вверх  обратно

Андрес Родригез: "Иссякнет страсть – уйду из баскетбола"

29.05.2009

Лидер БК «Донецк» пуэрториканец Андрес Родригес – сгусток энергии на площадке и обаятельный молодой человек вне ее – примчал на беседу с корреспондентами «Салона» за несколько часов до отъезда в Мариуполь.

Разговор состоялся 18 мая, когда его команде предстоял первый матч плей-офф против «Азовмаша». Исход противостояния сейчас уже известен: «золото» досталось мариупольцам в трех играх. Хотя и «серебро» само по себе является достижением для молодых «тигров», дебютировавших в этом году в Суперлиге. В такой ситуации опыт, ум и энергия 28-летнего разыгрывающего из Пуэрто-Рико пришлись как нельзя кстати.

«Даже на тренировке не могу играть медленно»

- Ты уже 10 лет в профессиональном баскетболе. Можешь сравнить себя нынешнего с тем парнем, который играл в сезоне 1999/2000 в Луисвилле?

- Сейчас я определенно более зрелый игрок. Когда я приехал в Луисвилль, у меня не было большого опыта. Я так много узнал за эти десять лет! Но я всегда играл в быстрый, энергичный баскетбол. Все это замечают. Даже на тренировке я не могу играть медленно. Вот такой я – был таким с самых ранних лет и, дай Бог, смогу сохранить эту энергию еще надолго. Это в моем характере и в моей крови. Когда эта энергия иссякнет – это будет означать, что иссякла страсть, и в этот момент я, наверное, уйду из баскетбола.

- Чему ты научился за эти годы?

- Каждый год приносит что-то новое. Играя в разных командах, под руководством разных тренеров, я учился адаптироваться в новой обстановке и находить способы улучшать игру команды. Это особенно важно на моей игровой позиции: я должен выводить на позицию товарищей, одним словом – делать так, чтобы у них шла игра. Года три-четыре назад мой первый тренер в Словении Саша Филиповски научил меня европейской манере игры в баскетбол. Здесь игра чуть медленнее, но в ней больше тактики. В США игра несколько другая – быстрее, в ней не так много времени на размышления, меньше пасов. Две-три передачи – и все, атака завершена. В тот год я научился многому.

- Какой тип баскетбола – американский или европейский – тебе ближе?


- О, сравнивать их сложно... В европейском баскетболе мне очень нравится то, что нужно много думать. Ну а американский – это просто сплошное удовольствие! Весело смотреть, весело играть.

- Твой нынешний наставник, Игорс Миглиниекс, сам играл на позиции защитника и добивался большого признания. Скажи, почерпнул ли ты от него что-то новое?


- Без сомнения! Мы отлично понимаем друг друга. Он говорит, чтобы я, даже будучи разыгрывающим, больше бросал по кольцу, искал возможности атаковать. И я пытаюсь, делаю это чаще, чем обычно. Это особенно важно в нынешней ситуации, когда мы остались без Пи Джей Таккера. И, как мне кажется, такая установка работает. А с эмоциональной точки зрения... Он всегда отлично нас поддерживает, побуждает меня играть в мою игру и одновременно пытается донести свое видение.

«Поначалу ребята считали меня психом»


- Твой горячий латиноамериканский темперамент всегда помогал командам, за которые ты выступал?

- Ну, не могу вспомнить, чтобы он когда-нибудь мешал... Моя энергия всегда шла на пользу команде. И даже если я кричу, злюсь на кого-нибудь – я говорю: «Парень, это всего лишь эмоции, я это делаю не для того, чтобы тебя опустить. И в следующем эпизоде я сделаю все, чтобы тебе помочь». Я такой, какой я есть. И если во время игры мне надо кому-то помочь – я это сделаю, а если надо кому-то что-то сказать – будьте уверены, я не промолчу. Все ребята это понимают, и хотя в самом начале они думали, что я псих, через пару игр все стало на свои места.

- Когда возник вариант с Украиной, какова была твоя первая реакция?


- Я не был уверен... Но мой друг Даррен Макклинтон, который год назад играл в Черкассах, рассказал мне, что здесь сильная лига. Но в первый момент пессимизм все же преобладал – ведь никогда не знаешь, в какую команду попадешь. БК «Донецк» не имел имени, команда поднялась из низшей лиги. Но мне позвонил президент клуба, его слова звучали убедительно. Он сказал, что условия годичного контракта будут полностью соблюдены. Он также поговорил с моим агентом, и нам стало понятно, что меня зовут в команду, которая ставит перед собой задачу попасть в финал плей-офф страны. Я клюнул на эту наживку.

- Твой прямой конкурент на позиции, Дмитрий Забирченко, в интервью назвал тебя лидером сегодняшнего БК «Донецк». Насколько для тебя важна такая оценка?

- Лидерство действительно очень важно для разыгрывающего – игрока, который ведет за собой команду. Сам Дмитрий тоже выступает на позиции разыгрывающего, в этом году он играет много и хорошо, и его вклад, в числе прочего, помог нам оказаться в финале плей-офф. Ну а то, что мой товарищ говорит так хорошо обо мне, безусловно, говорит о том, что в команде хороший микроклимат. Сам Дима за этот год явно вырос. Я до приезда в Донецк его не видел, но по сравнению с началом сезона он стал более уверенным. Результаты той работы над собой, которую он проделывает в этом году, вы, без сомнения, увидите в ближайшие пару лет.

Уход сильных игроков – удар по лиге


- Давай вспомним ситуацию в БК «Киев», когда лидеры покинули команду вследствие сложного финансового положения. Не было ли боязни, что нечто подобное случится в Донецке?

- Было бы глупо отрицать, что в голову закрадывались подобные мысли, но... К нам тут же подошел президент клуба и сказал, что у клуба есть финансирование до конца сезона, что БК «Донецк» сохранит своих игроков, поэтому мы не должны волноваться. А вот по киевлянам, к сожалению, это сильно ударило. У них собралась отличная команда: много американцев, много отличных игроков, они друг с другом сыгрались и, честно говоря, были очень непростым соперником! Сложно было бы с ними в полуфинале. Но что мы можем с этим поделать? Ничего! Если бы команда сохранилась, наши поединки были бы более энергичными и упорными – и это было бы здорово! Ведь я для того и подписал контракт с украинским клубом, чтобы иметь сильных соперников и серьезную конкуренцию. Я знал, что буду играть против Эль-Амина из «Азовмаша» и Скуни Пенна из «Киева». И вдруг оказалось, что этих парней больше не будет... Для лиги плохо, когда игроки такого калибра покидают команды. Ну а лично для нас их уход означал более простое попадание в финал.

- А ты сам когда-нибудь оказывался в аналогичной ситуации?


- Разве что в мой первый год в Европе, когда я играл за словенскую «Олимпию». Но я, подписывая контракт, знал, что у клуба нет больших денег и что на полную выплату зарплаты рассчитывать не стоит. Так что я был морально готов. Но я попал в хорошую лигу, это был мой первый год в Европе, поэтому я особо не думал о деньгах.

- Вспоминая клубы и страны, где выступал раньше, – что осталось наиболее памятного от Словении, Германии, Польши?


- Плохо лишь одно: мне катастрофически не хватало свободного времени для того, чтобы лучше познакомиться со странами и городами, в которых играл. Когда есть два-три свободных часа утром и пара свободных часов вечером, я иногда трачу их на то, чтобы просто выспаться. И моя семья, которая каждый раз приезжала ко мне на пару недель, всегда узнавала о стране и городе больше, чем я! Так что все впечатления, которые остались, касаются команд, в которых я играл. Со всеми командами мне удавалось играть в финальных играх. А если команда играет в финале – это значит, что в ней хорошая атмосфера, что игроки выкладываются на площадке, и это ощущение дружбы и сплоченности – самое лучшее, что можно вынести из времени, проведенного в разных клубах.

«Просыпался в три часа утра и начинал играть»


- Почему тебя пленил баскетбол, а не футбол или какой-либо другой вид спорта?

- Пуэрто-Рико, по сути, является частью США, и влияние Америки на мою страну велико. В США главными видами спорта считаются баскетбол и бейсбол, и с этих видов спорта я начинал, когда был маленьким. Но моей страстью всегда был баскетбол, я начал играть с четырехлетнего возраста. Раз в пару лет я начинал заниматься, наряду с баскетболом, каким-нибудь другим видом спорта, но баскетбол всегда был номер один. Мой отец – баскетбольный судья с 20-летним стажем. Он, хоть и никогда не заставлял нас с братом заниматься каким-то определенным видом спорта, но хотел, чтобы мы во что-нибудь играли. Я начал с баскетбола, а мой брат занимался бейсболом. Для меня не было ничего лучше баскетбола, я просыпался в три часа утра и начинал играть. Соседи, конечно, возмущались, но... я знал, что это – мое.

- Как можешь оценить украинских баскетбольных судей?


- В любой стране все жалуются на рефери... В этом году я веду себя чуть более агрессивно, чем раньше: бурно реагирую на некоторые решения. Но это нормально, и судьи пытаются честно делать свою работу. Конечно, у всех бывают хорошие и плохие игры, и судьи – не исключение... Я думаю, отношение судей к нашей команде немного изменилось в лучшую сторону по сравнению с началом сезона. Но сейчас нам предстоит играть с «Азовмашем» – командой, которая имеет авторитет и долгую историю в этой лиге, так что, вероятно, свистков не в нашу пользу будет больше. Вряд ли рефери это делают намеренно, но они всегда знают «старичков» лучше, чем дебютантов.

- Агрессивная защита, которую исповедует БК "Донецк", отчасти провоцирует решения против твоего клуба...

- Вероятно! И я пытаюсь убирать руки, чтобы не зарабатывать фолы. Но в серии против «Полтавы» я заработал три фола в первой четверти и после этого я уже не мог вести себя в защите так, как обычно действую. В Киеве, наоборот, я фолов не нахватал, и мог играть в свое удовольствие.

Смог – не проблема. А вот язык...


- Опиши свою жизнь в Донецке за пределами баскетбола.

- Когда появляется свободное время, я гуляю по городу, в центре. Донецк – отличный город, один из лучших, в которых я когда-либо играл. Одно плохо: я пока что не знаю русского или украинского языка, поэтому мне сложно ориентироваться.

- Смог над городом не смущает?

- Над любым крупным европейским городом есть смог, так что я не обращаю на это внимание. В первые месяц-два я «принюхивался», а потом привык, это для меня не проблема.

- Что ты рассказываешь семье о городе, в котором играешь?


- К сожалению, семья ко мне сюда не приезжала – из Пуэрто Рико сюда путь неблизкий, 25 часов самолетом. Мы перезваниваемся, я посылал им фотографии по Интернету. У меня есть веб-камера, и каждую неделю они видят меня, а я – их. Зато моя девушка приезжала уже трижды. Мы встречаемся уже три года, и она бывала со мной в каждом городе. Моя подруга знает о Донецке гораздо больше, чем я. Я просыпался утром и ехал на тренировку, а она убегала в город и возвращалась домой в шесть часов вечера. Ей Донецк понравился. Правда, она – большая любительница поговорить, и здесь она даже пыталась поговорить по-русски, но ее никто не понял! Это был единственный минус.

- Машину водишь?

- Да, клуб дал мне автомобиль Skoda Superb. Я не люблю сидеть дома, так что машина пришлась очень кстати. На траффик в Донецке не жалуюсь – я не попадаю в часы пик, наверное, – а вот с милицией много раз общался.

- За рулем ты такой же быстрый, как на баскетбольной площадке?

- Нет. Раньше, когда был помоложе, любил погонять, но потом прикинул, что быстрой ездой я сэкономлю минуты три от силы. Оно того не стоит, и я больше не гоняю.

«Скучаю по Европе»

- Вне зависимости от того, как закончится серия с Мариуполем, если от руководства БК «Донецк» последует предложение продлить контракт на следующий год, каково будет твое решение?


- Сейчас сложно сказать, но я был бы счастлив снова играть за эту команду, в этом городе, у этого президента, который оказывает своим игрокам большую поддержку буквально во всем. Если мне предоставится шанс снова с «Донецком» бороться за титул, я, конечно же, рассмотрю этот вариант.

- Еврокубки были бы неплохим аргументом...


- Именно! Благодаря нашим хорошим результатам в Суперлиге этого сезона мы автоматически попадаем в еврокубки, так что следующий год будет гораздо лучше нынешнего. Я очень скучаю по Европе! Одна игра в неделю – это мало для меня. Сплошные тренировки!.. Я предпочитаю играть два раза в неделю, ездить в другие страны.. Надеюсь, что в следующем году будем играть в таком режиме!

- Каким ты видишь будущее украинского баскетбола?


- В начале сезона оно мне рисовалось очень радужным: в «Азовмаше», БК «Киев» и у нас собрались отличные игроки. Но потом случился кризис, многие ушли, и я не знаю, какой будет Суперлига в следующем году. Я думаю, что не только я – никто не знает, чего ждать. Наличие двух лиг – еще один большой вопрос. УБЛ не имеет сертификацию FIBA, ее команды не могут играть в Европе. Такая ситуация не идет на пользу украинскому баскетболу. Я видел матчи УБЛ с участием «Будивельныка». Это сильная команда, в ней есть отличные игроки. И если как-то объединить две лиги, собрать в одном чемпионате лучших из лучших, то украинский баскетбол от этого только выиграет.

Елена ГЕРУС и Владислав ЮДИН, газета «Салон Дона и Баса»
Добавил: McGhee
0
Индикатор репутации - оценка всех предыдущих комментариев пользователя за последние 12 месяцев, сделанная другими пользователями. Этот показатель позволяет предположить, оставлен ли комментарий уважаемым автором или нет.