вверх  обратно

"Сан-Антонио" действуют подобно "Аяксу" при Ринусе Михелсе

24.05.2012

Об универсальности баскетболистов "Сан-Антонио", аналогиях с голландским "тотальным футболом" и особенностях командной философии техасцев – в материале автора блога 48minutesofhell Эндрю Макнэйла. Сразу после первого матча полуфинальной серии "Клипперс" — "Спёрс" мне довелось побывать в гостях у приятеля на радио. В прямом эфире мы беседовали о гибкости состава техасцев, его универсальности и взаимозаменяемости подопечных Грегга Поповича . Подобная тема натолкнула меня на мысль о позиционной революции в баскетболе и сравнении этого явления с голландским "тотальным футболом".

Что же такое этот "тотальный футбол"? Определение гласит: это название одной из наиболее значимых тактических теорий в истории футбола, суть которой во взаимозаменяемости всех игроков. Подобный стиль был впервые внедрён в "Аяксе" с 1969 по 1973 год, а на ЧМ-1974 им успешно пользовалась национальная сборная Нидерландов. Отцом-основателем "тотального футбола" считается Ринус Михелс , легендарный голландский тренер, которому довелось одновременно руководить и именитым клубом, и сборной.

Согласно концепции, любой игрок, покинувший свою позицию, может быть равноценно заменён партнёром. Подобные перестановки позволяют постоянно сохранять необходимый баланс на поле без потери в качестве ни на секунду. Получается, что номинальные позиции не закреплены за конкретными игроками. А значит, любой может успешно действовать как в линии атаки, так и в полузащите и обороне. Единственным футболистом, который не участвует в ротации, является голкипер.

Признаться, часто приходилось думать об этом определении в попытках применить его к "Сан-Антонио". Ведь в атаке у техасских баскетболистов – три ипостаси: разыгрывающий, "вингер" или "большой". Причём разница между плеймейкерами и атакующими защитниками ничтожно мала. Да что там – они вовсе не различаются. Просто кто-то подтаскивает мяч к щиту соперника, начиная атаку. В остальном все "малыши" выполняют очень схожие функции.

Вместе с тем все три фланговые позиции взаимозаменяемы. Тот же Кавай Леонард может с лёгкостью как исполнить роль четвёртого номера, так и взять на себя функции разыгрывающего. Вообще этот парень очень универсален. Причём сей аспект редко учитывается при оценке его первого сезона в НБА. Ведь, несмотря на урезанный тренировочный лагерь, он успел научиться очень и очень многому. По той же самой причине Ричарду Джефферсону было очень тяжело приноровиться в свой первый год в составе "Спёрс": ему предстояло разучить правила действия на каждой позиции, как того требовал командный механизм.

Ну а с приходом Бориса Диао можно с уверенностью заявить, что некий вид "тотального баскетбола" практически обрёл отчётливые очертания. Конечно, эта команда всегда славилась гибкостью и универсализмом, но Бобо делает её ещё более угрожающей силой. Его врождённое чувство паса, а также способность растягивать оборону соперника постоянной угрозой броска в прыжке сделали техасцев настоящей машиной, в которой "шестерёнки" будут работать бесперебойно в любом сочетании. Скажем, когда Паркер оказывается в ловушке после пик-н-ролла, он адресует мяч Диао: это позволяет восстановить схему нападения, в то время как двое защитников соперника находятся уже не у дел, то бишь закрывают Тони.

Давайте вновь обратимся к "тотальному футболу". Итак, в чистейшей форме это вовсе не реактивный стиль высоких скоростей. Главное – постоянное движение игроков, смена между собой на номинальных позициях, а также жёсткий прессинг. Казалось бы, всё просто. Основная идея такова: сделать поле максимально большим, когда владеешь мячом; но когда снаряд у соперника – необходимо оставлять минимум свободного пространства. Подобная философия нередко воплощалась в жизнь благодаря "высокому" расположению номинальных защитников, что позволяло создать больше пространства для "оффсайдной" ловушки.

Всё это вам прекрасно знакомо, не правда ли? Также и у "Спёрс": они пользуются каждым метром паркета в собственных целях. Ведь они растягивают оборону до тех пор, пока у оппонентов не начинает кружиться голова. Затем можно пуститься в проход и уже в полёте скинуть на дугу или в угол: там уже поджидают партнёры с расчехлёнными "пушками". Дабы разнообразить арсенал, часто используются и "высокие" пик-н-роллы с участием того же Паркера или Ману Жинобили : им только дай волю…

В обороне тоже всё предельно надёжно. Команда Поповича элементарно не утруждает себя защитой в некоторых зонах. Обычно "свободное" пространство образуется под кольцом и на дуге. Получается такой призыв к сопернику: мол, пожалуйста, атакуйте с двух метров или с периметра; всё остальное – наша собственность. Именно благодаря тактическому построению оборона техасцев вполне боеспособна, несмотря на недостаток атлетизма отдельных исполнителей.

И снова о футболе. "Тотальный футбол" предполагает постоянное взаимодействие, через которое игрок понимает собственную роль, значение, важность. Всё это приходит через непрерывную связь с партнёрами. Ведь нет ничего фиксированного: есть лишь постоянное движение.

Вот вам и самый главный аргумент против тех "знатоков", которые называют баскетбол в исполнении "Спёрс" скучным. Нападение команды – воплощённая связь игроков, это само движение. Ведь всё (или почти всё) построено на чтении игры и соответствующем реагировании. В этом плане команда сильно зависит от парней с высоким баскетбольным IQ. Атлетизм и взрывной стиль отходят на второй план: зачем они, если есть высочайшее исполнительское мастерство?

За последние пару-тройку сезонов рисунок игры "Сан-Антонио" существенно изменился. Команда проделала сложный путь от слабой защиты к свободному стилю, который не может не нравиться. Ладно, он может не нравиться, но не ценить его невозможно. Многие пытаются сравнить нынешнюю дружину Поповича с "Финиксом" времён Майка Д`Антони . Но это верно лишь отчасти. Здесь что-то более серьёзное, более тотальное.

championat.com

Добавил: Beaver
0
Индикатор репутации - оценка всех предыдущих комментариев пользователя за последние 12 месяцев, сделанная другими пользователями. Этот показатель позволяет предположить, оставлен ли комментарий уважаемым автором или нет.