Блоги
Быть тренером значительно сложнее, чем игроком
8.01.2016 6 января выдающемуся футбольному тренеру Валерию Лобановскому исполнилось бы 77 лет. Я любил наблюдать за игрой его команд, читать его интервью, книги о нём. Многие футбольные ресурсы вчера вспомнили о великом метре футбола и напечатали его основные принципы, цитаты, интервью, правила жизни. Многие из них до сих пор являются вектором развития в современном спорте. Заменив в его цитатах, принципах слова футбол на баскетбол, поле на площадка, и немного поменяв в терминологии, можно уверенно применить все в баскетболе. Одну из его цитат я часто говорю своим игрокам на тренировках, она очень проста, но в тоже время в ней очень много смысла - «Если не знаешь что делать с мячом - выбивай мяч в аут». Слово выбивай надо поменять на выбрасывай и всё. В сложной игровой ситуации это решение может стать лучшим, чем отдать плохую передачу, которую перехватит соперник и забьёт легкие очки.
Возможно эта подборка сможет помочь тренерам, игрокам, зрителям, корреспондентам, менеджерам и владельцам клубов, а также руководителям нашего баскетбола подчеркнуть что-то новое для своей профессиональной работы и применить это для своего профессионального роста.
Об игре.
Современный баскетбол – это игра скорости и фантазии.
Баскетбол – профессия, а не состояние души, подверженной эмоциям.
Баскетбол с каждым годом становится строже. Сегодня он не прощает и минутной расслабленности не только отдельным игрокам, но и целым командам.
В баскетболе нет атакующей и оборонительной игры. Должна быть гармония.
Баскетбол эволюционирует каждый день, хотя и без резких скачков.
Не существует работника клуба или болельщика, который будет доволен поражением своей команды, хотя та продемонстрировала зрелищный баскетбол. Баскетбол - это военный конфликт. И у каждого из соперников одна цель - победа.
Игра направлена на то, чтобы достичь результата. Это самое главное в баскетболе. Потому что любая красивая игра и без результата никогда, в общем, не оставляет удовлетворения.
Играть при помощи одного козыря уже невозможно, необходимо использовать все, которые есть в баскетболе – тактику, технику, функциональную и психологическую подготовку. Все взаимосвязано.
Для тренеров.
Тренер должен учиться всю жизнь. Если очерствел, перестал учиться — значит, перестал быть тренером. Время не обмануть. Акценты расставляет оно. И учит – тоже.
Профессия тренера требует недюжинного здоровья (обязательно надо следить за своим состоянием), крепких нервов (выматывающих обстоятельств в нашем деле предостаточно), умения сражаться, отстаивать свою точку зрения, не сдаваться и маневрировать.
Чтобы побеждать, всегда надо опережать свое время.
Вообще нельзя разделять победы и поражения, это неизбежные составные части одного процесса.
Пытаться скопировать некий идеал - занятие бесполезное. Опережение - вот единственный смысл работы.
Любая тактика хороша, если она приводит к желаемой цели.
Если не можете реализовать свои задумки на площадке, то дело не в том, что задумки плохи, а в том, как их реализуют.
Компромиссами делу не поможешь: нужно пойти на риск сегодня, потому что завтра, возможно, рисковать уже будет нечем.
Без экспериментирования, риска, умения брать на себя всю полноту ответственности, не дожидаясь команды сверху, движение вперед немыслимо.
Настоящий тренер обязан внимательно следить за современными мировыми тенденциями, постоянно узнавать что-то новое, а не использовать из сезона в сезон одни и те же наработки.
Быть тренером значительно сложнее, чем игроком. На площадке ты управляешь только мячом, а у боковой ты управляешь людьми.
Тренер не может формировать схему игры, исходя из имеющихся баскетболистов. Это бессмысленно и бесперспективно. Прогресс баскетбола возможен только тогда, когда тренер заранее представляет модель игры и сознательно подбирает под нее исполнителей.
Тренер - это творческая личность. А творческая личность имеет право на ошибку.
Тренер не может нравиться всей команде. Это аксиома.
Тренера часто называют диктатором. Это категорически не правильно. Диктатор - это тот, кто готов приказывать, не вдаваясь в рассуждения оппонента. А тренер всегда предлагает игрокам обжаловать свои предложения.
Поражением тренера нужно считать только неспособность тренировать. Хочет человек, старается - не может. Это поражение. А проигрыш на баскетбольной площадке - совсем другое дело. Проиграл - думай, докапывайся до причин.
Тренер должен свято помнить, не забывать ни на минуту, что работает с людьми, которые в значительной степени делают из него тренера. А люди в отличие от роботов имеют душу, часто довольно уязвимую, иногда - строптивую.
Тренер, безусловно, должен досконально разбираться в баскетбольном деле, но это одна сторона медали. Другая - тренер обязан одинаково хорошо понимать и душу игры, и душу людей.
Копировать заманчивые образцы, догонять кого-то — занятие бесперспективное.
Опережать — вот вдохновляющий смысл работы.
Опрометчивое решение всегда принять легче. Труднее – разумное, оптимальное.
Что это такое – талант. Иногда ведь достаточно счастливого стечения обстоятельств, чтобы пришел успех – вот вам и "талант". Но искать, благодаря каким личным качествам, благодаря каким методам большой тренер систематически добивался успехов, – полезно.
Прошлое — это прошлое, его надо принимать в расчет только в качестве приобретенного опыта.
С первых шагов надо принять для себя как главную, самую первую заповедь - приглядываться к игрокам, стараться их понять, принять их такими, как они есть: их характеры, настроения, запросы, вникнуть в семейные и личные дела, копаться порой даже в таких пустяках, которые, казалось бы, вовсе никакого отношения к баскетболу не имеют.
Тренера без игроков не бывает. Когда у тренера единое с баскетболистами понимание цели – только по максимуму!
Нельзя требовать от баскетболиста того, что он не в состоянии выполнить. Надо либо приспосабливать новшество так, чтобы дарование игрока было наилучшим образом использовано, либо искать другого исполнителя. Это не рецепт, а принцип.
Тратить время и средства на детальный, тщательный сбор информации выгодно – окупится сторицей.
Каждая тактика хороша, если она приводит к желаемой цели.
Программа — не гарантия успеха, но дает гораздо больше шансов на него, нежели стихийные действия.
Причины неудач всегда конкретны, реальны, их можно определить. И это необходимо сделать, поскольку, разобравшись в конкретных обстоятельствах, дело можно поправить.
Нужна самая "малость" – время, терпение и понимание.
Формальные плановые мероприятия по воспитательной работе далеко не исчерпывают сути дела. Каждый жест тренера, слово, взгляд – это тоже воспитательная работа. Манера одеваться, причесываться, тон разговора – также относятся к категории воспитательных средств…
Для того чтобы решиться на серьезный кропотливый труд – пропустить через себя все, что достигнуто человечеством в баскетболе, и попытаться сказать что-то новое, свое, – убежден, для этого необходима прежде всего непреклонная воля. Воли нет, нет характера, неоткуда взяться способности осуществить то, что задумал.
Для команды.
Необходимо, чтобы каждый проникся идеей так, будто все это придумано им самим.
Очень важная задача – объединить людей. В день матча необходима строжайшая концентрация профессиональной энергии. Убежден, существуют нити, с помощью которых она передается игрокам. Сколько раз ловил себя на том, что импульс адресатом получен: "передатчик" и "приемник" находились на одной волне.
Коллективное осмысленное движение поставлено во главу угла в современном баскетболе. Баскетболистам, подготовленным, естественно, как подобает, не составляет труда промчаться 15–20 метров вперед и столько же – назад много раз. На площадке не должно быть пассивных игроков. Общее движение. Ошибка должна быть моментально исправлена.
Необходимо не допустить пассивной обороны, которая рано или поздно приводит к пропущенным очкам.
Оценивать игру команды нужно сквозь призму противодействия ее соперника.
Отсутствие жесткости, целенаправленности в работе приводит к гораздо худшим последствиям, нежели отсутствие очков, – команда становится средней, она довольствуется малым и счастливо себя при этом чувствует.
Вообще, вопрос о резерве – один из самых сложных. Необходимо добиться такого положения, чтобы в команде существовала конкуренция, чтобы практически на любую позицию в случае, скажем, травмы или же снижения к себе требовательности была равноценная замена и чтобы эта замена никоим образом не ухудшала игру.
На тренировках надо не просто мячом стукать или бросать, а моделировать ситуации, которые возникают на площадке в матчах.
Спады в игре лишь на первый взгляд внезапны, на самом же деле в них нет ничего необъяснимого.
Причины неудач всегда конкретны, реальны, их можно определить. И это необходимо сделать, поскольку, разобравшись в конкретных обстоятельствах, дело можно поправить.
Для игроков.
Первейшее требование к игроку – как можно быстрее переходить от обороны к атаке, и наоборот.
Только осознавший и закрепивший новые навыки в тренировках игрок способен соответствовать задаче, которая поставлена тренером не только для этого конкретного баскетболиста, а с учетом общей тактической задачи команды.
Нет отваги, не можешь во многом отказать себе, не способен терпеть жесточайший тренинг – уходи.
Успех – категория весьма непостоянная.
В основу модельных характеристик игрока в первую очередь заложены высокие морально-волевые качества, склонность баскетболиста к универсальности действий и потенциальные функциональные возможности. Далее все зависит от тренера.
Жизнь игрока баскетбольной команды мастеров аскетическая, сознательно избегающая малейших житейских соблазнов. Самоограничения во всем – да.
В баскетболе давно уже нет "естественного отбора", а есть подбор исполнителей, обладающих различными определенными природными качествами, развитыми постоянной тренировкой.
Выйти из строя хотя бы частично, хотя бы на день – это значит уже отстать.
Взять мяч и обвести пол команды - это еще не индивидуальное мастерство. Индивидуальное мастерство - это умение за доли секунды принять правильное решение в сложной ситуации. Я считаю, что можно вообще не пускаться в дриблинг и быть при этом самым полезным игроком команды.
Сейчас говорят о так называемой "умной" универсализации. Что имеется в виду? Ну, например, поставим центрового на место атакующего защитника. Но если он попадет в эту позицию, то должен уметь сыграть и там. А будущее вообще за полной универсализацией.
На поле не должно быть пассивных игроков. Общее движение. Ошибка должна быть моментально исправлена.
Везение – следствие многих слагаемых, а отнюдь не абстрактное понятие.
Интеллектуально игроки становятся с течением времени более развитыми, а значит – и более требовательными.
Умение рационально использовать свои физические и духовные возможности приходит только с накоплением опыта, со зрелостью.
Чем больше в команде универсалов, тем свободнее они пользуются всем разнообразием тактических приемов.
Формула успеха в большом баскетболе тоже давно в принципе известна: жесточайший отбор выносит на гребень только тех, кто обладает способностью к колоссальной концентрации душевных и физических сил в момент наивысших испытаний.
Чем больше баскетболисты будут помнить автоматических навыков действий в элементарных ситуациях, тем больше времени останется на импровизацию, которую мы всячески поощряем.
Но даже не состояние функциональных систем все решает, а состояние моральное. Уметь реализовать свои возможности – наука не для успокоившихся.
Игра основана на простом принципе – всячески избегать ошибок и повышать надежность действий.
Реальность же направления такова: тщательная многогранная подготовка талантливых игроков к непрерывной жесточайшей борьбе, к колоссальным затратам энергии, к высочайшей скорости.
Если не знаешь что делать с мячом – выбрасывай мяч в аут.
Для менеджеров, руководителей и владельцев клубов.
Баскетбол, прежде всего, творческий процесс. А то, что он связан с деньгами, было понятно всем, кроме советской системы (не исправляю, так как мы еще живем по этой системе), которая хотела получать высокие результаты, ничего не вкладывая. Не бывает так.
Все зависит от того, куда эти доллары вкладываются. Можно их растратить, а можно пустить на развитие баскетбола, на воспитание своих игроков, создание собственной материально-технической базы.
Моделирование, между прочим, необходимо применять не только к самой игре, но и к организации всего баскетбольного хозяйства.
А ведь слово "рационально" означает всего лишь "разумно".
Для зрителей.
Те, кто не ходит на игры во Дворцы Спорта, не имеют права говорить о баскетболе.
Для журналистов.
Критиковать не только можно, но и нужно. И если критика конструктивная, если в ней есть какое-то рациональное зерно, то она идет только на пользу тем, кого критикуют.
Без журналистов не может идти развитие баскетбола. Они могут или тормозить процесс, или двигать его вперед.
С уважением,
Василий Ивлев,
тренер юношеских команд БК «Черкасские Мавпы»
организатор баскетбольного лагеря "ARD Plus basketball camp"
Возможно эта подборка сможет помочь тренерам, игрокам, зрителям, корреспондентам, менеджерам и владельцам клубов, а также руководителям нашего баскетбола подчеркнуть что-то новое для своей профессиональной работы и применить это для своего профессионального роста.
Об игре.
Современный баскетбол – это игра скорости и фантазии.
Баскетбол – профессия, а не состояние души, подверженной эмоциям.
Баскетбол с каждым годом становится строже. Сегодня он не прощает и минутной расслабленности не только отдельным игрокам, но и целым командам.
В баскетболе нет атакующей и оборонительной игры. Должна быть гармония.
Баскетбол эволюционирует каждый день, хотя и без резких скачков.
Не существует работника клуба или болельщика, который будет доволен поражением своей команды, хотя та продемонстрировала зрелищный баскетбол. Баскетбол - это военный конфликт. И у каждого из соперников одна цель - победа.
Игра направлена на то, чтобы достичь результата. Это самое главное в баскетболе. Потому что любая красивая игра и без результата никогда, в общем, не оставляет удовлетворения.
Играть при помощи одного козыря уже невозможно, необходимо использовать все, которые есть в баскетболе – тактику, технику, функциональную и психологическую подготовку. Все взаимосвязано.
Для тренеров.
Тренер должен учиться всю жизнь. Если очерствел, перестал учиться — значит, перестал быть тренером. Время не обмануть. Акценты расставляет оно. И учит – тоже.
Профессия тренера требует недюжинного здоровья (обязательно надо следить за своим состоянием), крепких нервов (выматывающих обстоятельств в нашем деле предостаточно), умения сражаться, отстаивать свою точку зрения, не сдаваться и маневрировать.
Чтобы побеждать, всегда надо опережать свое время.
Вообще нельзя разделять победы и поражения, это неизбежные составные части одного процесса.
Пытаться скопировать некий идеал - занятие бесполезное. Опережение - вот единственный смысл работы.
Любая тактика хороша, если она приводит к желаемой цели.
Если не можете реализовать свои задумки на площадке, то дело не в том, что задумки плохи, а в том, как их реализуют.
Компромиссами делу не поможешь: нужно пойти на риск сегодня, потому что завтра, возможно, рисковать уже будет нечем.
Без экспериментирования, риска, умения брать на себя всю полноту ответственности, не дожидаясь команды сверху, движение вперед немыслимо.
Настоящий тренер обязан внимательно следить за современными мировыми тенденциями, постоянно узнавать что-то новое, а не использовать из сезона в сезон одни и те же наработки.
Быть тренером значительно сложнее, чем игроком. На площадке ты управляешь только мячом, а у боковой ты управляешь людьми.
Тренер не может формировать схему игры, исходя из имеющихся баскетболистов. Это бессмысленно и бесперспективно. Прогресс баскетбола возможен только тогда, когда тренер заранее представляет модель игры и сознательно подбирает под нее исполнителей.
Тренер - это творческая личность. А творческая личность имеет право на ошибку.
Тренер не может нравиться всей команде. Это аксиома.
Тренера часто называют диктатором. Это категорически не правильно. Диктатор - это тот, кто готов приказывать, не вдаваясь в рассуждения оппонента. А тренер всегда предлагает игрокам обжаловать свои предложения.
Поражением тренера нужно считать только неспособность тренировать. Хочет человек, старается - не может. Это поражение. А проигрыш на баскетбольной площадке - совсем другое дело. Проиграл - думай, докапывайся до причин.
Тренер должен свято помнить, не забывать ни на минуту, что работает с людьми, которые в значительной степени делают из него тренера. А люди в отличие от роботов имеют душу, часто довольно уязвимую, иногда - строптивую.
Тренер, безусловно, должен досконально разбираться в баскетбольном деле, но это одна сторона медали. Другая - тренер обязан одинаково хорошо понимать и душу игры, и душу людей.
Копировать заманчивые образцы, догонять кого-то — занятие бесперспективное.
Опережать — вот вдохновляющий смысл работы.
Опрометчивое решение всегда принять легче. Труднее – разумное, оптимальное.
Что это такое – талант. Иногда ведь достаточно счастливого стечения обстоятельств, чтобы пришел успех – вот вам и "талант". Но искать, благодаря каким личным качествам, благодаря каким методам большой тренер систематически добивался успехов, – полезно.
Прошлое — это прошлое, его надо принимать в расчет только в качестве приобретенного опыта.
С первых шагов надо принять для себя как главную, самую первую заповедь - приглядываться к игрокам, стараться их понять, принять их такими, как они есть: их характеры, настроения, запросы, вникнуть в семейные и личные дела, копаться порой даже в таких пустяках, которые, казалось бы, вовсе никакого отношения к баскетболу не имеют.
Тренера без игроков не бывает. Когда у тренера единое с баскетболистами понимание цели – только по максимуму!
Нельзя требовать от баскетболиста того, что он не в состоянии выполнить. Надо либо приспосабливать новшество так, чтобы дарование игрока было наилучшим образом использовано, либо искать другого исполнителя. Это не рецепт, а принцип.
Тратить время и средства на детальный, тщательный сбор информации выгодно – окупится сторицей.
Каждая тактика хороша, если она приводит к желаемой цели.
Программа — не гарантия успеха, но дает гораздо больше шансов на него, нежели стихийные действия.
Причины неудач всегда конкретны, реальны, их можно определить. И это необходимо сделать, поскольку, разобравшись в конкретных обстоятельствах, дело можно поправить.
Нужна самая "малость" – время, терпение и понимание.
Формальные плановые мероприятия по воспитательной работе далеко не исчерпывают сути дела. Каждый жест тренера, слово, взгляд – это тоже воспитательная работа. Манера одеваться, причесываться, тон разговора – также относятся к категории воспитательных средств…
Для того чтобы решиться на серьезный кропотливый труд – пропустить через себя все, что достигнуто человечеством в баскетболе, и попытаться сказать что-то новое, свое, – убежден, для этого необходима прежде всего непреклонная воля. Воли нет, нет характера, неоткуда взяться способности осуществить то, что задумал.
Для команды.
Необходимо, чтобы каждый проникся идеей так, будто все это придумано им самим.
Очень важная задача – объединить людей. В день матча необходима строжайшая концентрация профессиональной энергии. Убежден, существуют нити, с помощью которых она передается игрокам. Сколько раз ловил себя на том, что импульс адресатом получен: "передатчик" и "приемник" находились на одной волне.
Коллективное осмысленное движение поставлено во главу угла в современном баскетболе. Баскетболистам, подготовленным, естественно, как подобает, не составляет труда промчаться 15–20 метров вперед и столько же – назад много раз. На площадке не должно быть пассивных игроков. Общее движение. Ошибка должна быть моментально исправлена.
Необходимо не допустить пассивной обороны, которая рано или поздно приводит к пропущенным очкам.
Оценивать игру команды нужно сквозь призму противодействия ее соперника.
Отсутствие жесткости, целенаправленности в работе приводит к гораздо худшим последствиям, нежели отсутствие очков, – команда становится средней, она довольствуется малым и счастливо себя при этом чувствует.
Вообще, вопрос о резерве – один из самых сложных. Необходимо добиться такого положения, чтобы в команде существовала конкуренция, чтобы практически на любую позицию в случае, скажем, травмы или же снижения к себе требовательности была равноценная замена и чтобы эта замена никоим образом не ухудшала игру.
На тренировках надо не просто мячом стукать или бросать, а моделировать ситуации, которые возникают на площадке в матчах.
Спады в игре лишь на первый взгляд внезапны, на самом же деле в них нет ничего необъяснимого.
Причины неудач всегда конкретны, реальны, их можно определить. И это необходимо сделать, поскольку, разобравшись в конкретных обстоятельствах, дело можно поправить.
Для игроков.
Первейшее требование к игроку – как можно быстрее переходить от обороны к атаке, и наоборот.
Только осознавший и закрепивший новые навыки в тренировках игрок способен соответствовать задаче, которая поставлена тренером не только для этого конкретного баскетболиста, а с учетом общей тактической задачи команды.
Нет отваги, не можешь во многом отказать себе, не способен терпеть жесточайший тренинг – уходи.
Успех – категория весьма непостоянная.
В основу модельных характеристик игрока в первую очередь заложены высокие морально-волевые качества, склонность баскетболиста к универсальности действий и потенциальные функциональные возможности. Далее все зависит от тренера.
Жизнь игрока баскетбольной команды мастеров аскетическая, сознательно избегающая малейших житейских соблазнов. Самоограничения во всем – да.
В баскетболе давно уже нет "естественного отбора", а есть подбор исполнителей, обладающих различными определенными природными качествами, развитыми постоянной тренировкой.
Выйти из строя хотя бы частично, хотя бы на день – это значит уже отстать.
Взять мяч и обвести пол команды - это еще не индивидуальное мастерство. Индивидуальное мастерство - это умение за доли секунды принять правильное решение в сложной ситуации. Я считаю, что можно вообще не пускаться в дриблинг и быть при этом самым полезным игроком команды.
Сейчас говорят о так называемой "умной" универсализации. Что имеется в виду? Ну, например, поставим центрового на место атакующего защитника. Но если он попадет в эту позицию, то должен уметь сыграть и там. А будущее вообще за полной универсализацией.
На поле не должно быть пассивных игроков. Общее движение. Ошибка должна быть моментально исправлена.
Везение – следствие многих слагаемых, а отнюдь не абстрактное понятие.
Интеллектуально игроки становятся с течением времени более развитыми, а значит – и более требовательными.
Умение рационально использовать свои физические и духовные возможности приходит только с накоплением опыта, со зрелостью.
Чем больше в команде универсалов, тем свободнее они пользуются всем разнообразием тактических приемов.
Формула успеха в большом баскетболе тоже давно в принципе известна: жесточайший отбор выносит на гребень только тех, кто обладает способностью к колоссальной концентрации душевных и физических сил в момент наивысших испытаний.
Чем больше баскетболисты будут помнить автоматических навыков действий в элементарных ситуациях, тем больше времени останется на импровизацию, которую мы всячески поощряем.
Но даже не состояние функциональных систем все решает, а состояние моральное. Уметь реализовать свои возможности – наука не для успокоившихся.
Игра основана на простом принципе – всячески избегать ошибок и повышать надежность действий.
Реальность же направления такова: тщательная многогранная подготовка талантливых игроков к непрерывной жесточайшей борьбе, к колоссальным затратам энергии, к высочайшей скорости.
Если не знаешь что делать с мячом – выбрасывай мяч в аут.
Для менеджеров, руководителей и владельцев клубов.
Баскетбол, прежде всего, творческий процесс. А то, что он связан с деньгами, было понятно всем, кроме советской системы (не исправляю, так как мы еще живем по этой системе), которая хотела получать высокие результаты, ничего не вкладывая. Не бывает так.
Все зависит от того, куда эти доллары вкладываются. Можно их растратить, а можно пустить на развитие баскетбола, на воспитание своих игроков, создание собственной материально-технической базы.
Моделирование, между прочим, необходимо применять не только к самой игре, но и к организации всего баскетбольного хозяйства.
А ведь слово "рационально" означает всего лишь "разумно".
Для зрителей.
Те, кто не ходит на игры во Дворцы Спорта, не имеют права говорить о баскетболе.
Для журналистов.
Критиковать не только можно, но и нужно. И если критика конструктивная, если в ней есть какое-то рациональное зерно, то она идет только на пользу тем, кого критикуют.
Без журналистов не может идти развитие баскетбола. Они могут или тормозить процесс, или двигать его вперед.
С уважением,
Василий Ивлев,
тренер юношеских команд БК «Черкасские Мавпы»
организатор баскетбольного лагеря "ARD Plus basketball camp"