вверх  обратно

Полезно прочитать и сравнить с деятельностью ФБУ.

3.05.2011
288 с.
Глава V. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
В соответствии со ст. 36 Конституции Украины граждане в целях удовлетворения и защиты своих прав, свобод, политических, экономических, социально-культурных и других интересов имеют право объединяться в политические партии и общественные организации. Эти объединения представляют собой добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, создаваемые по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. В зависимости от целей, преследуемых соответствующими объединениями, они подразделяются на два вида: а) политические партии и б) общественные организации.

Политические партии создаются с целью содействия формированию и выражению политической воли граждан. Общественные же организации, создаваемые в различных организационно-правовых формах (общественный фонд, ассоциация, движение и т.п.) могут создаваться для удовлетворения самых различных интересов и целей, если только эти интересы и цели не противоречат обеспечению государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и защиты прав и свобод не участвующих в данной организации граждан (ч.І ст. 36 Конституции Украины).

Основателями общественных объединений и организаций могут быть только физические лица, достигшие 18-летнего возраста и являющиеся: а) гражданами Украины, б) гражданами иностранных государств, в) апатридами (т.е. лицами без гражданства). Для основателей молодежных и детских организаций законодательством сделано исключение. Ими могут быть лица, достигшие 15-летнего возраста.

Членами общественных организаций могут быть граждане любого государства или апат
риды, которым исполнилось 14 лет (ст. 11 Закона Украины «Об объединениях граждан»). Возраст членов молодежных и детских общественных организаций устанавливается их Уставами.

НО

Кроме физических лиц, в деятельности общественных организаций могут принимать участие также коллективные члены. Однако, такие случаи должны предусматриваться Уставами соответствующих общественных организаций.

Предусматривая определенные ограничения относительно создания и членства в общественных объединениях и организациях, законодательство категорически запрещает установление и применение каких-либо ограничений прав и свобод человека и гражданина в связи с принадлежностью или не принадлежностью его к объединениям граждан (ст. 36 Конституции Украины; ст. 7 Закона Украины «Об объединениях»).

Никто не может принуждаться ко вступлению в какое-либо объединение граждан или ограничиваться в правах в связи с принадлежностью или не принадлежностью к политической партии или общественной организации (ст. 36 Конституции Украины). С другой стороны, принадлежность (или не принадлежность) к объединению граждан не может быть основанием для предоставления каких-либо льгот и преимуществ.

Членство лиц, заинтересованных в совместном решении определенных задач, оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения (организации) и обеспечивать их равенство как участников данного объединения, организации. Сформированное объединение (организация) действует на основе Устава, в котором определяются: название, цели, организационно-правовая форма объединения; структура, руководящие и контрольно-ревизионные органы; территория, в пределах которой объединение осуществляет свою деятельность; условия и порядок приобретения и утраты членства в объединении; права и обязанности его членов; компетенция и порядок формирования, сроки полномочий; место нахождения руководящих органов объединения; порядок внесения изменений и дополнений в устав объединения; источники формирования денежных средств и иного имущества, права по управлению имуществом, а также порядок реорганизации и/или ликви
дации объединения. После создания общественного объединения оно регистрируется в установленном порядке в органах юстиции (включается в единый государственный реестр юридических лиц, если является таковым) и на-

111

т

чинает свою деятельность. При этом деятельность любого общественного объединения основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Она должна быть открытой и гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на ликвидацию независимости Украины либо насильственное изменение конституционного строя, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности; незаконный захват власти, пропаганду войны, насилия; разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды; посягательство на права, свободы человека и здоровье населения (ст. 37 Конституции Украины).

В силу своей социальной природы общественные объединения не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами й обязанностями в сфере реализации исполнительной власти. Потому они могут быть участниками разнообразных административно-правовых отношений. В процессе реализации своих уставных целей общественные объединения имеют право, в частности: свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органами государственной власти и местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения в органы государственной власти и управления; участвовать в избирательных кампаниях. В то же время общественные объединения обязаны: соблюдать Конституцию и текущее законодательство Украины; общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы их деятельности, а также нормы, предусмотренные их уставами и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обес-

печивать доступность ознакомления с этим отчетом; ежегодно информировать орган, регистрирующий объединения, о продолжении своей деятельности и представлять ему иные необходимые сведения.

В принципе, объем и характер административной пра-восубъектности конкретных общественных объединений могут быть различными. Они зависят от целей и задач уставной деятельности соответствующего объединения, определенных в соответствии с нормами Конституции Украины и требованиями иных нормативных актов, которые конкретизируют и детализируют конституционные нормы. К таким нормативным актам относятся, в частности: Закон Украины «Об объединениях граждан» от 16 июня 1992 года, Положение о порядке легализации объединений граждан от 26 февраля 1993 года, Положение о порядке регистрации символики объединений от 26 февраля 1993 года, Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12 мая 1991 года, Закон Украины «О благотворительности и благотворительных организациях» от 16 сентября 1997 года и другие.

Анализ этих нормативных актов позволяет установить важнейшее отличие административно-правового статуса общественных объединений от административно-правового статуса государственных органов и организаций. Это отличие состоит: во-первых, в том, что в отношения с другими субъектами административного (и иных отраслей) права и между собой эти объединения вступают исключительно от своего имени, а не от имени своих членов или государства; и, во-вторых, в том, что они не имеют никаких государственно-властных полномочий в сфере реализации государственной исполнительной власти.

Взаимоотношения общественных объединений
с государством строятся на началах невмешательства государства во внутренние дела объединений и невмешательства общественных объединений в деятельность государственных органов. Хотя государство довольно интенсивно и целенаправленно осуществляет общее руководство и правовое воздействие на деятельность этих объединений, однако формы и методы этого руководства и воздействия существенно отличаются от правового регулирования деятельности государственных структур. Во-первых, государство распространяет свое регулятивное влияние только на те полно-

113

112

f

мочия общественных объединений, которые реализуются непосредственно во взаимоотношениях с государственными органами. Во-вторых, суть этого регулирования сводится к тому, чтобы с помощью административно-правовых норм закрепить полномочия общественных объединений в сфере реализации государственной исполнительной власти и создать реальные гарантии их осуществления.

Таким образом, статус общественных объединений как субъектов административного права характеризуется рядом специфических особенностей, которые и позволяют выделить их в особую группу участников административно-правовых отношений.

При этом важно подчеркнуть, что Закон Украины «Об объединениях граждан» отграничивает административно-правовой статус общественных объединений не только от статуса государственных органов и организаций, но и от правового статуса профсоюзов, религиозных и кооперативных организаций, а также объединений граждан, которые ставят перед собой задачи получения прибыли от своей деятельности или преследуют коммерческие цели. Административно-правовой статус этих объединений определяется специальным законодательством, которое регулирует их деятельность, в частности, Законами Украины: «О свободе совести и религиозных организациях» от 23 мая 1991 года, «Об охране труда» от 14 октября 1992 года, «О коллективных договорах и соглашениях» от 1 июля 1993 года и др.

Все общественные объединения действуют от своего имени, а предоставляемые им права и обязанности возлагаются не на конкретных лиц, а в целом на объединения. В связи с этим изменения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовое положение. Вместе с тем, выход из объединения определенной части его членов и пополнение его новыми членами может повлиять на деятельность органов внутреннего управления объединением, а также на характер и результативность его деятельности. В любом случае общественные объединения граждан должны функционировать с соблюдением требований Конституции Украины, законов и иных нормативных актов.

Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экономическими, пожарными, эпидемиологи-

ческими и иными органами государственного надзора и контроля. В свою очередь общественные объединения и граждане, чьи права оказались нарушенными, могут обратиться с исковыми заявлениями в судебные органы и с заявлениями или жалобами в административные органы. Очевидно, что в процессе таких действий соответствующих государственных органов и общественных объединений могут возникнуть самые разнообразные административно-правовые отношения, которые связаны с реализацией административной правосубъектности общественных объединений.

Прекращение действия административной правосубъектности конкретного общественного объединения возможно, как правило, только в случае его ликвидации по решению съезда (конференции, общего собрания) членов объединения или по решению суда. При этом ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на деятельность независимо от факта его регистрации. В отдельных случаях деятельность общественных объединений может быть приостановлена на определенный срок по решению суда в случае нарушения им Конституции Украины, текущего законодательства, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.

Решение о ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в орган, зарегистрировавший это объединение, для исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

Индикатор репутации - оценка всех предыдущих комментариев пользователя за последние 12 месяцев, сделанная другими пользователями. Этот показатель позволяет предположить, оставлен ли комментарий уважаемым автором или нет.