Переход Леброна Джеймса из «Майами» в «Кливленд» наиболее отразился на его популярности среди белых и пожилых болельщиков.
Разрушенное в один миг нередко приходится восстанавливать годами. Приняв в 2010 году одиозное Решение о переходе в «Майами»,
Леброн Джеймс нанёс серьезный удар по собственной популярности среди болельщиков, которая как раз стремительно взлетала вверх после двух подряд званий MVP сезона в 2009 и 2010 годах. И вот спустя четыре года после переезда во Флориду по итогам сентябрьского опроса ESPN Джеймс наконец вышел на пик своего признания среди любителей баскетбола. Последний заметный скачок был зафиксирован уже в межсезонье, одновременно с известием о возвращении звёздного форварда в «Кливленд». 18,4% болельщиков НБА назвали Леброна своим любимым игроком. Это почти в два раза больше, чем в конце сезона-2011/12, когда его выбрали лишь 9,4%. На примере одного из лучших баскетболистов современности интересно проследить, как распределяется его популярность среди фанатов различных расовых и возрастных групп.
Кампания «Я возвращаюсь домой» имела успех в США исключительно среди белой и латиноамериканской части населения. В сезоне-2012/13 только 9,7% белых болельщиков считали Джеймса своим любимым игроком. Это цифра возросла до 13,2% в прошлом чемпионате, а в сентябре этого года достигла отметки в 16%. Американцы испанского происхождения также увеличили свою поддержку Леброна с 13,5% по ходу минувшего сезона до 17,4% на данный момент. Любопытно, что на эту тенденцию не повлиял даже тот факт, что игрок покинул Майами, в котором проживает немало латиноамериканцев. Видимо, для представителей этой национальной группы уважение к своим корням значит больше временной близости к выдающейся личности.
А вот две другие группы – афроамериканцы и представители подрастающего поколения НБА — не отреагировали на смену Джеймсом места работы и сопровождавшую это событие шумиху. Популярность Леброна среди чернокожего населения практически не изменилась, лишь немного упав с 28,1% во время сезона-2013/14 до 27,8% в сентябре. С такой же апатией приняли новости и юные фанаты в возрасте от 12 до 17 лет. Если по ходу прошлого чемпионата 22,4% из них считали «Короля Джеймса» своим любимым игроком лиги, то к сентябрю таких подростков стало 21,4%. Ещё меньше изменились симпатии следующей возрастной категории, к которой относятся молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет. Среди них популярность двукратного чемпиона НБА увеличилась всего лишь на 0,6%. Создаётся впечатление, что людям, родившимся в США после того, как профессиональный баскетбол стал синонимом больших денег и успешного бизнеса, всё равно, кто и где зарабатывает свои миллионы.
Существенно отличается картина в кругу возрастных любителей баскетбола. Они-то горячо одобрили решение Леброна вернуться к родным пенатам. Если форварда «Майами» по ходу минувшего сезона называли своим любимым игроком 14,7% болельщиков в возрасте от 35 до 54 лет, то новоиспечённого лидера «Кливленда» поддержали уже 18,4% из них. Ещё больше возросла популярность Леброна среди пенсионеров – с 11,7% до 16,6%. Судя по всему, маркетинговая стратегия с акцентом на семейные ценности попала точно в цель, всколыхнув ряды тех, кто не понаслышке знает, что такое собственная семья и домашний очаг.
Такой результат не вызывает удивления ещё и потому, что более возрастные и белые любители баскетбола изначально более склонны болеть именно за команду из своего города или штата, чем молодёжь и чернокожие. Согласно прошлогоднему исследованию 57,5% фанов старше 55 лет поддерживали представителей именно своего региона, а вот среди «тинэйджеров» этот показатель составляет всего 39,1%. Интересно, что практически в точности повторяет это соотношение разница в симпатиях между белыми и афроамериканскими болельщиками. За «своих» болеют 58% представителей белой расы и только 37% афроамериканцев.
Леброну пришлось долго и упорно навёрстывать упущенное в результате Решения. Но в июле и августе этого года после известия о возвращении в «Кливленд» уровень его популярности совершил мощный скачок, достигнув невиданных доселе высот в 20,7%. Со временем, когда персона «Короля» постепенно отступила
с первых полос газет и центрального места в выпусках новостей, его рейтинг снизился до отметки в 18,4%. Но это все равно заметно больше наивысшего пика любви к Джеймсу во время его первого периода в «Кавальерс» (15,6% в 2010 году).
На репутацию Леброна прощание с Майами возымело прямо противоположный эффект по сравнению с отъездом из «Кливленда». В 2010 году после перехода в «Хит» его популярность упала с 15,6% до 10,2%. Другими словами, игрок потерял почти треть своих поклонников. Теперь же, несмотря на явное недовольство болельщиков из Флориды, общенациональная поддержка помогла Джеймсу значительно увеличить армию своих поклонников, прежде всего за счёт патриотически настроенных американцев. Те, кто болеет за «свои» команды, порадовались за «Короля» и «Кавальерс», а сторонники «поддержки отечественного производителя» – за город Кливленд.