Фото: Getty Images
Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии (Л.Толстой)
В привычно спокойном темпе Кавай направляется к дальней двери тренировочного комплекса «Сперс». NBA Media Day, ежегодный предсезонный обряд жертвоприношения личного времени игроков, не обошел стороной и действующих чемпионов. Надо ли говорить, с каким «трепетом» подопечные Поповича и сам тренер относятся к подобного рода мероприятиям.
Интервью Тима Данкана занимает не более трех минут, за которые журналистам удается узнать, что Тим (вот это новость) рассматривал вариант с завершением карьеры, но в итоге решил отложить сей ответственный шаг еще на год. На вопрос о состоянии травмированной в Финале ноги Ману Джинобили отвечает предельно коротко: «Чувствую себя хорошо».
«Это был хороший год, – отвечает Попович на вопрос журналиста о причине отсутствия изменений в составе команды. – Так что я не вижу причин выкидывать кого-то из них».
Судьба благосклонна к «Сперс». Организация, нарочито индифферентная к вниманию со стороны масс-медиа, умудрилась под 15 пиком получить на драфте 2011 г. будущего франчайза, идеально подходящего клубу в ментальном плане. Казалось, тот самый сильный, молчаливый типаж, на отсутствие которого сетовал Тони Сопрано, канул в небытие, и в эпоху социальных сетей и асоциальной молодежи едва ли сыщется новый Тим Данкан. Леонард стал очередным доказательством непредсказуемости этого мира.
Кавай не имеет аккаунта в Twitter, Facebook и Instagram. Он говорит настолько мало, что кажется, будто он всегда молчит; почти никогда не смотрит в глаза собеседнику, а улыбается разве только маме и президенту США.
После вручения награды МВП Финала к агенту Леонарда, Брайану Элфьюзу, посыпались запросы на получасовое интервью с восходящей звездой. Игрок не согласился на столь длительную, по его мнению, беседу. В итоге был одобрен следующий формат: двухминутное интервью в зале для тренировок, а за истечением времени будет следить специальный сотрудник.
Тех, кто подумают, что Кавай высокомерен, рискуют сильно ошибиться. Здесь речь идет скорее о скрытности, причем врожденной.
В детском возрасте в свой день рождения Леонард запирался в комнате, стараясь избежать внимания. В свою бытность игроком San Diego State он приходил на тренировку раньше, чем открывался колледж, дабы заниматься в одиночку. Так как света в зале еще не было, Кавай брал из дома две лампы. Свой 21-й день рождения он встретил на тренировочной базе «Сан-Антонио». Ночь, которую большая часть его ровесников проводит в алкогольном угаре, юноша посвятил отработке броска со средней.
«Ему чужд блеск софитов, – объясняет Грегг Попович. – Он похож на Тима: его волнует лишь работа над собой».
Надо уметь молчать вообще обо всем, что имеет значение лишь для тебя одного (Ф.Честерфилд)
Кавай рос очень спокойным и тихим ребенком, даром что получил имя в честь африканского принца. Леонард с детства увлекался спортом, хотя на тот момент и не обладал выдающимися физическими данными. Лелея мечту о попадании в НБА, Кавай занимался в школьной секции сначала в Canyon Springs HS, потом в Martin Luther King HS. Все свободное время он посвящал любимой игре, оттачивая навыки на уличных площадках и в спортивных залах Риверсайда.
Особое внимание игрок уделял атакующей компоненте, ибо игра в защите, казалось, была у него в крови.
«С первого дня было очевидно, что он станет великим игроком, – вспоминает школьный тренер Тим Суини. – Кавай отменно чувствовал игру. Ему необязательно было набирать большое количество очков, чтобы команда выигрывала. Но он никогда не прекращал работать над собой».
Марк Леонард, отец Кавая, владел автомойкой в Комптоне, печально известном криминальном городке неподалеку от ЛА. Хотя Марк проживал отдельно, они с сыном поддерживали тесную связь: вместе играли в баскетбол, мыли машины. Большую часть свободного времени вне площадки Кавай проводил у отца.
Вечером 18 января 2008 г. Кавай в компании матери и дяди возвращался домой с игры, когда раздался тревожный звонок. Одна из сестер, захлебываясь слезами, сообщила, что отца застрелили.
«Она сказала, что мой папа мертв. В тот момент мир остановился. Я не верил в реальность произошедшего».
Всю оставшуюся дорогу Леонард молча смотрел в заднее стекло автомобиля.
На следующий день должен был состояться особенный матч против принципиальных соперников Compton Dominguez.
«Он ни в коем случае не собирался пропускать игру. Баскетбол был его отдушиной» – делится воспоминаниями Ким, мать Кавая.
В той игре оппонентам удалось взять верх, несмотря на 17 очков Леонарда. По окончании матча юноша молча подошел к матери и буквально рухнул в ее объятия.
Убийство отца так и осталось нераскрытым, как и большинство убийств в Комптоне.
Рассказывает Джереми Каслберри, друг и партнер по школьной команде:
«Кавай не любит говорить об отце. Ни с семьей, ни с друзьями, ни тем более с прессой. Он хранит эту боль внутри. После подобных вещей ты либо останавливаешься, либо продолжаешь двигаться вперед. Кавай и не думал останавливаться. Его уровень самообладания поражает».
В свой второй год в школе игрок по-настоящему расцвел. В матче против идущих без поражений Mater Dei форвард собрал внушительную коллекцию из 11 очков, 20 подборов, 6 блоков и 3 перехватов, приведя свою команду к триумфу. Закономерно по итогам года Кавай был удостоен почетного звания California’s Mr. Basketball.
Случайные открытия делают только подготовленные умы (Б.Паскаль)
В дальней части тренировочной базы «Сперс» находится «фильм-рум» – комната, в которой тренеры и игроки совместно разбирают стратегию предстоящего матча или анализируют ошибки прошедших встреч. В ночь драфта 2011 г. эта обычно тихая комната превратилась в поле боя.
Менеджмент «Сан-Антонио» известен своим умением находить бриллианты в мутных водах ярмарки талантов, а также редким участием во всевозможных трейдов. В этот вечер Бьюфорду предстояло нарушить сложившуюся традицию: с момента ухода Брюсу Боуэну «Сперс» отчаянно искали замену на позицию SF и ради него готовы были обменять резервного разыгрывающего Джорджа Хилла. Имея на руках предложения от нескольких клубов, штаб принял решение остановить свой выбор на молодом винге Кавае Леонарде.
Надо сказать, что этот выбор дался руководству клуба непросто. Джордж Хилл за 3 года в составе «шпор» зарекомендовал себя, как добротный игрок и отличный партнер по команде. Леонард же провел пару лет в не самом сильном колледже, к тому же на позиции PF.
«Мы были до смерти напуганы. Некоторое время просто сидели и смотрели друг на друга», – вспоминает Поп.
Но, как известно, игристые вина любят риск. «Сперс» рискнули и не прогадали.
Таланты образуются в покое, характеры — среди житейских бурь (И.Гёте)
Локаут 2011 г. позволил Леонарду основательно подготовиться к дебютному сезону. Помощник тренера, Чип Инджилэнд, убедил Кавая изменить технику броска, апеллируя к примеру Ричарда Джефферсона, который в свое время скорректировал манеру броска и улучшил процент реализации дальних попыток до 44%. По мнению тренера, молодые игроки редко соглашаются на подобные фундаментальные изменения, но Кавай моментально ответил согласием.
Новичок медленно, но верно постигал азы профессионального спорта. Попович очень тревожился по поводу возможного морального состояния студиоза, который стал невольной причиной ухода всеобщего любимца Джорджа Хилла.
«Я объяснил, что в свете произошедших событий он может услышать по радио или прочесть в периодике нелицеприятные вещи. Тогда я не знал, что не читает газет и не слушает радио» – вспоминает Поп.
На площадке Леонарда был призван стать новым Боуэном: защищаться, подбирать и растягивать оборону трешками из угла. Очень скоро стало ясно, что установленные рамки слишком узки для таланта звездного неофита.
«У Брюса не было всех этих движений. Он не мог обрабатывать мяч, пасовать партнерам. Боуэн был защитником до мозга костей. Он мог только мечтать о том атакующем потенциале, которым обладает Кавай» – тренер режет правду-матку.
Дела важнее слов (Цицерон)
По итогам прошедшего сезона Леонард стал лишь 7 в истории игроком моложе 23 лет, которым удавалось набирать минимум 12.5 очков, 6 подборов, 2 передачи и 1.5 перехвата при реализации 50%. Любопытно узнать, кто остальные шестеро? Чарльз Баркли, Терри Каммингс, Маркиз Джонсон, Кларк Келоуг, Мэджик Джонсон и Майкл Джордан.
Первая половина текущего сезона была несколько омрачена травмами: игрок пропустил 18 из 43 матчей. В которых, к слову, действующие чемпионы одержали 9 побед при 9 поражениях, тогда как с Каваем на борту показатель выглядит куда лучше: 18 побед и 7 поражений. В глобальной перспективе «Сперс» имеют совокупный показатель 115-34 с Леонардом и 32-26 без него.
Сказать, что игрок важен для «Сан-Антонио» – значит, ничего не сказать. Без Кавая «Сперс» – совсем другая команда. За подтверждением обратимся к цифрам, которым, как известно, не лгут.
«Мы стараемся немного отпустить поводья и дать ему больше свободы. Когда ты – молодой игрок, то неизменно считаешься с мнением ветеранов типа Тима или Ману. Мы говорим ему: черт с этими парнями, они стары как мамонтовые экскременты! К черту Большое Трио, теперь ты – Главный. Просто иди и делай свое дело! Мы стараемся, чтобы Кавай стал более показательным в этом отношении» – резюмирует главный тренер.
Время – движущийся образ неподвижной вечности (Ж.Руссо)
Самый стабильный и титулованный клуб нового времени медленно, но верно вступает в стадию перестройки.
Как прежде бравый адмирал Дэвид Робинсон вверял родную команду в надежные руки Тима Данкана, так и сегодня сам Данкан передает эстафетную палочку во внушительные, но мягкие кисти Кавая Леонарда.
Наверняка Бьюфорду вновь удастся сделать изменения наименее болезненными для нежных фанатских сердец. Минует год-другой, и старый, но надежный ярл Попович поведет в битву свою новую дружину под старыми стягами.
Эра Двух Башен давно стала историей. Эпоха Большого Трио подходит к логическому завершению. Наступает новая, Третья Эпоха, Эпоха Кавая Леонарда, в которой – я не сомневаюсь – «Сан-Антонио» почувствует вкус еще не одной победы.
(c) при написании статьи использованы материалы Sports Illustrated, Bleacher Report, NBA.com
Источник: sports.ru