вверх  обратно

Лайк Майку. Как Кржижевски меняет звёзд НБА

16.11.2014

осле чемпионата мира — 2014 целая группа игроков НБА перешла на более высокую ступень профессионального развития. Изучим причины феномена.

Для клубных тренеров вызов игроков в национальные команды обычно оборачивается головной болью. Начнём с того, что физическая форма спортсмена в летний период основательно форсируется, чтобы к осеннему первенству Европы или мира игрок подошёл на пике готовности. Тогда как после чемпионата, обычно плотного по графику и требовательного к кондициям, даже у самых закалённых организмов наступает спад. То есть в клубные тренировочные лагеря баскетболисты прибывают выхолощенными и разобранными. Их партнёры в этот период, напротив, пышут здоровьем, поскольку закладывают физическую базу на сезон вперёд. Соответственно, чтобы привести весь коллектив к общему знаменателю, главному тренеру клуба приходится прилагать недюжинные усилия и проявлять смекалку.

Другой момент – психологический. Кто-то из баскетболистов возвращается в клуб, разочарованный результатами, показанными на международной арене. Иные вовсе оказываются не готовы переключиться на командные дела. Третьих давит отсутствие отпуска и необходимость играть в баскетбол год напролёт. И вот люди со всеми этими проблемами вливаются в коллектив, где встречаются с вернувшимися после летней «перезагрузки» партнёрами — бодрыми, веселыми и сфокусированными на борьбе в сезоне. Объединить всех, мобилизовать ментально – непросто. И зачастую это находит отражение в спаде на старте розыгрышей.

Наконец, тактический аспект. В клубах зачастую проповедуется одна игровая модель, в сборных – совершенно другая. Скажем, команда США, которую мы избрали в качестве предмета изучения, играет в мобильный баскетбол, где «смол-боллу» отводится доминирующая роль. В то же время целый ряд исполнителей в обойме Кржижевски, возвращаясь в клуб, вынужден действовать в иной манере – пусть даже быстрые отрывы или изоляции им более импонируют в стилевом плане. Перестроиться, принять изменившиеся требования, оптимизировать действия сходу способны далеко не все, и это перманентно выбивает из колеи даже опытных тренеров.

В интересном нам случае сборная США вроде как должна являться объектом ненависти со стороны клубов. А как же? Она больше всех проводит времени на топ-турнире, перед оным устраивает весьма интенсивный тренинг-кэмп, в ходе же всего летне-осеннего периода ставит столь специфическую модель взаимодействий, что не грех забыть принципы защиты «Чикаго» или атакующий базис «Хьюстона».

Тем не менее нынешний цикл, отработанный в лагере национальной команды, практически на всех ведущих игроков возымел обратный эффект. Судите сами. Демаркус Казинс осознал, что внутренняя дисциплина и игра в защите на грани фола, но без перехода критической черты не просто гарантируют ему игровое время, но делают франчайзом даже в звёздной пятёрке «сборников». При этом переосмысление собственной ответственности перед партнёрами в «Сакраменто» сделало его настоящим королём. Пусть стартовый график у калифорнийцев был щадящим, что обеспечило спурт из пяти побед подряд, само инновационное отношение Буги к делу бросается в глаза. Вокруг такого Казинса, каким он предстал после завоевания золота и возвращения с ЧМ, строить команду уже имело смысл, чего нельзя сказать о центровом образца последних двух лет.

Что-то подобное можно говорить и о Клэе Томпсоне. Игрок, долгое время воспринимавшийся как оруженосец Стивена Карри и выгодное к тому дополнение, совершенно неожиданно затмил своё «альтер эго». Органично вжившись в роль защитника-универсала, способного не только палить с дуги, но и управлять транзитом мяча на периметре, он расширил атакующий диапазон команды. Плюс подсказал «Голден Стэйт», где скрывается дополнительный калифорнийский ресурс, начав защищаться на трёх позициях – Стив Керр парня-то определённо как «персональщика» не видел.

Подобные метаморфозы произошли и с парой Ирвинг – Фарид. Кржижевски смог отыскать плеймейкеру «Кливленда» нишу, где Кайри мог быть креативным, но в то же время его индивидуализм не превращался в разрушительный фактор. Дэвид Блатт пытается повторить трюк Кея и с помощью Леброна постепенно возвращает защитника в зону максимальной продуктивности. Кеннет же в Турции делал, казалось бы, всё то, что и в клубе, но при меньшем сопротивлении извне. Однако в «звёздно-полосатой» бригаде он из чернорабочего превратился в стилеобразующего, поскольку агрессия на чужом щите, умение поддержать «транзишн» и нацеленность на кольцо при появлении свободного пространства для движения являлись движущей силой многих взаимодействий американцев. Ну а сейчас в Денвере он копирует модель поведения месячной давности, являясь одним из немногих светлых пятен в команде Колорадо.

Возникает резонный вопрос: за счёт чего Кржижевски удалось усовершенствовать своих баскетболистов, сделав доброе дело не только для нации, но и для клубов НБА? Причём это наблюдается вот уже третий цикл кряду – после мира-2010 и Олимпиады-2012, на примере Кевина Дюранта, Кармело Энтони и даже Леброна, мы могли констатировать схожую эволюционную тенденцию.

Как кажется, объяснений этому несколько. Во-первых, очень грамотная дозировка игрового времени. На протяжении всей дистанции Кей выдерживает 20-минутный «карантин» как для основы, так и для резерва, сохраняя бойцов в оптимальном состоянии. Понятное дело, при богатой на таланты «скамейке» это делать легко. Однако сам факт,
 
что даже глубокие резервисты находятся в тонусе и не падают в физиологические ямы, заслуживает внимания. Баскетболисты работают в режиме спаррингов, которые по возвращении в Штаты подхватывают в тренировочных лагерях. Соответственно ровный ритм и отсутствие перегрузок гарантируют плановое вхождение спортсменов в сезон.

Во-вторых, обратим внимание на тренерский штаб американцев. Только ассистентов здесь с полдесятка, причём все они либо тренируют в НБА, либо делали это в недавнем прошлом. У каждого есть свой специфический профиль – защита, нападение, индивидуальная техническая работа и так далее. Поэтому чёткое разделение труда и детальное владение темой готовят для общего руководства Кржижевски ключевые составляющие. Далее Майк компонует связки сообразно собственному видению и концепции, которую проповедует уже несколько десятков лет. Излишне говорить, что изначальный отбор кандидатов ведётся в соответствии с этими принципами, из-за чего многие известные исполнители оказываются вне заявки, уступая места отнюдь не самым очевидным кандидатурам. При этом попавшие в обойму по ходу работы с Кеем и его помощниками могут открыть в себе доселе неизведанные игровые качества, поскольку в клубе тому или иному элементу внимание может просто не уделяться.

В-третьих, высокая конкуренция зачастую заставляет игроков адаптироваться к таким ролям, которые в клубе прежде были им чужды. Однако желание попадать в обойму и иметь игровое время под звёздно-полосатым флагом превалирует. Поэтому Гэй, чтобы хоть немного потеснить Хардена, вспоминает о хоть каком-то умении держать снайпера соперников персонально. Казинс же, в надежде посостязаться с Дэвисом, включает обыгрыш спиной и пас на периметр после сдваиваний. Внимательные клубные наставники делают в отношении подобных инноваций засечки в памяти и по возвращении игроков в клубы добавляют к их заданиям находки сборной. А порой и вовсе идут дальше, копируя целые элементы тактики Кржижевски.

Наконец, чемпионская мотивация ускоряет ментальное оформление игроков. Выступив за сборную, поиграв рука об руку с топовыми партнёрами, получив медаль и повысив статус, спортсмены ставят себе очень высокую планку ответственности. И в стремлении её удержать подавляющее большинство совершенствуется физически и психологически. Происходит своего рода переоценка ценностей, провоцирующая общую перезагрузку игрового характера. Понятное дело, что из каждого правила бывают исключения. Однако если клубный тренер в своём деле не полный профан, он непременно разовьёт успех (равно как и таланты самого исполнителя) на сформированном Кржижевски плацдарме.

Источник: championat.com

Добавил: Beaver
0
Индикатор репутации - оценка всех предыдущих комментариев пользователя за последние 12 месяцев, сделанная другими пользователями. Этот показатель позволяет предположить, оставлен ли комментарий уважаемым автором или нет.