Блоги
Белаш В.В. размышляет про пути развития баскетбола в Украине
29.07.2013Сегодня мы предлагаем вашему вниманию статью-размышление тренера с большим стажем работы, автора нескольких работ (книг и брошюр) по методике обучения баскетболу Виктора Васильевича Белаша, который решил поделиться своим взглядом на положение дел в украинском баскетболе...
На спортивных сайтах Украины продолжается обсуждение положения дел в украинском баскетболе. Есть желание высказать свое видение возможных путей развития этой популярной игры в стране. Нет возможности и необходимости касаться всех аспектов деятельности по повышению уровня баскетбола в Украине потому, что многими вопросами занимаются и будут заниматься Федерация баскетбола и государство. Основной вопрос, который предлагаю рассмотреть – это обсуждение, разработка и в дальнейшем применение тренерами в своей работе Программы подготовки баскетболистов.
Зачем поднимается именно этот вопрос, и о какой такой программе идет разговор? Постараюсь ответить на эти два вопроса.
ЗАЧЕМ? Перед тем, как двигаться вперед, необходимо понять, где мы (баскетбол в Украине) находимся в настоящий момент. Очередной сезон Суперлиги (украинские игроки), европейские (о мировых не идет разговор) первенства в разных возрастах среди юношей и девушек, студенческие игры, результаты молодежных и взрослых команд, привлечение украинских игроков в элитные европейские и мировые чемпионаты различных стран по баскетболу показывают нам, что не все благополучно в нашем баскетболе. Пишу это не для того, чтобы оскорбить кого-либо. Совсем нет! Проделана огромная работа по сохранению баскетбола в сложные времена. Честь и хвала всем руководителям всех рангов, которые отвечали за баскетбол, которые вкладывали средства в развитие баскетбола! Честь и слава тренерам, которые за мизерные зарплаты продолжали работать с ребятами и девочками! Говорю это искренне. Но сейчас можно и нужно остановиться, задуматься и понять, что работать можно и пора лучше. За счет чего? Что может быть толчком в развитии баскетбола? Зарплаты, повышение популярности игры, строительство баскетбольных залов и площадок, разумные решения по количеству легионеров в командах…? Да согласен.
ПРОГРАММА. Но выскажу несколько иное мнение, которое не исключает другие направления развития игры. Если даже ничего не менять в вышеперечисленных вопросах (хотя очень хочется и уверен, что многое будет меняться), можно значительно улучшить качество работы большинства тренеров, особенно молодых. В Украине очень много талантливой молодежи и в баскетбольном отношении тоже. Необходимо только правильно ее учить. На что опирается тренер в своей работе? Институт на сегодняшний день тренеров не готовит. Давайте с этим согласимся. В основном тренер опирается на свой личный опыт, причем опыт не тренера, а спортсмена, и на свое видение процесса обучения. Также устремленные тренеры смотрят и учатся у тренеров более опытных. Много можно почерпнуть и в интернете, очень много. Но снова цельной системы подготовки не найдешь: даются материалы в большей или меньшей степени полезные в работе на данный момент. Проводятся хорошие семинары, но четких рекомендаций – в каком возрасте этому учить нет. Чаще всего темы семинарских занятий могут быть рекомендованы тренерам, работающим с различными возрастными категориями баскетболистов. Чтобы понять и согласиться, что мы работаем бессистемно и во многом из-за этого не очень качественно, давайте представим общеобразовательную школу или институт без ПРОГРАММЫ обучения. Вы можете себе такое представить? Приходит в школу молодой преподаватель математики или любого другого предмета и начинает УЧИТЬ своей дисциплине. Чему учить, в какой последовательности, насколько глубоко давать и в течение какого времени, какие критерии знаний и умений предъявлять к обучаемому …? Представили? А в нашем баскетболе это происходит каждый день и каждый год. Мы ожидаем улучшения качества баскетбола в исполнении наших игроков и команд, но каждый сезон убеждаемся, что те легионеры, которые приезжают в Украину, подготовлены лучше наших игроков в независимости от амплуа.
Убежден, что баскетбол на сегодняшний день это спортивная наука. Планирование работы на год, неделю, конкретной тренировки, применяемые методики, стили проведения тренировки и общения с обучаемыми, ведение игры, анализ игры соперника и игры своей команды и т.д. и т.п. все это составляющие большой науки, имеющей свои законы, которые нельзя нарушать, свою философию, которая может привести к тому или иному результату. И одной из основных частей баскетбольной науки является Программа подготовки (на данном этапе – учебный план).
В 2006 году благодаря руководству БК «Химик» была предпринята попытка получить сербскую программу подготовки у директората Белградской академии. Состоялась встреча в Новом Саде с директором Академии Ласло Хайнелом и ведущими специалистами Милутином Павловичем и его братом. Но был получен отказ, который аргументировался тем, что в каждой стране свои, характерные только для нее условия, и сербская программа не подойдет для Украины. Жаль, так как в свое время югославский баскетбол получил свое развитие благодаря тренерам из СССР, которые не скрывали своих знаний.
Поэтому к сентябрю 2006 года была подготовлена и выпущена Программа подготовки юношеских и молодежных команд БК «Химик». Вернее, это пока учебный план приблизительно разбитый по годам обучения, на котором можно построить программу. К сожалению, внедрить этот учебный план в клубе и СДЮШОР №2 г. Одессы в полном объеме не удалось. Обсуждать эту тему нет необходимости: каждый человек и каждый коллектив имеет право на свое видение вопроса, и принимать соответствующие решения.
Дважды в 2006 и 2011 году программа (или ее часть) предлагалась для рассмотрения, совершенствования и дальнейшего развития руководству ФБУ. Положительного ответа не последовало.
На данном этапе Программа может представлять собой подробный учебный план (это основа программы подготовки) работы над совершенствованием спортивного мастерства молодых игроков (9-18лет): физическая подготовка, техническая подготовка (нападение), тактическая подготовка (нападение), индивидуальные и командные действия в защите и игра в защите.
Задача состоит в том, чтобы посредством подобного плана дать возможность тренерам получить ответы на следующие вопросы:
Чему учить и какие качества баскетболиста развивать в каждом конкретном возрасте.
Учебный план уточняется и дополняется группой тренеров, имеющих опыт работы с различными возрастными категориями.
Основной вопрос, который нас интересует: какого игрока мы хотим получить после окончания спортивной школы?
Предлагаю: при подготовке программы отталкиваться от конечного результата. Таким образом, первым этапом подготовки Программы обучения баскетболистов может быть: определение тех технических, тактических, физических, морально-психологических качеств, которыми должен обладать украинский игрок высокого уровня, способный конкурировать с игроками других баскетбольных школ, как во внутреннем первенстве, так и при игре за различные сборные страны. Причем, такое определение будет востребовано уже на первом этапе подготовки игроков при наборе и отборе детей в спортивные группы, где одним из основных физических качеств будет, например, скорость.
Откуда брать образцы указанных выше качеств, к приобретению которых будет направлять программа подготовки? Предлагаю тщательное изучение игры в защите и в нападении лучших игроков и команд мирового баскетбола и определение тех технических, тактических, физических качеств и способностей, за счет которых лучшие игроки добиваются успехов в игре, а также особенностей организации игры в нападении и защите лучших команд в европейском и мировом баскетболе.
Другими словами, начальным этапом подготовки программы является разделение или дифференциация всех видов подготовки игрока и выявление минимально разумных составляющих подготовки игрока (учебный план) во всех направлениях: физическая, техническая, тактическая, психологическая подготовка. Мы можем определить основные составляющие или кирпичики качеств и способностей, на которых основывается игра классного баскетболиста.
Например: игра в нападении 1х1 на периметре. При игре на периметре 1х1 рассматриваем две основные ситуации, из которых происходит обыгрыш: из тройной угрозы и на ведении (применение длинного ведения – более 2-х ударов мяча в пол). Мы получаем набор действий игрока, которые вносим в программу. Обращаем внимание также на скорость и правильность принятия решения на применение того или иного действия.
Как учить. Конкретно по учебному плану предложить описания, методики, фотографии, видеоматериалы, тесты, упражнения и возможно – приблизительные годовые планы подготовки, включающие планы работы по месяцам и микроциклам.
Каждое действие подлежит тщательному рассмотрению. Все особенности его выполнения должны быть определены и описаны словесно и в идеале представлены в учебном фильме, в котором демонстрируется применение различными игроками этого приема и параллельно разбираются особенности его выполнения и, если есть необходимость и возможность, то предлагаются методики освоения всех составляющих действия при помощи хорошего демонстратора.
Далее можно предложить упражнения на освоение и совершенствование приема со всеми необходимыми акцентами.
Таким же образом детально разбираем игру в нижней и верхней позиции центровыми и определяем, какими техническими приемами и умениями обладают лучшие центровые и нападающие, вносим эти приемы в программу, предлагаем методики и временные интервалы и упражнения.
Анализу подвергаются все составляющие нападения в баскетболе: передачи, игра без мяча, особенности всех видов взаимодействия игроков, применение ведения, техника выполнения различных бросков, организация быстрого прорыва, позиционного нападения против личной и зонной защиты.
Такому же анализу подвергается игра в защите, после которого мы определяем основные составляющие игры в защите как отдельного игрока, так и команды в целом.
Рассматриваются особенности физиологического развития человека и определяются особенности организации подготовки игроков в каждой возрастной категории.
В результате получается достаточно большой перечень элементов и действий, которые должен освоить баскетболист. В процессе определения данного перечня уточняется терминология, так как есть различные варианты названий элементов, и нет единого мнения о том, как правильно называть то или иное действие.
После того, как мы разбили баскетбол на составляющие, необходимо предложить тренерам основные принципы соединения (интегрирования) всех составляющих в единую систему подготовки, которая имеет свои временные и качественные составляющие. На первом этапе мы определили составляющие баскетбола и временные параметры начала изучения этих элементы, а теперь нужно предложить способ или методику синтеза этих составляющих в единое целое (правила построения отдельно взятой тренировки, микроцикла, различных периодов подготовки в течения года).
Последний этап заключается в том, чтобы на основании опыта работы тренеров, как в стране, так и за рубежом (методом сравнения), предложить тренерам временной интервал, в котором рекомендуется начинать работать над этим элементом. Временной интервал очень важен. Каждый тренер должен иметь свое представление о времени подачи материала (особенности данной команды), но, тем не менее, можно и нужно конкретно определить предельный возраст, в котором игрок должен обладать определенным набором умений и качеств.
Разрабатываются или берутся готовые тесты, по которым определяется степень усвоения основных технических приемов или действий. Отношение к тестам может быть различным. Для меня самым главным при обучении является применение игроком изучаемого приема в игровой ситуации: сначала на тренировке, а затем в игре.
Задача трудная, но выполнимая, если программа будет востребована, а знания многих тренеров будут интегрированы и представлены как подробные рекомендации с охватом всех основных вопросов подготовки игроков. Для этого необходимо создать коллектив единомышленников.
Коллективное сотворчество необходимо по нескольким причинам:
Один специалист не может в совершенстве знать все аспекты или составляющие баскетбола. И мою попытку предложить начальный вариант программы (учебный план) прошу рассматривать как один из вариантов, который может и должен дополняться, изменяться в большей или меньшей степени и постоянно совершенствоваться. Начальный вариант, который был выпущен как программа подготовки БК «Химик» в 2006 году уже в значительной мере дополнен и изменен.
В баскетболе есть много вопросов, которые подлежат обсуждению потому, что у тренеров бывает разное мнение по одному и тому же вопросу. Необходима дискуссия, необходимы высказывания «оппонентов» с конкретными обоснованиями и предложениями. Возможны и я уверен, что будут возникать несколько точек зрения. Это нормально.
Объем работы очень большой и необходимы усилия многих специалистов, чтобы программа была подготовлена качественно и кратчайшие сроки.
Наличие и принятие программы позволит улучшить работу по нескольким направлениям:
Вести более целенаправленную подготовку игроков, не упуская основные технические и тактические элементы баскетбола.
Планомерно заниматься физической подготовкой в каждом конкретном возрасте.
Готовить учебно-методическую литературу, видео материалы по конкретным пунктам перечня технических и тактических элементов, физической подготовки игроков.
Проводить семинарские занятия и обучение тренеров по конкретным направлениям и темам, которые могут определяться: возрастной категорией обучаемых игроков, игровыми амплуа игроков, игрой в защите, принципами взаимодействия в нападении и т.д.
Облегчит работу тренеров сборных команд страны различных возрастов, так как игроки, которые проходят подготовку по единой программе, будут иметь приблизительно одинаковые техническую и тактическую оснащенность.
Более объективно проводить оценку работы каждого тренера.
Возможно, позволит систематизировать подготовку студентов в институте физкультуры.
Подготовить курс повышения квалификации тренеров по возрастным категориям обучаемых, по направлениям работы (техническая, тактическая, физическая, психологическая подготовка), по игровым амплуа.
О сотрудничестве. В завершение считаю целесообразным сказать о следующем. Представленный материал является призывом к объединению усилий. Давайте постараемся не только критиковать друг друга. Только совместными усилиями тренеров, и возможно федераций, можно сдвинуть с места подготовку игроков и команд высокого уровня. Деревянные медали по большому счету никому не нужны. Видится, что можно объединить всех тренеров такими, какими мы являемся на сегодняшний день, обменяться всем опытом, который накопился у каждого тренера, принять направление движения и начать двигаться.
Белаш В.В.