Блоги
Размышления у служебного входа или взгляд изнутри (не совсем научная статья)
28.07.2013
Такое название статьи не случайное: мне вновь посчастливилось оказаться внутри современного баскетбола, так сказать прикоснуться к нему. Речь пойдет о кемпе, который уже стал традиционным. Его организовывает БК Одесса и баскетбольная школа имени А.Белостенного. Откину все личные положительные эмоции, а их, поверьте было много, как и у всех участников - детей, родителей. Говорить буду частично на профессиональном языке. Итак…
«Одесса баскетбол кемп»… Получив от директора школы Колядюк С.И. предложение поработать с детьми в рамках программы кемпа, я с удовольствием согласилась по нескольким причинам. Во-первых, давно хотелось чего-то подобного (применить свои знания и опыт в баскетболе). Во-вторых, на мой взгляд, очень хорошее дело делают одесситы и многие вещи правильно, что лично мне импонирует. В-третьих, большое значение имеет личность Юшкина О.А., который все время растет и развивается как тренер клуба Суперлиги, одновременно курирует работу школы и, непосредственно, кемпа. Очень понравился мне и выбранный формат кемпа: работа всего над одним элементом – броском. Великолепная возможность полностью рассмотреть, вникнуть, изучить со всех сторон и отработать в деталях, отточить этот элемент. Своеобразное Погружение. Пишу с большой буквы, потому что именно так называется метод обучения любому предмету или делу, который я использую в разных сферах уже много лет, и который можно применить и в баскетболе. Собственно так и было во время работы кемпа.
Теперь по-порядку о том, что же мы делали. Сказать «работа кипела с утра до вечера» как-то банально и примитивно. Кипела и работа и мозги, причем у всех. Тренерам надо было внимательно проследить за качественным выполнением всех элементов поэтапно, продумать, каким путем можно исправить ошибки. А ведь все знают: исправлять ошибки и переучивать – всегда сложнее, чем учить правильно изначально, память уже глубоко и крепко отложила определенные алгоритмы действий и размножила во многих программах нашего компьютера. Кое-что даже успела заархивировать. Ребятам приходилось все осмысливать и сознательно выполнять то, что эти умные тренера понапридумывали. Нет бы просто «пошмалять» по кольцу в свое удовольствие. Ан нет… Все время думать заставляют, наблюдать, анализировать, осмысливать, контролировать и это, как его, ко-онцентрироваться. Вон, везет мальчишкам из соседнего двора: «поливают» с радостью – попал - не попал, какая разница. Да что мальчишки – игроки Суперлиги зачастую выполняют не подготовленные броски и действуют без мысли. А тут еще и бросать не разрешают пока автоматически, путем многократного повторения не примешь правильную стойку. Представляете: за тренировку баскетболисту ни разу не бросить по корзине мячом – занимайся анализом, измерением углов направления рук, головы, коленей, корпуса и прочей чепухой. Прям не баскетбол, а геометрия какая-то. А-абидна.
Да еще на тренингах и индивидуальных беседах всякие игры и упражнения по снятию напряжения и причинно-следственный анализ: что, почему, для чего, к чему приведет. Снова думать, анализировать и концентрироваться? Б-р-р, жуть какая-то! А когда же будет баскетбол? Дальше – еще круче: с более старшими ребятами мы дошли до составления алгоритмов действий и установок. Иногда ребята спрашивали: - Что, игроки Суперлиги тоже такой «ерундой» занимаются? Эх… Если бы взрослые игроки таким хоть чуть-чуть занимались – как бы они сейчас играли и где? И какой был бы уровень Суперлиги? Кстати… Приходилось слышать много раз от взрослых игроков: - Где Вы были раньше, и почему нас так не учили когда нам было 12-13 лет? Что можно сказать по этому поводу? Только ухмыльнуться и опустить глаза от стыда за тех людей, которые по долгу службы должны отвечать на такие вопросы и делать все так, чтобы во взрослом возрасте их вообще не возникало. Да еще сожалеть о том, что так поздно приходит понимание этих, казалось бы, простых вещей. Ну не учат у нас думать и анализировать в такой степени, чтобы это доходило до автоматизма. Но сейчас о другом, а то меня как-то увело в другую тему.
А о чем, собственно шла речь? Ах да – о сознательной работе над броском. Почему говорю о сознательной? Потому что, если все делать сознательно, пропуская через каждую клеточку не только мозга, но и тела, то нудная на первый взгляд работа и не покажется таковой. А если еще и подключить работу над пониманием что и для чего, то результат не заставит себя долго ждать. Что и происходило часто в конце тренировки. Представляете: иногда единственный за тренировку бросок, выполненный в конце идеально и результативно и эмоции всех – ребят, тренеров, сотрудников и родителей, часто наблюдавших за тренировками. А еще и добавленные конкурсы и игра «Верю - не верю» - окончательно сглаживали весь негативизм от этой монотонной работы. Да и под конец она уже такой не казалась. Во-первых, к ребятам постепенно приходило понимание важности такого подхода к делу. Во-вторых, они видели результаты, которые все время улучшались. В-третьих…
Вот об этом чуть подробнее. Это подход тренеров к процессу тренировок: четкое планирование и продумывание всего до мелочей, креативность и гибкий подход к выполнению поставленных задач. Это четкое управление всем тренировочным процессом О.Юшкиным. Это вовремя сделанные добавления и уточнения, постоянно сконцентрированного на качестве выполнения заданий и бдительного главного тренера школы Э.Валейко (вот что значат организаторские навыки и опыт игрового прошлого). Это понимание и включение в выполнение задач всех тренеров кемпа, их взаимодействие. Это чуткий индивидуальный подход и учет личных особенностей каждого участника кемпа. И, конечно же, это хорошая организация всей жизнедеятельности кемпа женской частью коллектива во главе со Светланой Игоревной Колядюк – внимательным, чутким и заботливым руководителем, настоящим профессионалом. Все это, которое в-третьих, имеет огромное значение и дорогого стоит. Поверьте мне, дотошному, ничего не упускающему из вида методисту. Сказать, что наблюдать за этим действом было приятно, все-равно, что ничего не сказать. Это было на столько здорово, что иногда я позволяла себе забыть про выполнение своих прямых обязанностей и просто насладиться увиденным – так редко такое встречается… Меня снова увело в сторону. Вернусь назад…
Как вы поняли, одной из задач, которую я ставила себе и взаимодействовала с тренерами, было работа над аналитичностью мышления и концентрацией внимания. Думаю, просто уверенна, все согласятся, что в баскетболе – это одни из самых важных характеристик и умений. Кроме того, при потребности, велась дополнительная работа над уверенностью. Тестирование этих характеристик было проведено в самом начале смены и в конце. Первые тесты показали, что в основном уровень хороший, но для обычных детей, а для баскетболистов надо бы повыше. Кстати, я об этом ребятам сказала честно, и они согласились. А на тренингах мы все детально разбирали и обсуждали, выполняли специальные упражнения на развитие этих качеств с учетом специфики и правил баскетбола. Некоторые ребята еще и дополнительно выполняли специальные задания. Плюс, как уже говорила, на тренировках были созданы такие условия, что концентрировать внимание, думать и анализировать надо было просто обязательно и постоянно.
Повторные тесты показали 100% увеличение этих параметров – в разных количественных значениях у каждого. То есть, у кого больше, у кого меньше но они улучшились. Кроме того, были дополнительно исследованы тип мышления, память, уровень интеллекта и общее состояние, что помогало, и дальше будет помогать тренерам в работе и родителям в общении с детьми. Конечно, за такой короткий срок сложно что-то изменить кардинально, но ребятам показано направление, в котором нужно работать. И, главное, закручено колесо сознательности. Технические параметры броска тоже улучшились, но это уже не моя парафия.
P.S. Пока оформила статью, закончился последний день кемпа. И хочу еще кое-что сказать ребятам, знаю точно, что они сюда заходят, значит прочитают. В течении дня было много работы и на ходу объявляя результаты тестов, просто не успела сказать очень важное и значимое для них.…
Ребята, если вы помните, на тренинге по гибкости мышления, мы с вами чуть-чуть затронули тему характеристик ведущих игроков из Прибалтики, которые приезжали на «FRIENDLY CUP». Так вот сегодня я могу сказать, что результаты исследования ваших параметров позволяют утверждать, что у вас есть все показатели для того, чтобы уверенно их обыгрывать и индивидуально и командно. И условия, созданные школой, тоже есть. Осталось всего чуть-чуть: сознательно работать над собой. А это вы можете. Успехов вам!
Ирина Николау, методист, магистр спортивной психологии.