вверх  обратно

Ценность награды MVP по Биллу Симмонсу

27.12.2013
Автор : Билл Симмонс.

Оригинал : Глава из «Книги баскетбола» (переиздание 2010-го года). Перевод выполнен не для коммерческого использования.

Награда «Самому ценному игроку» сезона в НБА действительно имеет значение.

Вы мне не верите? А вы можете назвать последних десять MVP НФЛ? Нет. Вы можете назвать последних десять MVP в главной бейсбольной лиге Америки и быть точно уверенным, что именно этот парень был лучшим в том конкретном сезоне? Нет. Да вы хотя бы знаете название трофея MVP НХЛ, не говоря уже о последних десяти его обладателях? Наверняка нет, если только вы не канадец. Только НБА смогла охватить весь потенциал концепции трофея MVP: каждый из претендентов играет друг против друга, сравнивать статистику игроков довольно легко, и если вы смотрите матчи, то можете отметить, какие именно парни выделяются. Надо всего лишь следить за ходом сезона. Если сложить вместе результаты голосования за MVP и символические сборные НБА, результаты плей-офф и индивидуальную статистику, то у вас получится точное описание того, что произошло в НБА в данном конкретном сезоне. Так же, как награда Оскар в четырех основных номинациях вполне точно описывает, что произошло в киноиндустрии в каждый конкретный год.

Конечно, везде есть исключения. Чарльз Баркли стал MVP-93, хотя Джордан был лучше, что он убедительно доказал в Финале того сезона в их очной встрече. Угадайте, чье имя будет значится на награде «Самому ценному игроку» сезона-1992/93 до конца вечности? Баркли. Вот так странно это все работает.

Через год «Форрест Гамп» получил Оскар в категории «Лучший фильм», обойдя «Побег из Шоушенка» и «Криминальное чтиво». Если бы у вас была возможность посмотреть только один из тех трех фильмов, какой бы вы выбрали? Готов поспорить, что не «Форрест Гамп». Если вам достаточно много лет, то вспомните 1994-й – какой из трех фильмов после просмотра в кинотеатре ввел вас в состояние шока? И вновь готов поспорить, что вы назовете не «Форрест Гамп». Я помню, как впервые посмотрел «Побег из Шоушенка» вместе со своей тогдашней девушкой (если вы спустя пятнадцать лет отчетливо помните, где именно впервые посмотрели фильм – значит, он действительно стоял того: я посмотрел «Побег из Шоушенка» в Брэйнтри, а «Криминальное чтиво» в старом кинотеатре в Сомервилле) – я выбрался из театра в абсолютном шоке, затем мы провели целых пятнадцать минут в ее машине, беседуя на тему «Мне до сих пор не верится, как крут был этот фильм». Выйдя с просмотра «Форреста Гампа», я не испытал подобного чувства. Хотя я отчетливо помню, как удивлялся тому факту, что Дженни умерла от СПИДа еще до того, как его создало правительство.

Так почему же «Побег из Шоушенка» не получил Оскара в категории «Лучший фильм года»? Потому что у него было идиотское название – они бы еще назвали его «500 ярдов плохо пахнущей глупости»! Если бы создатели назвали фильм в соответствии с канонами Голливуда (что-то типа «Надежда – хорошая штука» или «Ползком к свободе»), то это заинтриговало бы большее количество любителей фильмов. В 1994-м вы бы ни за что не пошли бы на фильм о тюремных буднях с плохим названием и таким слизняком, как Тим Роббинс, в главной роли. Поверьте – я был одним из тех, кто не хотел идти смотреть этот фильм, пока мой отец (один из первых фанатов «Побега из Шоушенка») не сказал мне что-то типа «Если ты не посмотришь этот фильм в течение следующих сорока восьми часов, я найду тебя и перережу тебе сонную артерию». Сейчас все понимают, что это одно из лучших названий для фильма, и я бы не стал ничего в нем менять. Однако в 1994-м это название недобрало для фильма миллионов семьдесят кассовых сборов и стоило фильму Оскара.

Что касается ЭмДжея в 1993-м, то все просто устали голосовать за него, и это единственная причина, по которой он не стал MVP того сезона. Довольно хреновая причина, кстати говоря.

mjvscb

Так как награда MVP сезона значит для НБА больше, чем для любого другого профессионального спорта, и так как мы скоро перейдем к главе, обсуждающей лучшего игрока в истории и включающей в себя египетскую пирамиду (и я не шучу!), то я посчитал нужным отправиться в путешествие во времени и исправить все ошибки и несправедливости в истории награды MVP. Я также собираюсь создать награду MVP плей-офф, так как глупо иметь награду Самого ценного игрока сезона и финала, но не выделять остальные серии плей-офф. Например, «Сперс» ни за что бы не выиграли титул в 2007-м без Тима Данкана – краеугольного камня их передней линии, лучшего защитника, лучшего подбирающего и блокирующего, а также эмоционального лидера команды. Уже имея на своем одометре 800 матчей (включая игры плей-офф) и одну операцию колена, Данкан научился распределять энергию по «регулярке», концентрируясь на защите и подборах, и полноценно включаясь в атаке лишь в важных играх и в плей-офф. В ровном чемпионате он сыграл 80 матчей, выдав 20 очков, 11 подборов и 3 передачи в среднем за матч, забивая свой лучший на тот момент процент с игры (54.6%), и попав в первую символическую пятерку НБА. В 20 играх плей-офф он в среднем выдавал 22 очка и 12 подборов, заблокировав 62 броска и будучи лидером команды, которая вынесла вперед ногами «Кливленд» с ЛеБроном в финале. Однако титул MVP финала получил Тони Паркер за свои издевательства над задней линией «Кэвс», набирая в среднем за четыре матча той серии 30 очков и бросая 56.8% с игры. Стоит напомнить, что против Паркера «Кэвс» выставили Дэниэла Гибсона, Дэймона Джонса и Эрика Сноу. Если бы моя жизнь стояла на кону, и мне следовало выбрать любого игрока НБА, который должен будет промазать бросок с 20 футов (при этом изо всех сил пытаясь попасть в кольцо), я бы без сомнений выбрал Сноу и наслаждался бы тем, как он отправляет каждый свой бросок с шести метров в дужку кольца.

Представьте, что ваши правнуки попытаются оценить тот сезон спустя шестьдесят лет. Дирк стал MVP «регулярки», Паркер взял титул MVP финала, и если бы не место в первой символической пятерке НБА и добротная статистика в плей-офф, то они бы ни за что не догадались, что Данкан был самым важным игроком в лучшей команде того сезона. Вот именно поэтому должна существовать награда MVP регулярного чемпионата, финальной серии и плей-офф; я берусь за создание подобной награды, а также за создание универсального определения лучшего игрока сезона и исправление каждой ошибки в выдаче награды MVP с 1956-го. Но прежде чем мы начнем, стоит упомянуть три очень важных обстоятельства.

Обстоятельство №1. Первая награда MVP присуждалась в сезоне-1955/56 по итогам голосования среди игроков (которые не могли голосовать за себя или своего партнера по команде), журналисты же распределяли места в символических пятерках НБА. Учитывая неблагоприятный расовый климат тогдашней Америки и протесты против прихода в лигу небольшого количества темнокожих игроков, как можно ожидать честного процесса голосования в лиге, где 85-90% игроков являются белыми? Ведь тогда гонка за наградой превращается в соревнование на популярность среди игроков? Если применить концепцию определения лучшего игрока сезона его же товарищами к современной лиге, даже тогда мы наткнемся на отсутствие объективности. Критики являются критиками по одной простой причине – их работой является объективная оценка со стороны. Нельзя ожидать, что игроки вдруг отбросят свои симпатии и станут независимыми судьями.

Представьте, что в 2008-м все игроки лиги считали Кобе эго-маньяком, задирой и заносчивым болваном (это всего лишь пример). Если бы игрокам в том сезоне дали возможность решать, кому вручить награду MVP, были бы у Кобе шансы вырвать ее у Криса Пола? Современная НБА стала очень политизированной в данном аспекте – многие игроки знакомы друг с другом еще со школьных соревнований, начинают брататься на межсезонных турнирах и во время выставочных матчей. Поколение ЛеБрона, Мело и Пола выросло, просто обожая друг друга. Если бы игрокам дали шанс самим выбирать «Самого ценного игрока» «регулярки», молодые парни склонились бы в сторону Пола, в то время как игроки «олд-скула» голосовали бы за Гарнетта. А партнеры Пола по «Хорнетс», дабы дать ему больше шансов на победу, слили бы свои голоса на кандидатуру кого-нибудь, у кого в том сезоне не было изначальных шансов на награду, например, на ЛеБрона. Именно по этой причине игроки НБА должны иметь право голосовать только за награды типа «Игрок, которого лучше не оставлять с моей девушкой наедине», «Звезда, которая никогда не заплатит за своих партнеров в ресторане», «Лучший игрок в покер», «Самый уродливый игрок лиги» и «Самая сумасшедшая сволочь, с которой лучше не пересекаться».

kb24

Обстоятельство №2. Начиная с сезона-1979/80, нити контроля были переданы отборному комитету из журналистов и комментаторов, создав тем самым ряд проблем очевидных (кто-то с правом голоса может не смотреть матчи всех команд на протяжении сезона, кто-то может иметь предубеждение против определенных кандидатов на награду, кто-то может вообще мало что понимать в современной лиге) и неочевидных (у раскрученных звезд появилось преимущество, также как и у кандидата без награды, соревнующегося с предыдущем обладателем приза). Начиная с середины 90-х, появилась более интересная проблема – в состав комитета стали входить в основном белые журналисты, которые были не согласны с текущими тенденциями в НБА, скучали по отнятому у них безграничному доступу к игрокам и открыто презирали новое поколение переплаченных звезд с их эгоизмом, позерством, братаниями, тату, и постоянными съемками в рекламе. Я считаю, что это проблема, когда люди с подобным отношением к НБА должны объективно решать, кто достоин награды MVP. Я однажды спросил довольно известного журналиста, есть ли у него NBA Season Pass от DirecTV, и он посмотрел на меня с таким отвращением, будто я поинтересовался, не ездит ли он в клуб для свингеров, чтобы заняться с кем-нибудь анонимным сексом через дыру в стене. А ведь у этого парня было право голоса при определении «Самого ценного игрока» сезона! Можем ли мы полагаться на этих мужчин чуть старше пятидесяти лет, которые считают, что лига катится к черту, когда речь заходит о таких важных решениях?

Обстоятельство №3. Нынешние члены комитета по определению «Самого ценного игрока» сезона открыто признают, что понятия не имею, каковы критерии выбора, потому что офис лиги никогда не давал четкого определения слову «ценный», словно им нравится, когда общественность ломает голову над всем процессом выбора. Так что мы с уверенностью знаем лишь следующее:

  1. Эта награда присуждается только по итогам регулярного сезона.
  2. Кандидаты на награду должны отыграть минимум 55 матчей.
  3. Вот и все, что мы знаем!

Теперь вы понимаете, почему у нас возникают проблемы с правильным выбором каждый год? Именно поэтому я прошелся по каждому сезону в истории, дабы убедиться, что каждый выбор был полностью правомерен, был относительно обоснован или полностью ошибочен, применив для этого мое определение MVP – универсальная формула, над которой я работал целых десять лет, прежде чем окончательно утвердить ее летом 2009-го. Мое определение «Самого ценного игрока» сезона основано на ответах на четыре нижеследующих вопросах (первый – самый важный, четвертый – наименее важный из них):

Вопрос №1. Если вы замените кандидата на MVP добротным игроком его позиции на весь сезон, как это отразится на показателях его команды?

Нет лучшего способа дать определение слову «ценный». Замените Кевина Дюрэнта Расулом Батлером летом 2009-го, как это отразиться на сезоне-2009/10 для «Оклахомы»? В том году они зацепились за восьмое место в очень сильной конференции благодаря Дюрэнту – лидеру, самому результативному игроку и лучшему игроку в «клатче» самого молодого состава лиги. Однако замените Кевина Расулом, и вместо 50-32 «Оклахома» выдаст 23-59. Так что когда речь заходит о кандидатах на MVP-2010, ЛеБрон должен идти первым, Дюрэнт вторым, Уэйд третьим, Ховард четвертым, а Эдди Карри последним в списке.

Вопрос №2. Если двум фанатам, хорошо знающим НБА и имеющим доступ к каждому действующему игроку, предложат выбрать команду из пяти человек и поставить свою жизнь на кон в гипотетическом матче, кого они выберут первым исходя из того, как прошел регулярный сезон?

Упрощу для вас вопрос – кто был альфа-самцом лиги в прошедшем сезоне? Обычно финальная серия отвечает на данный вопрос, но не всегда. Мы считали Кобе альфа-самцом в 2008-м, однако после его страданий в финале против «Бостона» – по сравнению с тем, как ЛеБрон тянул слабенькую команду «Кэвс» до семи матчей в противостоянии с «кельтами» – вопрос остался открытым. Заданный мною вопрос упрощает все до невозможности: гипотетический матч до 11 очков, мне жизненно необходима победа, я не могу просрать свой первый выбор, и если я не выберу именно этого игрока, он разозлится и надерет нам задницы, когда его выберет вторая команда. Представьте себе выражение лица Майкла, если бы кто-нибудь в 1997-м выбрал его после Карла Мэлоуна в подобном гипотетическом матче. ЭмДжей был бы похож на Майкла Корлеоне в «Крестном отце 2» в тот момент, когда Кей сообщила ему о своем аборте.

mad

Вопрос №3. Десять лет спустя какой именно игрок первым придет мне на ум при воспоминаниях о каком-то конкретном сезоне?

Каждый сезон в какой-то мере принадлежит одному определенному игроку. Так же как СМИ, освещающие политику, способны повлиять на партийные или президентские выборы, так же спортивные СМИ способны повлиять на голосование в гонке за MVP. Они обсуждают все аргументы и истории в течение десяти месяцев, при этом их целью является привлечение внимания к себе путем обсуждения провокационных моментов, гипотез и историй, которые еще не обсуждались. Нет лучшего примера подобного расклада, чем сезон-1992/93: Джордан по-прежнему был лучшим в лиге, но Баркли только что перешел в «Финикс», затем совершил прорыв во время Игр в Барселоне, став самым харизматичным членом американской сборной и ее вторым лучшим игроком. Несмотря на репутацию не совсем адекватного человека в последний сезон за «Филадельфию» – подчеркнутую слухами о его любви к вечеринкам и инцидентом с плевком в фаната на трибунах, – все вдруг стали приходить в восторг от его юмора и откровенности. И стоило ему начать тянуть довольно добротную команду «Санс» на следующий уровень, как он вдруг стал главной сенсацией сезона-1992/93 и самым харизматичным человеком в любом профессиональном спорте. Хотя глупо отрицать, что НБА отчаянно нуждалась в инъекции подобной харизмы – взгляните на список элитных ветеранов лиги, за исключением ЭмДжея: Мэлоун, Стоктон, Юинг, Хаким, Дюмарс, Дрекслер, Маллин, Пиппен, Робинсон, Брэд Доггерти, Марк Прайс. Хорошие парни, но захотели ли бы вы провести с любым из них уикенд в Вегасе?

Должна ли была эта трансформация сделать Баркли «Самым ценным игроком» того сезона? До его прихода «Санс»-92 выиграли 53 игры, бросали с точностью 49.2%, забивали в среднем 112,7 очка и пропускали 106,2. «Санс»-93 выиграли 62 игры, бросали не намного лучше (49.3%), забивали 113.4 и пропускали 106.7 очков в среднем за матч. С приходом Чака они стали лучше играть на подборе, но хуже в защите. Может, они и стали получше в целом, но стоит ли считать это единоличной заслугой Баркли? Не стоит ли также учитывать вклад Дэнни Эйнджа, новичков Оливера Миллера и Ричарда Дюмаса, игравшего уже третий год в лиге Седрика Себаллоса и нового тренера Пола Уэстфола?

Не забывайте также то, что случилось с Западной конференцией в том сезоне. В сезоне-1991/92 на Западе было четыре команды, имевших в активе пятьдесят и больше побед, и у целых девяти команд соотношение побед и поражений составляло выше 0.500, однако в следующем году только шесть западных команд имели соотношение выше 0.500 по итогам сезона, а восьмое место, дающее право играть в плей-офф, досталось «Лейкерс» с их 39 победами.

Напрашивается вывод – влияние Баркли на прогресс «Финикса» было вовсе не таким большим, как всем казалось. Стоит признать, что он дал франчайзу инъекцию куража и уверенности, стал для команды этаким проверенным воином и силой в «краске», улучшил посещаемость домашних матчей своим присутствием в составе, помог превратить «Санс» в претендента на титул и подтолкнул уже добротную команду на следующий уровень. В каком-то смысле тот сезон принадлежал ему. Когда вы вспоминаете тот год, первым на ум вам приходит Баркли и его «Санс», и лишь затем вы вспоминаете, что именно в том году «Чикаго» выдали игру имени Чарльза Смита , а затем ЭмДжей в одиночку уничтожил «Финикс» в Финале. Бытность главной сенсацией сезона не должно влиять на результаты голосования в гонке за званием MVP, однако в сезоне-1992/93 именно это и произошло.

cb

Вопрос №4. Сможете ли вы объяснить человеку, чей любимый игрок претендует на награду MVP , свой выбор кандидата таким образом, что он поймет логику вашего выбора?

Я включил этот вопрос в свою формулу после того, что случилось в 2008-м, когда я назвал Гарнетта своим кандидатом на MVP. Мне пришлось отвечать на электронные письма фанатов, считавших, что я идиот и отстой. Я ожидал, что мой выбор будет не особо популярен, но чтоб его восприняли настолько враждебно ?! Неужели я допустил ошибку? Я еще раз пересмотрел свой выбор и понял, что он имел под собой крепкую основу и был довольно беспристрастным, ибо я выбрал Гарнетта по тем же причинам, по которым выбрал Шака в 2005-м: Гарнетт произвел революцию в стане «кельтов» в плане защиты и жажды побеждать, стал лидером команды и позволил ей одержать аж на целых 42 победы больше, чем в прошлом сезоне. Однако в моей логике был один существенный минус: я посмотрел буквально каждую минуту того регулярного сезона в исполнение любимых «Селтикс» и лишь отрывками посмотрел 25-30 матчей «Хорнетс» и «Лейкерс» того года. Моя страсть к «кельтам» не повлияла на мой выбор, но повлиял тот факт, что об их сезоне я был намного лучше осведомлен.

Знал ли я, кем был Крис Пол для «Нового Орлеана»? Не совсем. Если бы я был болельщиком «шершней» и был свидетелем их трансформации в том сезоне, я бы обязательно спорил с любым, кто поставил бы под сомнение кандидатуру Пола на награду MVP. Тот же самый феномен можно наблюдать в отношении родителей, которые проводят слишком много времени со своим ребенком и начинают ловить себя на мысли, что «Ни один ребенок не может быть так умен, как мой!» и «Мой ребенок намного превосходит своих сверстников!». Кстати, вам следует посмотреть, как бегает моя дочка – широкий шаг, феноменальное чувство равновесия, она намного опережает своих пятилетних сверстников.

Интересная разница – любой фанат «Лейкерс» посчитал бы Кобе единственным достойным награды кандидатом, но при этом понял бы логику тех, кто выбрал Криса Пола. Они бы не согласились с подобным выбором, но поняли бы его. Вот только никто не понял всей мудрости выбора Гарнетта в качестве главного кандидата. В этом-то и проблема.

Сложите вместе эти четыре вопроса, и перед вами – формула, которой можно доверять. В идеале я хочу, чтобы кандидат был незаменим для своей команды, был альфа-самцом, который первый приходил бы вам на ум при воспоминаниях о том конкретном сезоне, выбор которого вам не придется защищать в споре с пристрастными болельщиками, и к тому же игрок, который надерет всем задницу в играх на вылет. И хотя все это прекрасно выглядит на бумаге, подобные критерии не всегда совпадают, и я вам это докажу.

LBJ

Итак, ниже следует лист всех альфа-догов в истории НБА с момента введения правила 24 секунд, включая тех, кто официально получил титул MVP, и тех, кого я считаю MVP плей-офф. Жирный шрифтом выделены те, кого я после долгих исследований и раздумий считаю бесспорными обладателями награды.

Альфа-дог (1955): Дольф Шейес

MVP: Боб Кузи (в 1955-м награда MVP не была выдана, но Кузи набирал в среднем 21-8-6, и по итогам регулярного сезона стал в лиге вторым по количеству набранных очков и первым по количеству передач, так что его можно считать нашим воображаемым MVP)

MVP плей-офф: Шейес.

Альфа-дог (1956-1957): Боб Петтит

MVP: Петтит ( ‘56 ), Кузи ( ‘57 )

MVP плей-офф: Пол Аризин (‘56), Расселл (‘57).

Альфа-дог (1958-1965): Билл Расселл

MVP: Расселл ( ’58 , ’61 , ’62, ’63, ’65 ), Петтит (’59), Чемберлен ( ’60 ), Робертсон ( ’64 )

MVP плей-офф: Петтит (’58), Расселл (’59-’65).

Альфа-дог (1966-1968): Уилт Чемберлен

MVP: Уилт ( ’66 , ’67 , ’68 )

MVP плей-офф: Расселл (’66, ’68), Уилт (’67).

Альфа-дог (1969-1970): Джерри Уэст

MVP: Уэс Ансельд (’69), Уиллис Рид (’70)

MVP плей-офф: Джон Хавличек (’69), Уолт Фрейзер (’70).

Альфа-дог (1971-1974): Карим Абдул-Джаббар

MVP: Абдул-Джаббар ( ’71 , ’72, ’74 ), Коуэнс (’73)

MVP плей-офф: Абдул-Джаббар (’71), Уэст (’72), Фрейзер (’73), Хавличек (’74).

Альфа-дог (1975): Рик Бэрри

MVP: Боб МакАду

MVP плей-офф: Бэрри.

Альфа-дог (1976-1978): Невозможно определить

MVP: Абдул-Джаббар ( ’76 , ’77 ), Билл Уолтон (’78)

MVP плей-офф: Коуэнс (’76), Уолтон (’77), Бобби Дандридж (’78).

Альфа-дог (1979-1983): Мозес Мэлоун

MVP: Мозес ( ’79 , ’82 , ’83 ), Абдул-Джаббар ( ’80 ), Ирвинг (’81)

MVP плей-офф: Деннис Джонсон (’79), Абдул-Джаббар (’80), Берд (’81), Мэджик (’82), Мэлоун (’83).

Альфа-дог (1984-1986): Лэрри Бёрд

MVP: Берд

MVP плей-офф: Берд (’84, ’86), Абдул-Джаббар (’85).

Альфа-дог (1987-1988): Лэрри Берд и Мэджик Джонсон

MVP: Мэджик ( ’87 ), Джордан ( ’88 )

MVP плей-офф: Мэджик (’87, ’88).

Альфа-дог (1989-1990): Невозможно выбрать между Мэджиком и Джорданом

MVP: Мэджик ( ’89 , ‘90 )

MVP плей-офф: Айзейя Томас (’89, ‘90).

Альфа-дог (1991-1993): Майкл Джордан.

MVP: Джордан ( ’91 , ‘92 ), Баркли (‘93)

MVP плей-офф: Джордан (’91, ’92, ’93).

Альфа-дог (1994-1995): Хаким Оладжувон

MVP: Оладжувон ( ‘94 ), Робинсон ( ‘95 )

MVP плей-офф: Оладжувон (’94, ‘95).

Альфа-дог (1996-1998): Майкл Джордан

MVP: Джордан ( ’96 , ’98 ), Карл Мэлоун (’97)

MVP плей-офф: Джордан (’96, ‘97, ’98).

Альфа-дог (1999): Я ненавижу тот регулярный сезон из 50 игр, когда все игроки были не в форме. Я отказываюсь выбирать альфа-дога того года, и вам меня не заставить, ибо это подобно выбору между сифилисом и геморроем.

MVP: Мэлоун

MVP плей-офф: Тим Данкан.

Альфа-дог (2000-2002): Шакил О‘Нил

MVP: О’Нил ( ’00 ), Айверсон ( ’01 ), Данкан ( ’02 )

MVP плей-офф: О’Нил (’00, ’01, ’02).

Альфа-дог (2003-2005): Тим Данкан

MVP: Данкан ( ’03 ), Гарнетт ( ’04 ), Нэш (’05)

MVP плей-офф: Данкан (’03, ’05), Бен Уоллес (’04), который заслужил это звание, набирая в среднем 10,3 очка и 14,3 подбора, своей отличной защитой против Шака в финале и потрясающим афро.

Альфа-дог (2006): Кобе Брайант

MVP: Нэш

MVP плей-офф: Дуйэн Уэйд.

Альфа-дог (2007-2010): ЛеБрон Джеймс и Кобе Брайант

MVP: Новицки (’07), Кобе (’08), ЛеБрон ( ’09 , ’10 )

MVP плей-офф: Данкан (’07), Пирс (’08), Кобе (’09, ’10).

Таким образом, остается аж целых восемнадцать обладателей MVP, которых нам следует обсудить: Петтит (1959), Расселл (1962 и 1963), Ансельд (1969), Уиллис (1970), Абдул-Джаббар (1972), Коуэнс (1973), МакАду (1975), Уолтон (1978), Ирвинг (1981), Мэджик (1990), Баркли (1993), Мэлоун (1997), Данкан (2002), Нэш (2005 и 2006), Новицки (2007) и Кобе (2008).

Мне приходится игнорировать сезон-1998/99. Я ходил на игры «кельтов» в том сезоне лишь потому, что мой отец отказался их посещать, но кому-то следовало использовать наш сезонный абонемент. Локаут закончился абсолютно неожиданно, и три четверти игроков были в плохой форме. Отвратительный сезон. Ни одна награда не должна была быть вручена по итогам сезона, за исключением награды «Пошли все на хрен», которая, кстати, могла быть довольно занимательной. «Дамы и господа, пятикратный обладатель награды «Пошли все на хрен», мистер Винс Картер!».

Те самые восемнадцать спорных MVP мы разделим на три категории: спорный выбор, с которым можно смириться; спорный выбор, который доказал свою ошибочность; невероятная халатность, которая должна привести к аресту и обвинению в профнепригодности. И прежде чем мы начнем с этим разбираться, я предлагаю вам налить себе бокал вина, включить приятную музыку и, возможно, даже достать сигару.

Давайте же приступим.

rose

КАТЕГОРИЯ 1: СПОРНЫЙ ВЫБОР, С КОТОРЫМ МОЖНО СМИРИТЬСЯ.

Билл Расселл (1962) .

Уже имевший на своем счету два титула MVP Расселл, как и многие другие, набрал ход в 1962-м, выдавая в среднем за игру 19 очков, 24 подбора и 5 передач и дав выигравшему в том сезоне 60 матчей «Бостону» нечеловеческую защиту. Если бы в том году решение принимали СМИ, то Расселла бы «кинули» по схеме «Ты уже выигрывал эту награду несколько раз, и самое время для свежей крови» (как произошло с ЭмДжеем в 1993-м), и победу, скорее всего присудили бы Уилту (50 очков и 25 подборов в среднем за игру, первая символическая сборная НБА) или Оскару (с его трипл-даблом в среднем за игру). Эти двое были главной сенсацией того сезона наряду с Элджином Бэйлором, который был призван в армию и сумел сыграть лишь 48 матчей в «регулярке», играя только по выходным и не имея возможности тренироваться с собственной командой, но однако выдал невероятные 38-19-5. Кстати, задумайтесь, какие маленьким авторитетом обладала НБА в 1962-м, если даже не сумела отмазать одного из своих самых ярких игроков от армии.

Я считаю, что показатели Элджина в том сезоне были более впечатляющими, чем у Уилта или Оскара. Парень не имел возможности тренироваться с командой и становился игроком НБА лишь на выходных! Статистика Уилта понятна, если принять в расчет практически полное отсутствие конкуренции на его позиции и то, как Уилт не любил делиться с партнерами. Трипл-дабл Оскара также не особо удивляет, учитывая стиль игры, принятый в то время. Однако 38-19-5 от Элджина просто не умещаются в голове! Будучи в резерве армии США и проходя службу в штате Вашингтон, Бэйлор жил в армейских бараках и покидал территорию военной части, только получив пропуск. Ему приходилось совершать перелеты в эконом-классе со множеством пересадок, дабы добраться до города, где «Лейкерс» проводили очередную игру, надевать форму и выходить играть против лучших парней тогдашней лиги, затем совершать путешествие такой же сложности обратно в Вашингтон, чтобы быть на службе к утру понедельника. И такой была его жизнь на протяжении шести месяцев.

Единственным современным игроком, который может понять Бэйлора, является Кобе – его обвинили в изнасиловании в 2004-м, и ему пришлось летать в Колорадо (где проходили слушания) и обратно в ЭлЭй или в город, где «озерники» играли следующий матч. И все в том году подняли невообразимый шум о бедном Кобе и таком изматывающем для него сезоне, хотя он летал на частном самолете и останавливался в пятизвездочных отелях. Можете вообразить, что стало бы с Брайантом, попытайся он повторить рутину Элджина образца сезона-1961/62? Да мир перестал бы вращаться! Нам бы пришлось дать Кобе нобелевскую премию!

В 60-х во время голосования за MVP за первое место давали 5 очков, за второе – 3, за третье – 1, и каждый имел право голосовать только за троих кандидатов. Вот как выглядели итоги голосования в том сезоне:

Расселл: 297 (51 первых мест – 12 вторых – 6 третьих); Уилт: 152 (9-30-17); Оскар: 135 (13-13-31); Элджин: 82 (3-18-13); Уэст: 60 (6-8-6); Петтит: 31 (2-4-9); Риччи Гуарин: 5 (1-0-0); Кузи: 3 (0-0-3).

Вы не поверите, но у меня есть парочка мыслей. Во-первых, Элджин выдал такой невероятный сезон, что, пропустив 40% игр, все равно стал четвертым в гонке за награду (и даже получил три первых места). Во-вторых, «легендарный» сезон Уилта так слабо впечатлил игроков той эпохи, что только девять из них (10% всей лиги) дали ему первое место, доказав, насколько смешна была статистика в 1962-м и какого мнения были игроки об эгоизме Чемберлена (игроки «Никс» были в ярости от ста очков, которые он сбросил на их головы не потому, что он в одиночку перебросал их команду, а из-за того, что Уилт часто «зажимал» мяч, а «Уорриорз» в конце игры фолили, лишь бы побыстрее получить мяч обратно и отдать его Уилту; можно с уверенностью сказать, что от игроков «Никс» Чемберлен не получил ни одного голоса).

В-третьих, Уэст, Петтит, Гуэрин и Кузи вместе набрали столько же первых мест, сколько и Уилт, и забрали себе еще двенадцать вторых и пятнадцать третьих. Уэст набирал в том сезоне 30-8-5 и не был лучшим игроков даже в своей команде. Петит набирал 31 очко и 19 подборов в «Хоукс», которые выиграли в том сезоне лишь 29 игр. Гуэрин показал 30-7-6 в составе «Никс», которые выиграли столько же матчей, сколько и «Хоукс». Ну а Кузи провел свой худший за десять лет сезон (16-8-4) и играл в среднем лишь 28,2 минуты за матч. Мог ли кто-либо из них забрать себе голоса за первое-второе-третье места? Может, они получили голоса по схеме «Я ненавижу черных, и они делают нашу лигу хуже»?

В любом случае, я не против того, что Расселл получил награду – он был лучшим игроком в доминирующей команде. Тридцать лет спустя Уилт или Оскар могли бы выиграть при подобном же раскладе, и я был бы в ярости. Давайте пойдем дальше.

Билл Расселл (1963) .

Интересная гонка между Расселлом (17-24-5, нечеловеческая защита в составе «Бостона», выигравшего в том сезоне 60 матчей) и Бэйлором (34-14-5 в составе «Лейкерс», выигравших 53 игры). Оба были на пике своих карьер, и это важно, учитывая, что Расселл в то время ценился больше Элджина (и вот как мы можем с уверенностью это утверждать – если бы руководство «кельтов» в том сезоне позвонило в офис «озерников» и предложило обмен Расселла на Бейлора, то руководители «Лейкерс» подумали бы «Ого, Расселл доступен для обмена?», и согласились хотя бы обсудить это. Но в случае подобного предложения со стороны «Лос-Анджелеса» Ауэрбах бы просто повесил трубку).

Вот результаты голосования. Расселл: 341 (56-18-7); Элджин: 252 (19-36-18); Оскар: 191 (13-34-21); Петтит: 84 (3-14-27); Уэст: 19 (2-1-6); Джонни Керр: 13 (1-1-5); Уилт: 9 (0-2-3); Терри Дичингер: 5 (1-0-0); Джон Хавличек: 3 (0-1-0); Уолт Беллами: 1 (0-0-1); Джон Барнхилл: 1 (0-0-1). Барнхилл, если кто не помнит, был новичком в составе «Сент-Луиса», набирал 12-5-4 и не попал на Матч всех звезд того сезона, и все равно получил одно третье место. Необъяснимо. Кстати, его кличка – «Кролик». Вы тоже скучаете по временам, когда у атлетов были клички животных?

Боже мой! Логотипом НБА в сезоне-1962-63 должен был быть капюшон Ку-клукс-клана! Особенно странным кажется голос, отданный за Дичингера (26-8-3, участвовал лишь в 57 матчах, «Чикаго» выиграл лишь в 25 играх того сезона). Даже если учесть стратегически отданные голоса – ни один из игроков «Лейкерс» не голосовал за Расселла, а «кельты» не голосовали за Бэйлора, и, возможно, игроки «Ройалс» не отдали голоса ни за того, ни за другого, – все равно складывается ощущение, что «свободные» голоса отдавались в пользу белых парней.

Однако вернемся к гонке между Элджином и Расселлом. В современной лиге Бэйлор запросто получил бы награду, потому что он «никогда не получал ее до этого» и «он уже давно в этой лиге и нам нужно признать его таланты». Подобная логика привела ко множеству преступлений в голосовании за MVP (мы еще к этому вернемся) и к тому, что Мартин Скорсезе наконец-то получил Оскар за фильм, который закончился кадрами крысы, ползающей по балкону на фоне огромной неоновой вывески «Символизм». Именно поэтому я против кандидатуры Бэйлора. Однако, несмотря ни на что, из всех MVP, которые получили награду по вышеуказанным дурацким причинам, Элджин больше всех заслуживал этот приз. И дико жаль, что он так ни разу до него и не добрался. Если бы «Лейкерс» выиграли в Финале-63, я бы защищал кандидатуру Элджина, однако это не произошло.

bill

Карим Абдул-Джаббар (1972) .

На очереди – действующий на тот момент альфа-дог лиги и MVP, выдававший лучшие в карьере показатели (34,6 очка, 16,8 подбора и 4,6 передачи) в составе команды, выигравшей 63 матча. В период в 1969 по 2008 это – лучшее статистическое выступление в исполнение центрового; молодой Карим также был лучшим защищающимся центровым того десятилетия наряду с Нэйтом Термондом. Так что я не могу особо оспаривать эту кандидатуру.

Однако стоит упомянуть – повторяю, лишь упомянуть, – что «Лейкерс» в том сезоне побили сразу два значимых рекорда (69 побед в «регулярке», победная серия из 33 матчей) на пути к первому для Джерри Уэста чемпионству. К сожалению, было сложно определить, какой из «озерников» был более ценным для командного успеха – Уэст (26-4-10, лидировал в лиге по количеству передач) или Уилт (15-19-4, 65% с игры и лидировал в лиге по количеству подборов). Оцените странные результаты голосования, в ходе которого единственный раз в истории одна команда имела сразу двух представителей в тройке – Карим: 581 (81-52-20); Уэст (393 (44-42-47); Уилт: 294 (36-25-39).

Таким образом, возникает интересный вопрос: стоит ли создать категорию «со-MVP» для тех сезонов, в которых у хороших команд не было одного неоспоримого альфа-дога? В лист могли бы войти и решить множество наших проблем такие команды, как «Бостон»-58 (Кузи и Расселл), «Никс»-70 (Рид и Фрейзер), «Лейкерс»-72 (Уэст и Уилт), «Бостон»-73 (Хавличек и Коуэнс), «Джаз»-97 (Стоктон и Мэлоун), «Лейкерс»-01 (Шак и Кобе), «Хит»-05 (Шак и Уэйд) и «Бостон»-08 (Пирс и Гарнетт). Сезон-1971/72 является отличным примером для подобной логики – Карим был MVP, Уэст и Уилт были со-MVP. Ведь так?

Хорошо, вы правы – это глупая идея.

Билл Уолтон (1978) .

Любой непредвзятый зритель (а я таковым не являюсь – дождитесь, когда мы доберемся до моей Пирамиды Славы, где я занят только превозношением Уолтона) согласится, что в течение одиннадцати месяцев между апрелем 1977-го и февралем 1978-го Билл Уолтон был лучшим игроком в мире и сумел поднять «Портленд» на невероятный уровень. На пике той команды «Sports Illustrated» в номере от 13-го февраля 1978-го – одном из самых памятных моего детства из-за фотографии Сидни Монкрифа на обложке, совершающего сумасшедший данк-томагавк – выпустили статью о «Блейзерс», которых Рик Бэрри назвал «возможно, самой идеальной командой в истории».

Все в той команде крутилось вокруг Билла Уолтона (19 очков, 15 подборов, 5 передач, 3,5 блока) – следующего Билла Расселла, абсолютно неэгоистичного центрового, который делал все, чтобы улучшить игру своих партнеров, даже делился с ними своей лучшей травкой. Через две недели после выхода той статьи в журнале рыжий центровой получил травму ступни и сумел вернуться лишь к плей-офф и уже во втором матче игр на вылет получил повторную травму, уничтожив надежды «Портленда» на титул и заложив основы для своего скандального ухода из команды. Хотя «скандальный» – это еще мягко сказано: Уолтон потребовал обмена, подал в суд на медицинский штаб «Портленда» за профнепригодность, потерял пару друзей и подписал контракт с «Клипперс» в 1979-м. Один из самых ужасных разводов в истории спорта.

Сложно представить, что кто-то может получить титул MVP, пропустив целых двадцать четыре матча «регулярки». Однако мы говорим сейчас о довольно слабом сезоне, в котором лучшим по количеству подборов в лиге стал Ленард Робинсон, а лучшим по передачам стал единственный и неповторимый Кевин Портер. Карим дал в морду Кенту Бенсону в первой же игре сезона, пропустил двадцать матчей и не мог выйти на должный уровень до самого конца регулярного чемпионата. Ирвинг выдал довольно посредственный для своего уровня сезон (в том году он состриг свое афро, что было большой ошибкой – прическа заставляла его выглядеть на 6 футов и 10 дюймов, и добавляла как минимум целый фут к его вертикальному прыжку).

Лучшими кандидатами на награду, помимо Уолтона, были Джордж Гервин (27-5-4, 54% с игры) и Дэвид Томпсон (27-5-5, 52% с игры), которые являлись лучшими скорерами своих команд (победительниц своих дивизионов, к слову), но абсолютно не играли в защите. В ту эпоху было не принято отдавать награду гардам, лишь Оскару и Кузи удавалось подобное, и, несмотря на всю нашу любовь к Гервину и Томпсону, они не дотягивали до уровня Оскара и Кузи. Таким образом, Уолтон получил большинство голосов (96), Гервин был вторым (80.5), Томпсон третьим (28.5), Карим четвертым (14), парень по имени Мэнни, который был неофициальным поставщиком кокаины для лиги, стал пятым (10). Я не имею ни малейшего представления, какова была система голосования в том сезоне. Все, что сделала лига – это лишь опубликовала результаты. Можно лишь с уверенностью сказать, что голосование состоялось лишь после того, как каждый игрок приложился к ведру с кокаином. Я просто не могу не шутить о проблемах с кокаином той эпохи.

Оправдание кандидатуры Уолтона: он сыграл лишь первые 58 матчей сезона, и «Портленд» выдал 50 побед и 8 поражений за этот отрезок. Затем Билл пропустил остаток сезона, и без него команда выиграла лишь 8 матчей, (приготовьтесь сейчас будет мощная комбинация из слов «но» и «все равно»!), но они все равно имели лучшее соотношение побед и поражений в лиге по результатам «регулярки» (58-24) и получили преимущество домашней площадки в плей-офф. Таким образом, Уолтон пропустил 24 игры и оказал неописуемое влияние на команду, выиграв для них 50 матчей в сезоне, когда лишь двум командам удалось преодолеть эту планку («Филадельфии» с 55 победами и «Сан-Антонио» с 52).

Причины, по которым кандидатура Уолтона не самая лучшая: продолжим аналогию с Оскаром и зададимся вопросом – можно ли давать приз за «Лучший фильм» картине «Старикам тут не место» , если она закончилась на тридцать пять минут раньше положенного? Мне ненавистен тот факт, что Джоша Бролина не убили в конце! Кстати, если вы еще не смотрели этот фильм, и я испортил его для вас, в этом нет моей вины – этому фильму уже несколько лет! Помню, как на новогодней вечеринке в 1995-м мой друг Джек признался мне, что еще не смотрел фильм «Обычные подозреваемые» , который был у всех на устах. Я был уже довольно пьян и воскликнул «Кевин Спейси и есть Кайзер Созе». Джек по прошествии четырнадцати лет по-прежнему зол на меня. Мы провели, наверное, сотню часов за беседой о том, как я испортил для него «Обычных подозреваемых». Но мне все равно. Если вы ни разу не выдали спойлер о фильме, который ваш друг очень хотел посмотреть, то в вашей жизни явно что-то не так. Давайте я приведу пример получше: согласны ли вы отдать Оскар фильму «Отступники» , если бы он закончился на тридцать пять минут раньше положенного, и вы бы не узнали, что стало с Ди Каприо или Деймоном? Нет.

Подведем итог: даже если Уолтон и «Блейзерс» показали себя во всей красе лишь в 70% матчей того чемпионата, тот сезон все равно принадлежал им. Никто больше не выделился в том сезоне, за исключением Карима (за то, что вырубил Бенсона), Кермита Вашингтона (за то, что вырубил Руди Томьяновича), Томпсона и Гервина (за их дуэль лучших скореров в последнем матче «регулярки»), «Соникс» (которые начали сезон с 5 побед и 22 (!) поражений, но затем взяли себя в руки и попали в финальную серию сезона), и Мэнни (того самого поставщика кокаина, которого я, увы, выдумал). Так что я не против кандидатуры Уолтона – мне по душе 70% сезона на уровне Пантеона, а не 100% сезона, который скоро забудется. Так что мы просто не примем во внимание все те матчи, которые пропустил Билл.

Тим Данкан (2002).

Сезон-2001/02 стал битвой между Данканом (его карьерный год: 25 очков, 13 подборов, 4 передачи, 2.5 блока и отличная игра в защите) и Киддом (15-7-10 и отличная игра в защите), причем вокруг Кидда было много шумихи из-за обмена, состоявшегося прошедшим летом, в котором «Финикс» отдал Кидда в «Нью-Джерси» и получил Стефона Марбери через пару месяцев после того, как Кидда обвинили в нападении на жену (что является довольно дурацкой причиной для обмена одного из десяти лучших разыгрывающих в истории).

Мотивированный переменами в жизни Кидд подтолкнул довольно плохой состав «Нетс» к 52 победам в «регулярке», завоевал внимание СМИ Нью-Йорка и выделялся как самый бескорыстный игрок лиги с особым талантом к организации быстрых отрывов. Не будем также забывать о его жене Джумане, которая обожала внимание общественности, сидела в первом ряду всех домашних игр «Нет» со своим малолетним сыном и, казалось, знала расположение каждой камеры на арене. Ее поведение аукнулось Кидду, когда он прыгнул за ускользающим мячом на трибуны, приземлился на своего собственного сына и сломал ему ключицу . Карма стерва, не так ли? Дети не должны сидеть в первых рядах трибун во время баскетбольных матчей – это слишком опасно и любой мало-мальски адекватный родитель должен это понимать. Мне никогда не нравилась Джумана. Погодите, мне следует вылезти из своего корабля высокомерия и снобизма.

Возможно, сезон-2001/02 в исполнении Кидда не настолько хорош, чтобы превзойти его предыдущие показатели в «Финиксе» (17-6-10, 41%), но из-за слабости Восточной конференции Кидд моментально стал ее главной сенсацией, что привело к одному из самых странных голосований в истории награды MVP – Данкан: 952 (57-38-20-5-3); Кидд: 897 (45-41-26-9-3); Шак: 696 (15-38-40-25-5); МакГрэйди: 390 (7-5-28-45-10).

Почему же разрыв между первым и вторым местом настолько мал? Данкан отыграл больше 3300 минут, выдал 2000 очков, 1000 подборов, 300 передач, 200 блоков, завоевал для «шпор» второе место на Западе, не пропустил ни одной игры и оказал на партнеров больше влияния, чем кто-либо в лиге, за исключением Кидда. Стоит упомянуть, что его партнерами в том сезоне были Брюс Боуэн, Антонио Даниэлс, Тони Паркер, Малик Роуз, Дэнни Ферри, Чарльз Смит, прошедший свой пик Дэвид Робинсон, почти прошедший свой пик Стив Смит и давно оставивший в прошлом тот момент, когда он прошел своей пик, Терри Портер. И это команда, которая умудрилась выиграть в 58 матчах? Если заменить Данкана на кого-нибудь типа Стормайла Свифта, то «Сперс» выиграли бы максимум 25 матчей.

«Нетс» же в финале были вынесены вперед ногами «озерниками» настолько грубо, что на потолке «Стейплс Центра» до сих пор можно найти фрагменты тела Тодда МакКуллоха после того, как Шак порвал его на тряпки как питбуль. Вот тогда-то мы и осознали, что Восток был настолько плох, что разыгрывающий, бросающий лишь 39% с игры и бывший лидером команды, которая выдала 52 победы в слабейшей конференции, почти украл статуэтку MVP у величайшего тяжелого форварда в истории во время его карьерного пика в составе команды, победившей в 58 матчах сильнейшей конференции. Теперь, я думаю, вы понимаете, почему я не особо доверяю процессу голосования за эту награду.

Кстати говоря, Шак в плей-офф восстановил себя в статусе альфа-дога лиги, несмотря на то, что отыграл «регулярку» спустя рукава – отчасти из-за своей лени, отчасти от того, что начал понимать всю свою несовместимость с Кобе. Придя в себя в плей-офф, он выдал 36 очков и 12 подборов в финале, а затем провел все последующее лето, постоянно кушая что-то. Мне даже кажется, что он поджарил одного из братьев Уэйан и сожрал его под соусом.

pettit

КАТЕГОРИЯ 2: СПОРНЫЙ ВЫБОР, КОТОРЫЙ ДОКАЗАЛ СВОЮ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ.

Боб Петтит (1959).

Опять же – если судьба награды MVP лежит в руках в большинстве своем белых игроков в эру, испорченную расизмом, то у вас будут определенные проблемы. У лиги 50-х было неофициальное правило – каждой команде позволялось иметь в составе лишь двоих черных игроков, и даже в 1958-м у «Хоукс» не было ни одного афроамериканца в ростере. Поэтому кажется подозрительным, что Петтит (белый парень, к слову) выиграл награду через голову действующего MVP и самого важного игрока для лиги (Расселла), когда 90% голосующих были белыми. Сравните статистику их выступлений в 1958-м (когда награду получил Расселл) и в 1959-м, когда статуэтка ушла к Петтиту, примите во внимание их игру в защите (Петтит был довольно средним игроков в этом компоненте, с Расселлом, я думаю, и так все понятно), а затем помогите мне придумать вескую причину (которая не включает в себя расизм), по которой Петтит получил в два с лишним раза больше голосов, чем его соперник.

А теперь взгляните на результаты голосования в 1959-м – Петтит: 317 (59-7-1); Расселл: 144 (10-25-29); Бейлор: 88 (2-20-18); Кузи: 71 (4-11-18); Пол Аризин: 39 (1-7-13); Дольф Шейес: 26 (1-6-3); Кен Сирс: 12 (1-1-4); Клифф Хоган: 7 (0-1-4); Джек Твимэн: 7 (0-1-4); Том Гола: 3 (0-1-0); Дик МакГуайар: 3 (0-1-0). Обратите внимание на то, что Элджин, несмотря на звание Новичка года и 25 очков и 15 подборов в среднем за игру получил столько же вторых мест, сколько Сирс и Шейес вместе взятые. Что за чушь? В плей-офф-59 «Лейкерс» (набравшие в том сезоне лишь 33 победы в регулярном чемпионате) с Бэйлором в составе разобрались с Петитом и его «Хоукс» в финале Запада, прежде чем Расселл и его «кельты» доказали в финале, кто действительно заслуживал звания MVP в том году.

Вы когда-нибудь слышали, как в шоу «Холостяк» перед перерывом на рекламу говорят: «После перерыва вы увидите самую драматичную церемонию вручения роз в истории»?. Так вот в сезоне-1958/59 состоялась самая расистская церемония вручения статуэтки MVP в истории. Петтит получил в шесть (!) раз больше первых мест, чем Расселл; половина лиги просто проигнорировала Бэйлора; Кузи получил четыре первых места, которые должны были достаться Расселлу; а белые парни типа Аризина, Шейеса, Сирса и Хогана вообще по непонятным причинам получили свои первые места. И не говорите мне, что выбор Петтита был чем-то вроде сентиментальности, ибо он уже получал эту награду в 1956-м. Ну а если вы не верите в теорию о расизме, позвольте вам напомнить, что это была эпоха до прихода Мартина Лютера Кинга, Джона Кеннеди и десегрегации, и атмосфера в спорте была враждебной (бейсбольные «Ред Сокс» подписали своего первого черного игрока, бессмертного Пампси Грина, лишь в 1959-м).

Вот вам история из «Сказа о высоких» (стр. 72-73), которая лучше всего иллюстрирует происходившее в Америке в то время. «Лейкерс» проводили выставочный матч в Чарльзтауне, Западная Вирджиния. Трое черных игроков в составе «озерников» (Бэйлор, Бу Эллис и Эд Флеминг) не могли заселиться в отель и не могли поесть ни в одном из заведений города, за исключением станции автобусов «Грейхаунд».

«Люди, организовавшие тот матч, хотели, чтоб я уговорил Элджина принять участие в игре. После предматчевой разминки я спустился в раздевалку и увидел Бэйлора, сидящего в своей обычной одежде. И я сказал ему: «То, как с тобой поступают, неправильно. Я понимаю это. Но мы с тобой друзья, и это мой родной городок. Сыграй этот матч ради меня». На что Элджин ответил: «Род, ты прав, мы с тобой друзья, но ведь и я человек. Я лишь хочу, чтоб со мной обращались, как с человеком». Вот тогда-то я впервые почувствовал всю его боль», – вспоминает то время Род Хандли.

«Через пару дней до меня дозвонился мэр Чарльзтауна, дабы принести свои извинения. Спустя два года меня пригласили на Матч всех звезд, который проходил в том же городке, и я поехал туда из вежливости. Мы остановились в том же отеле, который не позволял мне заночевать там два года назад. Мы, наконец, смогли поесть в любом заведении, в котором хотели. В школах начиналась интеграция. Местные черные лидеры сказали мне, что сумели использовать произошедшее со мной пару лет назад, дабы оказать давление на руководство городка и заставить их внести изменения. И мне стало хорошо от их слов. Однако непорядочность клерка отеля, который вел себя словно меня там не было, или людей, которые отказывались продать мне сэндвич просто потому, что я черный – такие вещи забыть невозможно», – воспоминания Элджина Бейлора.

Таким образом, порядок вещей начал меняться, и некоторые из этих изменений начались именно в 1959-м. Расселл и Бейлор толкали спорт в лучшую для него сторону, однако некоторые из их партнеров были не совсем согласны с подобным прогрессом. Это – единственное объяснение случившегося. Я не хочу звучать, как Сэмуэл Л. Джексон, говоря «Они все заслуживали смерти, и я надеюсь, что они горят в аду!», но нельзя не признать, что предубеждения повлияли на итоги голосования в 1959-м, ибо Расселл должен был получить награду.

Уэс Ансельд (1969).

Будучи новичком лиги, Ансельд заслужил свою славу за жесткие заслоны, точные пасы в быстрый отрыв, набирая 14 очков, 18 подборов и 47% с игры в среднем за матч в составе команды с 57 победами в том сезоне. Уиллис Рид играл такую же важную роль в «Никс», когда помог им одержать 54 победы в сезоне своим вкладом в командную копилку (22 очка, 14 подборов, 52% с игры). Однако результат Ансельда в голосовании за MVP в два с лишним раза превзошли результаты Уиллиса (310 к 137), и Ансельд также попал в первую символическую пятерку НБА по итогам «регулярки». Но в первом же раунде игр на вылет Рид и его «Никс» вынесли «Балтимор» вперед ногами, и все, считавшие Ансельда Самым ценным игроком сезона, почувствовали себя глупо.

Да, «Буллетс» были ослаблены травмой колена у Гаса Джонсона, но опять же – MVP сезона не может проигрывать серию плей-офф всухую, ведь так? Мой редактор напомнил мне, что тренер «Балтимора» проиграл ту серию своей не самой блестящей идеей – он заставил Ансельда таскать мяч в роли разыгрывающего. Историческое соотношение тренеров, навредивших своим командам, к тренерам, принесшим своим командам пользу, теперь составляет 8 к 1.

Вот в чем я вижу проблему: если вы даете награду MVP человеку, ставшему лишь пятым по подборам в лиге, и он приносит в копилку команды лишь двадцать очков за игру (в данном случае, 14 очков и 3 передачи), то ему лучше быть кем-то вроде Дикембе Мутомбо или Билла Расселла, когда он играет в защите. Рост бедняги Ансельда составлял всего шесть футов шесть дюймов, и ему даже пришлось отрастить себе афро, дабы выглядеть выше – как и Тому Крузу, носившему обувь на четырехдюймовой платформе, – однако это не делало Уэса хорошим защитником и блокирующим. Его ценность была неоспорима, когда речь шла о постановке заслонов или быстром отрыве. Возможно, Большой Уэс был лишь отменным ролевым игроком, превосходной поддержкой главной звезде контендера, кем-то, кто делал свою команду чуток лучше (ну и другие команды тоже, когда Ансельд ненадолго предпринял попытку стать худшим генеральным менеджером лиги). Но он никогда не был доминирующим игроком, понимаете?

Несмотря на все это, к рождественским праздникам все возомнили, что этот паренек Уэс заслуживает внимания, ибо он выделялся больше, чем кто-либо другой. Он здорово начинал быстрые отрывы своим первым пасом, ставил крепкие заслоны, и его статистика по подборам была достаточно хорошей, дабы упомянуть его кандидатом в MVP и не быть засмеянным. Однако это не делало его лучше, чем Рид, Билли Каннингем (25 очков, 13 подборов в составе прыгнувших выше своей головы «Сиксеров») или статистического монстра Уилта (21 очко, 21 подбор, 59% с игры и умение блокировать броски). Как и в случае со Стивом Нэшем, за Уэса голосовали по схеме «Никто пока больше особо не выделился, мне нравится смотреть за игрой этого парня, хрен с ним». Если вы отдали свой голос за Ансельда, то могли гордиться собой, ибо это значило, что вы знали в баскетболе не только суперзвезд и ценили мелкие аспекты игры.

wes

В следующем сезоне Ансельд показал еще более интересную статистику (16 очков, 17 подборов, 52% с игры) в составе добротной команды «Буллетс», но не попал на Матч Всех Звезд-70 и в символические пятерки НБА по итогам сезона. После своего сезона калибра MVP он больше ни разу не был упомянут в символических сборных НБА и сыграл лишь в четырех Матчах всех звезд. И знаете, что это значит? Все голосовавшие за него вдруг поняли, что слегка увлеклись в 1969-м. Это все равно, что отправить девушке букет цветов сразу после первого свидания. Будучи первокурсником в колледже, я совершил подобную ошибку, отправив Джанин Каннингем полдюжины роз через пару дней после того, как мы с ней впервые поцеловались. Она убежала так, что пятки сверкали. Я думаю, даже если бы я дал ей пригоршню радиоактивного плутония, все прошло бы гораздо лучше, чем с теми цветами. А ведь она была довольно классной девчонкой, и я уверен, ей нравится, что ее упомянули в этой книге. Так вот, когда речь заходит о девушках и награде MVP, ни в коем случае нельзя торопиться.

Вот вам результаты голосования того года – Ансельд: 310 (53-14-8); Рид: 137 (18-11-14); Каннингем: 130 (15-16-8); Расселл: 93 (11-8-22). Что меня действительно огорчило, так это тот факт, что Расселлу не дали награду Лучшего тренера года. Покажите мне еще одного тренера, который играл бы по 45 минут в матче!

По-моему, Каннингем заслуживал статуэтку, ведь, несмотря на обмен Уилта в «Лос-Анджелес» по схеме «Мы вам – доллар, вы нам – сорок пять центов», «Филадельфия» одержала 55 побед и заняла второе место в невероятно сильной конференции. И ключом к их игре был Каннингем. После того, как их главный подбирающий Люк Джексон вылетел с травмой колена, команда стала играть в смол-болл с Арчи Кларком, Холом Гриром и Четом Уокером, передвинув Каннингема на позицию четвертого номера и взвинтив темп до невозможности. Их судьба была в руках Билла, который играл огромное количество времени (82 игры, 3345 минут) не на своей позиции (при росте в шесть футов шесть дюймов) и против таких не последних в лиге парней, как Хэйс, Лукас, Джонсон и Дебуше каждый вечер. И при этом он умудрился стать третьим по количеству набранных очков и десятым по подборам по итогам сезона. В сезоне, когда лига переходила из одного состояния в другое и искала нового альфа-дога, заслуги Билла следует признать впечатляющими. Однако всех почему-то больше интересовали заслоны и первый пас Ансельда.

Я голосую за Билла Каннингема.

Боб МакАду (1975).

Один из двадцати пяти лучших игроков в истории (Рик Бэрри) вышел на пик в сезоне-1974/75 (31-6-6, лидировал в лиге по количеству перехватов и проценту попадания с линии штрафных) в составе команды, ставшей первой на Западе («Голден Стэйт»), затем помог своей уступающей по глубине состава команде обыграть в финале «Вашингтон» своим невероятным представлением (28-6-6, 50 перехватов за 17 матчей плэйофф). Один из шестидесяти пяти лучших игроков в истории (Боб МакАду) вышел на пик в том же сезоне (35 очков, 14 подборов, 52% с игры, 3539 минут за сезон) в составе команды, ставшей третьей на Востоке и проигравшей в семи матчах в первом же раунде «Вашингтону» (стоит отметить, что МакАду выдал отменную серию, набирая 37-13 и отыграв невероятные 327 минут).

МакАду, возможно, был игроком, появившимся в лиге раньше своего времени и выдавшим карьерный сезон, но умение Бэрри играть в пас и его бескорыстность выделяли его среди всех в лиге. Однако мы по-прежнему жили в эпоху, когда «большие» считались более ценными, чем игроки на остальных позициях, и отсутствие титулов у Оскара и Уэста в 60-х не особо облегчало ситуацию, которая начала меняться лишь с приходом Берда и Мэджика.

Тот сезон был отличным примером ситуации, которая позволяла сказать «Большинство игроков отыгралось на одном определенном парне». Оцените результаты голосования – МакАду: 547 (81-38-28); Коуэнс: 310 (32-42-24); Хейес: 289 (37-26-25); Бэрри: 254 (16-46-36); Карим: 161 (13-21-33). Бэрри был лучшим игроком лиги в том сезоне, что и доказал в матчах на вылет, и все равно оказался на четвертом месте по итогам голосования? Что произошло?

А вот что – Бэрри был самым презираемым игроком Ассоциации: он жаловался на каждый свисток не в его пользу, действовал на нервы партнерам презрительным вращением глаз и ухмылкой типа «Как ты мог уронить такой пас?» и отчаянно рвался на телевиденье (даже эпизодически появившись на CBS). Нельзя забывать, сколько плохого было сказано в сторону Бэрри за его демарш в АБА, а также его репутацию мстительного человека, неспособного найти общий язык с черными парнями.

Какая разница, что Бэрри возродил свою карьеру, стал капитаном команды, лидировал в лиге по числу перехватов и проценту попадания с линии штрафных, стал вторым по количеству набранных очков, набрал больше передач (492) по итогам «регулярки», чем любой другой игрок на его позиции в истории, и лидировал в своей команде по всем статистическим показателям, за исключением подборов? У Рика Бэрри не было и шансов в голосовании игроков, которые считали его козлом. Возможно, он действительно был таким, но не было в лиге игрока более ценного, чем Бэрри, в 1975-м.

mcado

Джулиус Ирвинг (1981).

Тот сезон ознаменовался пробежкой (потому что «гонкой» ее назвать нельзя) между двумя соперниками по дивизиону в лице Ирвинга (25-8-4 в составе «Филадельфии», одержавшей 62 победы в сезоне) и Берда (21-11-6 в составе «Селтикс», одержавших 62 победы и получивших преимущество домашней площадки благодаря победе над «Филадельфией» в последней игре регулярного чемпионата). Док стал главной сенсацией для СМИ потому, что «Филадельфия» вдруг показал себя командой, где каждый любит делиться мячом с партнерами, и все посреди сезона вдруг решили «Это год имени Ирвинга».

В это же время Берд постепенно набрал ход, выдав целую серию игр, в которых он набирал 20 очков и 20 подборов (36-21 против «Филадельфии», 35-20 против «Чикаго», 21-20 в Кливленде, 28-20 в Нью-Йорке) в период, когда «Бостон» проиграл лишь одну встречу из двадцати шести (!). Затем Берд получил травму, играл через боль в течение месяца и выздоровел к поездке команды по Западному побережью, где выдал 23 очка, 17 подборов, 8 передач и 4 блока в выносе «Сиэттла», а двадцать четыре часа спустя на глазах у травмированного и наблюдавшего со скамейки Мэджика обрушил на «Лейкерс» 36 очков, 21 подбор, 5 передач, 5 перехватов и 3 блока.

К последнему месяцу регулярного чемпионата всем следовало согласиться, что а) Берд и Док играют на равных, и б) игрок, чья команда получит преимущество домашней площадки, должен получить статуэтку MVP. Этого не случилось, хотя в 82-й игре сезона Берд принес «кельтам» победу 24 очками и оказываясь везде, где требовалось (набрав 5 перехватов уже в первой четверти), в то время как Ирвинг с трудом набрал 19 очков. Когда «Филадельфия» и «Бостон» встретились в финале Востока, «Филадельфия» вдруг упустила победу, хотя вела в серии 3-1, а Берд забил победный бросок в седьмой игре, выдав в той серии 27-13-5 (по сравнению с 20-6-4 в исполнении Дока). Две недели спустя «кельты» завоевали чемпионство в Хьюстоне. «Год имени Ирвинга», говорите?

Означает ли это, что Лэрри был лучшим игроком лиги в том сезоне? Необязательно. Можно было голосовать за Мозеса, лучшего центрового НБА в период с 1979-й по 1983-й, хотя Мэлоун пахал в составе «Рокетс», которые одержали лишь 41 победу в сезоне-1979/80 и лишь 40 побед в следующем сезоне. Сложно называть кого-то лучшим игроком лиги, если он не смог ни разу за два года подтолкнуть команду выше 0.500 в соотношении побед и поражений в «регулярке». Но если мы отдаем награду кому-то, кто не был альфа-самцом лиги, то пусть лучше это будет отменный игрок с карьерным сезоном. Однако это не произошло в 1981-м, поэтому нам приходится применить схему, проверенную временем – «лучший игрок лучшей команды». Именно таким и был Берд в сезоне-1980/81.

Вы можете проворчать: «К черту все, в тот год не было доминирующего кандидата на награду, и все прекрасно знали, что Берд однажды получит хотя бы одну, поэтому я рад, что мы показали Доку, как много он значит для лиги!». Во-первых, перестаньте быть глупцом: мы показали Ирвингу, как много он значит для нас, шесть лет спустя, когда его закидывали подарками в ходе его прощального турне. Во-вторых, статуэтка MVP – это не приз зрительских симпатий, это не бриллиантовое кольцо и не плазменный телевизор. Это честь, которая означает, что большинство из нас считает определенного парня самым ценным игроком одного определенного сезона. И если дело обстоит именно так, то мы совершили большую ошибку, потому что через четыре месяца после финальной серии-81 Лэрри Берд украсил обложку «Sports Illustrated» с надписью «Лучший игрок НБА». Почему же это было непонятно, когда Берд выдал серию игр с показателями в 20 очков и 20 подборов? Ну вы меня поняли.

larry

Если Берд считался лучшим игроком НБА в сезоне, когда не было доминирующего кандидата на награду MVP, и его команда выиграла чемпионство, а мы отдали титул самого ценного игрока лиги другому, то это явная ошибка. Кстати, Берда в той же манере лишили титула MVP Финала-81. Седрик Максвелл выиграл, набрав в 6 раз больше голосов, в той же манере, в которой Паркер получил титул через голову Данкана двадцать шесть лет спустя. Я думаю, людям просто нравилось голосовать за парня, чьей кличкой был «Кукурузный хлебец».

Дирк Новицки (2007).

Вот вам сокращенная версия того, что я написал в своей колонке в 2007-м, когда понял, что кандидатура Новицки не является ответом ни на один из трех вопросов в моей формуле определения MVP (четвертый вопрос я тогда еще не создал):

« С точки зрения статистики, сезоны 2004-05 и 2005-06 в исполнении Новицки были лучше нынешнего; его сезон-2006/07 был хуже, чем любой из девяти лучших сезонов Берда, десяти лучших сезонов в исполнении Баркли или одиннадцати лучших сезонов Карла Мэлоуна. Показатели точности его бросков (50% с игры, 90% с линии штрафных и 42% из-за дуги) были невероятны, но его результативные показатели (24,6 очка, 9 подборов и 3,4 передачи) выглядят, как карьерный пик Тома Чемберса. Если вы даете кому-либо награду MVP за его игру в нападении, то ему лучше быть в этом непревзойденным мастером, что не скажешь о Новицки в сезоне-2006/07.

Аргумент в пользу немца звучит просто: он наиболее надежный игрок в клатче во всей лиге и лучший игрок в команде, победившей в 66 матчах «регулярки». То же самое можно было сказать о лидере «Буллс»-97 (69-13 в регулярном чемпионате) Майкле Джордане, который стал вторым в голосовании того года после Мэлоуна. Возможно, нам стоит отказаться от исторических сравнений после того, как два подряд титула MVP для Стива Нэша превратили награду Самого ценного игрока в конкурс популярности. Так как общественность хочет, чтобы немец получил награду в этом сезоне, он ее получит. Что иронично, так это то, что Нэш выдал свой величайший сезон тогда, когда его стали воспринимать как должное и стали обращать больше внимания на Новицки. Вы могли бы заменить Дирка Данканом, Гарнеттом, Бошем, Брэндом или любым другим элитным тяжелым форвардом, и «Мэвс» все равно одержали бы 55-65 побед в сезоне. Однако «Санз»-07 были построены как сложная для вождения дорогая итальянская гоночная машина, чьи характеристики подгонялись под одного определенного водителя, и Стив Нэш оказался единственным человеком на планете, способным вести эту машину и не устроить аварию. Разница в сложности между лидерством в «Мэвс» и в «Санз» просто невообразима. Для меня этот сезон – лучший в исполнении Нэша ».

Проголосовал ли я за него? В каком-то смысле, да – Нэш заслужил мой голос за второе место (я не мог отдать первое место человеку, абсолютно не играющему в защите), и фанаты заслужили голос за первое место, потому что им пришлось наблюдать за одним из самых неувлекательных сезонов в истории. Назвать болельщиков MVP сезона было отчасти моим протестом за плохое качество баскетбола и отчасти пародией на то, что сделал журнал «Time», назвав «Тебя» Человеком года-2007. Это, кстати, было одной из моих глупейших идей, и я по-прежнему получаю насмешливые электронные письма по этому поводу.

Я бы хотел, чтобы награда MVP, так же, как Оскар и Эмми, выдавались в одинаковой манере – если в определенном году нет заслуживающего кандидата, то награду переносят в следующий год, и она становится в два раза более ценной. Награда должна быть заслужена, а не выдана.

В любом случае вы знаете, что произошло с Новицки в дальнейшем: «Голден Стэйт» шокировал «Мэвс» в одном из самых неожиданных поражений в серии плей-офф в истории, хотя это перестало быть настолько нереальным, когда мы стали свидетелями третьего матча серии, в котором фанаты на арене «Голден Стэйт» бесновались, глядя, какую резню их кумиры устроили «Далласу».

Вот что я написал в своей колонке между четвертым и пятым матчем серии, когда ошибка в выборе MVP того сезона стала очевидней некуда:

« Нам предстоит увидеть один из самых неловких моментов в истории НБА в течение следующих десяти дней, и вот как это будет выглядеть:

(Джим Грэй, Дэвид Стерн и Дирк Новицки неловко переминаются с ноги на ногу перед камерой в перерыве матча второго раунда плэйофф).

Грэй: А сейчас комиссионер НБА Дэвид Стерн представит награду Самого ценного игрока сезона-2006/07.

Стерн: Убирайся отсюда. Сейчас же.

(Грэм немедленно исчезает).

Стерн: Ну что же, Дирк, даже если результаты плей-офф не были такими, какими ты бы хотел, но на протяжении восьмидесяти двух бессмысленных игр одного из худших сезонов моей двадцатитрехлетней карьере на этом посту ты был лучшим в довольно слабой лиге. К сожалению, голосование за награду произошло сразу по окончании регулярного сезона, и членам комитета не дали возможности оценить твой полный крах в первом раунде плей-офф против «Голден Стэйт». Ты не только не сумел постоять за себя, как это должен делать MVP , но ты жаловался и ныл на протяжении всей серии, опозорив своих партнеров и фанатов. Ты стал первым после Дэвида Хасселхоффа человеком с немецким именем, которого стыдиться Америка. Я не знаю, стоит ли передать награду в твои руки или просто дать тебе ею по голове. К твоему счастью, нас показывают по телевидению, поэтому я передаю тебе трофей и объявляю тебя Самым ценным игроком сезона-2006/07. Теперь мне надо быстро выйти, чтобы я мог как следует проблеваться.

Новицки (беря трофей в руки): Спасибо вам, господин комиссионер.

(Стерн с отвращением отмахивается и выходит из комнаты) ».

Так примерно все и произошло – никогда еще недавно опозоренный игрок не принимал награду в такой неловкой манере. Бедняга Дирк улетел в Австралию, дабы очистить мозги как какой-нибудь Энди Дюфрейн. Теперь, когда мы переоцениваем все это постфактум, Нэшу следовало получить ту награду, просто потому что его не следовало награждать в 2005-м и 2006-м (мы еще к этому вернемся). Как иронично.

Кстати, дебаты о MVP того сезона должны были получить свой ответ в середине марта в очном противостоянии между «Мэвс» и «Санз», в котором Нэш показал себя истинным альфа-самцом, выдав 32-8-16, будучи наконечником почти каждой комбинации в клатче и принеся победу своей команде в двойном овертайме. Я смотрел ту игру с дружками Хаузом и Джеком, и мы все согласились, что это был определяющий момент всего сезона: Нэш хотел победы больше, чем Новицки, это было очевидно. Я до сих пор помню, как по окончании игры Джек прошептал: «Вот вам и вся гонка за MVP!». Как Дирку досталась награда? Понятия не имею. Но вот вам светлая сторона: когда мы узнали в 2009-м, что Дирк был обручен с тридцатисемилетней бывшей стриптизершей , у которой было восемь сценических псевдонимов и нерешенные судебные тяжбы за подделку кредитной карты, я провел восемь недель, постоянно обновляя eBay в надежде, что эта бывшая стриптизерша попытается продать статуэтку MVP Дирка.

( Продолжение следует ).

dirk

Источник: sports.ru

Добавил: Beaver
0
Индикатор репутации - оценка всех предыдущих комментариев пользователя за последние 12 месяцев, сделанная другими пользователями. Этот показатель позволяет предположить, оставлен ли комментарий уважаемым автором или нет.