Блоги
ARD Plus basketball camp 2018: о доверии и послевкусии
20.07.2018Доверие оказалось большим, а вот послевкусие - противоречивым.
Здесь будут личные размышления вперемешку с историческим анализом и элементами отчёта.
Опыт - большое дело в профессиональном росте и совершенствовании. А в этом кэмпе просто шикарные условия абсолютно для всех - участников, тренеров и единственного тренера-психолога. "Единственного" говорю больше с горечью, чем с гордостью. Потому что точно знаю, что качественно оказать помощь (обслужить) психолог может максимум до 30-ти человек, при условии, что в группе 12-15. И ещё при условии, что это на постоянной основе - условно хотя бы один (целый) учебный год. Такое заключение сделал заведующий научно-исследовательской лабораторией государственного университета психологии, доктор наук Ю.М.Швалб.
"Тренер-психолог" говорю, потому что в условиях кэмпа есть возможность тренировать именно психологические навыки и качества. Например: концентрация внимания, скорость мышления, память, терпение и выносливость, настойчивость, уверенность и т.д.
Поэтому с самого первого кэмпа проводились тесты по этим характеристикам. Причём, выбирались такие и проводились так, чтобы параллельно начинать тренировку этих качеств (своеобразный мини-тренинг). И сразу, прямо на станциях тренировок, параллельно с отработкой технических навыков - наблюдения и подсказки в вопросах внимания и мышления. Это одно из моих ноу-хау для улучшения качества.
Повторные тесты всегда показывали значительное улучшение показателей - иногда в два раза! (Ни в коем случае не приписываю такой результат только себе - это труд лучших тренеров, старания всех участников, да и сама система кэмпа). Поэтому через пару лет такие тесты стали проводиться только в начале - для ознакомления с новыми и контроля старых участников. Зато добавлялись новые тесты на различные характеристики личности, которые важны для спортсмена.
Всегда проводились тренинги на сплочение команды, выработки правила ППП (понять, принять и поддержать) и эмоционального наполнения.
Надо отметить, что и в процессе тестирования, и при обсуждении результатов тестов, и на тренингах - всегда идёт дополнительное взаимное знакомство и установление более тесного контакта. А главное - вырабатывается ДОВЕРИЕ!! Его не купить ни за какие деньги! К нему не принудить ни какими приказами, угрозами и даже просьбами! А по массово принятому понятию - к психологу ведь ходят ненормальные. Больше о доверии - чуть позже...
****
Каждый год в деятельности - применяются различные новшества: в тренингах добавляются упражнения и задачи; в методах и подходах
- нетрадиционные приёмы. Сначала, всё принималось с трудом. Иногда показывать упражнение и обучать методу приходилось индивидуально. Не привычное это дело для ребят, не сразу воспринимают всерьёз - от сюда и скованность и стеснения.
Но со временем стало легче! Те, кто проверил действие метода индивидуально - легко открываются в группе. Те, кто делал это в прошлом году - легко входят в процесс в следующем, да ещё и новичков ведут за собой. Это действие того самого Доверия!
В функции тренера-психолога входит поддержка психо-эмоционального состояния и в рамках этого - обеспечение тренировочного процесса и, особенно, восстановительного периода. Поэтому дополнительно стали проводиться тренинги по обучению методам релаксации, снятия напряжения и усталости. Постепенно вводились упражнения из биорезонансной вибротерапии и телесно-ориентированной психотерапии. Особенно оценили действие этого метода ребята из сборной U-14 два года назад.
В прошлом году, для этого в первый день была отведена целая станция. Сначала на ней ознакамливались и осваивали методы. Затем, прямо в конце станций "дриблинг" и "ОФП", надо было подходить и напоминать об упражнении. К концу кэмпа - у ребят выработалась привычка!
В этом году - после тренировки в отдельный зал на тренинг заходила вся группа (35-36 человек). Бывалые - легко, осознанно и с радостью выполняли знакомые и осваивали новые упражнения! Им уже не надо было долго объяснять и доказывать надобность (хотя особо непривычные новшества сопровождались научными объяснениями - для общего развития). И снова, вот оно Доверие! Раз я предлагаю упражнение - значит это надо, значит это классно!! А новички, глядя на них - более быстрее преодолевали различные барьеры и включались в процесс. Благодаря этому, мы за более короткое время успевали сделать гораздо больше и качественнее!!
Как результат - в этом году мы полностью избежали травм!! Да, да, нет ничего удивительного - психофизиология серьёзная наука и её методы шикарны! (Опять же, ни в коем случае не приписываю это только своей деятельности - вношу свою лепту в общее дело!).
Благодаря ДОВЕРИЮ, в этом году получилось сделать ещё одно важное дело! Планируя задачи на кэмп, задумала провести дополнительно тестирование психо-эмоционального состояния при помощи ресурсной Арт-терапии. Фантастикой считалось -провести коррекцию хотя бы самой критичной части участников (из опыта знаю, что это надо). Но! Получилось сделать больше половины - парни и девушки легко открывались!! Они делись самым сокровенным и вместе, нам удавалось какую-то личную проблему решить или подкорректировать состояние!
Друзья! У них расправлялись плечи, начинали светиться глаза, радостнее звучал голос и ощущался прилив сил и энергии! За многими удавалось понаблюдать на тренировках или играх - они просто летали после этого!!
Жирной точкой в вопросе Доверия, совершенно неожиданно стало то, что некоторые старшие ребята подходили и просили индивидуально пообщаться по сильно волнующему их вопросу или теме. Иногда, задавали вопросы прямо на лестнице, в холле или даже, идя по улице!
Надо ли ещё что-то говорить?
****
Почему же послевкусие противоречивое? Радоваться бы - столько всего! Конечно же радуюсь!! Но... На самом деле - это капля в море...
Я точно знаю, что совсем некоторые ребята, совсем иногда - применяют совсем некоторые методы и рекомендации тренера-психолога, которые узнают в кэмпе. А остальные?
Но ведь дриблингом, передачами, бросками, ОФП и тд. - мы занимаемся все и круглый год, а не 10 дней в году...
****
Нет такого понимания в спортивном обществе, что помощь психолога нужна фактически постоянно!
Ведь и спортсмен, и тренер - это личности с набором различных характеристик и особенностей, которые надо учитывать, использовать и направлять.
Ведь спорт (и баскетбол в частности) - это огромная система различных отношений и связей: игрок-тренер; игрок-команда; тренер-родитель; команда-тренер; тренер-тренер; игрок-школа(клуб); родитель-команда; игрок-противоположный пол (семья) и тд.
И все эти отношения влияют на состояние. А состояние - влияет на результат. Результат личный. Результат командный. Результат Школы/Клуба. Результат страны...
Возможно, когда изменится ситуация - тренер сборной не будет спрашивать: "А Вы можете их загипнотизировать, чтобы они хотели играть в сборной?"...
БЛАГОДАРЮ
- организаторов кэмпа Василия Ивлева и Дмитрия Шаламова - за создание прекрасных условий;
- тренеров - за понимание, помощь и поддержку, за самоотверженный труд;
- участников - за настойчивость, старания, целеустремленность;
- родителей - за поддержку детей.
Ирина Николау, тренер-психолог кэмпа.
#психолог_кэмпа
Здесь будут личные размышления вперемешку с историческим анализом и элементами отчёта.
Опыт - большое дело в профессиональном росте и совершенствовании. А в этом кэмпе просто шикарные условия абсолютно для всех - участников, тренеров и единственного тренера-психолога. "Единственного" говорю больше с горечью, чем с гордостью. Потому что точно знаю, что качественно оказать помощь (обслужить) психолог может максимум до 30-ти человек, при условии, что в группе 12-15. И ещё при условии, что это на постоянной основе - условно хотя бы один (целый) учебный год. Такое заключение сделал заведующий научно-исследовательской лабораторией государственного университета психологии, доктор наук Ю.М.Швалб.
"Тренер-психолог" говорю, потому что в условиях кэмпа есть возможность тренировать именно психологические навыки и качества. Например: концентрация внимания, скорость мышления, память, терпение и выносливость, настойчивость, уверенность и т.д.
Поэтому с самого первого кэмпа проводились тесты по этим характеристикам. Причём, выбирались такие и проводились так, чтобы параллельно начинать тренировку этих качеств (своеобразный мини-тренинг). И сразу, прямо на станциях тренировок, параллельно с отработкой технических навыков - наблюдения и подсказки в вопросах внимания и мышления. Это одно из моих ноу-хау для улучшения качества.
Повторные тесты всегда показывали значительное улучшение показателей - иногда в два раза! (Ни в коем случае не приписываю такой результат только себе - это труд лучших тренеров, старания всех участников, да и сама система кэмпа). Поэтому через пару лет такие тесты стали проводиться только в начале - для ознакомления с новыми и контроля старых участников. Зато добавлялись новые тесты на различные характеристики личности, которые важны для спортсмена.
Всегда проводились тренинги на сплочение команды, выработки правила ППП (понять, принять и поддержать) и эмоционального наполнения.
Надо отметить, что и в процессе тестирования, и при обсуждении результатов тестов, и на тренингах - всегда идёт дополнительное взаимное знакомство и установление более тесного контакта. А главное - вырабатывается ДОВЕРИЕ!! Его не купить ни за какие деньги! К нему не принудить ни какими приказами, угрозами и даже просьбами! А по массово принятому понятию - к психологу ведь ходят ненормальные. Больше о доверии - чуть позже...
****
Каждый год в деятельности - применяются различные новшества: в тренингах добавляются упражнения и задачи; в методах и подходах
- нетрадиционные приёмы. Сначала, всё принималось с трудом. Иногда показывать упражнение и обучать методу приходилось индивидуально. Не привычное это дело для ребят, не сразу воспринимают всерьёз - от сюда и скованность и стеснения.
Но со временем стало легче! Те, кто проверил действие метода индивидуально - легко открываются в группе. Те, кто делал это в прошлом году - легко входят в процесс в следующем, да ещё и новичков ведут за собой. Это действие того самого Доверия!
В функции тренера-психолога входит поддержка психо-эмоционального состояния и в рамках этого - обеспечение тренировочного процесса и, особенно, восстановительного периода. Поэтому дополнительно стали проводиться тренинги по обучению методам релаксации, снятия напряжения и усталости. Постепенно вводились упражнения из биорезонансной вибротерапии и телесно-ориентированной психотерапии. Особенно оценили действие этого метода ребята из сборной U-14 два года назад.
В прошлом году, для этого в первый день была отведена целая станция. Сначала на ней ознакамливались и осваивали методы. Затем, прямо в конце станций "дриблинг" и "ОФП", надо было подходить и напоминать об упражнении. К концу кэмпа - у ребят выработалась привычка!
В этом году - после тренировки в отдельный зал на тренинг заходила вся группа (35-36 человек). Бывалые - легко, осознанно и с радостью выполняли знакомые и осваивали новые упражнения! Им уже не надо было долго объяснять и доказывать надобность (хотя особо непривычные новшества сопровождались научными объяснениями - для общего развития). И снова, вот оно Доверие! Раз я предлагаю упражнение - значит это надо, значит это классно!! А новички, глядя на них - более быстрее преодолевали различные барьеры и включались в процесс. Благодаря этому, мы за более короткое время успевали сделать гораздо больше и качественнее!!
Как результат - в этом году мы полностью избежали травм!! Да, да, нет ничего удивительного - психофизиология серьёзная наука и её методы шикарны! (Опять же, ни в коем случае не приписываю это только своей деятельности - вношу свою лепту в общее дело!).
Благодаря ДОВЕРИЮ, в этом году получилось сделать ещё одно важное дело! Планируя задачи на кэмп, задумала провести дополнительно тестирование психо-эмоционального состояния при помощи ресурсной Арт-терапии. Фантастикой считалось -провести коррекцию хотя бы самой критичной части участников (из опыта знаю, что это надо). Но! Получилось сделать больше половины - парни и девушки легко открывались!! Они делись самым сокровенным и вместе, нам удавалось какую-то личную проблему решить или подкорректировать состояние!
Друзья! У них расправлялись плечи, начинали светиться глаза, радостнее звучал голос и ощущался прилив сил и энергии! За многими удавалось понаблюдать на тренировках или играх - они просто летали после этого!!
Жирной точкой в вопросе Доверия, совершенно неожиданно стало то, что некоторые старшие ребята подходили и просили индивидуально пообщаться по сильно волнующему их вопросу или теме. Иногда, задавали вопросы прямо на лестнице, в холле или даже, идя по улице!
Надо ли ещё что-то говорить?
****
Почему же послевкусие противоречивое? Радоваться бы - столько всего! Конечно же радуюсь!! Но... На самом деле - это капля в море...
Я точно знаю, что совсем некоторые ребята, совсем иногда - применяют совсем некоторые методы и рекомендации тренера-психолога, которые узнают в кэмпе. А остальные?
Но ведь дриблингом, передачами, бросками, ОФП и тд. - мы занимаемся все и круглый год, а не 10 дней в году...
****
Нет такого понимания в спортивном обществе, что помощь психолога нужна фактически постоянно!
Ведь и спортсмен, и тренер - это личности с набором различных характеристик и особенностей, которые надо учитывать, использовать и направлять.
Ведь спорт (и баскетбол в частности) - это огромная система различных отношений и связей: игрок-тренер; игрок-команда; тренер-родитель; команда-тренер; тренер-тренер; игрок-школа(клуб); родитель-команда; игрок-противоположный пол (семья) и тд.
И все эти отношения влияют на состояние. А состояние - влияет на результат. Результат личный. Результат командный. Результат Школы/Клуба. Результат страны...
Возможно, когда изменится ситуация - тренер сборной не будет спрашивать: "А Вы можете их загипнотизировать, чтобы они хотели играть в сборной?"...
БЛАГОДАРЮ
- организаторов кэмпа Василия Ивлева и Дмитрия Шаламова - за создание прекрасных условий;
- тренеров - за понимание, помощь и поддержку, за самоотверженный труд;
- участников - за настойчивость, старания, целеустремленность;
- родителей - за поддержку детей.
Ирина Николау, тренер-психолог кэмпа.
#психолог_кэмпа