В перспективе ведущим игроком «Тимбервулвз» должен стать первый номер драфта-2014 Эндрю Уиггинс. Пока же эта роль достаётся Рики Рубио.
ПРОШЛОЕ
Как и большинство баскетболистов, сенсационно ворвавшихся в большой спорт в подростковом возрасте,
Рики Рубио совместил новое и хорошо забытое старое.
Несмотря на то что на Олимпиаде в Пекине разыгрывающий дебютировал, когда ему ещё и 18 не было, кого-то испанец широкому кругу любителей игры с оранжевым мячом напоминал уже тогда. Причёска в стиле «Битлз», чудеса с мячом в руках и грустный взгляд – реинкарнация
Пита Маравича была необходима НБА, заждавшейся игрока подобного типа и калибра.
Время, определённо, сыграло Рики на руку. Стать популярным в Северной Америке, будучи всего лишь молодым талантом из-за рубежа, довольно сложно. Да, кто-то видел того или иного парня в действии на упомянутой выше Олимпиаде или в паре-тройке выставочных матчей, но большинство болельщиков прислушивалось к международному скауту Фрэну Франшилле, и принимали его мнение как единственно правильное.
Рубио удалось вырваться из этого замкнутого круга. Отчасти благодаря тому, что в чемпионате Испании он дебютировал в 14-летнем возрасте. Прибавьте к этому появление многочисленных видеонарезок на Youtube, ставшем общедоступным с появлением Интернета в каждом доме и офисе, и вы поймёте, почему мир довольно быстро влюбился в испанского волшебника. Его фантастические передачи и задатки шоумена на площадке сложились в единую картину весьма быстро, и задолго до того, как «Миннесота» выбрала Рики пятым на драфте 2009 года, его звезда начала восходить уже не на испанском, а на мировом небосклоне.
Но одной популярности оказалось мало. После драфта Рубио решил не ехать в Северную Америку сразу, а остаться в Испании ещё на два сезона, чтобы предстать перед самой требовательной в мире публикой в регулярном чемпионате-2011/12, сокращённом до 66 матчей из-за локаута. Дебютный год испанца в ассоциации начинался многообещающе, но полёт парня был прерван тяжёлой травмой, разрывом крестообразных связок колена. Впрочем, ещё до повреждения и операции всем стало ясно, что Рики приехал именно тем человеком, каким и должен был: игроком, готовым принимать рискованные решения, с неплохим, но отнюдь не полным набором игровых навыков.
Даже сейчас, когда за плечами Рубио есть три сезона в сильнейшей лиге планеты, предсказывать, как сложится в дальнейшем его профессиональная карьера и что в ней станет определяющим, исключительно сложно.
НАСТОЯЩЕЕ
Нападение. Будем называть вещи своими именами: Рубио – один из наименее эффективных баскетболистов в плане набора очков, появлявшихся в НБА в последние несколько десятков лет.
Сухие цифры статистики это как нельзя лучше подтверждают. За последние 35 сезонов ни один баскетболист, отыгравший в общей сложности более 5 500 минут в матчах регулярных чемпионатов (а в этот список входят и
Дарко Миличич с
Майклом Оловоканди, чьи имена у нас ассоциируются со словом «провал», и многочисленные «пулялы» без намёка на игровой интеллект, и ведущие снайперы своих команд вроде
Аллена Айверсона, против которых защищались предельно плотно и агрессивно), не реализовывал свои броски хуже, нежели Рики, усреднённый показатель точности которого, учитывающий процент двухочковых, трёхочковых и штрафных, составляет жалкие 40,1%.
Причину этого можно искать в неправильной механике броска Рубио, приводящей к тому, что он очень медленно выпускает мяч в сторону вражеского кольца, или же в его катастрофической неспособности забивать со средней дистанции, но на самом деле корень зла зарыт в том, что Рики не умеет набирать очки из трёхсекундной зоны. В общей сложности за годы заокеанской карьеры испанец реализовал 32,3% трёхочковых бросков – вполне вменяемая цифра, демонстрирующая, что, оказавшись в нужном месте в нужное время и остановившись хотя бы на секунду, плеймейкер «Миннесоты» может атаковать довольно-таки сносно. Как минимум это говорит о том, что в плане попыток со средней и дальней дистанции он отнюдь не настолько безнадёжен, как может показаться на первый взгляд.
Предают Рубио, в первую очередь, его не самый высокий рост и довольно слабый вертикальный прыжок: из-под кольца он не забивает намного чаще, нежели большинство его коллег по амплуа. В частности, получает блок-шоты или промахивается в тех ситуациях, когда не попасть практически невозможно. Наличие в арсенале парня поставленного «флоутера», позволяющее не заходить непосредственно под «больших», существенно упростило ему жизнь, но сам Рики намеренно затягивает свои проходы до последнего, пытаясь даже в них отыскать возможность для передачи. В этой игре с изначально неравными для всех условиями и правилами испанец чувствует себя неплохо, но статистически итоговый результат выглядит действительно ужасно.
Впрочем, игра Рубио в нападении заключается отнюдь не только в его неумении конвертировать возможности в набранные очки. Рики изначально не снайпер и демонстрирует исключительно мало изобретательности в трёхсекундной зоне, если речь идёт о бросках, что помогает ему быть ещё более эффективным ассистентом. Защитники прекрасно знают, что плеймейкеру «Тимбервулвз» можно предоставить свободное пространство без особого риска получить трёхочковый, что называется, «в лоб», и именно благодаря этому он может раздавать свои волшебные передачи, не пребывая при этом под давлением. Мало того что испанец сам по себе является художником от баскетбола, так ему ещё и никто не пытается мешать создавать свои картины.
Это, впрочем, не значит, что Рубио не умеет играть под давлением извне. Ведь во всех трёх предыдущих сезонах тот же
Кевин Лав, вокруг персоны которого была сосредоточена вся игра команд-соперниц в обороне в поединках с «Миннесотой», регулярно получал возможность атаковать без сопротивления именно благодаря великолепным передачам Рики, а также его незаурядному видению и пониманию баскетбола.
В этом и заключается причина неиссякаемого оптимизма, сопровождающего персону Рубио в НБА. В минувшем сезоне с Рубио на площадке «Миннесота» имела один из лучших показателей эффективности нападения (112,5), и даже притом, что в прыжке Рики атакует просто отвратительно (31,6%, 31,9% и 30,1% в каждом из трёх его сезонов в НБА соответственно), у него есть целый ряд других положительных качеств, позволяющих разгонять атаки команды, если в ней достаточно игроков, способных их завершать. Правда, пока не совсем понятно, как «Тимбервулвз» будут обходиться без единоличного лидера в лице перебравшегося в «Кливленд» Лава, и испанский защитник может стать человеком, который пострадает от ухода Кевина больше всего.
Защита. Несмотря на то что соперники позволяют Рубио достаточно свободно дышать в нападении, испанец не отвечает им взаимностью на своей половине площадки. Он делает именно то, что необходимо в современной НБА, обладающей потрясающим набором «маленьких», – вынуждает других разыгрывающих допускать потери при переводе мяча на чужую половину площадки, не проигрывает им в скорости ног, да и в целом прилипает к своему визави так, что к концу поединка от одного вида Рики того начинает тошнить. Словом, ценность в обороне испанец действительно представляет. Даже притом что это относится преимущественно к защите на периметре, плеймейкер может своевременно приходить на подстраховку, что ему придётся делать несколько чаще с уходом Лава.
Впрочем, обмен, в результате которого Кевин покинул состав «Миннесоты», может привести к неожиданно положительным сдвигам в игре команды в обороне.
Таддеус Янг будет на порядок лучше цементировать трёхсекундную зону, нежели новобранец «Кавальерс», что позволит Рубио больше рисковать на периметре в надежде на перехват и последующие очки, набранные в быстром нападении. Учитывая, что уже в прошлом сезоне Рики стал лучшим в НБА по числу перехватов (2,6 в среднем за игру), получаем в перспективе весьма интересную и динамичную картину.
Даже притом, что количество и частота совершения перехватов не самый надёжный цифровой показатель для того, чтобы охарактеризовать игру того или иного исполнителя в обороне, стоит признать, что и против игроков с мячом Рубио защищается довольно неплохо, и передачи читает отменно. Руки испанца достаточно быстры, и, что ещё более важно, он не боится жёсткой, контактной борьбы. Всё это в исключительно положительном тоне говорит о его природных инстинктах и самоотдаче: очень немногие способны делать на площадке то, что по силам Рики, в относительно юном возрасте и при наличии в медицинской карте тяжёлой травмы колена.
Поскольку плеймейкер «Тимбервулвз» отнюдь не является выдающимся атлетом, многие сочтут утверждение о том, что он относится к числу элитных игроков оборонительного плана в НБА, ошибочным. Тем не менее, по подсчётам ESPN, Рики в минувшем сезоне стал вторым среди разыгрывающих и пятым среди всех защитников по чистому защитному показателю «плюс-минус». А это говорит о том, что на площадке парень действительно способен «делать разницу», и отнюдь не только своими великолепными передачами.
БУДУЩЕЕ
Сводя приведённые выше аргументы «за» и «против» к общему знаменателю, Рубио вполне можно назвать специалистом узкого профиля. Человеком, который умеет пасовать и защищаться – и ничего кроме этого.
Такие баскетболисты имеют определённую ценность, но наличие в команде задней линии, не обладающей поставленным броском с дистанции, вынуждает генеральных менеджеров того или иного коллектива подписывать сразу нескольких снайперов в переднюю линию, которые несли бы определённую угрозу с периметра и тем самым растягивали оборону соперника. В таких ситуациях у организации, не претендующей на чемпионский титул, непременно должна возникнуть дилемма при поисках ответа на вопрос, как следует комплектовать остальную часть заявки на сезон – по совокупному потенциалу или сиюминутной необходимости.
Об этом менеджмент «Тимбервулвз» обязан помнить в процессе переговоров по новому контракту с Рубио, но в случае Рики стоит признать, что ближайшие несколько лет клуб так или иначе будет платить ему не за результат «здесь и сейчас», а за имеющийся потенциал. Несмотря на отсутствие существенных сдвигов к лучшему в плане реализации бросков с игры, испанец со временем всё ещё может стать снайпером приличного уровня. Не стоит забывать, что лишь в двух из дебютных десяти сезонов в ассоциации
Джейсон Кидд реализовывал хотя бы 35% трёхочковых бросков. А ведь нашему герою всего 23 года – и, следовательно, достаточно времени для работы над собой и выхода на принципиально новый уровень.
С уходом Лава и Рика Адельмана с поста главного тренера прогресс Рубио и его потенциальное перевоплощение в ведущего игрока «Миннесоты» станет причиной пристального внимания к самому баскетболисту и организации в целом. Да, клуб потерял универсального «забивалу» и специалиста, умеющего ставить вразумительную игру в нападении едва ли не любому набору исполнителей, но в составе команды стало больше выдающихся атлетов, что определённо должно в лучшую сторону повлиять на ассистентский арсенал Рики. Ведь вместо одного-единственного Кевина, который, к слову, тоже очень неплохо заигрывал партнёров в трёхсекундной зоне и на периметре, на площадку то и дело будут выходить молодые ребята, отчаянно нуждающиеся в качественных передачах и открытых бросках.
В любом случае нынешние «Тимбервулвз» стали командой Рубио – по крайней мере, на первое время. Провал переговоров по новому контракту или фантастический прогресс
Эндрю Уиггинса впоследствии могут ощутимо повлиять на ситуацию, но на первых порах именно Рики придётся брать на себя ответственность, которая раньше тяжёлым грузом падала на плечи Лава.
Предсказать, как испанец справится с новой ролью в команде, довольно сложно. Его сильные и слабые стороны видны невооружённым взглядом, да и карьеру в НБА Рубио пока проводит средненько. Рики оправдал все ожидания, которые «Миннесота» связывала с его именем, выбирая игрока под общим пятым номером драфта, но и регулярно разочаровывал. Впрочем, нельзя отрицать очевидного – тем навыкам, что сделали нашего героя основным разыгрывающим клуба НБА, исключительно трудно обучить. Его видение игры является редким и исключительным даром свыше, и трудно представить, что должно произойти, чтобы Рубио растерял весь свой талант даже в том случае, если и в будущем он не сможет подкрепить его поставленным броском со средней и дальней дистанции.