НОВОСТИ
Элементарная игра. Кто создал баскетбол в современном виде
11.12.2014
Блог «Фонарь» вспоминает тех, кто стоял у истоков ключевых баскетбольных приемов.
Броски:
Бросок в прыжке
Время создания: начало 30-х годов
Авторы: Джон Купер/Кен Сэйлойрс
Элемент, без которого баскетбол невозможно представить, появился далеко не сразу. В игре, придуманной Джеймсом Нэйсмитом в 1891-м, не предполагалось вертикального измерения: за передачами следовал бросок от груди безо всякого прыжка.
Бросок в прыжке в современном виде появился когда-то в 30-х годах, причем его внедрение в жизнь, с одной стороны, было обусловлено обстоятельствами, не имеющими отношения к самой игре, а, с другой, осуществилось не без огромного противодействия.
Обстоятельства были такие. Все игроки, связанные с популяризацией элемента (помимо Сэйлорса и Купера, это Глен Робертс, Майер Скуг, Джон Гонсалес и Джо Фалкс), тренировались на грунтовых площадках. Водить мяч там было не совсем сподручно, а потому они начали тренировать технику «запрещенного» броска.
Официально установлено, что первым, кто совершил такой бросок в матче NCAA, был Джон Купер, который учился в университете Миссури в начале 30-х. Проблема в том, что после этого его немедленно отправили на скамейку и сказали, чтобы он больше такого не смел делать. Тренеры были настроены консервативно и не предполагали, что такая неказистая штука может изменить игру. На переубеждения у Купера ушел целый год – в 32-м он стал лучшим бомбардиром Биг-Сикс и получил от газетчиков прозвище Джамшот Купер.
Вот только популяризировать бросок удалось лишь в середине 40-х, когда Кен Сэйлорс применил ставшее откровением оружие сначала в университете Вайоминга, а потом на профессиональном уровне в БАА и НБА. Так что обычно именно ему приписывают авторство оригинального броска в прыжке: он рассказывал, что придумал бросок в 13 лет, когда играл против старшего брата и не мог его перебросить другим способом.
Бросок с отклонением
Время создания: 60-е
Автор : Уилт Чемберлен
Благодаря сами знаете кому бросок с отклонением – в Зале славы баскетбола. Но его рождение произошло при весьма неоднозначных обстоятельствах. Ввел в моду этот надежный инструмент Уилт Чемберлен.
По версии тех, кто считает гиганта лучшим центровым на все времена, он руководствовался тем, что использование столь неотразимого броска сделает его совершенным баскетболистом. Бросок с отклонением требует необычной координации, хорошего прыжка, соответствующих атлетичных кондиций – логично, что самый одаренный игрок в истории баскетбола захотел бы дополнить свой арсенал чем-то подобным.
Есть и другая версия. Уилта все ненавидели, так что болельщики всегда считали, что он придумал бросок с отклонением лишь для одного – чтобы соперник не имел возможности нарушить на нем правила и ему не пришлось вставать на проклятую линию штрафных. Чемберлен каким-то парадоксальным образом сочетал неотразимый и сложный бросок с отклонением и абсолютное неумение пробивать штрафные броски. В какой-то момент Алекс Ханнэм даже предложил ему выполнять штрафные при помощи броска с отклонением, но мнительный Чемберлен посчитал, что все будут над ним смеяться, и продолжил мазать.
На смену Чемберлену пришли более приятные персонажи вроде Бернарда Кинга, Лэрри Берда и Хакима Оладжувона, которые помогли героизировать элемент. А уж с появлением Его Воздушества репутация броска изменилась навсегда.
Бросок с отклонением (при выпрыгивании с одной ноги)
Время создания : нулевые
Автор: Дирк Новицки
Голубоглазый блондин в одном ботинке добавил маленький, но важный штрих.
Бросок с разворотом
Время создания: середина 30-х годов
Автор: Белас Ван Смоули
Имя Ван Смоули фигурирует в числе тех игроков, кому приписывают создание «броска в прыжке»: он также начал активно использовать этот прием еще в середине 30-х годов. Обычно в авторстве ему отказывают, но признают – Ван Смоули, звезда БАА в 40-х, обладал самым высоким прыжком среди пионеров джампшота и первым начал употреблять разновидность, получившую название «бросок с разворотом».
Bank Shot (бросок от щита)
Время создания : 50-е
Автор: Сэм Джонс
В 50-х не было продвинутой статистики и богатого на откровения анализа игры, но попытки рационально осмыслить баскетбол все равно предпринимались. По мнению некоторых тренеров, включая Джона Вудена, бросок от щита – наилучший способ поразить кольцо с острого угла.
В школе у Джонса были фундаментальные проблемы с броском: он не мог попасть не то что с дистанции, но даже из-под кольца. В какой-то момент он решил перестроиться и начать бросать с отскоком от щита – и это решение в итоге радикальным образом изменило его баскетбольный статус и сделало его карьеру. В профессиональном баскетболе его бросок приобрел еще одно преимущество: соперники провоцировали его совершать попытки с острого угла, тогда как ему только это и было нужно . Именно такая странная история в итоге произвела на свет одного из оригинальных «клатчеров» НБА, незаменимого скорера в команде Билла Расселла.
Модным, правда, бросок от щита так и не стал, оставаясь сугубо индивидуальным предпочтением. Тим Данкан, конечно, придал элементу новую жизнь, но для современного баскетбола это скорее атавизм.
Броски в посте:
Крюк
Время создания: 1937
Автор : Пранас Талзунас/Гуз Татум
В 37-м году полумифическая сборная Литвы выиграла золото Евробаскета, а звание MVP получил ее лидер, американец с литовскими корнями Пранас Талзунас, который вовсю опробовал на соперниках бросок, получивший название «крюк».
В Америке же «крюк» изначально воспринимался некий элемент фиглярства: в 30-х-40-х он стал одной из коронных фишек Гуза Татума, одного из ключевых артистов в команде Гарлем Глоубтроттерс – тот совершал такие броски, совсем не глядя на кольцо.
Ввиду того, что в 50-х баскетбол был не особенно эффективным – подобные броски «на шару» выглядели не намного хуже, чем более рациональные способы доведения мяча до цели. И «хук» получил большое распространение: в НБА, например, он стал коронным оружием Гарри Галлатина, в Советском Союзе – им пользовался Виктор Зубков, сильно уступающий в росте соперникам-центровым.
Но со временем «хук» превратился в элитарное оружие, которым владели единицы. Его эффективность уже давно мифологизирована, и крюк превратился в «небесный крюк» (Карим Абдул-Джаббар утверждал, что такой бросок нельзя заблокировать – что? ой ), в то время как сложность никуда не делась. Потому логичное развитие привело к выработке более упрощенной версии броска – полукрюку, самому важному элементу в арсенале центрового.
Полукрюк
Время создания: начало 60-х
Автор: Билл МакГилл
Билл МакГилл ушел на драфте 62-го года под 1-м номером: благодаря своему полукрюку, который по легенде был использован еще в середине 50-х против Уилта Чемберлена, не отличающийся феноменальными габаритами центровой выдавал лучшую результативность в студенческом баскетболе и довел университет Юты до «Финала четырех». Когда МакГилл приехал в Нью-Йорк, город на какое-то время помешался на броске, который пресса называла kooky hook, «корявый крюк».
Секрет броска раскрывался довольно просто. Еще в школе МакГилл получил травму колена, не совместимую с игрой в баскетбол. Отвергнув предложения врачей о жестком фиксаторе, он продолжил отдаваться любимому делу целиком – колено постоянно опухало, и в течение многих лет врачи втайне откачивали жидкость. К университету МакГилл играл на одной ноге, с которой собственно и отталкивался – так полукрюк заменил ему обычный бросок, так необычные обстоятельства навсегда изменили баскетбол.
Профессиональная карьера из-за всей этой истории вышла довольно быстротечной: в НБА он продержался три года, затем еще три в АБА. Популяризации полукрюка больше всего способствовал год в «Сент-Луисе», где его «коронка» заинтересовала Боба Петтита, добавившего к своему арсеналу новый элемент и занявшегося его распространением.
Up and under
Время создания: 80-е
Авторы : Кевин МакХэйл
Кевин МакХэйл – именно тот человек, с которого началась игра в «посте» в том виде, в каком мы знаем ее сейчас. Предыстория всех тех разрушений, которые неказистый форвард «Селтикс» обрушивал на соперников, предельно проста. МакХэйл вырос довольно поздно, уже ближе к университету, когда его основные навыки уже сложились. Маленькому мальчику приходилось изворачиваться, чтобы отправить мяч в кольцо даже в непосредственной близости от него – потому МакХэйл разработал свою систему финтов. Она была очень далека от абсолютной гармонии Dream Shake, но не менее эффективна – МакХэйл совершал показы, крутился на месте, овладел броском с разворотом и броском с отклонением… В какой-то момент он пришел к тому, что в 80-е называлось «движением МакХэйла», а в современной терминологии значится как Up and Under (шаг назад, показ броска и два шага внутрь – под попадающегося на уловку соперника»). Проблема в том, что с точки зрения ортодоксального прочтения правил это является нарушением – но МакХэйл нащупал слабое место в прочтении и выжал из этого максимум дивидендов.
После него кружение на опорной ноге (якобы без ее отрыва от паркета) превратилось в основу баскетбола.
Drop Step
Время создания: 80-е
Авторы: Патрик Юинг
Юинг подошел к игре в посте с другой стороны. Одному из самых атлетичных центровых в истории баскетбола не было нужды обманывать противников, он их просто подавлял физически. Откуда-то отсюда пошел прием, называемый drop step (оборот вокруг защищающегося игрока), который потом нашел еще большее применение в ногах еще более мощного центрового.
Броски из-под кольца:
Finger roll
Время создания: 60-е
Автор : Уилт Чемберлен
Обычно finger roll, вариацию лэй-апа, совершаемую при помощи пальцев, связывают с фигурой Джорджа Гервина, популяризовавшего элемент в более-менее приличном контексте. Но в своей основе это, конечно, типичная снобская штуковина из арсенала Уилта Чемберлена. Доминировавшему гиганту и воинствующему эстету было не по душе просто выпрыгивать на верхотуру и перекладывать мяч в кольцо через голову защитника. Нужно было добавить какую-то привлекательную изюминку – пижонское движение пальцами, благодаря которому снаряд отправлялся в цель с подтекстом.
Scoop
Время создания : нулевые
Автор : Стив Нэш
Нэш обогатил баскетбол тем, что стал одним из первых тщедушных «малышей», бесстрашно идущих под кольцо. Канадец не мог похвастаться не то что сумасшедшим, но даже средним атлетизмом, так что фантазировал на свой лад. Его задумка состояла в том, чтобы находить контакт с защитником, максимально отводить руку с мячом в сторону и перекладывать снаряд в кольцо.
Изначально необходимость искать себя возникла из-за того, что еще в университете правша Нэш возле кольца играл только левой рукой. В школе он травмировал левый голеностоп и долго не мог его залечить – а потому прыжок в правую сторону ему не давался. Из-за такой предсказуемости пришлось вводить в употребление не совсем классический прием. В дальнейшем Нэш развил его в отдельный элемент, уже ни на что не похожий – бросок снизу одной рукой без прыжка.
Tear drop («флотер»)
Время создания : 30-е
Автор: Хэнк Люсетти
Хэнк Люсетти никогда не играл на профессиональном уровне – на войне он заработал менингит, исключавший какую-либо баскетбольную карьеру. При этом в опросе на звание лучшего баскетболиста первой половины 20 века, проведенном в 50-м, его имя значилось на второй строке, сразу за Джорджем Майканом.
Для подобного результата было всего одно обоснование – Люсетти взорвал баскетбольный мир своим революционным движением – он совершал броски одной рукой да еще и в движении. Ну и попадал. В 30-е на такое безобразие смотрели косо. Университетские тренеры так и говорили: «Если кому-нибудь из моих парней придет в голову мысль бросать одной рукой, то я сразу уволюсь». Поначалу это казалось блажью, случайностью, но по мере того как Люсетти все попадал, ажиотаж нарастал, и его революционная фигура стала знаковой для истории баскетбола.
Собственно, Люсетти пошел против всех общепризнанных на тот момент правил не из-за желания соригинальничать. Не самые выдающиеся данные, особенно изначально, мешали ему совершать прицельный бросок двумя руками – он просто не мог добросить до кольца, так что решил делать это с разбегу и в прыжке.
В итоге появление флотера произвело революцию в игре и вывело из тени маленьких игроков. В 50-х по пути Люсетти отправился Боб Кузи, а за ним уже потопали толпы последователей.
Around the world (показ паса за спиной и последующий лэй-ап)
Время создания: 50-е
Автор : Боб Кузи
Обратный лэй-ап
Время создания: финальная серия 1980-го
Автор : Джулиус Ирвинг
Дриблинг:
Кроссовер
Время создания: 60-е
Автор : Пи Уи Кирклэнд/Оскар Робертсон
Согласно легенде, изобретателем обыгрыша один в один за счет резкого перевода мяча перед/за собой, является Пи Уи Кирклэнд, легенда уличного баскетбола, который предпочел карьере в НБА карьеру наркоторговца. У него этот элемент подсмотрел Оскар Робертсон, отправивший его в массы.
В конце 80-х кроссовер получил новый импульс из уличного баскетбола – из эффективного, но нейтрального элемента он превратился в оружие смертоносного поражения голеностопов. Произошло это благодаря Тиму Хардуэю, чья резкость добавила кроссоверу необходимое ощущение морального подавления соперника. Для него это был уже совершенно новый прием, который он сам называл «убийственным кроссовером» – элементом, запрограммированным на то, чтобы валить с ног.
Хотя именно Тима в качестве гуру называют его многочисленные продолжатели и даже более успешные популяризаторы, сам Хардуэй подсмотрел штуку с убийством у Дуэйна «Перла» Вашингтона , защитника Сиракьюз, засветившегося даже в НБА. Выросший на улицах Нью-Йорка игрок славился тем, что любил издеваться над защитой соперника и обыгрывать ее в одиночку. При этом он придерживался более классической техники кроссовера, отличающей, скажем, Айверсона, тогда как Хардуэй расширил этот элемент под себя, включив необходимый перевод под ногой.
Широкое распространение связано и с более вольной трактовкой правил: в 60-х-70-х словосочетание «пронос мяча» еще имело вполне конкретное значение.
Бостонский кроссовер или Shammgod Crossover (Кроссовер Шэмгода)
Время создания: 50-е
Автор: Боб Кузи
Прием, сегодня названный в честь Года Шаммгода, пережил несколько реинкарнаций. Сам элемент носит черты «примитивизма» – это такой как бы корявый дриблинг на грани потери, призванный сбить соперника с толку и одурачить его в последний момент (автор продолжает движение мяча дальней рукой, что становится совершеннейшим сюрпризом для защиты).
Шаммгод воскресил этот прием в 90-е и успешно научил ему всех желающих.
Хотя его имя закрепилось за элементом, у такого кроссовера есть еще два автора. В 50-х прием был любимейшим у Боба Кузи, возведшего такую забавную детскую беготню за мячом в целую систему. А в 80-х хорват Данко Цветичанин радовал болельщиков в Европе аналогичным приемом , имевшим название «Хлыст».
Shake and bake (перевод за спиной)
Время создания: конец 60-х
Автор : Арчи Кларк
Арчи Кларк дважды играл на Матчах всех звезд, выступал за «Лейкерс» и образовывал бэккорт с убийственным сочетанием всевозможных интересных приемов с Эрлом Монро в Балтиморе, но умудрился остаться практически неизвестным. По свидетельству «современников» именно Кларк, которого так и называли «shake and bake», стал пионером в клубе по продвижению кроссовера и его вариаций в массы, найдя ту тонкую грань, которая отделяет легальные элементы от проносов.
Jab Step (ложный выпад)
Время создания : 50-е
Популяризатор : Элджин Бэйлор
В современном баскетболе jab step постепенно уходит в историю. Это орудие исключительных индивидуалистов, которое тормозит нападение и только облегчает задачу обороняющейся стороны.
Обычно «ложный выпад» возводят к первому скореру классического типа: Элджин Бэйлор делал показ в одну сторону, затем начинал двигаться в другую. Через Джулиуса Ирвинга и Дэвида Томпсона это движение пришло к Майклу Джордану, который и здесь добился совершенства.
Возможно, Фил Джексон и сможет изменить это представление, но в данный момент общее понимание баскетбольных тенденций сводится к принципиально иному пониманию атаки, так что jab step остается эффектным орудием у тех, кто цепляется за прошлое.
Евростеп
Время создания : 60-е
Автор : Элджин Бэйлор
Воинственные американцы не захотели отдавать первенство в баскетболе ни в какой области, так что в Youtube легко можно обнаружить ролик, на котором Элджин Бэйлор, Джулиус Ирвинг и Арчи Кларк радуют местных жителей евростепом.
Но один из самых эффективных приемов сегодняшнего баскетбола по-прежнему называется евростепом и связан с европейским баскетболом. Общепризнанно считается, что принес (ну или воскресил) этот элемент в НБА Шарунас Марчюленис, а довел до совершенства и популяризовал среди американских игроков Ману Джинобили.
Вертушка
Время создания: 60-е
Автор : Эрл Монро
Хотя разворот («пивот») давно стал частью игры, в том виде, в каком вертушка являлась частью баскетбола Эрла Монро, она появляется довольно редко. Такому элементу практически невозможно научить. Неслучайно действия защитника на площадке чаще сравнивали с хаотичным, построенным на сплошной импровизации звучанием джаза – он двигался на инстинктах, постоянно менял направления, порой сам не знал, что сделает в следующее мгновение, дополнял дриблинг десятками ложных движений и использовал развороты как некую систему координат. Собственно вертушки воплощают ту невероятную легкость передвижения, которая отличала Монро – мяч становился продолжением даже не его тела, а его мысли, а он намеренно утыкался в соперника, поворачивался к нему спиной и вновь устремлялся в свободное плавание, в котором его было не удержать.
Данк
Время создания: 40-е
Автор : Боб Керлэнд
Игровая карьера Боба Керлэнда оказалась в тени Джорджа Майкана, но слава первопроходца в области силового направления мяча путем переложения его в кольцо принадлежит ему целиком и полностью.
Керлэнд и Майкан были двойниками в NCAA: оба семифутеры, обоих тренеры ненавидели, считая, что такие «громадные чудики» разрушат игру, оба ее успешно разрушили (Керлэнд любил смахивать падающие в кольцо мячи не меньше Майкана, что в итоге и привело к созданию правила голтендинга), оба доминировали, причем университетская карьера Керлэнда сложилась чуть лучше. Но по окончании учебы их пути разошлись. Майкан отправился в НБА, где стал лицом лиги, пятикратным чемпионом и легендой. Керлэнд же предпочел работу на гражданке в Phillips Petroleum и выступления на любительском уровне (который подразумевал и участие в двух Олимпиадах).
В какой-то момент в середине 40-х Керлэнд оказался с мячом под кольцом и случайно отправил его в цель непосредственным внедрением. «Я не планировал ничего подобного. В этом не было злого умысла», – оправдывается он сейчас.
Так как у него были проблемы с попаданием из-под кольца при привычных способах атаки, Керлэнд решил обратить эту случайность себе на пользу – и ввел самый эффективный способ доведения мяча до корзины в употребление.
Но не в моду. До конца 50-х данки оставались «дурным тоном» и очень жестко карались защитниками, видевшими в таких приемах сплошное неуважение к своим персонам – они подбегали к провокаторам и встречали их снизу так, что те обычно не могли продолжить игру. Но Керлэнду при его габаритах все эти неприятности не грозили, так что он наплевал на все неписаные правила и продолжил «набивать себе статистику».
Окончательно неотъемлемой частью игры броски сверху стали с приходом Билла Расселла и Уилта Чемберлена. Люди, которые пытались остановить их, обычно попадали в больницу с переломами рук.
Аллей-уп
Время создания: середина 60-х
Авторы:
Джеки Мун
Братья Такеры/Дэвид Томпсон и Тим Стоддард
Однозначной версии возникновения аллей-упа нет, на лавры первопроходцев в данной области претендуют два дуэта.
Согласно одному источнику, первый аллей-уп был осуществлен еще до запрета на данки в NCAA студентами баптистского университета Оклахомы братьями Такерами. Эл, проведший четыре года в НБА, славился способностью резко взмывать в воздух и выделывать там всякие интересные штуки.
Вторая интерпретация упирает на то, что в самом названии элемента слышится намек на запрещение данков («уп» это вроде как совсем не указание на «алле-гоп», а звук прохождения мяча через кольцо при нежном его туда помещении). Предполагается, что первым такой сложный номер мог выполнять только «ходящий по воздуху» Дэвид Томпсон, лидер команды штата Северная Каролина.
Наброс самому себе
Время создания : 2000-й
Автор: Трэйси МакГрэйди
Пасы:
Слепой пас, пас из-за спины
Время создания: 50-е
Автор : Боб Кузи
«Он был настоящим творцом. Взгляните на него в исторической перспективе – если вам кажется, что Мэджик Джонсон или Джон Стоктон умели пасовать, то умножьте их умения в 10 раз, и тогда вы поймете, кем был Боб Кузи» (Том Хэйнсон).
Пас локтем
Время создания: матч новичков на Уикенде всех звезд-2000
Автор : Джейсон Уильямс
Злопыхатели продолжали утверждать, что лига слишком много позволяет Джейсону Уильямсу из-за цвета его кожи, но всем уже было все равно. «Белый шоколад» ворвался в НБА под звуки оглушительного гимна уличному баскетболу и выдал десятки шедевров, которые по-прежнему заслуживают самого пристального внимания. Но при этом он очень точно уловил, что такое настоящее искусство. Пас локтем был проделан всего один раз и остался в истории баскетбола уникальным явлением, одинаково шокирующим и в историческом контексте, и вне его. При этом стал столь же полной и развернутой иллюстрацией карьеры автора, как отработанные до автоматизма и часто повторяемые коронные номера многих звезд.
Источник: sports.ru
По теме:
Популярные теги
-
21
-
2
-
3
-
1
-
20
-
2
-
206
-
6
-
128
-
9