперед. Кто-то из проходящих мимо тоже протянул руку и поздоровался. Им оказался певец Ашер. Он сразу понял, что я не собирался с ним здороваться и улыбнулся в ответ.
Если вы думаете, что тренеры постоянно общаются между собой и игроками во время игры, то вы ошибаетесь. Единственно замеченный мной обмен между ассистентами Люком Уолтоном и Роном Адамсом (записан дословно):
– Люк, ты не забыл побрызгаться деодорантом сегодня?
– Нет.
– Хорошо.