НОВОСТИ
Дилемма Тима Данкана
11.05.2015Когда мой отец ушел на пенсию всего за пару месяцев до своего 62-го дня рождения, наша семья и наши друзья были удивлены тому, что он решил не остаться дольше на позиции школьного суперинтенданта. «Нужно всегда уходить на год раньше, чем на пару лет позже» – таким образом отец объяснил нам свое решение.
В тот момент данная фраза показалась мне квинтэссенцией мудрости. Однако сейчас я понимаю, что на самом деле он имел ввиду «Вместо того, чтобы проводить 24 часа 7 дней в неделю, беспокоясь о том, что обуреваемые гормонами подростки будут вести себя неподобающим образом в эпоху снятых на телефон видео, Твиттера, анонимности в Интернете и всего остального, я предпочту проводить свое время, смотря спортивные матчи и засыпая на диване каждый вечер». Однако в день ухода моего отца на пенсию он показался мне современным Конфуцием. Нужно всегда уходить на год раньше, чем на пару лет позже.
Так что же нам делать с Тимом Данканом?
Гробовщик всея НБА был только что указан на выход из плэйофф в самой душераздирающей манере, проиграв всего два очка в одном из лучших седьмых матчей в истории. Возможно, субботняя победа «Клипперс» была не таким шоком, как коллапс «Сперс» в Финале-2013, однако туманное будущее Данкана придало этому матчу определенную степень драматизма. Он набрал 27 очков, 11 подборов, положил в корзину два штрафных броска за восемь секунд до конца матча, сравняв счет… и не сумел заблокировать победный бросок Криса Пола на последней секунде, промахнувшись буквально на длину двух костяшек пальцев.
Десять лет назад он абсолютно точно заблокировал бы этот бросок.
Пять лет назад он вполне наверняка заблокировал бы этот бросок.
Но в мае 2015 года, в возрасте 39 лет, играя на одной ноге, с 18 сезонами, 1572 матчами и почти 55,000 минут на своем одометре, Тим Данкан не сумел дотянуться.
Был ли это последний момент в его баскетбольной карьере? Данкан пока умалчивает о своем решении. Из 14 величайших игроков в истории – Джордана, Расселла, Карима, Берда, Мэджика, Данкана, ЛеБрона, Уилта, Кобе, Уэста, Оскара, Хакима, Шака и Мозеса – аж 10 ушли из баскетбола на пару лет позже, чем следовало. После окончания карьеры Кобе станет одиннадцатым. ЛеБрон пока не считается. Единственный, кто ушел вовремя – это великий Билл Расселл, который бросил микрофон на сцену и ушел за кулисы, выиграв два титула подряд и обыграв в своем последнем Финале Уилта, Уэста и Бэйлора. Он обнял своих партнеров, побрызгал вокруг шампанским, выдал одно из моих самых любимых послематчевых интервью…
…и затем – просто ушел.
Таковы ставки в случае с Тимом Данканом. Уйди сейчас. Заставь всех сожалеть о твоем уходе и говорить что-то вроде «Пожалуйста, продолжай играть! Ты ведь по-прежнему хорош!». Уйди, пока твои ноги работают (хорошо, пока хотя бы одна из них работает). Уйди, осознавая, что по любым расчетам и прикидкам ты был одним из лучших игроков в истории по игре на обоих половинах площадки и одним из самых любимых партнеров по команде. Уйди с пятью перстнями, двумя титулами MVP и 15 упоминаниями в символических пятерках НБА по итогам сезона. Уйди, как игрок, набиравший 21 очко, 12 подборов, 50% с игры и 24.6 PER в среднем на протяжении 234 матчей плэйофф с 1998 по 2014. Уйди, как игрок, набиравший 18 очков, 11 подборов, 59% с игры и 24.0 PER в своей последней серии игр на вылет. Уйди, оставив после себя невероятно эффективный отрезок из 18 сезонов, который сравним лишь с карьерами Карима и Карла Мэлоуна. Уйди после того, как проиграл всего два очка в исторически великой серии на вылет. Уйди после того, как твой обычно весьма жесткий тренер сказал о тебе следующее :
«Тим Данкан продолжает восхищать меня. В возрасте 39 лет он был нашим самым надежным игроком в матчах на вылет. Ему нужно было лишь немного помощи, и мне плохо от того, что он ее не получил. Дело не в том, что мы не пытались. Даже наши парни с удивлением качают головой, наблюдая за его игрой на обоих концах площадки. Он по-прежнему хочет побеждать и играет в правильной манере. Ему нет дела до славы, выкрутасов, съемок в рекламе и прочих глупостей. Он просто спокойно делает свое дело, и именно поэтому мне жаль, что мы не помогли ему».
Именно поэтому мне жаль, что мы не помогли ему . Прошло уже 18 лет, а они по-прежнему говорят такое о Тиме? А что, если мы провожаем его на покой на два года раньше? Что, если в его запасе есть еще один винтажный поход за титулом? Прежде чем он примет решение, я надеюсь, что он пересмотрит последние 12 минут и 10 секунд седьмого матча серии с «Клипперс». Возможно, это заставит его кровь бурлить.
0:10 до конца третьей четверти, («Клипперс» 76, «Сперс» 76). Пока Крис Пол набирался сил на скамейке, его команда продула преимущество в четыре очка (три промазанных броска из-за дуги, одна потеря) и не имела фолов в своем распоряжении. Ману Жинобили знал об этом. А вот Остин Риверс не знал, что Ману это знает, что привело к весьма редкому явлению под названием «фол при броске с 65 футов» и одинаковому выражению шока на лицах у Дока Риверса и его сына.
Двойной Риверс! Это как двойная радуга для НБА. Это стало моим самым любимым моментом с участием Остина Риверса в том матче, за исключением промаха во второй четверти, после которого расстроенный фанат «Клипперс» рядом со мной с отвращением пробурчал «Господи, пусть лучше мы выпустим Криса играть на одной ноге, чем сына Дока!». И знаете, кто был абсолютно согласен с ним в тот момент? Док Риверс! В любом случае, Ману забивает два штрафных из трех. Однако стоило всем подумать, что «Сан Антонио» сейчас перехватят инициативу, как…
Конец третьей четверти («Клипперс» 79, «Сперс» 78). Пол возвращается на паркет, переходит на половину площадки соперников, совершает три шага (судьи не решились просвистеть пробежку, естественно), забивает с 37 футов, и сурово смотрит на рефери Монти МакКатчена. Первый в истории НБА точный бросок с 37 футов с подтекстом «Пошли все нах!», совершенный с одной ноги в «клатче». В кои-то веки глупое судейское решение не подкосило «Клипперс», а сыграло им на пользу.
11:30 до конца четвертой четверти («Сперс» лидируют 81:79). Пэтти Миллс забивает из-за дуги, заставив 18 тысяч болельщиков на трибунах «Стейплс Центра» прошептать «Надеюсь, Поп не поймет, что ему следует использовать Миллса вместо Паркера в «клатче». Вот вам и еще одна косвенная причина, по которой Данкану стоит закончить с баскетболом – Тони Паркер перестал быть самим собой. Зацените его статистику в плэйофф в последние три года:
2013: 36.4 минуты, 20.6 очков, 7.0 передач, 45.8% с игры, 5.3 штрафных, 21.5 PER в среднем за матч.
2014: 31.3 минуты, 17.4 очков, 4.8 передач, 48.6% с игры, 3.0 штрафных, 15.8 PER в среднем за матч.
2015: 30.0 минуты, 10.9 очков, 3.6 передач, 36.3% с игры, 2.4 штрафных, 6.3 PER в среднем за матч.
Да уж. Сложно рассчитывать на систему проходов и скидок, когда твой основной разыгрывающий не может больше идти в проход и скидывать. Даже если мы примем во внимание травму ахилла, у стареющих разыгрывающих всегда наблюдается резкий спад. Им всегда что-то мешает, ведь так? Спустя 1008 матчей «регулярки» и 203 матча на вылет, станет ли ситуация с Паркером лучше? Стоит ли винить в этом напряженный отрезок, который «Сан Антонио» выдали в 2012-2014 гг? Речь ведь идет о финале Западной конференции и двух Финалах подряд. Думаю, Данкан в данный момент наворачивает круги в каком-нибудь бассейне на Карибах и задается теми же вопросами. Хотя нет, вы правы, он занят отнюдь не этим.
11:04 до конца четвертой четверти («Клипперс» ведут 82:81). Трехочковый в исполнении Криса Пола. Отмечу один момент.
Я присутствовал при знаменитом броске с одной ноги в исполнении постаревшего Джона Хавличека в триллере с тремя овертаймами против «Финикса» в 1976-м . Я наблюдал за тем, как МакХэйл отыграл целых четыре раунда плэйофф-1987 на сломанной стопе. Я видел несколько выдающихся матчей в исполнении Лэрри в 1991-м и 1992-м, когда ему приходилось носить специальный корсет. Я был свидетелем того, как измотанный Уэйд надел костюм Бэтмена и помог Супермену ЛеБрону в двух последних матчах Финала-2013. Представление Криса Пола в седьмом матче в субботу, когда он вышел на паркет с растянутым подколенным сухожилием, стоит в том же ряду. Он попросту не позволял этой травме остановить его.
Был момент в четвертой четверти, когда Пол зашел слишком далеко, инстинктивно дернулся и схватился за ногу, а затем продолжил играть сквозь боль. Он словно превратился в Де Ниро из «Успеть до полуночи» . Нет, ни за что, я зашел слишком далеко, я слишком многое сделал… Парни подобные Полу – невероятные атлеты, и именно поэтому мы смотрим НБА. Они воплощают наши мечты о лимитах человеческих возможностей. Порой сложности пробуждают в них все самое лучшее – может, их подкашивают травмы, может игра уходит из-под контроля, может соперник слишком силен – и тогда они словно переходят на другой уровень. Вы инстинктивно чувствуете этот момент. Я прихожу на матчи «Клипперс» уже четыре года, и это был лучший матч в исполнении Криса Пола, который мне довелось видеть. Это было подобно победе в гонке NASCAR, имея в распоряжении лишь три шины. У него не было права на ошибку. Абсолютно.
Самый лучший момент во всем этом – всем теперь придется попросту заткнуться. Спрячьте подальше аргумент о том, что он ни разу не играл в финале конференции. Заройте куда-нибудь аргумент о том, что он никогда не играл так, как того требовали обстоятельства и когда это имело значение. Крис Пол только что сыграл в лучшем матче одной из лучших серий в истории. И одержал победу. И это произошло сразу после того, как он выдал лучший отрезок протяженностью в семь лет в исполнении разыгрывающего – никто никогда не оставался эффективным на обоих концах площадки в течении такого длительного промежутка времени. Такое попросту не случалось. Он – лучший разыгрывающий своего поколения. Седьмой матч этой серии завершил его вступление в «Клуб величайших разыгрывающих в истории». Он только что выдал свою версию знаменитого шестого матча серии «Пистонс» – «Лейкерс» в 1988-м в исполнении Айзейи, которую я бесконечно превозношу, несмотря на участие в ней «Плохих парней».
После того, как мне довелось увидеть, с какой страстью Крис хотел одержать победу в субботнем матче, мне стало еще более тошно от того, насколько Флойду и Мэнни было начхать на их поединок. Они лишь подписали невероятно роскошный контракт на проведение 12-раундового выставочного матча. Это был поединок без ставок, без ненависти и жажды победы, который должен был состояться между Драко и Аполло Кридом. Когда Мэнни начал проигрывать по очкам после седьмого раунда, в нем не чувствовалось отчаяние, просто потому что в нем его не было. Он вскинул руки вверх еще до поединка, в тот самый момент, когда ему сообщили какую сумму он получит по контракту. Седьмой матч серии между «Сперс» и «Клипперс» явно не стал лучшей рекламой схватки Флойда и Мэнни, ибо они умудрились бы даже сестер Уилльямс заставить выглядеть врагами.
10:06 до конца четвертой четверти (счет 84:84). Кавай промахнулся из-за дуги, Дьо подобрал мяч, Ману забил трехочковый, Гриффин совершил потерю, «Сперс» убегают в отрыв, Кавай мажет сумасшедший лэй-ап, приведший к данку Мэтта Барнса. Мне абсолютно не понравились последние два матча серии в исполнении Леонарда. Доверяет ли он собственному таланту? Почему складывается ощущение, что он пока не готов быть Тем Самым Парнем? Эта серия сбила его на один уровень ниже по сравнению с лучшими игроками лиги – ЛеБроном, Карри, Харденом, Уэстбруком, Дюрэном, Гриффином и Полом – ибо ни один из них не позволил бы себе отыграть лишь один хороший матч в такой невероятной серии. С другой стороны, из упомянутых мною персонажей лишь двое являются MVP Финала – Кавай и ЛеБрон. Даже не знаю, что пока сказать, давайте отложим дальнейшие дискуссии на потом.
8:27 до конца четвертой четверти («Клипперс» ведут 88:87). Игра на встречных курсах приводит к броску Пола, издевательству Данкана (включившего Режим Джедая, как это было в шестом матче Финала-2013) над ДеАндре в лоу-посте, и сумасшедшему лэй-апу с фолом в исполнении Блэйка. В правильном седьмом матче серии включается инстинкт выживания – либо ты включишь третью передачу, либо вылетаешь из игры. Такое происходило в двух лучших седьмых матчах, свидетелем которых мне довелось побывать: в 1981-м между «Бостоном» и «Филадельфией» и в 1987-м между «кельтами» и «поршнями», когда каждый игрок продолжал карабкаться по лестнице своего таланта, пока зрители в неверии переглядывались между собой. Именно такой момент наступил за 8:27 до конца четвертой четверти субботней игры. Ты ведь будешь скучать по таким моментам, Тимми, ведь так?
6:43 до конца четвертой четверти («Сперс» берут вверх 92:91). Бросок Кавая был неточен, однако он же берет и подбор, что приводит к трехочковому Жинобили. К слову, если это будет последним матчем в карьере Ману, то пусть в протоколе отметят, что его двумя последними бросками были точные трехочковые. Затем Джамал упустил мяч и сфолил на Паркере. Пусть в протоколе обязательно отметят, что именно Кроуфорд набрал девять важнейших очков в самый мрачный для фанатов «Клипперс» отрезок матча, который может быть описан следующими мыслями:
«Странно, почему Крис не выходит на паркет? Две минуты до конца первой четверти? Он только что забил из-за дуги! У нас нет никого на скамейке! Это же седьмой матч серии!»
«Хммм, почему Крис вдруг прохромал в раздевалку?»
«Я буду игнорировать ход матча следующие десять минут, дабы позвонить всем своим знакомым баскетбольным фанатам и постоянно обновлять Твиттер в поисках новостей».
«Отличный бросок, Джамал! ПОЧЕМУ НИКТО НЕ ОТВЕЧАЕТ НА МОИ СООБЩЕНИЯ?!»
«Балмер заплатил два миллиарда за франчайз и не мог обеспечить стабильный Интернет в «Стэйплс Центре»? ГДЕ КРИС ПОЛ?!»
«СУДЬБА СЕЗОНА РЕШИТСЯ В РУКАХ СЫНА ДОКА РИВЕРСА! НУ КОНЕЧНО! ЭТО ВЕДЬ ТАК В ДУХЕ «КЛИППЕРС»!»
«Подколенное сухожилие, подколенное сухожилие, подколенное сухожилие, подко…»
«Погодите-ка, вон же Крис, он вернулся!»
«Он что… (задерживаю дыхание)»
«А ВОТ ВЫХОДИТ УИЛЛИС… ТО ЕСТЬ КРИС! И мы уступаем лишь одно очко!»
Да, возможно, Джамал провалил первый раунд плэйофф, выдав 11.7 очков, 38% с игры, 20% из-за дуги и ужасные 8.86 PER. Но те девять очков, набранные им в отсутствии Криса Пола, возможно, являются самыми важными девятью очками его карьеры. «Клипперс» попросту не одержали бы победу в субботнем матче без тех девяти очков.
6:09 до конца четвертой четверти («Сперс» ведут 95:91). После промахов Кавая и Джамала, Дэнни Грин забивает лэй-ап с фолом. «Клипперс» берут таймаут. Отрезок с 1:51 в третьей четверти до 6:09 четвертой четверти ознаменовался тем, что ни одна из команда не вела в счете больше чем на два очка. Почти восемь минут игрового времени. И кстати, средний счет серии для «Сперс» – 103.4 очка за матч, «Клипперс» – 103.0. Перевод: продлись эта серия все 49 матчей, все решилось бы в последнюю минуту 49-й игры.
5:58 до конца четвертой четверти («Сперс» лидируют 95:92). Господь всемогущий, да это же Hack-A-DJ! ДеАндре забивает лишь один бросок из двух. Можно ли дать ему 120 миллионов долларов за пять лет, если он настолько ненадежен с линии штрафных, что его приходится прятать на скамейке в конце матча? Придется нам задать этот вопросу вот этому парню…
(Да, вы правы – Джордан получит 120 миллионов).
5:26 до конца четвертой четверти («Сперс» опережают соперников 97:94). Данкан забивает, Пол промахивается с 18 футов, происходит второй момент под названием «Могло бы быть, должно было быть», который изменил ход игры – Паркер взял подбор, однако абсолютно не учел тот факт, что Крис Пол обожает выбивать мяч из рук ничего не подозревающих подбирающих соперника. Поп пришел в ярость. Не защищать важный подбор в защите от Криса Пола подобно тому, как оставить свиные ребрышки на краю стола на виду у вашей собаки. Огромная ошибка. Паркеру пришлось тут же фолить на Блэйке, который забил оба штрафных. Барнс выходит вместо Джордана (мы еще вернемся к этому моменту).
4:58 до конца четвертой четверти («Клипперс» сравнивают счет, 97:97). Кавай буквально на волосок промахивается в трафике (частично благодаря отменной игре в защите со стороны Блэйка), и Джей Джей Реддик наконец-то заявляет о себе, попав монструозный бросок из-за дуги. Джей Джей, наконец-то ты пришел! Мы перешли от «плюс пять и владение у «Сперс»» к ничье меньше, чем за десять наносекунд. «Сан Антонио» берет тайм-аут.
4:00 до конца четвертой четверти («Сперс» ведут 101:100). Дьо отдает мяч Данкану под легкий лэй-ап, Реддик забивает второй трехочковый подряд после отличного заслона от Гриффина, Паркер попадает от щита. Бум-бум-бум! Высочайший уровень баскетбола, и его главной особенностью является отсутствие Джордана на паркете! Риверс сознательно жертвует защитой в посте и подборами ради создания пространства на паркете и избегания седьмого круга ада (также известного как Hack-A-DJ на последних секундах решающего матча серии). Можете считать Дока кем угодно, но для принятия подобного решения нужна пара яиц размером с арбуз.
3:34 до конца четвертой четверти («Клипперс» ведут 102:101). Дэнни Грин фолит на идущем в проход Гриффине, и тот кладет оба броска с линии. Он закончит матч со статистической линией 24-13-10, включая 10 с 11 с линии штрафных, став в итоге всем тем, что я всегда хотел видеть в Блэйке Гриффине. Он блестяще отыграл на протяжении всей серии, но именно в последних двух матчах он был особенно сконцентрирован. Не терял голову, когда на нем грубо фолили; не реагировал на каждый свисток так, будто у него угоняют машину; продолжал бороться за подбор и играл от души. Как часто на протяжении серии мы видели, как Блэйк пытается восстановить дыхание, сидя на скамейке запасных, словно он только что поучаствовал в триатлоне? Никто не играл с таким желанием, как он. Он наконец-то расставил все по местам.
Великие тяжелые форварды не так сложны для понимания – стоит им выйти на пик в матчах на вылет, как они начинают выдавать 24 очка и 12 подборов в среднем за матч, и продолжают в таком же духе. Мэлоун, Баркли, Петтит, Данкан, Си-Уэбб, Гарнетт, Элджин – все они играли именно в подобной манере. Гриффин же поднялся на следующий уровень: по итогам серии он отправил запрос на вступление в мой «Клуб 42», выдав в среднем 24 очка, 13 подборов, 7 передач и 26.0 PER, что не удавалось никому в истории плэйофф НБА. Никому. Лишь четверым удавалось набирать 24 очка, 12 подборов, 5 передач и 24.0 PER в среднем в истории матчей на вылет : Данкану (дважды), Гарнетту (трижды), Оскару (лишь раз), и Блэйку.
И даже если мы отбросим статистику, Блэйк больше всех хотел одержать победу в седьмом матче. Пока все праздновали попадание Криса Пола, никто не обратил внимание на воистину пугающий момент: Гриффин увидел как развертывается ситуация, рванул к корзине, прыгнул с линии штрафных и был готов совершить нечто, что стало бы величайшим добиванием в истории. Вот только мяч после броска Пола оказался в корзине, а нижняя половина тела Гриффина столкнулась с Жинобили, едва не приведя к падению и перелому шеи. Однако Блэйку было начхать – он собирался добить потенциальный промах, даже если это стоило бы ему жизни. Возможно, Данкану действительно стоит уйти. Как и зима в «Игре Престолов», Блэйк Гриффин уже грядет (как, впрочем, и Энтони Дэвис).
2:50 до конца четвертой четверти («Сперс» перехватили лидерство 103:102). Дьо мажет с пяти футов, Барнс блокирует две (две!) подряд попытки Грина доложить мяч в корзину, Данкан затем попадает лэй-ап и получает фол от Гриффина, за которым следует такая характерная для Данкана/Гробовщика рутина, состоящая из вращения глазами и медленного ухода в сторону от места событий, пока скамейка взрывается аплодисментами. Дальнейшее является лучшим доводом для того, чтобы заплатить ДеАндре 120 миллионов – Данкана промазал штрафной, Дьо взял подбор в нападении (заплатите ДеАндре!), что привело к броску из-за дуги в исполнении Паркера (неточному, увы, что заставляет фанатов «Сперс» ворчать «Выпустите Пэтти Миллса на паркет!»).
2:47 до конца четвертой четверти («Сперс» по-прежнему впереди 105:102). Кавай берет подбор в нападении и кладет мяч в корзину. Возможный прыжок на следующий уровень?
2:25 до конца четвертой четверти («Сперс» ведут 105:102). Третий момент в матче под названием «Могло бы быть, должно было быть», когда Пол мажет бросок, Паркер убегает в отрыв, и ему противостоит лишь Реддик. Это приводит к запатентованному флоатеру Тони с пяти футов, который не попадает в корзину!
Какого черта этот флоатер оказался неточным?
И пока я над этим размышляю, «Клипперс» уже выводят Барнса на открытый трехочковый.
2:12 до конца четвертой четверти («Сперс» и «Клипперс» идут ноздря в ноздрю, 105:105). Как говорил Майк Брин, «Бум!». Никогда еще со времен Роберта Орри ни один игрок, сменивший с полдесятка команд и выдающий посредственную статистику, не превращался в парня, с которым нестрашно пойти на войну. Барнс умудрился поучаствовать в шести из семи самых важных эпизодов четвертой четверти и полностью оправдал решение Дока посадить ДеАндре на скамейку.
1:23 до конца четвертой четверти («Сперс» ведут 107:105). Погодите-ка, никто не заказывал еще один сумасшедший отрезок? Как насчет промаха Дьо, Грина, блокирующего томагавк Гриффина (ЧТО?!?!?!), Паркера, не попадающего сумасшедший лэй-ап (фанатам «шпор» не рекомендуется просматривать запись игры), берущего подбор Дьо и отдающего на дугу открытому Грину, который не попадает, однако Тони умудряется доложить мяч в корзину, за что получает толчок в спину от Барнса (который рефери, естественно, проглядели). «Парусники» берут тайм-аут.
«Я не хочу, чтобы эта серия заканчивалась!» – восклицает Кевин Харлан во время трансляции. Вышеописанный отрезок стоит считать четвертым моментом «Могло бы быть, должно было быть»: «Сперс» добыли лишь два очка вместо трех. Грин неплохо отыграл на обоих концах площадки в седьмом матче, но тот промах из-за дуги больно бьет по его команде. Кстати…
Дэнни Грин, плэйофф-2014: 49.1% с игры, 48% из-за дуги, 4.4 попыток из-за дуги, 16.5 PER
Дэнни Грин, плэйофф-2015: 34.4% с игры, 30% из-за дуги, 5.7 попыток из-за дуги, 10.4 PER
(Два единственных игрока «шпор», которые отыграли также хорошо в плэйофф нынешнего года, как и в прошлогоднем? Данкан и Миллс. Кто бы мог подумать? Возможно, вот вам еще одна причина, по которой Данкану стоит вернуться – подписание свободных агентов. Свежая кровь! Мне бы хотелось порассуждать о том, как «Сперс» используют пик первого раунда, дабы избавиться от контракта Сплиттера, уговорят Данкана вернуться, подпишут Олдриджа и продлят контракт Кавая).
1:09 до конца четвертой четверти (счет равный, 107:107). Кроуфорд обходит Паркера и кладет красивый бросок с одной руки после передачи Гриффина. Монструозный бросок. Странный факт: если рассматривать список из 148 игроков, ставших лидерами по PER по итогам первого раунда, сразу пять из восьми лучших игроков «парусников» не смогли пробиться в Топ-100: Барнс (10.8), Риверс (9.46), Реддик (9.44), Кроуфорд (8.86) и Дэвис (7.51, что оставило его на 130-м месте из 148). Не знаю, стоит ли мне похвалить Риверса-тренера или бросить что-нибудь в лицо Риверса-менеджера.
0:55 до конца четвертой четверти (счет по-прежнему равный, 107:107). Кавай находит правильный момент для броска (открытый бросок с 12 футов) и мажет. Подбор Гриффина (ДеАндре по-прежнему на скамейке!). Во второй половине трех последних матчей серии Кавай попал лишь 3 броска из 23, и лишь один из них не был лэй-апом. Именно поэтому в понедельник во время заключительной пресс-конференции Поп ответил следующее на вопрос о превращении Леонарда в игрока-франчайза: «Ему следует понять, что от него требуют многого каждый вечер, матч за матчем».
Прогресс наверняка произойдет. «Сперс» необходимо, чтобы Леонард играл на высшем уровне в 82-м, 88-м и 89-м матче сезона; однако он не вошел даже в тройку лучших игроков серии. Даже если прогресс состоится, как это произошло в случае с Гриффином (который на три года старше), Данкан не сможет ждать так долго. Я виню себя в том, что пытаюсь сравнивать Кавая с Пиппеном на его пике. Однако учтите, что Скотти образца 1993-го охотился бы за травмированным Полом, как гепард охотиться за газелью, отошедшей от своего стада. Кавай пока еще не достиг этого уровня, и когда ему это удастся, Данкан уже уйдет из баскетбола.
0:30 до конца четвертой четверти (107:107). «Парусники» слишком много времени потратили на постановку высокого заслона на Поле, что привело к моменту паники и неподготовленному броску с 18 футов в исполнении Гриффина. Вот мы и подошли к моменту «Могло бы быть, должно было быть» номер пять. Взгляните на эту картину…
Во-первых, складывается ощущение, что у «Клипперс» нет никаких шансов на подбор. Во-вторых, я вспоминаю промазанный бросок ЛеБрона в шестом матче Финала-2013, который чуть было не снес голову Каваю, отскочил от пятнадцати разных игроков обратно к Джеймсу, который в итоге положил бросок из-за дуги. Бросок Гриффина отскочил далеко вправо, и попал прямо в руки к единственному игроку в белом, у которого был какой-либо шанс взять подбор (Барнс). Тайм-аут, «Клипперс».
(В тот момент я подумал «Либо Господь Бог не хочет победы «Сан Антонио», либо Стив Балмер попросту откупился от Бога).
0:13 до конца четвертой четверти («Клипперс» ведут 109:107). Рефери с запозданием свистит фол Данкана на Поле через 1.3 секунды после броска. Смехотворный свисток. Когда судьи не обратили внимание на толчок Барнса в спину Паркера за 1:23 до конца матча, я подумал, что исход игры решат именно игроки и судьям не удастся испортить концовку. Ан нет! Поп с отвращением взмахивает руками и направляется к скамейке так, словно он увидел, как ему выписывают штраф за неправильную парковку, решил забить на все и пошел пить кофе. Да, это момент «Могло бы быть, должно было быть» номер шесть, и да – Пол попал оба броска с линии, продлив свою постсезонную серию до 26 точных попаданий. Тайм-аут, «Сперс».
0:08 до конца четвертой четверти (счет равный, 109:109). «Сперс» проводят красивейшую комбинацию, выведя Данкана на кольцо после размены и заставив Реддика сфолить на нем. Это означает, что Данкан, выдающий 50% на протяжении серии, вынужден спасать сезон «Сан Антонио» с линии. В тот момент я болел за него так, словно он был родом из Бостона. Ты не можешь уйти таким образом, ты должен попасть . Трибуны сошли с ума, пытаясь влезть ему в голову. Однако Данкан сгруппировал свое 39-летнее тело и забросил оба броска. Гробовщик жив.
Довод №1: В такие моменты вы заглядываете в душу баскетболиста. Мы уже знали, из чего сделан Данкан, но черт меня побери – по шкале сложности выполнения штрафных тот момент был на все 9.5 из 10! Я уверен, что Джордан в подобной ситуации снес бы своим броском секундомер над щитом. Данкан, возможно, не лучший исполнитель штрафных в лиге, но я полностью доверял ему в тот момент, ибо великие игроки доводят дело до конца, когда это имеет значение. К сожалению, у нас нет статистического метода, способного оценить подобные ситуации – уверен, никто не обсуждал исследования о том, как великие игроки доводят дело до конца, на MIT Sloan Conference 2015. Порой цифры не имеют значения.
Довод №2: Я просто не понимаю, как игрок, попавший те штрафные, может уйти на покой. Он играет на одном и том же уровне уже семь лет. Инопланетянин чертов. Я не вижу никаких признаков спада, несмотря на тот факт, что у него работает лишь одна нога. Хотя вы правы, это проблема. Однако я сидел на трибунах во время четырех из семи матчей той серии и не видел, что Данкан сдает. «Большие» и реслеры стареют одинаково – они теряют скорость и чувство баланса. Угадайте, что я увидел, когда мне довелось побывать на WrestleMania 31 с участием Гробовщика? Отсутствие чувства равновесия и передвижение в стиле мумии. Два игрока, больше всего похожих на Данкана в плане работы ног, равновесия и таланта – Гарнетт и Хаким. И даже они постарели. Однако я пока не чувствую этого в Данкане.
0:01 до конца четвертой четверти («Клипперс» ведут, 111:109). Крис Пол попадает самый важный бросок в своей карьере, один из величайших победных бросков в истории, величайший бросок в истории «Клипперс» и самый поздний победный бросок в истории седьмых матчей.
Команды отыграли 341 минуту в этой серии; «Клипперс» навсегда вышли вперед в 340:59. И игроки «шпор», и фанаты знали, кому доверят этот бросок, но это не имело значение. Складывается ощущение, что Пол от начала и до конца верил, что бросок будет точным. Фанаты на трибунах сошли с ума. Мне довелось побывать на трибунах в целом ряде моментов, когда болельщики абсолютно теряют голову, как это было с тем самым броском Хавличека в игре с тремя овертаймами, или когда Берд перехватил передачу Айзейи, или в момент трехочкового Аллена в прошлогоднем Финале. Невозможно определить самый громкий из этих моментов. Стоит вам выйти на уровень всеобщего сумасшествия, как остальное не имеет значение. Нельзя назвать этот матч самым важным в истории «Клипперс», так же как и нельзя назвать «Шестое чувство» самым важным фильмом в карьере Шьямалана, просто потому что на данное звание нет других претендентов.
И кстати, этот момент стоит признать седьмым под названием «Могло бы быть, должно было быть». Как, черт возьми, этот бросок оказался точным? Мне в голову не приходит ни один другой «малыш» в истории, который сумел бы попасть этот бросок! Может, Кайри? Кевин Джонсон? Одно можно сказать точно – эта серия сплотила «парусников», их теперь нельзя недооценивать.
Финальный счет: «Клипперс» 111, «Сперс» 109. Матч имени Криса Пола. Как всегда, «Сперс» передали чемпионский пояс набирающему обороты претенденту на титул, как и должен делать многолетний чемпион по реслингу. Как мне написал читатель по имени Винс из Ламбертвилля: «Сперс» порой забирают титул себе, дабы напомнить всем, что они чертовски хороши. Но им не нужно защищать свой титул на следующий год, ибо все и так интуитивно понимают, кто является истинным чемпионом. Величайшей ценностью «Сперс» для лиги является то, как они передают пояс потенциальному претенденту». И это правда – именно так они и поступили с «Мэвс» Дирка, «Санс» Нэша, «Гриззлис» Зи-Бо, «Тандер» Дюрэнта, «Хит» ЛеБрона и «Клипперс» Пола. Как добавляет Винс, «Эта серия была похожа на матч WWE Classic длительностью 35 минут. Единственное, что нам оставалось увидеть – как Данкан стоит в центре ринга, поднимает руку Криса Пола и указывает зрителям на него. Мне будет ужасно недоставать этих парней, когда они уйдут».
Мне тоже.
И мне начхать, что это был лишь первый раунд плэйофф. Я был свидетелем одной из двенадцати величайших семиматчевых серий с момента слияния лиг, если брать в расчет количество звезд, сюжетные линии, разрыв в счете, атмосферу, и запоминающиеся моменты.
Стоит упомянуть: «Буллетс» – «Соникс» в 1978-м, «Соникс» – «Бакс» в 1980-м, «Сиксерс» – «Бакс» в 1981-м, «Мэвс» – «Лейкерс» в 1988-м, «Блейзерс» – «Сперс» в 1990-м, «Буллс» – «Никс» в 1992-м, «Санс» – «Сперс» в 1993-м, «Санс» – «Рокетс» в 1994-м, «Мэджик» – «Пэйсерс» в 1995-м, «Никс» – «Хит» в 2000-м, «Лейкерс» – «Блейзерс» в 2000-м, «Кингс» – «Тимбервулвс» в 2004-м, «Селтикс» – «Буллс» в 2009-м (потеряли чемпионский пояс за лучшую серию первого раунда в истории), «Селтикс» – «Лейкерс» в 2010-м, «Селтикс» – «Хит» в 2012-м.
Двенадцать лучших серий: «Буллетс» – «Сперс» в 1979-м (Гервин продул лидерство 3-1), «Сиксерс» – «Селтикс» в 1981-м (обладатель чемпионского пояса), «Селтикс» – «Лейкерс» в 1984-м (целых четыре великих матча!), «Бакс» – «Селтикс» в 1987-м (лучшая серия второго раунда в истории), «Селтикс» – «Пистонс» в 1987-м (форменное сумасшествие), «Лейкерс» – «Пистонс» в 1988-м (форменное сумасшествие в квадрате), «Пэйсерс» – «Никс» в 1995-м (Реджи против Юинга), «Пэйсерс» – «Буллс» в 1998-м (ЭмДжей на грани поражения), «Лейкерс» – «Кингс» в 2002-м (НБА превращается в WWE), «Мэвс» – «Сперс» в 2006-м (великая потерянная серия 21-го века), «Хит» – «Сперс» в 2013-м (опыт всей жизни), и «Сперс» – «Клипперс» в 2015-м. Неоспоримый список, попросту неоспоримый.
Благодаря примитивному распределению мест в плэйофф НБА и нехарактерному для «Сперс» выступлению в 82-м матче «регулярки» против «Нового Орлеана» две из четырех лучших команд нынешнего сезона столкнулись лбами в первом раунде. Какое невезение. «Сан Антонио» упустили шестой матч дома, не смогли удержать результат в седьмом матче и проиграли, когда великий игрок попал не менее великий бросок. Либо это был наилучший способ для Данкана завершить карьеру (уйти, громко хлопнув дверью и будучи по-прежнему способным играть на высоком уровне), либо наихудшим (попав в подобную полосу невезения, если взять на вооружение термин из покера).
Вечер завершился тусовкой с участием «Сперс» в Лос-Анджелесе. Почему бы и нет? В конце концов, они являются чемпионами, даже если они не завоевали титул. Аарон Бэйнс перебрал, и никто иной как Тим Данкан тащил его после вечеринки к автобусу команды. И, конечно же, за ними следовали камеры TMZ . Эта парочка выглядела как реальная копия Кевина Костнера, взвалившего на себя Джона Рейли в конце фильма «Ради любви к игре». Тим Данкан, как всегда, показал себя лучшим из партнеров.
Ну и… стоит ли Данкану уйти на покой?
Если у вас есть ощущение, что данная ситуация похожа на момент из фильма о спорте, то вы правы, ибо эта ситуация практически является пересказом сюжета «Ради любви к игре» – лучшего фильма о бейсболе всех времен, запертого в подвале мелодрам. Как и любой другой фанат кино, я обожаю бейсбольные сцены и ненавижу сцены с участием Келли Престон. Я обожаю наблюдать за тем, как Билли Чэпел (Кевин Костнер) выдает великолепную игру, постоянно что-то бормоча себе под нос как лунатик. Я обожаю сцену с «Я люблю тебя, Микки Харт!». Я обожаю Вина Скалли. Обожаю приятеля Билли Чэпела из другой команды, который повелся на деньги и ушел в «Янкис». Обожаю наблюдать за тем, как Джон Рейли пытается притворятся ловцом. И в особенности я обожаю сцену почти в конце фильма, когда Чэпел понимает, что вся ситуация просто слишком болезненна для него. Он не хочет играть в другой команде, но его команда не может позволить себе держать его в составе. Все встает на свои места во время той игры, в лучшей сцене фильма, когда он заставляет себя не плакать, пишет что-то на бейсбольном мяче и просит передать его президенту команды прямо во время матча.
«Передайте им, что со мной все. Ради любви к игре, Билли Чэпел».
Эта сцена никогда не перестанет брать меня за душу. Вам не кажется, что Данкан может уйти подобным же образом через месяц? Никакой пресс-конференции, никакого прощального тура и шумихи, никаких интервью. Просто передайте им, что я закончил . Как кто-то такой великий достигает подобного момента? В 19 случаях из 20 в баскетболе за легенду решает его тело, как это было в случае с Бердом, Мэджиком, Джорданом, Шакилом, Хакимом, Баркли, Мэлоуном, Элджином и многими другими. Однако в тот самый двадцатый раз все становится намного сложнее, превращается в испытание на силу духа. Когда вы понимаете, что пора завязывать, вы осознаете, что проблема не в матчах, не в постоянном пребывании в раздевалке, не в чартерных рейсах и зарплате. Все это как раз и заставляет вас играть дальше. Но вот подготовка к матчам – вот что изнуряет.
Именно ментальные нагрузки ломают тебя. Тебе начинает не хватать свободы. Ты обязан потреблять определенную пищу, обязан спать определенным образом и тренироваться в определенном порядке. Ты учишься преодолевать себя наутро после спаренных матчей. Ты ненавидишь звук будильника ранним утром, ненавидишь долгие одинокие часы в тренировочном зале, ненавидишь работать над приемами, которые ты уже изучил миллион лет назад. Ты уже прошел свой пик и прекрасно это осознаешь. Речь теперь идет о том, чтобы оставаться хотя бы на 70 процентов таким же эффективным. Тебя окружает молодежь, которая так и стремится самоутвердиться, особенно за твой счет. Черт, да вы были этому свидетелями в случае с Блэйком в первом раунде – он не просто хотел одержать победу, он хотел сразиться с Данканом. Снова, снова и снова. Так что проблема не в 18 годах на паркете, а в том, как они складываются вместе и затем вычитаются из твоего нынешнего состояния.
Смогли ли бы «Сперс» обыграть «Клипперс», если бы Паркер чувствовал себя лучше? Поможет ли им подписание свободных агентов? Совершит ли Кавай прорыв? Смог ли бы Данкана заблокировать тот самый бросок Пола? Опоздал ли он на долю секунды? Предвидел ли его мозг, как развернется та ситуация, и действительно ли его тело попросту не поспевало вслед за мозгом?
Уверен, что Данкан задается теми же вопросами. Он, как всегда, пропадет на все лето, и будет поддерживать себя в форме плаванием, поеданием всякой зелени и всем тем, чем поддерживают себя в форме инопланетяне. А затем он поделится с руководством «Сперс» своими планами до наступления 1-го июля. И лишь Данкан знает, уйдет ли он на год раньше.
Я лично знаю лишь одно – он является одним из величайших баскетболистов, которых мне выпала честь увидеть. Я очень надеюсь, что он вернется на паркет. И я надеюсь, что он уйдет.
Источник: sports.ru
По теме:
Популярные теги
-
4
-
5
-
1
-
5
-
190
-
1
-
4
-
765
-
2
-
2