Форвард «Кливленда» Леброн Джеймс может стать вторым в истории обладателем приза MVP финала, чья команда проиграла решающую серию.
Вручение приза самому ценному игроку финальной серии плей-офф НБА представителю проигравшей команды — событие, мягко говоря, маловероятное. За всю историю существования индивидуальной награды, насчитывающую без малого пять десятилетий, такое случалось лишь однажды: в 1969 году, когда её дебютным обладателем стал защитник «Лейкерс» Джерри Уэст. Впоследствии трофей стал неотъемлемым атрибутом в раздевалке команды-триумфатора сезона, и причины тому бывали самые разные. Кто-то действительно «выстреливал», выдавая серию всей своей жизни (как, например, последний MVP финала Кавай Леонард), кому-то она доставалась по совокупности заслуг, а отдельные противостояния были настолько лишены интриги, что рассматривать вариант с поощрением проигравшей стороны было бы попросту несерьёзно.
В 2015-м ситуация изменилась: безоговорочно лучшим игроком серии между «Голден Стэйт» и «Кливлендом», счёт в которой после четырёх матчей равный, является Леброн Джеймс, и реальных конкурентов по другую сторону баррикад у него пока нет и не предвидится. Попробуем выяснить, заслуживает ли он приза MVP финала даже в том случае, если коллектив из Огайо потерпит в ней поражение.
Леброн невероятный
Для Джеймса текущая финальная серия является уже шестой в профессиональной карьере. Если отбросить первую, когда «Кавальерс» с совсем ещё молодым Леброном, объективно не готовым к покорению главной вершины североамериканского баскетбола, были сметены с лица земли матёрыми волками из «Сан-Антонио», нынешняя команда форварда является откровенно слабейшей из всех, с которыми он выходил на площадку в июне. Не на бумаге, но по стечению обстоятельств: травмы Андерсона Варежао ещё по ходу регулярного чемпионата, а также Кайри Ирвинга и Кевина Лава уже в плей-офф оставили Дэвида Блатта фактически у разбитого корыта. За исключением Короля, ему приходится рассчитывать либо на ветеранов, чьи лучшие годы уже давно позади (что специалист делает с огромным нежеланием, удерживая Шона Мэриона, Майка Миллера, Кендрика Перкинса и Брендана Хэйвуда на скамейке запасных), либо на необстреляных в плей-офф исполнителей вроде Тимофея Мозгова и Тристана Томпсона — на двоих до начала текущего постсезона основные «большие» «Кливленда» сыграли аж одну серию плей-офф в карьере. Есть ещё, конечно, не задрафтованный никем двумя годами ранее Мэттью Деллаведова, чудом выбивший себе контракт осенью 2013-го, и капризный Джей Ар Смит, от которого никогда не знаешь, чего ожидать…
Чтобы коллектив с таким составом, весьма ограниченной ротацией и — шутки в сторону — отсутствием разыгрывающего не то что уровня Матча звёзд, но хотя бы стартовой пятёрки команды, претендующей на попадание в плей-офф, добивался даже локальных успехов, Джеймс должен был играть так, как никогда ранее в своей жизни. С этой задачей форвард справляется на твёрдое «хорошо», и даже установил рекорд всех времён по суммарному количеству очков, набранных за три стартовых поединка решающей серии (123). Иногда, что неудивительно, этого оказывалось недостаточно: первый матч в Окленде «Кавальерс» проиграли, хоть в нём Леброн и записал себе в актив 44 балла, ставшие его лучшим результатом в финалах.
Нельзя, разумеется, сказать, что Джеймс играет сам по себе. Каждый игрок коллектива из Огайо, будь он основным или резервистом, чётко знает свою роль в команде и делает на паркете то, что умеет лучше всего. Но четвёртая встреча получилась весьма показательной на этот счёт: бенефиса Мозгова и 16 подборов в нападении оказалось катастрофически мало для победы в день, когда лидер «Кливленда» записал себе в актив «всего лишь» 20 пунктов.
Тем не менее тот же четвёртый матч продемонстрировал, что с каждым разом Королю всё сложнее и сложнее реализовывать под 50% бросков с игры после изоляций и выдавать один силовой проход под вражеское кольцо за другим. Джеймс устал, но вряд ли сдался — он как никто другой понимает, что в оставшихся встречах серии обязан выложиться больше чем на 100%, чтобы у подопечных Блатта оставались хотя бы теоретические шансы на титул. И если он не сбавит обороты, то будет претендовать на индивидуальную награду до последнего, будучи действительно самым ценным баскетболистом серии. Ведь если убрать Леброна с площадки, чем тренерский штаб баловался, например, в начале четвёртой четверти третьего поединка, колоссальное преимущество «Уорриорз» в классе, индивидуальном мастерстве и командных взаимодействиях становится заметным невооружённым взглядом.
Карри посредственный
Приз MVP регулярного чемпионата разыгрывающий «Голден Стэйт» получил закономерно, будучи, как любят говорить за океаном, лучшим игроком лучшей команды сезона. Даже в случае завоевания калифорнийцами кубка Ларри О'Брайена повторить тот же трюк выдающемуся снайперу будет очень непросто — финал он если не проваливает подчистую, то во всяком случае планку на заданном ранее уровне не поддерживает. И пока пресса теряется в догадках, что стало тому виной, перебирая различные варианты, от плотной опеки со стороны Деллаведовы до непомерного груза ответственности и последствий болезненного удара головой о паркет после столкновения с Тревором Аризой в серии с «Хьюстоном», акции Карри неуклонно падают.
Пристального взгляда на статистику Стивена (это даже если вы не видели его страдания во втором поединке серии, вылившиеся в кошмарные 2 из 15 из-за дуги) достаточно, чтобы понять — он и близко не способен составить конкуренцию Леброну. Естественно, по состоянию на данный момент: не исключено ведь, что в оставшихся встречах мы увидим прежнего, убийственно опасного на периметре «малыша» с прекрасным пониманием баскетбола и чувством паса. Во-первых, в финале Карри зарабатывает в среднем менее четырёх штрафных за игру, что прямым текстом говорит о нехватке агрессии в его действиях. Он совершил в общей сложности уже 20 потерь, что на семь меньше, нежели Леброн, над нейтрализацией которого работает вся команда, обладавшая одной из лучших защит в «регулярке», а также реализовал всего 36% трёхочковых, что значительно хуже его показателей по сезону и в трёх стартовых раундах плей-офф. Наконец, плеймейкер «Голден Стэйт» просто не доминирует на площадке, в отличие от своего прямого конкурента.
Игуодала запасной
Если лига посчитает необходимым следовать традиции и решит в обязательном порядке наградить игрока победившей команды, то в случае успеха «Уорриорз» идеальным вариантом пока что видится кандидатура Андре Игуодалы. Даже с поправкой на то, что три стартовых поединка серии он довольствовался ролью «шестого» — защитник по мере своих сил усложнял жизнь Джеймсу, изматывая того плотной опекой (в частности, именно поэтому Леброн загубил потенциально победную атаку в первом матче, не рискнув пойти в проход), был стабилен в нападении относительно своих более статусных партнёров, а появление Андре в старте двумя днями ранее и вовсе может оказаться переломным моментом всего противостояния.
Но если сюжет финала с возвращением серии в Окленд не изменится, а Карри продолжит мучиться со своим броском, будет справедливым, если заветную статуэтку из рук легендарного Билла Расселла, имя которого и носит приз MVP решающей серии, получит именно Леброн. Даже тем любителям баскетбола, кто относится к персоне лучшего баскетболиста современности скептически, понятно, что такой ход не попытка безосновательно пополнить личную коллекцию форварда, и без того поражающую воображение, или результат намерений задобрить проигравшую сторону. Пока Джеймс — действительно лучший исполнитель в составе обеих команд, и, хоть относиться к этому можно по-разному, спорить с очевидным глупо. У «Голден Стэйт» есть ещё как минимум два матча, чтобы изменить ситуацию к лучшему, и, если дружина Керра хочет, чтобы триумф был полным, над этим придётся немало поработать.
Источник: championat.com