Закончив карьеру профессионального спортсмена, Шакил О'Нил создал бизнес-империю, зарабатывая на оригинальных проектах.
На прошлых выходных
Шакил О'Нил прибыл в студию TNT в модном костюме необъятных размеров, с кожаным чемоданчиком в руках. Он сел за стол в центре комнаты, открыл ноутбук и приготовился провести весь день на мероприятии, главной темой которого был он, великий и ужасный Дизель.
«Шак-саммит», ежегодная встреча представителей различных компаний, входящих в холдинг О'Нила, проводится уже в третий раз. В этом году в ней участвовали представители фирмы по изготовлению ювелирных изделий для мужчин Zales,
фабрики по производству газированных напитков Arizona Beverages и многие другие. Один за другим они презентовали проекты и продукцию, поясняя, как бывшая звезда НБА находит в них отражение.
«Мы хотим узнать, получится ли добиться увеличения общей эффективности, собравшись вместе под моей эгидой», — пояснил цель семинара Шакил.
А ведь найти для этого время бывшему центровому было совсем не просто. Вчера он должен был сниматься в рекламе наушников, завтра — расхваливать чудодейственное лекарство, послезавтра — участвовать в презентации костюмов, украшений и кроссовок собственного бренда. И все это не должно препятствовать карьере телеаналитика на TNT в программе «НБА изнутри», которая является его основным местом работы после окончания игровой карьеры в 2011 году.
Искусство извлекать прибыль из своих огромных размеров и яркой личности О'Нил освоил уже в первые годы выступлений в НБА. Обратной стороной медали стала критика якобы за неполную отдачу на площадке, но за её пределами Шак брал своё по полной программе. Сейчас всё больше игроков становятся на путь создания и развития собственных брендов. И пример деятельности Большого Дизеля, попавшего на обложку делового журнала Bloomberg Businessweek, служит им своеобразным путеводителем, которого не было раньше.
42-летний О'Нил работой на ТВ и благодаря собственным бизнес-проектам в прошлом году заработал более $ 21 млн. И хотя по суммарному доходу О'Нил уступает ряду бывших спортсменов (Майкл Джордан, например, за год разбогател на $ 90 млн), немногие могут похвастаться таким разнообразием собственных продуктов. На «Шак-саммите» выступали представители 19 компаний.
О'Нил знает, что Шака не должно быть чересчур много, поэтому его имя появляется только на тех вещах, которые ему нравятся, таких как рюкзаки «Данкмэн», детские тапочки, появление которых в продаже запланировано на ближайшие недели, или 4 вида безалкогольного напитка Soda Shaq с различными вкусами.
Не всем начинаниям легендарного центрового сопутствует мгновенный успех. В списке неудач — попытка читать рэп и
провалившийся в прокате кинофильм «Казаам». И даже сейчас продажи напитков Soda Shaq отстают от запланированных темпов. Тем не менее вице-президент производящей их фирмы извлёк урок из этого факта и собирается наверстать упущенное выпуском ещё одного вида воды с новым фруктовым вкусом.
«Шак хочет лично участвовать во всем. Я работал со многими спортсменами, но О'Нил выгодно отличается от большинства из них заинтересованностью. Если я прошу его быть в определённый день на презентации в супермаркете в 9 утра, то могу быть уверен, что он приедет на место уже в 8:30», — говорит один из руководителей холдинга бывшего игрока.
Накануне саммита Дизель принимал гостей на бейсбольном матче. Он раздавал автографы и фотографировался в футболке с изображением звезды комедии «Похмелье в Лас-Вегасе» — актёра Зэка Галифьянакиса. А уже на следующее утро О'Нил сменил футболку на деловой костюм и раздавал участникам семинара пароль от Wi-Fi.
Идея проведения саммита принадлежит состоящей из трёх человек административной команде Шакила, чьей главной задачей является продвижение его бренда. Такие мероприятия обычно организовывают для партнёров крупные корпорации, а не отдельные бизнесмены. И в этом О'Нил снова выгодно отличается от большинства.
«Раньше мне нужно было часто летать по всей Америке, чтобы встретиться с нужными людьми. Теперь я могу увидеть всех в один день и в одном месте», — поясняет цель семинара бывший центровой.
В течение дня на экране демонстрировалось более десятка различных рекламных роликов с участием Шака. Среди них было представление наручных электронных часов размером с кулак. Большие размеры — одна из главных особенностей продукции от О'Нила. Также показали несколько презентаций для компании Reebok, планирующей выпуск линии ретрокроссовок Shaq Attaq.
Формула успеха товара от Большого Дизеля довольно проста и озвучена им: «Рассмеши людей, и они тебя запомнят». В процессе создания нового проекта О'Нил говорит его создателям: «Дайте мне что хотите, и я «шакну» это». «Шакнуть» на сленге легендарного центрового означает украсить продукт своей обаятельной улыбкой.
15-кратный участник Матча звёзд НБА вспоминает, что ещё в детстве планировал стать крупным бизнесменом. Отец подарил ему книгу о проблемах, с которыми сталкиваются спортсмены, управляя своими активами.
«Родители сделали большое дело, когда предостерегли меня от возможных ошибок», — благодарит их О'Нил.
Самыми популярными словами на «Шак-саммите» были «синергия» и «активизировать». В частности, презентация представителя TNT прошла под лозунгом «Найдём больше возможностей активизироваться вокруг Шака!». В рамках этого выступления докладчик подчеркнул, что в течение регулярного сезона-2013/14 О'Нил появился на телеэкранах 212 раз. Это играет огромную роль в росте популярности и развитии брендов игрока.
«И все 212 раз мы одевали его по-разному», — добавил вице-президент компании по производству деловой одежды от Шакила О'Нила.
Важным элементом маркетинговой политики фирм Большого Дизеля является акцент на его огромные размеры. Однако издательский дом, входящий в холдинг бывшей звезды НБА, пошел обратным путём. Там сейчас работают над серией книг для детей, главным героем которой будет мальчик по имени Маленький Шак. В первой части они вместе с кузеном будут заниматься садоводством.
«Мы, наверное, единственные, кто пытается сделать Шака меньше», — заявил издатель.
Среди почти десятка мультипликационных О'Нилов, мелькавших на втором плане в различных роликах, был и главный персонаж видеоигры «Шак Фу: Возрождение легенды». Оригинальная версия «Шак Фу» с каратистом О'Нилом в главной роли была сделана совсем другой фирмой и раскритикована в пух и прах в 1994 году. Новый вариант игры сейчас разрабатывается, в том числе компанией в Украине. Один из руководителей проекта по созданию игры не ждёт мгновенной прибыли, но не возражает против включения в неё других продуктов бренда легендарного центрового. Например, те же электронные часы в ней могут стать оружием.
Главная задача О'Нила — поддержание собственной популярности, что является большой проблемой для завершивших карьеру спортсменов, поскольку они перестают быть центром общественного внимания. Значительную часть целевой аудитории бизнес-проектов Шака составляют подростки и дети, а многие из них сейчас уже не знают, каким великим игроком он был.
«Быть популярным у молодёжи можно, только постоянно оставаясь у них перед глазами. Среди всех бывших спортсменов О'Нил выбрал, пожалуй, наилучший способ достичь этого, поддерживая свою узнаваемость участием в многочисленных телешоу», — говорит вице-президент консалтинговой исследовательской компании IEG
Джим Эндрюс.
Большой Дизель не хочет сбавлять деловые обороты. Он готовится к новому сезону на TNT и параллельно помогает продвигать свою ювелирную линию и коллекцию модной одежды. У него есть собственные фруктовая газировка, кроссовки и видеоигры. Готовится к показу пилотная серия телепроекта с участием Шакила в роли себя и благотворительная кампания для детей из малоимущих семей «Шакта Клаус».
«Я легко мог бы стать профессором.
Легко мог бы стать шерифом. Легко мог бы стать топ-менеджером. Но меня больше тянет в юриспруденцию, хотя окончательно я ещё не решил», — говорит о планах на будущее О'Нил.
В искусстве быть Шаком всегда есть место прогрессу.