вверх  обратно

Олег Юшкин: "Лидера искусственно не создашь" (Часть 2)

3.05.2011

Продолжение разговора с главным тренером БК "Одесса" Олегом Александровичем Юшкиным об итогах уже завершившегося для "акул" сезона и планах на будущее.

  - К разговору об украинцах и иностранцах. Когда вы перешли на тренерскую должность, насколько трудно вам было управляться, прежде всего, с легионерами команды? Ведь нередко так бывает, что иностранцы отказываются видеть в своем бывшем партнере по команде тренера, выполнять его инструкции. Вы столкнулись с подобной проблемой?

- Была такая проблема. Но она имела несколько другой оттенок: дело в том, что отдельные легионеры не были готовы не только воспринимать меня, как тренера, а вообще не воспринимали никого! С такими было еще труднее находить общий язык. И это, к слову, также стало одной из причин наших бед. Один раз я даже в сердцах сказал на пресс-конференции, что у нас все иностранцы подчеркивали, что они профессионалы… по контракту. Но когда нужно было доказывать это на паркете, к этому были готовы далеко не все. Да, я готов понять и момент физической усталости. И даже психологической из-за долгого и тяжелого сезона. Но, к сожалению, у нас нашлось очень мало людей, готовых «через не могу» бороться и сражаться до конца, когда у других уже начинали опускаться руки. Меня, как еще совсем недавно игрока, это часто злило и бесило.

  - Наверное, возникало желание выйти на паркет самому и показать, как нужно бороться до конца…
- Может быть, и были такие мысли – но где-то очень далеко. Они точно не были на поверхности. Я привык трезво смотреть на вещи. Когда я пропустил уже месяц, два, я прекрасно понимал, что нахожусь не в той физической форме, в которой я мог бы чем-то помочь команде.

  - Когда вы завершили выступления за команду, как игрок, бремя лидерства взяли на себя другие баскетболисты. Думается, наиболее болельщикам запомнилась игра американцев Вашингтона и ДеГрота, которые стали лидерами команды по статистике и показывали порой яркий баскетбол. Но, в то же время, к ним же было немало вопросов по отдаче и дисциплинированности – особенно в ключевые моменты сезона. Как вы могли бы оценить выступление этих игроков?
- Получилось так, что изначально Вашингтон и ДеГрот выглядели предпочтительнее других игроков нашей команды и, тем самым, создали себе имидж лидеров. К ним было приковано большее внимание. Соответственно, когда такой игрок где-то недорабатывает – это также больше бросается в глаза. Разумеется, лидерами они стали неспроста, потому что и игроки им больше доверяли. Доверял им и Виталий Александрович Лебединцев. Когда же я стал тренером, то ломать эту систему не счел нужным – это было бы неправильно. У нас были наработки, схемы, которые были завязаны, в том числе, на этих игроках. Но бремя лидерства – тяжелая штука. И когда где-то недорабатывает лидер, то на него смотрят остальные игроки. Лидерство выражается не только в набранных очках, но и в отдаче на площадке. Моя точка зрения такова, что настоящего лидера искусственно не создашь. Он может только сам, своим трудом, своими уникальными качествами доказать свой статус на площадке. А если лидера назначать, то это может закончиться плачевно. Что, в какой-то мере, получилось и у нас.

  - То есть по своей природе Вашингтон и ДеГрот лидерами на самом деле не были?
- Не совсем так. У них были качества, чтобы ими стать. Но так получилось, что это тяжелое бремя они не смогли вынести до конца. И когда в решающие моменты отдельных матчей и всего сезона, эти американцы останавливались, переставали работать в защите, у остальных игроков тоже опускались руки. Поэтому опираться в этих ситуациях приходилось на других людей. Болельщик может судить об игроке по набранным очкам или ярким броскам, но в баскетболе есть и много других моментов, которые не всегда заметны зрителю со стороны. По этим моментам я бы отметил в нашей команде Балашова. У Стаса были очень яркие игры. Были игры, где он не набирал много очков. Но он всегда отрабатывал по-максимуму. Ведь давайте посмотрим на структуру телосложения большинства центровых в Суперлиге, и телосложение Стаса. Думаю, что нужно иметь серьезное мужество и даже бесстрашие, чтобы каждый раз выходить и толкаться с этими гигантами, рискуя получить травму или просто перенести какую-то боль – а в контактном виде спорта без нее не обходится. Я не говорю, что Балашов со всеми центровыми лиги справлялся. Но однозначно могу сказать, что он со всеми боролся! И порой выигрывал эту борьбу у соперников, которые по многим моментам были мощнее. Он всегда проявлял характер и боролся до конца. Если у команды опускались руки, то у Стаса это происходило в последнюю очередь. Если наши игроки отпускали своих соперников на периметре, Стас первый бежал на подстраховку и старался их накрыть. Это не всегда заметная работа, но Балашов выполнял огромный объем именно таких действий! А ведь при этом он играл через травму, порой через боль. Вот Балашов действительно был настоящим лидером команды! К нему никогда не было вопросов: сыграет он или не сыграет. Надо выйти на паркет «через не могу» - он выйдет! Аналогичное могу сказать и о Ростиславе Кривиче – также всегда самоотверженный и готовый бороться игрок! У легионеров же часто бывали жалобы на самочувствие. Они начинали сомневаться, выражать неуверенность в своих силах. А я прекрасно понимаю, что если игрок не хочет выходить и бороться, то из-под палки его не заставишь.

  - По ходу сезона, уже по вашей, как главного тренера, инициативе «Одесса» подписала двух легионеров, от которых также ждали проявления лучших качеств на паркете – Угбою и Спаркса. Насколько оправданными были эти приобретения? На ваш взгляд, эти игроки показали то, что вы от них ждали?
- Давайте говорить о каждом из них отдельно. Что касается Угбои, то свое приглашение он оправдал на сто процентов! Когда он играл в Украине, да и в других чемпионатах, он не был лидером. И мы не приглашали его на роль звезды. Но у нас он смог стать важным звеном в передней линии, создать давление под щитами и стать лидером по подборам. От игры к игре он прибавлял. Вначале он долго вписывался в команду, но постепенно все-таки начал проявлять свои лучшие качества. Спаркс же, к сожалению, приехал в нашу команду совершенно неготовым физически. Он играл в Греции. Я так понял, что из-за финансовых проблем в его предыдущем клубе, игроки там прекратили тренироваться. Я надеялся, что за недели две, максимум месяц, нам удастся вернуть его к тем кондициям, которые позволили ему в прошлом сезоне быть лидером «Говерлы». Но лишь в последних играх он стал выходить на относительно нормальный уровень формы. А игра разыгрывающего она ведь на семьдесят процентов строится на скорости. И если ты медленнее своих оппонентов, то, чаще всего, ты просто обречен на неудачу. И в защите, и в нападении.

  - Олег Александрович, насколько трудно вам было справляться со всеми трудностями и искать выходы из непростых ситуаций, с учетом количество матчей в этом чемпионате. Ведь играть часто приходилось через два дня на третий. И времени на какую-то подготовку и основательные разборы полетов просто не было…
- Вы знаете, для начинающего тренера любая проведенная игра – это плюс. И, возможно, это прозвучит банально, но проигранная игра даже полезнее выигранной, так как позволяет обнаружить больше ошибок. И чем больше анализируешь поражения, тем больше узнаешь для себя. Что же касается календаря этого чемпионата, то, конечно, он был непростым – и я не помню, чтобы нам когда-то приходилось играть по 48 матчей в регулярном чемпионате. Но скажу, что вне зависимости от этого, мне было бы трудно в любом случае. Потому что начинать тренировать – это всегда непросто. В своей работе я, прежде всего, отталкивался от опыта, который, как игрок, почерпнул у своих бывших наставников: Лебединцева, Воронина, Селихова, Брюховецкого. И, в одну из первых очередей, Митровича. Конечно, тогда мы играли в другом режиме, и вся подготовка строилась иначе. По ходу сезона я привлек к работе с командой Александра Григорьевича Вальдмана – опытнейшего специалиста по физической подготовке. Затем к нашему тренерскому штабу присоединился Вадим Пудзырей, обладающий серьезным тренерским опытом. Андрей Другаченок оказывал серьезную помощь. Но, к сожалению, внести серьезные коррективы по ходу такого напряженного сезона было трудно. И кардинально изменить ситуацию в итоге не вышло…

  - Однако опыт, наверняка, приобретен ценный. И полагаю, что вы уже начали строить планы на следующий сезон. Вы уже говорили, что являетесь сторонником того, чтобы сохранять костяк команды на длительное время. Каковы перспективы сохранения костяка нынешней «Одессы» на будущий чемпионат?
- Пока однозначный ответ дать трудно. Точно могу сказать, что останется в команде Ростислав Кривич, контракт с которым был заключен на два сезона. Очень надеюсь, что не оставит нас и Стас Балашов. В свою очередь, ничего не могу сказать по перспективам Юрия Фрасенюка, который сейчас отправился на дополнительный курс лечения, и Артем Швеца, у которого заканчивается контракт. Что касается иностранцев, то, скорее всего, из нынешнего состава мы вряд ли сможем кого-то сохранить. Но, хочу еще раз подчеркнуть, моя позиция такова, что легионер должен быть на две головы сильнее украинца, выступающего на той же позиции. А если нет такого украинца, который мог бы конкурировать за место в основе со слабым иностранцем, то мы должны ставить цель воспитать такого игрока! Потому что очень просто тренеру прийти к президенту клуба, положить ему на стол ростер «Барселоны» и сказать: «Я хочу вот этих игроков». И пусть президент думает, как на них деньги искать. А потом в конце сезона тренер разведет руками и скажет: «Ну, а как я мог играть. У меня же не было таких игроков, как я просил». Это очень простая и очень неправильная политика. Для того, чтобы вернуть нашему клубу традиции и то уважение, которое было раньше, мы должны начинать поднимать свой баскетбол. Если человек приехал сюда на восемь месяцев по контракту заработать денег, то последние два месяца из восьми он будет думать о том, как набрать статистику получше, чтобы потом подороже себя продать, и постарается при этом травму не получить. Если же это будет наш игрок, который здесь вырос, который знает, что с трибун за ним наблюдают его родственники, друзья и просто жители его города, он не будет думать о деньгах или травмах. Он будет делать все ради победы! И он будет знать, что при должной самоотдаче и клуб, и болельщики будут делать для него все возможное.

  - К слову, о своих воспитанниках. В последних матчах сезона в состав «Одессы» стали попадать молодые ребята: Скрипец, Гудков. Но они получали не так много игрового времени. Вы не доверяли этим юным баскетболистам или они просто не были готовы играть больше?
- Отвечу честно – на сегодняшний день они не готовы к тому, чтобы выступать за команду Суперлиги. Но у них есть желание – что немаловажно. Ведь одного таланта мало. Но когда есть талант и желание, а иногда и просто желание – это может помочь игроку добиться очень хороших результатов. Мы стали привлекать этих ребят к тренировкам с основным составом. За последний месяц их прогресс был очевиден. И я уверен, что все молодые ребята, которые в этом сезоне подпускались к тренировкам с основой, в следующем смогут проявить себя в Суперлиге. Шанс получит каждый! А дальше все зависит только от них самих. Могу заверить, что тренерский штаб сделает все, чтобы наши одесские баскетболисты проявляли себя как можно лучше и прогрессировали как можно быстрее!

Я слежу за выступлениями нашего дубля, молодежных команд, тренировками детей. И могу сказать, что талантливые ребята у нас есть! Не буду называть фамилий, чтобы одни не загордились, а вторые не обиделись, что я их не упомянул. Но однозначно у одесского баскетбола есть перспектива. Надо только, чтобы у игроков было желание и должно отношение к игре.

Владислав Уцеховский, Время спорта
 

Добавил: крыс 13
21
Индикатор репутации - оценка всех предыдущих комментариев пользователя за последние 12 месяцев, сделанная другими пользователями. Этот показатель позволяет предположить, оставлен ли комментарий уважаемым автором или нет.