Центровой сборной России Александр Каун решил завершить карьеру в 30 лет. Блог «Фонарь» вспоминает других игроков, которым опротивел баскетбол.
Саша Каун (ЦСКА)
Завершил карьеру: в 30 лет
В последний сезон: На уровень стартового центрового Евролиги Каун вышел в сезоне, когда с ЦСКА работал Евгений Пашутин. А еще один прорыв, определяющий для всей карьеры, случился под руководством Мессины: Каун выиграл конкуренцию у как бы лучшего пятого номера Европы Ненада Крстича и стал для итальянца «европейским Биллом Расселлом», отличный защитным центром и оплотом надежности в хаосе второго пришествия.
Ограниченность в атаке, которую так и не удалось искоренить, мешала оценить Кауна по достоинству. В Европе традиционно подходят к центровым с завышенными критериями, требуя от них и игры в пас, и стабильного броска (и закрывая глаза на очевидные дефекты на своей половине), «большой» же ЦСКА воплощал «традиционные американские ценности»: жесткость в защите, максимальную эффективность в «краске» и остающуюся за кадром работу при подборах и заслонах. В символические пятерки Евролиги он никогда не попадал, зато выступал фундаментом «лучшей команды регулярных чемпионатов» – не давал себя в обиду против любого раскрученного соперника, страховал партнеров и стабильно выдавал непритязательные, но нужные 7 из 9 из «краски».
Почему ушел: Каун как будто бы всегда немного тяготился баскетболом – по крайней мере, той страсти, которая отличает его взаимоотношения с компьютерами, заметно не было. Завершение очередного контракта стало сигналом для начала чего-то нового – новая жизнь центрового начнется в Америке, где живет его семья и где он сможет заниматься бизнесом, связанным с любимым программированием.
Лэрри Сэндерс («Милуоки»)
Завершил карьеру: в 26 лет
В последний сезон: В сезоне-2012-13 Сэндерс, наконец, раскрылся – его неказистая фигура, запомнившаяся до того лишь эмоциональными всплесками, все больше начинала напоминать Дикембе Мутомбо – столь же несуразного, словно пытающегося найти компромисс с непослушными конечностями, но при этом на баскетбольной площадке превращавшегося в мифического великана, который охраняет путь к заветному кольцу. На радостях «Милуоки» выписал ему 4-летний контракт на 44 миллиона – и тут что-то сломалось.
Следующие после этого полтора года превратились в сплошной околобаскетбольный кошмар, который мешал принять сторону игрока в затянувшемся конфликте с Лэрри Дрю. Сэндерса задерживали за жестокое обращение с животными, Сэндерса засняли в эпичном видео с дракой в баре, Сэндерс разругался с Гэри Нилом, Сэндерс ударил локтем Стива Адамса… Странная цепочка продолжалась до логичной точки – Сэндерса дисквалифицировали за употребление марихуаны, после чего он не только не думал покаяться, а еще и призвал к легализации наркотика, заявив о неоспоримости его лечебных качеств.
После такого признания Сэндерс не протянул и полгода. По ходу нового сезона в какой-то момент центровой «Бакс» пропал по «личным причинам»… а потом его вновь дисквалифицировали за употребление все тех же лечебных средств.
«Милуоки» решили выплатить центровому 15 миллионов из причитающихся 36 и отпустили его с богом.
Шоу Лэрри Сэндерса. Хроника одного неудачного сезона
Почему ушел: В последнем слове Сэндерс все немного переиначил и представил неожиданную картину: баскетбол настолько не приносил ему радости, что он оказался в клинике, где лечился совсем не от того, о чем все подумали, а от депрессии. Центрового убивала мысль о том, что ему приходится отказываться от всех многочисленных талантов ради возможности играть в баскетбол. «Я – Лэрри Сэндерс. Я – человек. Я – отец. Я – артист. Я – писатель. Я – художник. Я – музыкант. А иногда я еще играю в баскетбол».
Давид Блю («Маккаби»)
Завершил карьеру: в 31 год
В последний сезон: В 2012-м, объявляя о завершении карьеры, Блю говорил и о том, что его игровой вклад не оценивают по достоинству. Форварда никогда не считали звездой, скорее, талантливым ролевым исполнителем – одним из лучших снайперов в истории Евролиги, старательным защитником, лидером одной из самых стабильных европейских команд. Он выиграл Евролигу с «Маккаби», попробовал себя за границей, в том числе провел 8 матчей в питерском «Динамо», штамповал важные трехочковые, но все равно чувствовал, что не получает заслуженных оценок.
Почему ушел: Блютенталь родился и вырос в Калифорнии в семье афроамериканца и еврейки. Когда его не взяли на драфте, он отправился на историческую родину, чтобы работать баскетболистом в составе тель-авивского «Маккаби». А после тридцати все сильнее ощущал потребность вернуться в родную Калифорнию – сначала сократил фамилию на более доступный для американцев «Блю», затем объявил, что предпочитает завершить обучение в Штатах вместо баскетбола.
Через год, в 2013-м Дэвид Блатт уговорил Блю возобновить выступления (ему как раз нужны были деньги) – тот вернулся, чтобы помочь «Маккаби» взять Евролигу. А после этого ушел уже насовсем.
На все уговоры остаться он отвечал, что «баскетбол – это бремя», что не видел детей 250 дней и что гораздо больше его привлекает работа риэлтора.
Егор Мещеряков («Спартак»)
Завершил карьеру: в 33 года
В последний сезон: Мещеряков – одна из знаковых фигур для российского чемпионата нулевых, универсальный мощный форвард с броском и харизмой, острым языком и отличным качеством позажигать в матчах с ЦСКА. После короткой командировки на Украину белорус вернулся в Россию, чтобы побыть лидером санкт-петербургского «Спартака», тогда одного из самых позитивных явлений местной суперлиги. Дело было еще до появления той самой записи, так что «Спартак» просто ходил в претендентах на что-то более значимое, чем статус середняка, покусывал богатеев и забирал призы зрительских симпатий. А Мещеряков старательно курировал весь этот процесс до того момента, как его организм не начал подводить. В последнем сезоне форварда беспокоили самые разные повреждения, но никто и не подумал, что все это может означать завершение карьеры.
Почему ушел: В 2010-м Мещеряков решил взять паузу, чтобы отдохнуть и окончить начатое в Штатах образование. Перерыв означал завершение карьеры.
Майкл Джордан («Чикаго»)
Завершил карьеру: в 30 лет
В последний сезон: В 93-м Майкл Джордан уже стал нарицательным явлением в баскетболе, эталоном величайшего спортсмена, живой легендой. С ним НБА превзошла границы национального турнира и начала покорять людей далеко за пределами Америки, а он сам оказался идеальным исполнителем для грандиозной роли – год за годом доказывал, что является не просто лучшим, а человеком, которого никто не может победить.
Почему ушел: 6 октября 1993 года Джордан заявил, что уходит, так как потерял какой-либо интерес к баскетболу. В феврале он подписал контракт (формальный, так как Джерри Рейнсдорф продолжал выплачивать его баскетбольное соглашение) с бейсбольной командой «Чикаго Уайт Сокс».
Неожиданный уход породил множество конспирологическх теорий касательно реальных причин: позже Джордан признался также, что на него повлияла гибель отца, убитого тем летом, параллельно возникла «теория», что Джордана «тайно дисквалифицировали» на полгода из-за скандала со ставками… На самом деле, решение зрело много лет. Уже к началу 90-х Джордан признавался, что будет играть до того момента, пока в лиге бегает Мэджик Джонсон – единственный, с кем мог соревноваться ЭмДжей. Соответственно после заявления Мэджика и после Олимпиады, когда общественное внимание переросло все рамки разумного и стало невыносимым, Джордан понял, что не может справляться с постоянным давлением извне и жить «за стеклом».
Роберт Рид («Хьюстон»)
Завершил карьеру: в 27 лет
В последний сезон: В сезоне-1980/81 «Рокетс» дошли до финала, где уступили «Бостону». Лидером «Хьюстона» был Мозес Мэлоун, вторым игроком команды, снайпером и разгоняющим – Роберт Рид, молодой защитник, ворвавшийся в лигу яркой кометой и превративший «Рокетс» в неожиданного претендента на титул.
Почему ушел: Через год «Хьюстон» так же внезапно развалился: Мэлоуна обменяли, а Рид решил, что баскетбол плохо увязывается с его религиозными убеждениями. Семья игрока принадлежала к пятидесятнической церкви и настаивала на том, что время, которое тот проводил на паркете (и в ночных клубах), вряд ли может учитываться в качестве служения Господу. Под давлением Рид завершил выступления, отказался от контракта на 300 тысяч и перебрался в Майами. «Ваша семья не интересуется деньгами и славой, они беспокоятся за вашу душу. Баскетбол не имел для меня никакого значения. Я принял решение и ощутил блаженство».
Последующий год вне баскетбола сам Рид описывает как нечто адское. Сначала он просто скучал. Затем устроился менеджером в магазин одежды, и ему стало не до скуки – в магазин зашел человек с оружием, взял столько одежды, сколько мог унести, и выбежал на улицу, когда Рид рванул за ним, ему ко лбу приставили пистолет. Рид пошел работать на цементный завод – по 14 часов в день – и параллельно учился на пожарного. Он уже должен был пополнить пожарную команду, как раздался звонок из «Рокетс», где помощь Рида пригодилась бы в пару к умениям Ральфа Сэмпсона. На этом моменте Рид забыл о любых греховных ассоциациях с баскетболом, послал куда подальше вновь взбунтовавшуюся семью и вернулся в «Рокетс».
Пол Аризин («Филадельфия»)
Завершил карьеру: в 34
В последний сезон: Пол Аризин – один из баскетбольных пионеров. Во многом с его игрой связывают популяризацию «броска в прыжке», неординарного явления для 50-х – благодаря поставленной руке небольшой защитник прославился как один из лучших снайперов на раннем этапе истории лиги.
На протяжении всей 12-летней карьеры Аризин был одинаково стабилен – 22,3 очка в среднем за матч, 10 попаданий на Матч всех звезд (он пропустил два года из-за службы в армии), вечное сопение, вызывающее у соперников ощущение, что он вот-вот скончается. Не изменил он себе и в последнем сезоне, став первым игроком, который решил уйти со статистикой в более 20 очков.
Почему ушел: Аризин родился в Филадельфии, играл там всю жизнь и не захотел никуда уезжать, когда владелец Эдди Готлиб перевез «Уорриорс» в Калифорнию. Вместо этого он пошел работать в IBM в качестве менеджера по продажам, а параллельно играл в низшей лиге, где стал чемпионом.
Дэйв Майерс («Милуоки»)
Завершил карьеру: в 27 лет
В последний сезон: Дэйв Майерс навсегда остался в истории НБА, хотя бы как часть обмена с участием Карима Абдул-Джаббара. В «Милуоки» у форварда с роскошным резюме (2 титула с UCLA, символическая пятерка в выпускной год, звание MVP в UCLA, второй пик драфта) получилось не так гладко, как в университете: он часто получал травмы и ругался с клубом, когда его заставляли выходить на площадку, несмотря на небольшие повреждения, но главное – его приоритеты постепенно сменялись, и баскетболу в жизни оставалось все меньше места. Из-за травмы спины Майерс пропустил полностью сезон-1978/79 – затем он вернулся на паркет, чтобы отработать контракт, доказал, что по-прежнему является вполне добротным игроком лиги на месте мощного форварда и – ко всеобщему изумлению – объявил о завершении карьеры.
Почему ушел: «Я просто не хочу больше играть. Баскетбол не входит в мои жизненные планы. Та страсть к баскетболу, которая у меня была, перешла на мою веру. Я постарался отдавать баскетболу всего себя, но это было сложно делать, так как приходилось жертвовать остальными вещами. Мне, как Свидетелю Иеговы, сложно разрываться между служением религии и служению баскетболу. Мне пришлось принять такое решение».
На Мейерса все смотрели как на безумца, но в итоге были вынуждены смириться с его позицией – в конце концов, несколько лет он умудрялся выступать в НБА и уделять время на волонтерские программы, а также постоянно ходить на собрания Свидетелей Иеговы. Ему потребовалось время, чтобы найти себя. Сначала он торговал радиопередатчиками, затем стал школьным учителем и баскетбольным тренером.
Бизон Деле («Детройт»)
Завершил карьеру: в 30 лет
В последний сезон: Брайан Уильямс обрел популярность в «Чикаго» – во-первых, старательный толстяк поучаствовал в завоевании титула в 97-м, во-вторых, прославился тем, что, по свидетельству очевидцев, «был чуднее Денниса Родмана». После этого он сменил имя, получил неслабый контракт от «Детройта» и стал центровым в команде нового Джордана, Гранта Хилла.
Стив Керр называл Деле «самым физически одаренным человеком, которого я встречал в жизни». Но что-то отсутствовало. Вскоре после перехода в «Пистонс» прояснилось что: «У меня никогда не было к баскетболу такой страсти, какая была у моего отца – к музыке. Если бы я таким рвением относился к игре, то оказался бы гораздо лучше». В первом сезоне в «Детройте» он показывал почти дабл-дабл (16,2 очка и 8,9 подбора), во втором – локаутном – эти показатели значительно снизились. Но не столь уж критично, если учесть, что Деле пытался покончить жизнь самоубийством и лечился от алкоголизма.
Почему ушел: В 1999-м Деле объявил о том, что завершает карьеру и отказывается от причитающихся ему 36 миллионов. Даже от эксцентричного центрового такого никто не ждал – официально решение объясняли тем, что он панически боялся обмена, а в тот момент отношения с руководством «Пистонс» уже были испорчены, неофициально говорилось о том, что проблемы в клубе совпали с проблемами в личной жизни: Деле хотел путешествовать, оторваться от семьи, которая душила его, писать стихи, плавать на далекие острова, искать смысл в жизни.
Как известно, смыслп он так и не нашел. Из очередного путешествия на яхте Деле и его девушка не вернулись: их убил брат Уильямса, вскоре покончивший жизнь самоубийством.
Предраг Данилович («Болонья»)
Завершил карьеру: в 30 лет
В последний сезон: После возвращения в «Киндер» Даниловича одолевали травмы, самая яркая из которых случилась в легендарном финале: в 98-м, в концовке последнего матча финальной серии чемпионата Италии, он столкнулся с Домиником Уилкинсом и порвал крестообразные связки. После восстановления сербский защитник вроде бы оставался на своем высочайшем уровне, но что-то исчезло – в 2000-м он проиграл один из немногих финальных матчей в своей карьере, на Кубок Сапорты АЕКу, летом оказался лучшим в составе звездной сборной, но все равно переживал из-за провала Югославии в четвертьфинале.
Той осенью он вернулся в «Киндер», но после одной из тренировок сказал Этторе Мессине, что больше не хочет играть.
Почему ушел: «Все просто – я больше не могут этим заниматься. Я устал. Устал восстанавливаться после травм… Все, чего я добился как игрок, было достигнуто через тяжелую работу и тренировки. Я почувствовал, что больше не могу тренироваться на том же уровне и что не хочу портить свою репутацию. Плюс мне не хватало мотивации – я выиграл практически все.. Я устал… И после этих пятнадцати лет мне просто грустно…
Как только я признался Мессине и Роберто Брунамонти, то почувствовал себя отлично – как будто груз свалился с души… Хотя нужно признать, что в тот день я очень неплохо потренировался».
Данилович завершил карьеру внезапно, но очень удачно по времени. Вскоре ему предложили стать вице-президентом «Партизана».