вверх  обратно

Развитие будущего баскетболиста (продолжение)

3.10.2014
Здесь продолжим тему формирования и развития познавательных процессов, связанных с мышлением, памятью и вниманием, но рассмотрим это уже с другой стороны. В предыдущей статье эти навыки рассматривались больше с позиции психических процессов и развития мозга. Сегодня будем это связывать с физическими навыками. Другими словами - свяжем "психику" с "физикой".
Напомню: мы говорим о детях 1,5-2-х (+до 3-х) лет - это очень отличительный от других возраст. Помимо всего сказанного раньше, в этом возрасте очень важно заложить основу координации движения и вообще умения чувствовать и управлять своим телом, что, понятно, делается сначала мозгом. Разбирать этот процесс будем в нескольких направлениях.
Для начала надо запомнить обязательные правила, которые относятся к развитию и обучению детей вообще (а не только для баскетбола).
1. Сохранение здоровья - прежде всего - это касается и заботы о здоровье и безопасности малыша с вашей стороны, и объяснение с обучением (разными способами) этому ребенка.
2. Делать все по-этапно с контролем правильности выполнения каждого элемента и навыка ребенком, а также осознавания им всего, что он делает и умению проверять самого себя.
3. Все навыки повторять и закреплять часто - в начале через несколько минут, затем интервалы увеличивать (1-3 часа, 1-3 дня).
4. Все нагрузки (сила, количество, скорость) с постепенным (и постоянным) возрастанием - от самых микроскопических до запредельно возможных.
5. Четкое знание ребенком левой и правой частей тела, понятия "сверху", "внизу", "спереди", "сзади" ( в этом возрасте дети должны это знать, если нет - приступайте сразу и делайте это вместе с другими навыками).
6. Все объясняйте коротко, конкретно и четко - в виде алгоритмов, постепенно сокращая текст при объяснении (повторении).
7. Тренировка (вашего) терпения, творчества, гибкости и со-знательности.
8. Учет Индивидуальности и особенности каждого ребенка, уровень его знаний и умений, набор известных ему слов и понятий.
Теперь попытаемся рассмотреть это подробнее на примере какого-то одного дела, которое в жизни ребенка такого возраста продолжается всего несколько минут в день. Например: начинаете лазить по лестницам (Шведская стенка, на игровых площадках др. варианты). С самого начала покажите как правильно держаться руками. Надеюсь, вы точно сами знаете, что большой палец со всеми остальными должен образовывать условное кольцо. Поэтому для начала найдите лестницы, в которых перекладины тонкие (2-2,5 см). Закрепите этот навык в разных вариантах (дома на ножках столов и стульев, перилах, ручках шкафов и дверей и тд) - затем переходите к следующему этапу.
Дальше обязательно объясните, покажите и проделайте вместе с ним (а позже научите это делать самому) при каких условиях можно приступать к определенным действиям. Например - под лестницей убрать игрушки, стульчики, постелить мат, посмотреть чтобы не было никого из детей сверху-внизу, для начала чтоб были взрослые-помощники (папа, мама, дедушка, бабушка и др). И очень важно показать (на игрушках или себе) что может быть, если эти правила нарушить.
Следующий процесс один из сложных и одновременно интересных (для вас с методической точки зрения, для ребенка - практического выполнения). И именно от вас зависит уровень успешности действия ребенка. Вам надо четко сформулировать задачу и помочь малышу усвоить алгоритм действия. Если в начале обучения навыку правильно заложить базу (фундамент) - то дальше будет намного легче, быстрее и правильнее естественным путем. При выполнении аналогичных задач, ребенок сможет быстрее ориентироваться и определять алгоритм действия самостоятельно.
Передвижение по лестнице. Вы ему говорите (а может и показываете): "Сначала поднимаешь ручки (он делает), затем - ножки (делает)". Дальше повторяете также, затем исключаете слово "поднимаешь". После этого исключаете слова "сначала-затем" - остается всего "ручки" (делает) - "ножки" (делает). Если все выполняется легко и автоматически - переходите к следующему этапу (это может быть в один день, а может через 1-2). Это уже более усложненный вариант упражнения. Вы говорите - ребенок делает. "Сначала поднимаешь правую ручку - затем поднимаешь левую ножку, теперь поднимаешь левую ручку - затем поднимаешь правую ножку". Так проделываете несколько раз (дней). И постепенно из команд исключаете одно слово. В конце остается "ручку-ножку" или "правую-левую". Чередуете варианты оставшихся слов, т.е. какой-то раз останутся "ручка-ножка", какой-то "правая-левая". И обязательно чередуете с какой руки или ноги действие начинать. Развивать надо обязательно и левое начало в действиях, и правое начало.
Такой подход кроме общего физического развития в плане координации движения и владения своим телом, развивает способность оновременно думать-делать-думать... Еще малыш обучается самостоятельно выстраивать алгоритм действий и ставить себе задачи для совершения этих действий. В последствии, когда все-таки сначала ставятся цели и задачи, маленький человечек, имея набор навыков и знаний, сам может определять пути решения. И кроме того, он развивает умение и привычку разными способами решать задачи. Еще обучается выделять главное инужное из текста. А дальше ребенок автоматически научается (самостоятельно или при помощи наставников - родителей, учителей, тренеров) мгновенно определять оптимальный способ решения задач.
Вообще использование алгоритмов в развитии, обучении, общении и воспитании детей очень важно и нужно. Они намного облегчают эти процессы и улучшают результат и качество. Но это отдельная, глубокая и большая тема - о ней в другой раз.
Это всего лишь один пример (схема) как общаться и развивать ребенка. Даже здесь возможны вариации и добавления. Главное - придерживаетесь основ. Упражнений разных очень много. И еще важный момент: когда формулируете задачи (команды) употребляете глаголы настоящего времени - берешь, поднимаешь, ставишь, толкаешь, бросаешь, бежишь и тд. Это помогает запоминать и подталкивает к действию. Будьте последовательны, гибки, разумны, креативны и очень терпеливы в этом деле - дело имеем с детьми.
Еще раз напоминаю: в серии статей идет речь о детях 1,5-2-х лет (очень многое можно использовать до 3-х лет).
Успехов Вам и Вашим детям. И.Николау.
Добавил: cshastye
0
Индикатор репутации - оценка всех предыдущих комментариев пользователя за последние 12 месяцев, сделанная другими пользователями. Этот показатель позволяет предположить, оставлен ли комментарий уважаемым автором или нет.