Блоги
Коротко о важном и нужном (ответ по биоритмам)
16.01.2015Закончились все новогодне-рождественские праздники, выходные, каникулы и отпуска – а с ними и все шутки, приколы, и прочая правдивая колкость. Позволила себе это все только потому, что очень много приходилось сталкиваться в действительности с реакцией тренеров, спортсменов и функционеров на подобную информацию или рекомендации (это все о естественных биологических ритмах)...Теперь чуть-чуть об этом же и не только, но серьезно.
Действительно, очень важно этот аспект нашей жизни учитывать, особенно в экстремальных видах деятельности (к чему баскетбол имеет прямое отношение). Как надо учитывать и дату, время и место рождения, они в общем-то и определяют эти самые ритмы и многие другие индивидуальные особенности исполнителей. Мы ведь много говорим о таких вещах как темперамент, характер, сила воли, способности и другие отличия каждого участника процесса. Только это звучит больше в виде: «Ребята/каманда проявили/ла характер», или «Проявили силу воли – бились до конца», или «Исполнители способны/не способны выполнить поставленную задачу» и другие общие фразы. А что на самом деле известно о характере, способностях, воле и множестве других особенностей, как таковых вообще, так и конкретного игрока или тренера?
Кроме того, надо учитывать состояние и рассположение небесных светил, как на момент рождения человека, так и в настоящее (конкретное) время. Такие факторы, как затмения (солнечные и лунные), холостая Луна, разновременные солнцестояния оказывают огромное влияние на возможности и результат, как отдельного человека, так и целого коллектива. И это все совершенно не относится к эзотерике или фантастике. Тогда фразы «Не наш день», «Не пошло», «Удача была не на нашей стороне» и другие подобные отговорки большей частью отпадут.
А к применению знаний из области астрономии и асторологии надо добавлять еще замечательные практики из нумерологии, которая помогает учитывать не только дату рождения, а и ФИО. Знаю точно, что некоторые тренеры (и взрослые игроки) все это используют, но правда, не вникала – насколько глубоко осознанно, грамотно и комплексно.
Еще есть такое понятие, как «энергетическое состояние человека», как вообще, так и в конкретное время. И оно далеко не всегда зависит от перечисленых выше факторов. Очень часто это может определяться образом и философией жизни, душевным состоянием, здоровьем и общим состоянием родных и близких, и многими другими причинами. И почему-то эти причины зачастую не только не учитываются, но и не принимаются вообще. Кстати влияет оно на результат, как в отрицательную сторону, так и в положительную. Помните, как в прошлом сезоне после выигранной игры при отсутствии одного из лидеров по причине травмы (или болезни), Виталий Черний сказал: «…нам помогала его аура что ли…»? Было впечатление, что он и сам в это не очень-то верит. Лично мне приходилось наблюдать очень много подобных примеров и результатов, как в спорте вообще, так и конкретно в баскетболе. Даже иногда делались подсказки тренерам как это учитывать и использовать для получения максимально лучшего результата. Но редко кто пользовался этим, а жаль. На эту тему есть достаточно много исследований, экспериментов и практических наработок учеными Новосибирска, Томска и С.-Петербурга (совместная деятельность Военно-медицинской академии и НГУ спорта имени Лесгафта), в чем мне, к счастью, довелось участвовать.
Эх! Сколько еще всего, что надо учитывать и применять для улучшения качества и результата, причем, не просто в жизни, а именно в баскетболе (и тут Остапа понесло). Молчу о таких вещах, как ремобилизация, перемотивация, латентность и латеральность, ОБС, и многое другое. Молчу, потому что, когда говорю об этом тренерам (достаточно грамотным и уважаемым лично), в ответ звучит: «Не выражайтесь» или «О чем Вы говорите? мне бы…». А о таких вещах, как применение матриц Грофа, энгармонической замены, закона Йеркса-Додсона, теории Анохина, эффекта Кирлиана, синергии и еще кое-чего в баскетболе – боюсь даже заикаться публично, чтобы не провоцировать желание покрутить пальцем у виска в свой адрес. То, что это происходит иногда в мыслях собеседников, могу сказать уверенно – знаю язык мимики, жестов и телодвижений.
Кстати, совсем чуть-чуть о жестах, мимике, телодвижениях, эвритмии и сонастройке – в контексте данной темы. Помните ритмические хлопки зборной Израиля перед играми? Думаю, многие видели (причем в разных возрастах). А танец новозеландцев на Кубке Мира? Наверно, нет ни одного посетителя этого ресурса, который бы не обратил на это внимание. А взгляд наших ребят, особенно Максима Пустозвонова, показанный крупным планом? Интересно – о чем они тогда думали? Лично мне стало все ясно с самого начала его исполнения и страшновато за наших игроков (ведь известно значение и сила подобных ритуалов – запугать, ослабить, разоружить противника, а свои силы увеличить ). И ведь такое тоже надо изучать, учитывать и использовать.
Эх, мечты, мечты.…Вот недавно была информация, что клуб НБА нанял специалиста по изучению возможностей игроков по мимике, для использования этой информации в более качественной селекции. А у нас?...
А у нас было бы за счастье исследовать, глубоко изучить и использавать данные о возможностях функций мозга: мышлении, памяти, внимании и IQ. Это позволит знать психическую устойчивость и при надобности, ее увеличивать (напомню – это способность использовать функции мозга в экстремальных ситуациях). А если еще сюда добавить знание уровня мотивации к успеху, избегания неудач, воли, потребностей, тревожности и саморегуляции, что определяет психологическую устойчивость (и использовать это) – было бы просто кайф. Ну а после этого всего взяться за биоритмы, Солнце, Луну и прочие факторы невидимого мира, то что было бы…(давайте помечтаем). Но делать это надо обязательно комплексно и последовательно (а не бездумно увлекаться и бросаться в крайности как-то однобоко), учитывая многие нюансы и тонкости из вышесказаного. Учитывая, сравнивая, сопоставляя и применяя.
Может кто-то сможет ответить на вопросы ниже – лично я затрудняюсь. Насколько все, сказаное выше, учитывается и применяется (хотя бы частично) при комплектации команды, включая тренерский штаб? И еще более сложный вопрос: как это учитывается при подготовке к конкретной игре? Ну и совсем из области фантастики: как это учитывается на протяжении всего этапа подготовки игрока и тренера, начиная от прихода в школьную секцию по баскетболу (или ДЮСШ), заканчивая комплектацией сборных всех уровней? А ведь мы говорим о профессиональности.
Несколько примеров из опыта…
1 - Изучался опыт работы ДЮСШ «БК Донецк». Вышла с предложением по применению некоторых методик на куратора этого направления – Миодрага Бойковича. Общались мы несколько раз по обсуждению моего предложения и выявления точек соприкосновения и возможностей использования опыта друг-друга. Причем, общались, как и многие, прямо на играх ВТБ, Суперлиги, дубля и ВЮБЛ и его семинаре. Параллельно приходилось анализировать происходящее на площадке, причем, как с командами в целом, так и с отдельными игроками. А потом – могло случиться чудо… Совершенно неожиданно для меня, он как-то поинтересовался, чем могу помочь в селекции? И после лекции для него лично о связи разных показателей, их зависимости друг от друга и взаимодействии (с демонстрацией таблиц из опыта) – предложил принять участие в селекционной работе прямо с начала лета. Разговор наш вместе с директором клуба состоялся прямо на финале Школьной Баскетбольной Лиги – 17 мая. Через 10 дней мы должны были составить договор и спланировать работу на лето (а в течении лета – на осень, согласно уже первоначальных моих предложений). За это время ему надо было съездить в отпуск после напряженного трудового года (он помимо всего стал чемпионом ВЮБЛ-98)… Но через 10 дней произошли, известные всем, события. Поэтому, чудо, в виде начала такого большого и необычного в нашей стране дела, не свершилось...
2 - После повторного тестирования по определению нескольких показателей концентрации внимания, тренер прямо по телефону спрашивает: «Ну что там по показателям, а то я уже несколько месяцев 30-40 минут на каждой тренировке уделяю внимание этому аспекту?». При этом звонит прямо из поезда по пути на тур ВЮБЛ. А на следующий день на игре уже учитывает результаты и применяет рекомендации. Совсем маленькое, но чудо.
3 - Тренеру, работающему с легионерами, надо было убедиться в возможностях одного игрока. Причем, у него были предположения, относительно причин проблем, и он был даже уверен в своей правоте на 90%. У меня поинтересовался – могу ли помочь – и сразу попросил эту помощь. От меня последовал вопрос: «Как на счет этики, ответственности и факта, что я не являюсь работником клуба?» – у нас ведь такого нет, а легионеры знают законы и используют наши дыры (подобные ответы тренеров иногда звучат как оправдания). Он твердо и уверенно ответил: «Я тренер и считаю это нужным». Результат тестирования полностью подтвердил предположения тренера, кроме того, дал более подробную картину возможностей и способов их использования этого и других игроков. Это чудо уже интереснее.
4 - Тренеру, работающему с игроками разных возрастов, была интересна общая информация психологических особенностей конкретного возраста и возможных последствий определенных поступков. И надо было это не просто так, а для определения своих действий в плане решений по дальнейшей карьере некоторых своих воспитанников. Было очень интересно помогать в решении этого вопроса. Результатом остались довольны все участники процесса (это все, что могу сказать из этого примера).
Думаю, достаточно таких чудесных примеров – они очень характерны. Есть еще положительные результаты по разным тематикам, но их, к сожалению, гораздо меньше, чем отрицательных. Отрицательных – в плане отрицания важности такого дела, как изучение, учет и применение на практике всего, о чем упоминалось в этой заметке. О них очень коротко. Можете представить реакцию и ответ тренера на рекомендацию не использовать конкретного (ведущего) игрока в ответственный и решающий момент игры (при – 1-2 в конце, или вообще последняя атака, или даже штрафные), потому, что в это время Луна без курса, и лично на него это влияет (и ведь действительно – подводил)? Или, наоборот, максимально использовать игрока, не смотря на то, что он две ночи не спал и присутствовал на родах? Или, еще круче, запретить фанам одни кричалки и настаивать на других – в принципе, по тем же причинам?...Все… «Молчу, молчу, а то по шее получу и подвиг свой не совершу» («В бой идут одни старики» – Кузнечик). Если у кого-то этот абзац вызвал улыбку (любого вида), почитайте «Новогодние приколы» предыдущей статьи – будет легче.
Все, о чем сказано в начале статьи, и не только, действительно, надо делать (менять методы работы и обучения, подходы/отношения, философию и многое другое). Навряд ли получится от этого уйти. Ведь пользуются этим, почитаемые нами, американцы, китайцы, немцы и почти весь мир. Чем же мы хуже?... Всего этого может показаться много, но это только кажется. На самом деле, сложнее изменить себя...
Дорогу осилит идущий.
С уважением ко всем, Ирина Николау.