Блоги
Путь к победе за 3 дня: история преображения тренера
23.12.2016 Символично, что публикую это в День рождения БАСКЕТБОЛА...
Как-то я получила письмо от тренера из другой страны (выдержки).
«…Трудно принималось это решение, но мне нужен ваш совет… Порой очень долгое и глубокое ковыряние в себе, не приводит к хорошему. Я уже в отчаянье – самостоятельно найти решение этой проблемы (для меня) не получается, думаю, лучше написать.
Став тренером, хотелось вселять в деток уверенность, научить быть сильными, бороться. А последнее время, как начались матчи (пока просто тов.), очень много на них ору. Хочу и работаю, чтоб исправить себя, но иногда я думаю, что если не буду орать - то они не поймут или это будет долго…
Мне нужен совет, который поможет мне успокаиваться (мне жалко моих детей)…
Я не просто ору, я пытаюсь зацепить, чтоб разозлить. Потом очень жалею, мне уже даже стыдно извиняться перед ними. Может есть какие-то фразы, которые можно им говорить, чтоб их заводить, зажигать? А не калечить.»
*******************
Меня это сильно тронуло, потому что очень-очень часто приходится видеть поведение тренеров, подобное, описанному в письме. Часто в своих публикациях на сайтах или просто в комментариях по теме выражаю свое отношение к этому явлению. Иногда это выглядит жестко и резко с моей стороны, но у меня нет другого способа этому противостоять и искоренить это явление.
А в последнее время все чаще приходиться консультировать и оказывать помощь детям и подросткам по просьбе родителей. Причиной многих психологических проблем молодых спортсменов является именно подобное поведение тренеров, что в будущем оказывает сильное влияние на спортивный результат и жизнь в целом.
Меня впечатлили смелость и откровенность тренера, понимание им недопустимости такого поведения.
Поэтому с радостью решила помочь.
Особый интерес вызвало то, что очень сжаты сроки – 3 дня, и ограниченность живого общения. Раньше мне приходилось делать подсказки тренерам в разной форме: после тренировок, прямо походу тренировок и даже соревнований, или при общении. Самая лучшая форма взаимодействия и помощи – в кэмпах. Но, чтобы так?...
Азарт просто поглотил меня! Мгновенно разработала программу, с учетом вида спорта, возраста воспитанников, ситуации, условий и, известных мне, особенностей тренера. Задания выдавались поэтапно, и пошагово. Методы были как лично для тренера (мгновенная психическая саморегуляция), так и для результативного общения с воспитанниками (управление ситуацией, направление деятельности, мотивация к успеху). Отмечу – методы относятся, в основном, к психотерапевтическим, поэтому требуют постоянного контроля и обратной связи.
Тренером все четко выполнялось, делался отчет и анализ изменений. А мной постоянно добавлялись задания и новые упражнения.
И вот настал день игры – своеобразный тест для тренера и для меня (потому что методы проверенные и надежные). Мне самой было очень интересно. Вот мини-отчет тренера:
«… На первой игре все получилось, дети делали что надо, мне удавалось себя контролировать.
На второй игре, сложнее – играла другая команда, у меня получилось справляться где-то на 40%, а 30% - приходилось вообще отключаться (не было понимания – что делать), ну, и 30% - был все-таки крик.
Когда приходило понимание, что бесполезно кричать, надо было отключаться, т.к. они вообще что-то непонятное делали. Какая-то необъяснимая паника, просто невменяемые дети... У меня состояние растерянности от их такой игры. Вот так, как-то...»
Снова мы сделали анализ и, прямо по ходу, я добавляла задания на вечер, следующее утро и день, и максимально старалась поддержать тренера.
Вот, что я получила от тренера на следующий день:
«… Все прошло, на мой взгляд, отлично. Раза два что-то говорилось в своем старом стиле и было заметно – как ребёнок терялся, тут же четко было переключение на новый стиль общения – и все ХОРОШО! Только шел позыв накричать – остановка своего раздражения проходила автоматически. Мы молодцы. Огромнейшая благодарность, это работает и эффективно! Я как мои мальчишки – мне нужны четкие указания...»
Здесь я уже только минимально сделала акцент на ранее сказанные важные детали и моменты, дала общую дополнительную информацию и просто поддержала. На третий день мне было приятно получить даже не отчет, а – судите сами:
«… Вы нам очень помогли! У меня восторг, как у ребенка. Я давно пытаюсь себя сдерживать и вот – получается!...»
Очень хорошо представляю и понимаю такое состояние.
Отмечу, что результаты личный и профессиональный – отличные… Одним людям, чтобы освоить такие навыки, нужны специальные тренинги и работа над собой – чтобы выработать привычку до автоматизма. Другим – достаточно 3 дня. Все зависит от величины желания. Но у этого тренера осознание важности такого момента в своей деятельности и желание измениться – были настолько велики (!), что результат не заставил себя долго ждать!
Я искренне радуюсь таким достижениям всегда, а здесь многократно! Возможно повторюсь, но в свете состояния дел в спорте (в баскетболе особенно) в вопросах психологии – этот случай и результат для меня лично имеет значение.
Выражаю благодарность тренеру за открытость, честность, самоотдачу, трудолюбие, огромную увлеченность своим делом и предоставленную мне возможность помочь в решении задач. Желаю дальнейших успехов.
*******************
С учетом профессиональной этики, мной получено согласие на предание огласки этого случая в общем виде и частичную публикацию материала переписки.
*******************
P.S. У меня возникла идея подготовить и провести серию вебинаров на подобную тему, чтобы помочь приобрести навыки психической саморегуляции и эффективного общения в момент соревнований для тренеров и родителей детей и подростков. Но это пока мое желание…
С праздником БАСКЕТБОЛА всех!
Ирина Николау
Как-то я получила письмо от тренера из другой страны (выдержки).
«…Трудно принималось это решение, но мне нужен ваш совет… Порой очень долгое и глубокое ковыряние в себе, не приводит к хорошему. Я уже в отчаянье – самостоятельно найти решение этой проблемы (для меня) не получается, думаю, лучше написать.
Став тренером, хотелось вселять в деток уверенность, научить быть сильными, бороться. А последнее время, как начались матчи (пока просто тов.), очень много на них ору. Хочу и работаю, чтоб исправить себя, но иногда я думаю, что если не буду орать - то они не поймут или это будет долго…
Мне нужен совет, который поможет мне успокаиваться (мне жалко моих детей)…
Я не просто ору, я пытаюсь зацепить, чтоб разозлить. Потом очень жалею, мне уже даже стыдно извиняться перед ними. Может есть какие-то фразы, которые можно им говорить, чтоб их заводить, зажигать? А не калечить.»
*******************
Меня это сильно тронуло, потому что очень-очень часто приходится видеть поведение тренеров, подобное, описанному в письме. Часто в своих публикациях на сайтах или просто в комментариях по теме выражаю свое отношение к этому явлению. Иногда это выглядит жестко и резко с моей стороны, но у меня нет другого способа этому противостоять и искоренить это явление.
А в последнее время все чаще приходиться консультировать и оказывать помощь детям и подросткам по просьбе родителей. Причиной многих психологических проблем молодых спортсменов является именно подобное поведение тренеров, что в будущем оказывает сильное влияние на спортивный результат и жизнь в целом.
Меня впечатлили смелость и откровенность тренера, понимание им недопустимости такого поведения.
Поэтому с радостью решила помочь.
Особый интерес вызвало то, что очень сжаты сроки – 3 дня, и ограниченность живого общения. Раньше мне приходилось делать подсказки тренерам в разной форме: после тренировок, прямо походу тренировок и даже соревнований, или при общении. Самая лучшая форма взаимодействия и помощи – в кэмпах. Но, чтобы так?...
Азарт просто поглотил меня! Мгновенно разработала программу, с учетом вида спорта, возраста воспитанников, ситуации, условий и, известных мне, особенностей тренера. Задания выдавались поэтапно, и пошагово. Методы были как лично для тренера (мгновенная психическая саморегуляция), так и для результативного общения с воспитанниками (управление ситуацией, направление деятельности, мотивация к успеху). Отмечу – методы относятся, в основном, к психотерапевтическим, поэтому требуют постоянного контроля и обратной связи.
Тренером все четко выполнялось, делался отчет и анализ изменений. А мной постоянно добавлялись задания и новые упражнения.
И вот настал день игры – своеобразный тест для тренера и для меня (потому что методы проверенные и надежные). Мне самой было очень интересно. Вот мини-отчет тренера:
«… На первой игре все получилось, дети делали что надо, мне удавалось себя контролировать.
На второй игре, сложнее – играла другая команда, у меня получилось справляться где-то на 40%, а 30% - приходилось вообще отключаться (не было понимания – что делать), ну, и 30% - был все-таки крик.
Когда приходило понимание, что бесполезно кричать, надо было отключаться, т.к. они вообще что-то непонятное делали. Какая-то необъяснимая паника, просто невменяемые дети... У меня состояние растерянности от их такой игры. Вот так, как-то...»
Снова мы сделали анализ и, прямо по ходу, я добавляла задания на вечер, следующее утро и день, и максимально старалась поддержать тренера.
Вот, что я получила от тренера на следующий день:
«… Все прошло, на мой взгляд, отлично. Раза два что-то говорилось в своем старом стиле и было заметно – как ребёнок терялся, тут же четко было переключение на новый стиль общения – и все ХОРОШО! Только шел позыв накричать – остановка своего раздражения проходила автоматически. Мы молодцы. Огромнейшая благодарность, это работает и эффективно! Я как мои мальчишки – мне нужны четкие указания...»
Здесь я уже только минимально сделала акцент на ранее сказанные важные детали и моменты, дала общую дополнительную информацию и просто поддержала. На третий день мне было приятно получить даже не отчет, а – судите сами:
«… Вы нам очень помогли! У меня восторг, как у ребенка. Я давно пытаюсь себя сдерживать и вот – получается!...»
Очень хорошо представляю и понимаю такое состояние.
Отмечу, что результаты личный и профессиональный – отличные… Одним людям, чтобы освоить такие навыки, нужны специальные тренинги и работа над собой – чтобы выработать привычку до автоматизма. Другим – достаточно 3 дня. Все зависит от величины желания. Но у этого тренера осознание важности такого момента в своей деятельности и желание измениться – были настолько велики (!), что результат не заставил себя долго ждать!
Я искренне радуюсь таким достижениям всегда, а здесь многократно! Возможно повторюсь, но в свете состояния дел в спорте (в баскетболе особенно) в вопросах психологии – этот случай и результат для меня лично имеет значение.
Выражаю благодарность тренеру за открытость, честность, самоотдачу, трудолюбие, огромную увлеченность своим делом и предоставленную мне возможность помочь в решении задач. Желаю дальнейших успехов.
*******************
С учетом профессиональной этики, мной получено согласие на предание огласки этого случая в общем виде и частичную публикацию материала переписки.
*******************
P.S. У меня возникла идея подготовить и провести серию вебинаров на подобную тему, чтобы помочь приобрести навыки психической саморегуляции и эффективного общения в момент соревнований для тренеров и родителей детей и подростков. Но это пока мое желание…
С праздником БАСКЕТБОЛА всех!
Ирина Николау