«Нью-Йорк» и «Голден Стэйт» заключили дорогостоящие соглашения с Филом Джексоном и Стивом Керром.
Многие годы НБА шла к финансовому равенству всех своих субъектов, и триумфом выбранного Дэвидом Стерном курса стало коллективное соглашение 2011 года. Конечно, уравнять всех без исключения в доходах и расходах ассоциация не может физически, поскольку существует ряд социально-экономических факторов, от неё не зависящих, но сделать условия игры одинаковыми для всех, насколько это вообще возможно, её руководство пытается изо всех сил.
Поводом для гордости нового комиссионера НБА Адама Сильвера , к примеру, стал тот факт, что все четыре участника финалов конференций относятся к клубам так называемого «малого рынка». Что, безусловно, стоит считать успехом организации, сумевшей создать условия, при которых 30 отнюдь не соответствующих друг другу по финансовым возможностям клубов имеют относительно равные шансы сражаться за чемпионский титул — если, конечно, их генеральные менеджеры не выбирают Энтони Беннетта под общим первым номером драфта.
Это совсем не похоже на условия финансового фэйр-плей, практикуемого в последние годы в европейском футболе и предполагающего, что клубы, зарабатывающие больше других, могут соответственно и потратить более значительную сумму средств на комплектацию состава. При таких раскладах шансы на итоговый успех имеют единицы, а существующая в НБА система, напротив, призвана выровнять доходы коллективов, вынуждая тех, кто может позволить себе потратить больше других, компенсировать расходы куда менее состоятельных в финансовом плане организаций.
Механизмами создания данного равновесия являются потолок зарплат, налог на роскошь и целый ряд иных ограничений, прописанных в коллективном соглашении. В 2011 году правила стали более жёсткими, чем когда-либо ранее — клубы, имеющие возможность потратить на игроков больше, нежели абсолютное большинство конкурентов, были ограничены в своих возможностях, и в то же время коллективы были в некотором роде застрахованы от собственных ошибок при заключении долгосрочных и дорогостоящих контрактов с баскетболистами. Работа генеральных менеджеров стала на порядок сложнее, чем была 10 лет назад, а возможности переплатить тому или иному исполнителю от неотъемлемого желания заполучить его любой ценой де-факто не осталось. Если кто-либо захочет превысить потолок зарплат, он не только свяжет себе руки на ближайшие несколько лет, но и сделает каждого из своих конкурентов богаче.
К счастью, тренерам и самим генеральным менеджерам клубы переплачивать могут . Коллективное соглашение не предусматривает какие-либо ограничения на зарплаты представителей тренерского штаба или руководства той или иной организации, поскольку сам документ заключается между ассоциацией и профсоюзом игроков и содержит лишь те условия, которые касаются непосредственно сотрудничества с баскетболистами. Поэтому посулить условными Филу Джексону или Майку Буденхольцеру «Нью-Йорк» и «Атланта» могут столько, сколько посчитают нужным. Впрочем, это не значит, что никаких общепринятых стандартов не существует — с той лишь разницей, что, в отличие от условий заключения контрактов с главными действующими лицами на площадках, в каком-либо документе они не прописаны
Получить информацию о том, сколько на самом деле зарабатывает тот или иной тренер, довольно сложно, поскольку разглашать данные суммы клубы не обязаны. В случае с игроками существует внешняя база данных с зарплатами всех без исключения баскетболистов НБА, созданная по условиям коллективного соглашения для нужд самих организаций. К примеру, для того, чтобы осуществить обмен с условным «Кливлендом», руководство «Чикаго» обязано знать, сколько зарабатывает за сезон центровой Эндрю Байнум , ведь от прописанной в его соглашении суммы будет зависеть форма самой сделки. В случае с наставниками и менеджерами всё отнюдь не настолько прозрачно, ведь буквально в каждом соглашении существуют пункты, представляющие собой конфиденциальную информацию договаривающихся сторон (например, бонус за достижение поставленной задачи). Но слухи, то и дело появляющиеся в прессе, нарисовать картину в общих чертах позволяют.
Существует три уровня оплаты труда менеджеров, работающих в системе клуба НБА. На первом из них находятся пятизначные оклады специалистов низшего звена, на втором с зарплатой в 150−200 тысяч долларов в год — люди, в должности которых есть слова «директор» или «ассистент генерального менеджера». И, наконец, те, на чьих плечах лежит ответственность за принятие серьёзных кадровых решений, зарабатывают от полумиллиона до нескольких миллионов долларов за сезон. Своеобразным барометром послужила сделка между «Торонто» и едва получившим приз лучшему генеральному менеджеру ассоциации Брайаном Коланджело , заключённая в 2006 году. За четыре года работы в Канаде он должен был получить 20 миллионов (без учёта налогов, естественно) — с этого момента средняя зарплата топ-менеджера коллектива ассоциации составляет примерно 5 миллионов в год.
Тем не менее подвести систему оплаты труда менеджеров к единому шаблону довольно сложно, ведь владелец того или иного клуба волен в выборе управленческой структуры. Кто-то делает ставку на небольшую группу именитых функционеров, а кому-то не даёт спокойствия возможность найти соответствующего требованиям современного баскетбола человека на каждый фронт работы. Те же «Лейкерс», к примеру, пренебрегли всей цепочкой менеджеров среднего звена, поручив выполнение их обязанностей Митчу Капчаку . В некоторых других организациях авторитетных специалистов настолько много, что со стороны понять, кому из них принадлежит последнее слово при принятии того или иного решения, попросту невозможно. И, наконец, некоторые собственники настолько не доверяют наёмным работникам, что предпочитают оставлять решение по каждой мало-мальски важной операции за собой.
Последний пример как нельзя лучше характеризует управленческую структуру «Лейкерс» — каждую сделку или выбор на драфте санкционируют представители семьи Басс, и подчас они диктуют свою волю даже вопреки желанию Капчака, считающегося одним из лучших менеджеров во всей ассоциации. Тем не менее зарплаты основной массы специалистов всё равно диктует рынок, не зависящий от существующей в той или иной организации системы принятия решений.
Впрочем, существующая тарификация услуг тренеров, судя по последним событиям, доживает последние дни, и в ближайшее межсезонье претерпит существенные изменения. Ведь в то время как четырёхкратный чемпион НБА и трёхкратный обладатель приза лучшему тренеру года Грег Попович зарабатывает в «Сан-Антонио» около 6 миллионов долларов за чемпионат , Стив Керр , ни дня не возглавлявший ни одну из команд ассоциации, заключает соглашение с «Голден Стэйт» с окладом в 5 миллионов в год. Более того, пока Стэн ван Ганди и Док Риверс , имея возможность влиять на любые кадровые решения, получают по 7 миллионов (и при этом всё равно нанимают генеральных менеджеров для выполнения повседневной работы), Том Тибодо в «Чикаго» воюет с руководством клуба за вдвое меньшую сумму.
Похожая ситуация сложилась и на рынке генеральных менеджеров — катализатором необратимых изменений стало соглашение между «Торонто» и Масаи Уджири , проделавшим великолепную работу в «Денвере» и уже успевшим вывести на новый уровень коллектив из Канады. По слухам, в «Рэпторс» специалист зарабатывает в шесть раз больше, нежели в «Наггетс», но при этом даже он недотягивает до той суммы, которая положена Филу Джексону в «Никс».
Порой создаётся впечатление, что владельцам клубов по душе возможность задействовать уже имеющих определённый статус и репутацию специалистов в новой для них роли. При всех имеющихся заслугах Джексон никогда не исполнял функции генерального менеджера, а Керр не стоял за спинами выходящих на площадку баскетболистов. Да, Фил и Стив многие годы отдали игре с оранжевым мячом в различных качествах, но сейчас они — новички, зарабатывающие при этом деньги, не полагающиеся по действующим контрактам иным специалистам, съевшим собаку за годы, проведенные в ассоциации. По неофициальной информации, Джексон уже стал самым высокооплачиваемым менеджером в истории НБА , получив контракт на сумму большую тех 10 миллионов долларов, которые «Мемфис» некогда ежегодно платил Джерри Уэсту . И это при том что на куда меньшие деньги «Никс» могли не просто нанять проверенного специалиста, но и подобрать ему нескольких помощников.
Таким образом, после всех принятых НБА ограничений на сроки действия контрактов и зарплаты баскетболистов, приоритетной возможностью потратить лишние деньги для клубов «большого рынка» стали главные тренеры и генеральные менеджеры, приглашать которых пока ещё можно на любых условиях. Джексон и Керр свои деньги уже получили, а нам остаётся лишь делать прогнозы и ожидать первые результаты их работы. И не исключать, что со временем ассоциация регламентирует и этот едва ли не единственный оставшийся сегмент, в котором финансово более состоятельные клубы могут диктовать свои условия, не подвергаясь при этом каким-либо санкциям за переплату тому или иному специалисту.