Блоги
О концентрации
28.12.2014Тема этой статьи была задумана давно. И хоть в данный момент она чуть не запланирована, ее появление объяснимо определенными причинами, о которых обязательно расскажу.
Сразу скажу: это скорее повествование прямого участника разных событий, чем лекция по теме, отчет о проделанной работе, научная статья об исследованиях и экспериментах или просто размышления постороннего наблюдателя. Конечно, будут присутствовать элементы всего перечисленного выше, но опираться буду больше на факты.
Думаю, материалы будут интересны тренерам, родителям детей и подростков, функционерам, школьным учителям, взрослым игрокам (от 15-16-ти лет) и всем, кто интересуется баскетболом. И, естественно, прошу с пониманием отнестись к тому, что, с учетом профессиональной этики, кое-что сложно будет сказать прямо и открыто.
И так… КОНЦЕНТРАЦИЯ. Что же это такое и с чем ее едят?
Мы часто слышим в послематчевых интервью тренеров и игроков это слово. Ей приписывают свои победы (иногда) и, что досадно для нее, списывают свои же поражения (очень часто, почти всегда). За что же ее так? В чем ее заслуга или вина? Конечно же, она является частью и того, и другого, но только частью. Сегодня, пожалуй, больше будет просто фактов, чем размышлений, анализа и ответов на поставленные вопросы. Теперь все по порядку – и прошу запастись терпением.
10 лет назад мне пришлось начать изучать концентрацию внимания вместе с другими различными характеристиками спортсменов. Все исследования тогда проводились в рамках программы изучения возможностей применения инновационных технологий из области психологии и педагогики в спорте. Так как изначально больший интерес представляла психо-эмоциональная сфера, то она и изучалась детальнее и в большем объеме. Но параллельно исследовались и различные типы и виды мышления, различные характеристики внимания, память и IQ. Подробнее мышление и память затрону в другой теме, а сейчас – максимально о концентрации.
Психологи и педагоги много говорят о возможностях и характеристиках внимания в разном возрасте – от рождения до преклонного возраста. Педагоги школ изнывают от слабой концентрации учеников любых возрастов (это действительно так и этому способствуют множество особенностей нашего времени). Есть даже специальные тесты и таблицы, призывающие учитывать этот самый возраст. Но совершенно нет таблиц, учитывающих зависимость этой характеристики от рода деятельности. Поэтому было интересно исследовать и изучить этот вопрос детальнее и глубже. Так как многие эксперименты проводились в рамках курсовых и дипломных работ, были маленькими по количеству исследуемых (до 15 чел) и объему информации, то считать это большими научными трудами сложно, но в целом, если объединить все вместе, результаты получаются достаточно интересные.
В одном из экспериментов принимали участие группы юношей 12-13 лет из разных спортивных и общеобразовательных школ города:
1 – баскетболисты ДЮСШ (часть из спорт-интерната) – один тренер;
2 – гребцы-академисты ДЮСШ (часть из спорт-интерната) – один тренер;
3 – одноклассники ребят 1 и 2 групп – занимаются др. видами спорта/танцы.
4 – одноклассники ребят 1 и 2 гр – не занимаются ничем основательно.
Категорию 3 и 4 представляли однотипные несколько групп из разных школ. Всего в них было 140 подростков. Среди других видов спорта были представлены в разном количестве: футбол, легкая атлетика, шахматы, бокс, плаванье, акробатика и прыжки на батуте.
В начале учебного года были проведены тесты на концентрацию внимания. Итоги оказались не утешительными – уровень в основном ниже среднего и низкий. У всех участников 1-й, 2-й и 3-й групп уровень выше, чем у 4-й. Чуть выше остальных у баскетболистов и боксеров. Справедливости ради надо отметить, что баскетболисты это, в основном, та группа, с которой мы активно и много работали в апреле-мае предыдущего учебного года. Ребята других видов спорта были разных лет занятий (от 1-го до 4-х).
В средине учебного года было проведено повторное тестирование. Результаты, по отношению к первым, оказались следующие:
1 – выше (лучше) на 4 единицы в среднем (от 2-х до 8-ми);
2 – выше на 2 единицы – от 0 до 4-х;
3 – выше на 3 единицы – от 1-го до 8-ми;
4 – в среднем – 0 (от – 3-х до +2)
То есть, если идеальный показатель до 30-ти единиц, вначале было от 40-ка до 60-ти, а после улучшился показатель у всех, кто занимается спортом (кто не занимался в среднем остался тот же уровень). К идеальному показателю не дошел никто. Баскетболистов обогнали только боксеры. Тут надо отметить одну особенность, тест длится 3-5 минут – столько же длится раунд у боксеров, значит они просто изначально в более выгодном условии перед баскетболистами.
Еще одно тестирование было проведено в конце учебного года. Сначала чуть-чуть напомню, что это время авитаминоза, общей усталости у школьников, контрольных работ, экзаменов и прочей дополнительной нагрузки, а следовательно, разных проблем на фоне этого. А теперь среднее изменение результатов по отношению к первым. Кому надо – сами сравните, пожалуйста, со вторыми:
1 – выше на 5 единиц (от 4-х до 9-ти);
2 – выше на 1 единицу (от – 2 до + 3);
3 – выше на 3 единицы (от – 1 до +10);
4 – ниже на 6 единиц (от – 10 до +2)
Если сделать общий вывод, то картина получится для одних радостная, для других – печальная. Баскетболисты: – у всех уровень концентрации внимания повысился, причем повышался постепенно и равномерно в течении года. Другие виды спорта: в целом – повышался, но у некоторых – под конец понизился. У боксеров и батутистов повысился достаточно сильно, но прошу помнить об особенностях времени выступления и выработанной привычки к этому. А вот у ребят, которые занимаются либо ничегонеделаньем, либо компьютерными боями, как видно, очень понизился и так низкий уровень концентрации. Тогда это казалось достаточно хорошим изменением и интересным фактом. Но все это оказалось малозначительным, по сравнению с тем, что наблюдалось позже.
...Прошло несколько лет... За это время проводилось много наблюдений за процессами, происходящими в баскетболе, изменениями с игроками, командами и клубами, взлетами-падениями. Правда, все это было, в силу разных причин, несколько не системно, но – как получалось. Поэтому этот период пропустим. Опишу больше события последних полутора лет.
Сначала, по просьбе родителей, приехавших на международный турнир литовских детей, было проведено тестирование, с использованием того же теста. Результаты, как и ожидалось, были потрясающие. Говорю «как и ожидалось», потому что визуально было видно, что эти дети многим от наших отличаются, и не только в плане концентрации. Лично меня они впечатлили многим (но сейчас о другом). Так вот, результаты в цыфрах были меньше 30, при норме для их возраста – до 35 на самый высокий уровень! Это абсолютно у всех!!!
Затем мне приходилось принимать участие в разном количестве и качестве в нескольких кемпах. В одних это было только тестирование с пояснением ребятам и тренерам (по отдельности) результатов с минимальными рекомендациями (Рождественский кемп http://basket.com.ua/news/25830.htm и кемп Хижаки). В других – тестирование, наблюдение за тренировками и дополнительная целенаправленная работа между ними по концентрации и мышлению (кемп Одесса http://basket.com.ua/article/22432.htm). В третьих – полное равноправное участие в тренировочном процессе и жизни кемпа в составе тренерского штаба (ARD Plus camp http://basket.com.ua/article/43778.htm).
Начальные результаты тестов во всех кемпах выглядели лучше на фоне результатов по общеобразовательным школам сегодняшнего времени, но хуже, в сравнении с результатами баскетболистов нескольких лет назад. Лично для меня это было не удивительно (тщательно слежу за ситуацией в образовании), но все-таки печально. Некоторые ребята вообще не могли пройти некоторые тесты (распределение внимания, аналитичность мышления и IQ). Приходилось в дальнейшем им давать эти тесты просто в виде упражнений для дополнительной тренировки навыка. Причем, это относилось и к некоторым игрокам Высшей и Суперлиги.
Для большего понимания результатов, добавлю, что при помощи теста можно еще оценить эффективность работы, врабатываемость (способность быстро включиться в выполнение задачи) и психическую устойчивость (способность качественно и результативно выполнять задачу в экстремальных условиях). То есть, всего определяется 4 параметра (показателя). Изменение показателя на 1-2 единицы в любую сторону, для некоторых может многое значить.
Теперь, собственно, о результатах. Абсолютно во всех случаях результаты улучшались. Но у кого-то по 1-2 показателям, у кого-то по всем четырем. У некоторых ребят совсем мало (на 1-2 единицы по 1-му показателю) ухудшался или оставался прежним, что допустимо и вполне объяснимо. Изменения эти полностью зависели от формы проведения кемпа, методов работы тренеров, методик, которые они используют в работе. Самые лучшие результаты были на последнем кемпе в Железном Порту (http://basket.com.ua/article/43875.htm. О причинах я уже подробно писала (http://basket.com.ua/article/43886.htm. Но даже не это меня особенно впечатлило и заставило написать эту статью. А что же?
Все, кто дочитал до этого момента, – выдержали тест на выносливость. Прошу прощения, но по-другому была бы не совсем полная картина. Так вот… Совсем недавно я посещала тренировки нескольких групп разных возрастов "БК Черкасские Мавпы". Особенно интересно было наблюдать за изменениями тех, кого знаю. Ребята 1999-2001 г.р., которые тренируются у В.Н. Ивлева, проходили тест в конце кемпа прошлой зимой (это речь все о том же тесте на концентрацию внимания). Результаты, скажем честно и мягко, оставляли желать лучшего. Больше я этих ребят не видела, даже результаты тестов им сообщал тренер. Наблюдать приходилось только за результатами их игр и статистикой. И нам обоим, естественно, было интересно узнать об изменениях в показателях. Для чистоты эксперимента, даже условия были созданы абсолютно одинаковые – прямо во время тренировки. Парни по очереди проходили тестирование со мной в углу на скамейке и параллельно умудрялись улавливать задания тренера и происходящее на площадке, а затем органично вливаться в процесс. Причем, я хитрая, сидела лицом к залу, а они спиной (мне ведь тоже было интересно наблюдать за ходом тренировки).
Результаты меня просто ошарашили (простите - сказать «потрясли», «впечатлили», «удивили» или еще как-то, будет очень далеко от истины). Если вспомнить об идеальном числе «менее 30», и добавить то, что при первом срезе (год назад) показатель был от 34 до 49, то в числа от 17 до 35 поверить, действительно, сложно. Плюс 100% улучшение остальных 3-х показателей у всех. Это стоит многого. У некоторых парней показатель улучшился более чем в два раза. Ну и многие из них уже играют в дубле – тоже показатель (их тестирование было на тренировке дубля). Таких изменений показателей мне еще не приходилось встречать вообще, кроме того, таких результатов не показывали даже некоторые достаточно добротные легионеры Суперлиги.
Позволю себе уйти от выводов и заключений, за счет чего произошли такие изменения, и предоставлю вам возможность сделать это самим. Добавлю только еще чуть-чуть фактов… По стечению обстоятельств, на той тренировке одновременно занималось две команды – обе готовились к предстоящим турам ВЮБЛ. В зале было около 30 парней – и все были сконцентрированы на отработке различных элементов личных и командных. И еще пример…
Тогда удалось побывать еще на одной тренировке Василия Николаевича с целью наблюдения за процессом тренировки и изучения методов работы. Интерес был особенный, потому что дети были 7-8 лет – шумные, озорные, очень подвижные, веселые – мальчишки. Тестов, контроля концентрации для такого возраста, фактически нет. Поэтому приходится изобретать способы по личным наработкам. В этот раз мне крупно повезло, у меня был потрясающий помощник – в спортзал каким-то образом залетел голубь. Представляете – удерживать внимание таких детей полтора часа – когда постоянно летает этот голубь! Но все ребята достойно это прошли. Причем, очень осознанно и с удовольствием выполняли упражнения и задания. Да и со временем самому голубю, похоже, стало интересно – он перелетал в разные точки зала и долго сидел, наблюдая. Вот вам наглядный результат применения эффективных методов работы – Василий Николаевич может и голубя заинтересовать (помните о медведе и зайце?).
В тот же день пообщалась по вопросам подходов и методов тренировок с еще одним детским тренером – это уже воспитанник М.C.Михельсона. Получилось увидеть только часть тренировки под руководством Александра Александровича. Но даже на основании увиденного, можно сделать выводы о высокой организованности и эффективности всего тренировочного процесса, профессиональном подходе к делу у молодого тренера.
Специально (из деликатности) упускаю в статье тему потери концентрации игроками Высшей лиги и Суперлиги. Добавлю только еще один случай, который, как обычно, удалось видеть лично. Это было на детском турнире памяти А.Николаева. Его проводили в Авангарде в сентябре месяце, и было там 5 или 6 команд – из Киева, Одессы, Черкасс (извините за неточность, но за это время была на многих турнирах и турах ВЮБЛ – могу кое-что забыть). Так вот дети из Черкасс в один день (последний) играли 3 игры – 2 подряд и одну через игру. Мастерством некоторых из них восхищались многие зрители (даже родители соперников). Первые две игры они отыграли замечательно и выиграли, третью – начали проигрывать только во второй половине. Вот тут можно сказать, что действительно из-за потери концентрации – иногда ребята терялись и начинали вести мяч для организации атаки на свою половину. Но это дети 10-11 лет! И это третья игра за несколько часов!! И они приехали из другого города. И в зале не было ни одного их родителя – только тренер. Если кто-то сталкивался с подобным – напишите.
А теперь просто скажу: «А-у-у, тренеры и игроки взрослых команд». Настолько смешно слышать ваши объяснения проигрыша из-за потери концентрации после единичных случаев игр каждый день, или через день. Вроде, частично, и правда, но все-же… Как в том фильме: «Ну это же не прилично! Если брови растут так густо, надо же с этим что-то делать» (Служебный роман).
В отношении выводов повторюсь: прошу вас, уважаемые читатели, на основании всех предложенных фактов и примеров, сделать заключения самим. А себе позволю просто обобщить, на основании тех же фактов и примеров, плюс многолетнего опыта наблюдений за процессами в обществе, в образовании, в спорте и в баскетболе.
КОНЦЕНТРАЦИЯ – дело наживное – «наживается» всю жизнь. Ее можно как улучшить, так и ухудшить. Чтобы ее потерять, нужно совсем мало – всего лишь ничего не делать. Чтобы ее усилить, нужно еще меньше – чуть-чуть потрудиться в этом направлении.
БАСКЕТБОЛ – один из лучших видов спорта и деятельности человека вообще для развития концентрации внимания. Чтобы добиться высоких результатов в баскетболе (лучше, чем сейчас), нужно всего-ничего – просто изменить методы и подход к любимому делу.
Любите БАСКЕТБОЛ !!!
Со всеми наступающими праздниками: мира, здоровья, любви, благополучия и СЧАСТЬЯ.
Ирина Николау.
Сразу скажу: это скорее повествование прямого участника разных событий, чем лекция по теме, отчет о проделанной работе, научная статья об исследованиях и экспериментах или просто размышления постороннего наблюдателя. Конечно, будут присутствовать элементы всего перечисленного выше, но опираться буду больше на факты.
Думаю, материалы будут интересны тренерам, родителям детей и подростков, функционерам, школьным учителям, взрослым игрокам (от 15-16-ти лет) и всем, кто интересуется баскетболом. И, естественно, прошу с пониманием отнестись к тому, что, с учетом профессиональной этики, кое-что сложно будет сказать прямо и открыто.
И так… КОНЦЕНТРАЦИЯ. Что же это такое и с чем ее едят?
Мы часто слышим в послематчевых интервью тренеров и игроков это слово. Ей приписывают свои победы (иногда) и, что досадно для нее, списывают свои же поражения (очень часто, почти всегда). За что же ее так? В чем ее заслуга или вина? Конечно же, она является частью и того, и другого, но только частью. Сегодня, пожалуй, больше будет просто фактов, чем размышлений, анализа и ответов на поставленные вопросы. Теперь все по порядку – и прошу запастись терпением.
10 лет назад мне пришлось начать изучать концентрацию внимания вместе с другими различными характеристиками спортсменов. Все исследования тогда проводились в рамках программы изучения возможностей применения инновационных технологий из области психологии и педагогики в спорте. Так как изначально больший интерес представляла психо-эмоциональная сфера, то она и изучалась детальнее и в большем объеме. Но параллельно исследовались и различные типы и виды мышления, различные характеристики внимания, память и IQ. Подробнее мышление и память затрону в другой теме, а сейчас – максимально о концентрации.
Психологи и педагоги много говорят о возможностях и характеристиках внимания в разном возрасте – от рождения до преклонного возраста. Педагоги школ изнывают от слабой концентрации учеников любых возрастов (это действительно так и этому способствуют множество особенностей нашего времени). Есть даже специальные тесты и таблицы, призывающие учитывать этот самый возраст. Но совершенно нет таблиц, учитывающих зависимость этой характеристики от рода деятельности. Поэтому было интересно исследовать и изучить этот вопрос детальнее и глубже. Так как многие эксперименты проводились в рамках курсовых и дипломных работ, были маленькими по количеству исследуемых (до 15 чел) и объему информации, то считать это большими научными трудами сложно, но в целом, если объединить все вместе, результаты получаются достаточно интересные.
В одном из экспериментов принимали участие группы юношей 12-13 лет из разных спортивных и общеобразовательных школ города:
1 – баскетболисты ДЮСШ (часть из спорт-интерната) – один тренер;
2 – гребцы-академисты ДЮСШ (часть из спорт-интерната) – один тренер;
3 – одноклассники ребят 1 и 2 групп – занимаются др. видами спорта/танцы.
4 – одноклассники ребят 1 и 2 гр – не занимаются ничем основательно.
Категорию 3 и 4 представляли однотипные несколько групп из разных школ. Всего в них было 140 подростков. Среди других видов спорта были представлены в разном количестве: футбол, легкая атлетика, шахматы, бокс, плаванье, акробатика и прыжки на батуте.
В начале учебного года были проведены тесты на концентрацию внимания. Итоги оказались не утешительными – уровень в основном ниже среднего и низкий. У всех участников 1-й, 2-й и 3-й групп уровень выше, чем у 4-й. Чуть выше остальных у баскетболистов и боксеров. Справедливости ради надо отметить, что баскетболисты это, в основном, та группа, с которой мы активно и много работали в апреле-мае предыдущего учебного года. Ребята других видов спорта были разных лет занятий (от 1-го до 4-х).
В средине учебного года было проведено повторное тестирование. Результаты, по отношению к первым, оказались следующие:
1 – выше (лучше) на 4 единицы в среднем (от 2-х до 8-ми);
2 – выше на 2 единицы – от 0 до 4-х;
3 – выше на 3 единицы – от 1-го до 8-ми;
4 – в среднем – 0 (от – 3-х до +2)
То есть, если идеальный показатель до 30-ти единиц, вначале было от 40-ка до 60-ти, а после улучшился показатель у всех, кто занимается спортом (кто не занимался в среднем остался тот же уровень). К идеальному показателю не дошел никто. Баскетболистов обогнали только боксеры. Тут надо отметить одну особенность, тест длится 3-5 минут – столько же длится раунд у боксеров, значит они просто изначально в более выгодном условии перед баскетболистами.
Еще одно тестирование было проведено в конце учебного года. Сначала чуть-чуть напомню, что это время авитаминоза, общей усталости у школьников, контрольных работ, экзаменов и прочей дополнительной нагрузки, а следовательно, разных проблем на фоне этого. А теперь среднее изменение результатов по отношению к первым. Кому надо – сами сравните, пожалуйста, со вторыми:
1 – выше на 5 единиц (от 4-х до 9-ти);
2 – выше на 1 единицу (от – 2 до + 3);
3 – выше на 3 единицы (от – 1 до +10);
4 – ниже на 6 единиц (от – 10 до +2)
Если сделать общий вывод, то картина получится для одних радостная, для других – печальная. Баскетболисты: – у всех уровень концентрации внимания повысился, причем повышался постепенно и равномерно в течении года. Другие виды спорта: в целом – повышался, но у некоторых – под конец понизился. У боксеров и батутистов повысился достаточно сильно, но прошу помнить об особенностях времени выступления и выработанной привычки к этому. А вот у ребят, которые занимаются либо ничегонеделаньем, либо компьютерными боями, как видно, очень понизился и так низкий уровень концентрации. Тогда это казалось достаточно хорошим изменением и интересным фактом. Но все это оказалось малозначительным, по сравнению с тем, что наблюдалось позже.
...Прошло несколько лет... За это время проводилось много наблюдений за процессами, происходящими в баскетболе, изменениями с игроками, командами и клубами, взлетами-падениями. Правда, все это было, в силу разных причин, несколько не системно, но – как получалось. Поэтому этот период пропустим. Опишу больше события последних полутора лет.
Сначала, по просьбе родителей, приехавших на международный турнир литовских детей, было проведено тестирование, с использованием того же теста. Результаты, как и ожидалось, были потрясающие. Говорю «как и ожидалось», потому что визуально было видно, что эти дети многим от наших отличаются, и не только в плане концентрации. Лично меня они впечатлили многим (но сейчас о другом). Так вот, результаты в цыфрах были меньше 30, при норме для их возраста – до 35 на самый высокий уровень! Это абсолютно у всех!!!
Затем мне приходилось принимать участие в разном количестве и качестве в нескольких кемпах. В одних это было только тестирование с пояснением ребятам и тренерам (по отдельности) результатов с минимальными рекомендациями (Рождественский кемп http://basket.com.ua/news/25830.htm и кемп Хижаки). В других – тестирование, наблюдение за тренировками и дополнительная целенаправленная работа между ними по концентрации и мышлению (кемп Одесса http://basket.com.ua/article/22432.htm). В третьих – полное равноправное участие в тренировочном процессе и жизни кемпа в составе тренерского штаба (ARD Plus camp http://basket.com.ua/article/43778.htm).
Начальные результаты тестов во всех кемпах выглядели лучше на фоне результатов по общеобразовательным школам сегодняшнего времени, но хуже, в сравнении с результатами баскетболистов нескольких лет назад. Лично для меня это было не удивительно (тщательно слежу за ситуацией в образовании), но все-таки печально. Некоторые ребята вообще не могли пройти некоторые тесты (распределение внимания, аналитичность мышления и IQ). Приходилось в дальнейшем им давать эти тесты просто в виде упражнений для дополнительной тренировки навыка. Причем, это относилось и к некоторым игрокам Высшей и Суперлиги.
Для большего понимания результатов, добавлю, что при помощи теста можно еще оценить эффективность работы, врабатываемость (способность быстро включиться в выполнение задачи) и психическую устойчивость (способность качественно и результативно выполнять задачу в экстремальных условиях). То есть, всего определяется 4 параметра (показателя). Изменение показателя на 1-2 единицы в любую сторону, для некоторых может многое значить.
Теперь, собственно, о результатах. Абсолютно во всех случаях результаты улучшались. Но у кого-то по 1-2 показателям, у кого-то по всем четырем. У некоторых ребят совсем мало (на 1-2 единицы по 1-му показателю) ухудшался или оставался прежним, что допустимо и вполне объяснимо. Изменения эти полностью зависели от формы проведения кемпа, методов работы тренеров, методик, которые они используют в работе. Самые лучшие результаты были на последнем кемпе в Железном Порту (http://basket.com.ua/article/43875.htm. О причинах я уже подробно писала (http://basket.com.ua/article/43886.htm. Но даже не это меня особенно впечатлило и заставило написать эту статью. А что же?
Все, кто дочитал до этого момента, – выдержали тест на выносливость. Прошу прощения, но по-другому была бы не совсем полная картина. Так вот… Совсем недавно я посещала тренировки нескольких групп разных возрастов "БК Черкасские Мавпы". Особенно интересно было наблюдать за изменениями тех, кого знаю. Ребята 1999-2001 г.р., которые тренируются у В.Н. Ивлева, проходили тест в конце кемпа прошлой зимой (это речь все о том же тесте на концентрацию внимания). Результаты, скажем честно и мягко, оставляли желать лучшего. Больше я этих ребят не видела, даже результаты тестов им сообщал тренер. Наблюдать приходилось только за результатами их игр и статистикой. И нам обоим, естественно, было интересно узнать об изменениях в показателях. Для чистоты эксперимента, даже условия были созданы абсолютно одинаковые – прямо во время тренировки. Парни по очереди проходили тестирование со мной в углу на скамейке и параллельно умудрялись улавливать задания тренера и происходящее на площадке, а затем органично вливаться в процесс. Причем, я хитрая, сидела лицом к залу, а они спиной (мне ведь тоже было интересно наблюдать за ходом тренировки).
Результаты меня просто ошарашили (простите - сказать «потрясли», «впечатлили», «удивили» или еще как-то, будет очень далеко от истины). Если вспомнить об идеальном числе «менее 30», и добавить то, что при первом срезе (год назад) показатель был от 34 до 49, то в числа от 17 до 35 поверить, действительно, сложно. Плюс 100% улучшение остальных 3-х показателей у всех. Это стоит многого. У некоторых парней показатель улучшился более чем в два раза. Ну и многие из них уже играют в дубле – тоже показатель (их тестирование было на тренировке дубля). Таких изменений показателей мне еще не приходилось встречать вообще, кроме того, таких результатов не показывали даже некоторые достаточно добротные легионеры Суперлиги.
Позволю себе уйти от выводов и заключений, за счет чего произошли такие изменения, и предоставлю вам возможность сделать это самим. Добавлю только еще чуть-чуть фактов… По стечению обстоятельств, на той тренировке одновременно занималось две команды – обе готовились к предстоящим турам ВЮБЛ. В зале было около 30 парней – и все были сконцентрированы на отработке различных элементов личных и командных. И еще пример…
Тогда удалось побывать еще на одной тренировке Василия Николаевича с целью наблюдения за процессом тренировки и изучения методов работы. Интерес был особенный, потому что дети были 7-8 лет – шумные, озорные, очень подвижные, веселые – мальчишки. Тестов, контроля концентрации для такого возраста, фактически нет. Поэтому приходится изобретать способы по личным наработкам. В этот раз мне крупно повезло, у меня был потрясающий помощник – в спортзал каким-то образом залетел голубь. Представляете – удерживать внимание таких детей полтора часа – когда постоянно летает этот голубь! Но все ребята достойно это прошли. Причем, очень осознанно и с удовольствием выполняли упражнения и задания. Да и со временем самому голубю, похоже, стало интересно – он перелетал в разные точки зала и долго сидел, наблюдая. Вот вам наглядный результат применения эффективных методов работы – Василий Николаевич может и голубя заинтересовать (помните о медведе и зайце?).
В тот же день пообщалась по вопросам подходов и методов тренировок с еще одним детским тренером – это уже воспитанник М.C.Михельсона. Получилось увидеть только часть тренировки под руководством Александра Александровича. Но даже на основании увиденного, можно сделать выводы о высокой организованности и эффективности всего тренировочного процесса, профессиональном подходе к делу у молодого тренера.
Специально (из деликатности) упускаю в статье тему потери концентрации игроками Высшей лиги и Суперлиги. Добавлю только еще один случай, который, как обычно, удалось видеть лично. Это было на детском турнире памяти А.Николаева. Его проводили в Авангарде в сентябре месяце, и было там 5 или 6 команд – из Киева, Одессы, Черкасс (извините за неточность, но за это время была на многих турнирах и турах ВЮБЛ – могу кое-что забыть). Так вот дети из Черкасс в один день (последний) играли 3 игры – 2 подряд и одну через игру. Мастерством некоторых из них восхищались многие зрители (даже родители соперников). Первые две игры они отыграли замечательно и выиграли, третью – начали проигрывать только во второй половине. Вот тут можно сказать, что действительно из-за потери концентрации – иногда ребята терялись и начинали вести мяч для организации атаки на свою половину. Но это дети 10-11 лет! И это третья игра за несколько часов!! И они приехали из другого города. И в зале не было ни одного их родителя – только тренер. Если кто-то сталкивался с подобным – напишите.
А теперь просто скажу: «А-у-у, тренеры и игроки взрослых команд». Настолько смешно слышать ваши объяснения проигрыша из-за потери концентрации после единичных случаев игр каждый день, или через день. Вроде, частично, и правда, но все-же… Как в том фильме: «Ну это же не прилично! Если брови растут так густо, надо же с этим что-то делать» (Служебный роман).
В отношении выводов повторюсь: прошу вас, уважаемые читатели, на основании всех предложенных фактов и примеров, сделать заключения самим. А себе позволю просто обобщить, на основании тех же фактов и примеров, плюс многолетнего опыта наблюдений за процессами в обществе, в образовании, в спорте и в баскетболе.
КОНЦЕНТРАЦИЯ – дело наживное – «наживается» всю жизнь. Ее можно как улучшить, так и ухудшить. Чтобы ее потерять, нужно совсем мало – всего лишь ничего не делать. Чтобы ее усилить, нужно еще меньше – чуть-чуть потрудиться в этом направлении.
БАСКЕТБОЛ – один из лучших видов спорта и деятельности человека вообще для развития концентрации внимания. Чтобы добиться высоких результатов в баскетболе (лучше, чем сейчас), нужно всего-ничего – просто изменить методы и подход к любимому делу.
Любите БАСКЕТБОЛ !!!
Со всеми наступающими праздниками: мира, здоровья, любви, благополучия и СЧАСТЬЯ.
Ирина Николау.