Блоги
Ноу-хау в украинском баскетболе
27.06.2014Ноу-хау в украинском баскетболе
Короткое интервью в отчете о прошедшем кемпе ARD Plus camp 2014 в Железном Порту ограничило мои возможности в раскрытии этой темы. Поэтому по договоренности с организатором – делюсь своими впечатлениями в отдельной статье.
Так в чем же собственно ноу-хау? Если честно, коротко ответить сложно. Такое впечатление, что во всем, начиная с самой организации кемпа в таком виде. Как известно, успешность любого дела зависит от команды исполнителей. И здесь впечатлило многое.
Сначала об исполнителях-наставниках. Это был огромный живой механизм с четко отточенными деталями. Здесь царили сплоченность, профессионализм, полные взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимопомощь и ответственность за результат. Лично для меня было отрадно видеть такое количество специалистов разных направлений, школ и городов. Входя в тренерский штаб кемпа, видела всю кухню и с удовольствием принимала участие во всем, что было в программе. И если обычно мне приходится тренерам что-то доказывать, долго объяснять, пытаться поделиться информацией, при этом, далеко не всегда получая поддержку и понимание, то здесь были полные доверие и равноправие.
На совещаниях ставились задачи и совместно обсуждались пути их решения. Тренерские советы по обсуждению результатов, изменений и достижений участников по всем направлениям (о них чуть позже) проводились фактически с 6-00 до 24-00. Каждый тренер четко понимал и максимально качественно выполнял свою роль. А роли эти часто менялись с точностью до «наоборот». Например, изначально, одной из моих задач было отслеживание психо-эмоционального состояния участников и обучение их методам психической саморегуляции (преодоление стрессов, страхов, сомнений, повышение уверенности в себе, воли, целеустремленности и т.д.). Но очень часто приходилось наблюдать и помогать исправлять технические погрешности, и быть помощником тренера по физподготовке, с удовольствием вспоминая время своего обучения в Училище Олимпийского резерва. А в это время, тренеру по тактике на другой площадке приходилось выполнять функции педагога-психолога.
Еще этому коллективу свойственны одновременно огромные мобильность, твердость и гибкость. Например, насколько видоизменялись тренировки в зависимости от погоды. Планировалось и тщательно расписывалось одно, начал моросить дождь и намок паркет – за минутный тренерский совет почти все меняется. При этом качество выполнения упражнений остаются на прежнем высоком уровне при постоянном учете общих целей и задач кемпа, включая заботу о здоровье детей и избегание травматизма. Это еще раз подтверждает высокий уровень профессионализма ведущих тренеров кемпа.
Теперь об исполнителях-учениках – детьми их сложно назвать по многим причинам. Во-первых фактически все, независимо от возраста, ехали сознательно, с пониманием конкретных целей – как общих, так и личных. При общении с ними, а началось оно еще в поезде, мне надо было только помогать ребятам четко формулировать цели и задачи, и определять пути решения. На протяжении 10 дней мы все вместе отслеживали этот процесс. Конечно, в этом вопросе со старшими было легче, но младшие тоже делали успехи.
Во-вторых они мужественно выдерживали все нагрузки. Не все и не всем давалось легко, но ребята настойчиво преодолевали трудности любого характера. Кому-то было трудно выполнить задание, а кому-то – выслушать и запомнить это задание до конца. Кому-то сконцентрироваться на качестве выполнения, а кому-то, наоборот, вовремя расслабиться.
В-третьих они все настолько были одержимы желанием тренироваться и совершенствоваться, что приходилось их останавливать, чтобы не было переутомления. Это такие труженики, что многим взрослым у них стоит поучиться.
Еще один момент, который меня сильно впечатлил – то огромная, просто зашкаливающая насыщенность жизни кемпа. Не напряженность с нервозной торопливостью, а именно насыщенность. Общий режим расписан с точностью до 5-ти минут, тренировки расписаны с точностью до полминуты. Можете представить? Мне параллельно приходилось выполнять роль хронометриста. Так вот иногда тренеры просили сообщать время каждые 5- 2,5 минут и даже 1 минуту до окончания отрезка. Вот это тренинг концентрации внимания для всех – лучше не придумаешь! Вот это приучение к дисциплине и качеству работы! Как в песне – «не думай о секундах свысока», и это ребята тоже учились понимать. Нам, тренерам, почти всегда приходилось проводить минисовещания и беседовать с ребятами по профильным вопросам по пути – на тренировку, в столовую, на пляж. Лично мне пришлось проводить тренинги коммуникативности, принятия и сенситивности (чувствительности) совместно с культурно-развлекательными мероприятиями.
Пожалуй, еще одной особенностью кемпа, является возможность, способность, умение и желание постоянно обучаться друг у друга – как у тренеров между собой так и у ребят. С одними тренерами я работала впервые, с другими пересекалась раньше. И если опытные В.Н.Ивлев, Д.С.Шаламов и А.А.Миронов просто с удовольствием трудились и делились своими знаниями и опытом, еще больше оттачивая педагогическое мастерство, то молодые, которые год назад делали первые шаги как тренеры, Е.А.Мороз и Е.В.Ткаченко выросли просто на глазах. А вот А.П.Ивлева была и в роли наставника, и в роли ученика. Жаль, что в кемп не приехали еще тренеры только для обучения и обмена опытом. Зато с удовольствием с нами общались и иногда обращались за помощью тренеры других команд, приехавших на сборы. Эти общения были взаимно-полезными.
Если посмотреть с методической точки зрения – то и здесь есть особенность кемпа, которая заключается в применении совершенно новых методов обучения. Проявлялась она как в обучении специфическим тонкостям баскетбольного мастерства (техники и тактики), так и в общих психолого-педагогических методиках обучения любому делу. И здесь, возможно повторюсь, лично мне было очень комфортно и легко, т.к. применение инновационных методов и подходов в обучении – это главное направление моей деятельности.
Теперь совсем коротко о достижениях ребят в разных направлениях. Абсолютно у всех участников улучшились показатели эффективности работы, врабатываемости, концентрации внимания, психической устойчивости. Уровень мотивации к успеху очень высокий. Все это было видно и визуально, и по результатам повторных тестов. Мы не проводили повторных тестов по уровню аналитичности мышления – слишком плотный был график, но на основании опыта могу утверждать, что при подобном отношении к тренировочному процессу он обязательно повышается. На последнем тренинге по динамике развития все ребята отмечали свой рост, находили изменения в себе и товарищах во всех направлениях подготовки: физическом, техническом, тактическом и психологическом.
Если, прочитав все это, кто-то подумает, что было все в кемпе как-то скучно и нудно – то сильно ошибется. У нас было все, как у нормальных детей, подростков, взрослых ребят и взрослых людей – и смех, и слезы, и шутки, и «приколы», и «подколы» (ну как без них), и многое другое. Но все как-то культурно, в разумных количествах и в нужное время.
В заключение хочу поблагодарить всех участников проекта, за предоставленную возможность и мне развиваться и совершенствоваться, за полученное МОРЕ удовольствия у МОРЯ. И пожелать всем нам и идее кемпа успеха и дальнейшего развития.
Ирина Николау, тренер-психолог, методист.
Короткое интервью в отчете о прошедшем кемпе ARD Plus camp 2014 в Железном Порту ограничило мои возможности в раскрытии этой темы. Поэтому по договоренности с организатором – делюсь своими впечатлениями в отдельной статье.
Так в чем же собственно ноу-хау? Если честно, коротко ответить сложно. Такое впечатление, что во всем, начиная с самой организации кемпа в таком виде. Как известно, успешность любого дела зависит от команды исполнителей. И здесь впечатлило многое.
Сначала об исполнителях-наставниках. Это был огромный живой механизм с четко отточенными деталями. Здесь царили сплоченность, профессионализм, полные взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимопомощь и ответственность за результат. Лично для меня было отрадно видеть такое количество специалистов разных направлений, школ и городов. Входя в тренерский штаб кемпа, видела всю кухню и с удовольствием принимала участие во всем, что было в программе. И если обычно мне приходится тренерам что-то доказывать, долго объяснять, пытаться поделиться информацией, при этом, далеко не всегда получая поддержку и понимание, то здесь были полные доверие и равноправие.
На совещаниях ставились задачи и совместно обсуждались пути их решения. Тренерские советы по обсуждению результатов, изменений и достижений участников по всем направлениям (о них чуть позже) проводились фактически с 6-00 до 24-00. Каждый тренер четко понимал и максимально качественно выполнял свою роль. А роли эти часто менялись с точностью до «наоборот». Например, изначально, одной из моих задач было отслеживание психо-эмоционального состояния участников и обучение их методам психической саморегуляции (преодоление стрессов, страхов, сомнений, повышение уверенности в себе, воли, целеустремленности и т.д.). Но очень часто приходилось наблюдать и помогать исправлять технические погрешности, и быть помощником тренера по физподготовке, с удовольствием вспоминая время своего обучения в Училище Олимпийского резерва. А в это время, тренеру по тактике на другой площадке приходилось выполнять функции педагога-психолога.
Еще этому коллективу свойственны одновременно огромные мобильность, твердость и гибкость. Например, насколько видоизменялись тренировки в зависимости от погоды. Планировалось и тщательно расписывалось одно, начал моросить дождь и намок паркет – за минутный тренерский совет почти все меняется. При этом качество выполнения упражнений остаются на прежнем высоком уровне при постоянном учете общих целей и задач кемпа, включая заботу о здоровье детей и избегание травматизма. Это еще раз подтверждает высокий уровень профессионализма ведущих тренеров кемпа.
Теперь об исполнителях-учениках – детьми их сложно назвать по многим причинам. Во-первых фактически все, независимо от возраста, ехали сознательно, с пониманием конкретных целей – как общих, так и личных. При общении с ними, а началось оно еще в поезде, мне надо было только помогать ребятам четко формулировать цели и задачи, и определять пути решения. На протяжении 10 дней мы все вместе отслеживали этот процесс. Конечно, в этом вопросе со старшими было легче, но младшие тоже делали успехи.
Во-вторых они мужественно выдерживали все нагрузки. Не все и не всем давалось легко, но ребята настойчиво преодолевали трудности любого характера. Кому-то было трудно выполнить задание, а кому-то – выслушать и запомнить это задание до конца. Кому-то сконцентрироваться на качестве выполнения, а кому-то, наоборот, вовремя расслабиться.
В-третьих они все настолько были одержимы желанием тренироваться и совершенствоваться, что приходилось их останавливать, чтобы не было переутомления. Это такие труженики, что многим взрослым у них стоит поучиться.
Еще один момент, который меня сильно впечатлил – то огромная, просто зашкаливающая насыщенность жизни кемпа. Не напряженность с нервозной торопливостью, а именно насыщенность. Общий режим расписан с точностью до 5-ти минут, тренировки расписаны с точностью до полминуты. Можете представить? Мне параллельно приходилось выполнять роль хронометриста. Так вот иногда тренеры просили сообщать время каждые 5- 2,5 минут и даже 1 минуту до окончания отрезка. Вот это тренинг концентрации внимания для всех – лучше не придумаешь! Вот это приучение к дисциплине и качеству работы! Как в песне – «не думай о секундах свысока», и это ребята тоже учились понимать. Нам, тренерам, почти всегда приходилось проводить минисовещания и беседовать с ребятами по профильным вопросам по пути – на тренировку, в столовую, на пляж. Лично мне пришлось проводить тренинги коммуникативности, принятия и сенситивности (чувствительности) совместно с культурно-развлекательными мероприятиями.
Пожалуй, еще одной особенностью кемпа, является возможность, способность, умение и желание постоянно обучаться друг у друга – как у тренеров между собой так и у ребят. С одними тренерами я работала впервые, с другими пересекалась раньше. И если опытные В.Н.Ивлев, Д.С.Шаламов и А.А.Миронов просто с удовольствием трудились и делились своими знаниями и опытом, еще больше оттачивая педагогическое мастерство, то молодые, которые год назад делали первые шаги как тренеры, Е.А.Мороз и Е.В.Ткаченко выросли просто на глазах. А вот А.П.Ивлева была и в роли наставника, и в роли ученика. Жаль, что в кемп не приехали еще тренеры только для обучения и обмена опытом. Зато с удовольствием с нами общались и иногда обращались за помощью тренеры других команд, приехавших на сборы. Эти общения были взаимно-полезными.
Если посмотреть с методической точки зрения – то и здесь есть особенность кемпа, которая заключается в применении совершенно новых методов обучения. Проявлялась она как в обучении специфическим тонкостям баскетбольного мастерства (техники и тактики), так и в общих психолого-педагогических методиках обучения любому делу. И здесь, возможно повторюсь, лично мне было очень комфортно и легко, т.к. применение инновационных методов и подходов в обучении – это главное направление моей деятельности.
Теперь совсем коротко о достижениях ребят в разных направлениях. Абсолютно у всех участников улучшились показатели эффективности работы, врабатываемости, концентрации внимания, психической устойчивости. Уровень мотивации к успеху очень высокий. Все это было видно и визуально, и по результатам повторных тестов. Мы не проводили повторных тестов по уровню аналитичности мышления – слишком плотный был график, но на основании опыта могу утверждать, что при подобном отношении к тренировочному процессу он обязательно повышается. На последнем тренинге по динамике развития все ребята отмечали свой рост, находили изменения в себе и товарищах во всех направлениях подготовки: физическом, техническом, тактическом и психологическом.
Если, прочитав все это, кто-то подумает, что было все в кемпе как-то скучно и нудно – то сильно ошибется. У нас было все, как у нормальных детей, подростков, взрослых ребят и взрослых людей – и смех, и слезы, и шутки, и «приколы», и «подколы» (ну как без них), и многое другое. Но все как-то культурно, в разумных количествах и в нужное время.
В заключение хочу поблагодарить всех участников проекта, за предоставленную возможность и мне развиваться и совершенствоваться, за полученное МОРЕ удовольствия у МОРЯ. И пожелать всем нам и идее кемпа успеха и дальнейшего развития.
Ирина Николау, тренер-психолог, методист.