вверх  обратно

Грегг Попович: хулиган, приятель, победитель. Часть 1

23.04.2013

Тренера "Сперс" любят, несмотря на то, что он неприветлив и, кажется, что ему невозможно угодить.

Правило #1, как задавать вопрос Греггу Поповичу: Не спрашивайте, доволен ли он. Он не доволен. Нет никаких исключений. Да, может быть, он бывает довольным, когда он со своей женой или своими друзьями в лучшем ресторане того или иного города (и это ВСЕГДА лучший ресторан), пьет хорошее вино и беседует о событиях в мире. Но он не будет говорить с вами об этом. Как баскетбольный тренер, он не бывает довольным. Никогда.

Пример 1 (Дэвид Олдридж на боковой линии): "Вы довольны…"
Попович: "Доволен? Доволен? Доволен это не то слово, о котором мы думаем во время игры".

Пример 2 (репортер перед игрой в Лос-Анджелесе): Вы довольны тем, что скоро начнется плей-офф?"
Попович: "Удовлетворение это не та концепция, которая устраивает тренеров".

Вы могли бы ожидать, что Грегг Попович будет позволять задавать вопрос снова и снова. Эй, это же длинный сезон. Вы могли бы ожидать, что на длинном, длинном выезде, после отличной победы, после вкусного обеда, после встречи со старым другом, Поп смягчится и даст развернутый ответ на глупый вопрос, очевидный вопрос, плохо составленный вопрос, пустой вопрос. Поп знает игру. Вопросы, большинство из них, займут аккуратное место под заголовком "Тим Данкан набрал 22 очка и 12 подборов в очередном победном матче "Сперс", или прозвучат в местных новостях поздно вечером.

Но он не может смягчиться. Никогда. Он не может позволить задавать вопросы из-за своей натуры. Грегг Попович – знаток вин, читающий людей как открытую книгу, бывший капитан ВВС и тренер команды третьего дивизиона NCAA, ученик Ларри Брауна и Дина Смита, выигравший 905 игр и 4 чемпионских титула с "Сан-Антонио Сперс" – очень чувствителен и безжалостен к человеческой глупости. Он не может отключить это чувство. Он не отключит его, ни сегодня, ни через неделю, ни в Портленде во вторник или в Юте два дня спустя, или вернувшись домой через неделю. Плохой вопрос всегда приводит к плохому ответу. Всегда.

И поэтому, когда кто-то, как Крейг Сейджер с TNT – одевающий нелепые костюмы – между четвертями спрашивает Попа, сильно ли тот сомневался, перед тем как убрать Тима Данкана из игры, что же, он ничего с этим поделать не может. Да, конечно, Поп МОГ сказать: "Мы все знаем, какой великолепный игрок Тимми, но мы должны давать ему отдыхать. Мы все же не так молоды, как когда-то были, Крейг!" Такой ответ это все что нужно Сейджеру. Такой ответ все хотят услышать в флеш-интервью у боковой линии. Но черт возьми, этот вопрос пронимает Поповича до печенок.

Он рявкает: "Я не могу держать его на площадке 48 минут", после этого он замолкает и от него веет холодом. Это самое лучшее оружие против безмозглости. Молчание. Телевидение ничего не может поделать с молчанием. Репортеры ничего не могут поделать с молчанием. Поп, между тем, отлично чувствует себя в тишине и всегда чувствовал. Когда он был молод, он сильно хотел работать в контрразведке в Москве. У него все для этого было. Вместо этого он стал баскетбольным тренером.

Правило #2, как задавать вопрос Греггу Поповичу: Никогда не спрашивайте у него о чем-то очевидном и само собой разумеющемся. Он это ненавидит.

Пример (перед игрой с "Голден Стейт"): Поп говорил о том, что его команда сейчас плохо играет, и он думает, что "Сперс" никогда так плохо не играли перед началом плей-офф. Репортер спросил: "Вас это беспокоит?"

Поп (свирепо): "Нет. Чем хуже, тем лучше. Да бросьте вы".

Он был доволен в 80-е, когда тренировал команду третьего дивизиона NCAA "Помона-Питцер". Два колледжа (Помона и Питцер) сформировали одну команду на двоих. Да, люди будут всегда говорить с ностальгией о прошлом – "Да, я был таким беззаботным, когда получил свою первую работу и не мог платить за жилье". Но в случае с Попом, все могли почувствовать степень его удовлетворения. "Он был так счастлив, насколько он может быть счастлив", - говорит его давний друг и генеральный менеджер "Сперс" Ар Си Бьюфорд, прекрасно понимая, что он использует слово на букву "С".

Поп работал в чулане. Даже не в небольшом кабинете. Именно в чулане, который был рядом с залом. Он и его семья жили в общежитии. У него не было стипендий, чтобы привлечь студентов и бюджета, чтобы нанять кого-то, как и достойной зарплаты. Все, что у него было, это группа довольно умных подростков, которых он учил баскетболу и эмоции, которые питали его разум. Это была интересная жизнь.

Попович играл в баскетбол в ВВС США под началом очень талантливого, но неизвестного тренера по имени Боб Спир, который начал развивать баскетбол в ВВС. Первым помощником Спира был Дин Смит – позже они вдвоем напишут книгу. В ВВС до сих пор награждают игрока, который лучше всех показал себя в спорте, учебе и военном деле, премией Боба Спира – это наивысшая награда, которую может получить спортсмен в военно-воздушных силах.

Спир верил в движение, постоянное движение, движение нон-стоп. Он считал, что движение (проходы под кольцо, движения по лицевой линии, пик-н-ролы, входы и выходы из трехсекундной зоны) лучше всего уравновешивает силы команд в баскетболе. Они называли это Шаффл Спира. Спир говорил, что команда может сделать все, что угодно, пока игроки продолжают двигаться.

Поп научился этому. Его дети из "Помона-Питцер" бегали так, как не бегал никто. Он раскрывал их сильные стороны, разработал жесткую персональную защиту и заставил их поверить, что они должны побеждать, хотя до этого команда колледжа не выигрывала НИКОГДА (в его первый год, они проиграли команде "Калтек", которая до этого проиграла 99 игр подряд). В конце концов, Поп вывел свою команду в главный турнир третьего дивизиона впервые, да, за всю историю колледжа. Это было весело. Они великолепно относились к нему. Черт возьми, в 1987 году, колледж наградил его оплаченным отпуском. Он был сильно взволнован. Он не хотел возвращаться в колледж – он уже получил степень магистра – поэтому он уехал учиться баскетболу. Он отправился в Чейпел Хилл, чтобы посмотреть, как его учитель Дин Смит работает с "Тар Хиллс". Смит был мастером, у него все игроки не стояли на месте. Поп впитывал все. Затем, в один прекрасный день, один из бывших игроков Смита увидел, что Поп записывает буквально все.

"Эй",- сказал Ларри Браун Попу. "Ты здесь ничего не делаешь. Поехали со мной в Канзас, там есть, чем тебе заняться".

Браун и Попович немного знали друг друга. Они встречались несколько раз. Их пути пересекались в 1972, когда Попович был на просмотре в олимпийской сборной США, а Браун помогал тренеру Генри Айба. В 1976 Поп пытался попасть в "Денвер Наггетс" Ларри Брауна, которые выступали в АВА. Попу запомнился один момент из этого трайаута. Он защищался против Дэвида Томпсона (Поп гордился своей защитой) и занял отличную оборонительную позицию. Томпсон перепрыгнул через него. Попович в команду не попал.

"Он был хорошим игроком",- говорит Браун. "Он произвел на меня впечатление. Действительно произвел. Он был умным игроком. Он знал, где он должен находиться. Мне он нравился. Когда я увидел, что он слоняется без дела возле тренера Смита, я подумал – нет, тебе необходимо что-то ДЕЛАТЬ".

Поп отправился в Канзас. Вот список имен: Грегг Попович (тренер "Сперс"), Ар Си Бьюфорд (генеральный менеджер "Сперс"), Билл Селф (тренер "Канзаса"), Джон Калипари (тренер "Кентукки"), Марк Тарджон (тренер "Мэриленда"), Дэнни Мэннинг (тренер "Талсы"), Кевин Притчард (генеральный менеджер "Индианы"), Билл Бэйно (помощник тренера "Миннесоты"), Элвин Джентри (бывший тренер "Финикса") и Джон Робич (помощник тренера "Кентукки").

Все они или играли или тренировали в "Канзасе" в те пять лет, когда главным тренером команды был Ларри Браун. Как это могло произойти? Правда в том, что знание баскетбола Брауна, его жажда учиться, его неподдельная и иногда, возможно, нездоровая любовь к игре… это заразно и окружающие его люди не могут этому противостоять. "Я знаю, что эта история не обо мне", - говорит Браун. "Но если бы вы тренировали под моим руководством, вы бы стали главным тренером. Вы бы просто стали им".

Бьюфорд (который был ассистентом тренера в то время, когда Поп появился в команде): "Нет никаких сомнений, что Ларри помог мне и Греггу по новому взглянуть на мир. Никто из нас не думал о том, чтобы попасть в НБА. Это было последнее, о чем мы тогда думали. Ларри открыл нам эти возможности".

Ларри Браун это крупнейший ум баскетбола со всеми вытекающими последствиями. Вот эта история точно характеризует его: Не так давно он сидел на трибунах и наблюдал за тем, как играет его внук в детской лиге. Когда игра закончилась, парень болтал со своим другом, а Браун перед этим заметил, что у этого друга неправильная техника броска. Он спустился на площадку и дал мальчику 15-минутный урок. Он ничего не мог с собой поделать. "Если бы пьяница на улице подошел бы к Ларри и сказал, что у него есть отличная комбинация при выносе мяча из-за боковой, Ларри бы остановился и выслушал", - говорит Бьюфорд.

Вот с такой атмосферой Грегг Попович столкнулся в "Канзасе" и он был ей опьянен. Внезапно, он оказался среди всех этих баскетбольных разговоров, баскетбольных талантов, постоянных обменов идеями о том, что его больше всего заботило – построение команды, защита против игроков без мяча и высокие пик-н-ролы. Он увидел Париж.

Его игроки из "Помона-Питцер" увидели Поповича по телевизору, позвонили ему и сказали, что беспокоятся о том, что он не вернется назад. Попович заверил их, что он вернется… и он сделал это. На один год. Затем он отправился работать к Ларри Брауну в качестве помощника тренера "Сперс". Восемь лет спустя, он уже тренировал "Сперс" сам. 

Добавил: Любитель
56
Индикатор репутации - оценка всех предыдущих комментариев пользователя за последние 12 месяцев, сделанная другими пользователями. Этот показатель позволяет предположить, оставлен ли комментарий уважаемым автором или нет.