вверх  обратно

Василий Ивлев о баскетбольном лагере в Златиборе

7.08.2012
Сегодня в гостях, на страницах сайта Bazecamp.net Василий Ивлев — тренер команды «Азовмаш-98», побывавший в баскетбольном лагере в Златиборе.

Но для начала позвольте коротенькое, так сказать, лирическое вступление.

Тема поднятая в статье «О бедном тренере баскетбольном замолвите слово» вызвала интерес наших читателей и на сайт пришли отзывы реальных баскетбольных тренеров. Кроме того, комментарии этой переопубликованной на других сайтах статьи подтвердили мысль о том, что тренерская идея и тренерский труд остается незаслуженно забытыми, и зачастую преподносится однобоко и обобщенно. В итоге создается ощущение, что понятие «украинский тренер» практически совсем исчезает из украинской баскетбольной реальности.

Поэтому разговор об украинских тренерах было решено продолжить. Ведь посудите сами, если тема актуальна и вызывает интерес, то почему бы не пригласить всех думающих тренеров к простому общению в самом доступном для всех месте, в интернете? Думающий человек, сам по себе интересен, а человек, который кроме того, что сам размышляет, ещё и учит наших детей по меньшей мере играть в баскетбол или работает с профессиональными спортсменами априори должен иметь свое обоснованное собственным опытом мнение. А если он не скрывает свои мысли от игроков с которыми работает, то, наверняка, будет вполне логично попросить этого тренера поделиться своими размышлениями о сегодняшнем баскетболе, о том, что ему интересно и что его впечатляет, о том, что тревожит или радует современного баскетбольного тренера в нынешней баскетбольной Украине.

А теперь переходим к самому интервью с Василием Ивлевым.

Василий, начнем с традиционной заставки — Коротко о себе?

Родился и вырос в Донецке. С баскетболом познакомился еще в раннем возрасте, моя мама, Ивлева Александра Петровна, в 60-е годы играла в ДКС «Строитель» г. Донецк и привлекалась во 2 сборную СССР. Она по окончании своей игровой карьеры начала тренировать и по сей день тренирует детей. Я с 1992 года начал ей помогать в её работе и мне понравилось работать с детьми. Официально я начал работать тренером в 1998 году, когда меня пригласил стать своим помощником Горпинченко Павел Иванович, который работал главным тренером в Училище олимпийского резерва им. С. Бубки. В это время в этой команде подрастал и становился игроком молодой Артур Дроздов. Это приглашение изменило всю мою баскетбольную жизнь. Методы работы Павла Ивановича отличались от работы других тренеров, с которыми мне приходилось сталкиваться как игроку (в детстве я тренировался у многих тренеров). Его методика заключалась в пошаговом изучение техники, тактики, постоянная агрессия в защите и нападении.

В 2000 году мне пришлось уйти с училища, чтобы защитить дипломную работу в Донецкой государственной академии управления, где я параллельно учился на специалиста по маркетингу. Еще на втором курсе академии, тогда заведующий кафедрой физической культуры Симонович Вадим Ефремович, показал мне книгу «Спортивный маркетинг» и все курсовые и дипломные работы я писал только по этой теме. Название темы моей дипломной работы «Маркетинговый менеджмент спортивной организации», в которой главной расчетной частью была «Подготовка спортсменов высокой квалификации на примере игры баскетбол». По этой дипломной работе я сейчас и работаю. По окончании института я начал тренировать баскетбольные команды Академии и Донецкого политехнического техникума, а также учился параллельно на тренера-преподавателя в университете. С 2001 года по окончании университета я, уже дипломированный тренер , поступил на работу в ДЮСШ№2 г. Донецка.

В 2003 на одном из детских турниров я познакомился с Большаковым Кириллом Вадимовичем, который пригласил переехать меня в Мариуполь в БК «Азовмаш». Я не отказался, так как уже на тот момент эта команда стала в первый раз чемпионом Украины и начала хорошо развивать детский баскетбол в городе и на Украине. У Кирилла Вадимовича я продолжил свое обучение как тренера, по вечерам, мы жили на одном этаже в профилактории, он рассказывал многое о баскетболе. В клубе была создана хорошая система подготовки юных баскетболистов, многие воспитанники школы играют на высшем уровне в Украине. И так я уже 9 лет работаю детским тренером в клубе. Моей первой командой стали дети 1993г.р., сейчас я тренирую команду юношей 1998 г.р.

- Ты был в баскетбольном лагере в Златиборе. Зачем, как получилось попасть туда и какие впечатления от посещения?

- О «Международном баскетбольном лагере Саши Груича», который проходит в г. Златибор, Сербия, я узнал в прошлом году в мае на тренерском семинаре, который проходил в Киеве, к сожалению, в этом году его не проводили. Одним из докладчиков был Саша Груич. Мне понравился его доклад, тема, как он её раскрыл на площадке. Тема его была «Индивидуальное мастерство игрока». После доклада и подошел к нему и в беседе узнал о лагере. По приезду в Мариуполь я подошел к руководству и сказал, что хочу поехать на учебу в этот лагерь и мне не отказали. За что я очень благодарен руководству клуба. В этом году я опять туда поехал, но со мной поехали мои четыре воспитанника и тренер клуба, Подорванный Евгений.

Основное направление этого лагеря – это повышение индивидуального мастерства игрока, индивидуальный подход к каждому игроку, который приехал в лагерь. В тренировочном процессе участвовали 50 игроков от 2000г.р. до ЗМС России и чемпиона Европы 2007г. Никиты Шабалкина и кандидата в сборную России Никиты Балашова, игроков российской суперлиги команд «Уникса», «Красных Крыльев», «Локомотива-Кубани», а также Милутин Алексич, в 2008 г. Играл за БК «Донецк». В основном тренировались россияне, но в лагере присутствовали сербы, македонцы, словенцы, украинцы, помимо моих воспитанников еще и ездили игроки «Черкасских Мавп» и мальчик 2000 г. из Харькова.

- А если поконкретней — Система лагеря, тренерский состав, сколько тренируются?

- Все участники лагеря, а их было 50 игроков, были поделены на группы по возрасту, уровню подготовленности. В каждой группе по 5-7 человек. Тренировочный день начинался с зарядки с 6-30 до 7-00. Первая тренировка начиналась в 8-00 до 9-30, тренировались младшие, и с 10-30 до 12-30 старшие. Вторая в 15-30 до 17-00, 17-00 до 19-00 соответственно. И заканчивался день игровой тренировкой, которая проходила с 21-00 до 22-00. Выходных дней не было, были только полувыходные дни. Каждые 4 дня не было второй тренировки и игры, и на следующее утро вместо тренировки был активный отдых. В лагере принимали участия главный тренер Саша Груич и 8 тренеров ассистентов. На каждую группу игроков было по 2 тренера.

- Сколько стоит участие в лагере?

- Стоит это для каждой группы по-разному. Для детей одна, для взрослых другая цена. В цену входит оплата питания, проживания, аренды зала, тренажерного зала, бассейна. Мое личное мнение все от питания, проживания, зала соответствовало высокому уровню.

- Цель лагеря?

- Основная цель это повысить индивидуальное мастерство игроков. Работа велась над техникой дриблинга, передачи, остановок, рывком, бросков, открываний, тактики 1 на 1, 2 на 2 с мячом и без мяча, а также ОФП и профилактики травм. Причем все работали по одной единой программе от юношей 2000г. до сборников России, только менялась сложность упражнения. Тренера постоянно останавливали и корректировали ошибки игроков. Весь тренировочный процесс не останавливался ни на минуту, только по окончании тренировочного времени начинался отдых.

- Личная оценка лагеря в Златиборе, с подробностями?

- Очень интересный лагерь, в особенности подход к тренировочному процессу, все тренера постоянно в работе, постоянно в движении. Все упражнения объясняются по самым мелким движениям, как и куда, поставить ногу, где руки, где туловище, и самое главное, почему именно так, а не иначе. Я сам участвовал в тренировочном процессе на каждой тренировке, так как считаю что практика самая лучшая учеба, если что-то не понимал, то переспрашивал и мне показывали и объясняли. Помимо этого лагеря, мы с Женей, ходили еще на семинары для тренеров в другой лагерь «Детский международный лагерь Ацо Николича», которые проводил Саша Груич.

- Если бы в Украине был такой баскетбольный лагерь, ты бы отпустил бы своих воспитанником туда, чтобы их тренировали другие тренера?

- Почему отпустил? Это их личное решение поехать в лагерь или нет. Если они поедут туда повышать свое мастерство в свое свободное время это даст им еще дополнительный толчок в развитии игрока. Но, к сожалению, наши игроки в это время отдыхают, у нас менталитет, если отпуск, то ничего не надо делать, только отдыхать. За границей все игроки разъезжаются по таким лагерям и повышают мастерство, невзирая на то, где и на каком уровне играет. Всегда есть к чему стремится, и если ты хочешь попасть и играть на самом высоком уровене надо вкладывать в себя по полной. И только тогда ты чего-то добьешься. Я сторонник того, чтобы игрок тренировался у многих тренеров, так как можно взять у каждого из них самое лучшее, можно сделать выбор между тем или иным решением проблемы.

- Как ты считаешь — Нужен ли подобный лагерь в Украине?

- Думаю это вопрос времени, и у нас появятся такие лагеря.

- Твоё мнение — Сколько процентов украинских тренеров работают также как там?

- Думаю, что много. Тренируют у нас так же и те же упражнения, только вот у них на группу детей по 2-3 тренера, а у нас один. Один, который следит за всеми и рассказывает и показывает и еще следит за двумя кольцами одновременно. Так у нас и делятся дети на тех, кто что-то умеет и тех на кого не смотрят на тренировках. Соответственно, кто сильнее и слабее. У них уделяется внимание каждому, так как на каждом кольце есть тренер, который следит за выполнением упражнений.

- Мотивирует ли тебя на более усердную работу принятая с этого года схема 5-0 по иностранцам в Суперлиге? Или надежда увидеть своего воспитанника в профессиональной команде снижается до минимума с этой схемой, и призрачные перспективы отбивают желание работать?

- Нельзя сказать, что это мотивирует или не мотивирует, если ты трудишься и приходишь на тренировку с душой, тренируешь детей и вкладываешь в них все самое хорошее. Самой главной мотивацией я вижу воспитание , в первую очередь, порядочных, образованных, дисциплинированных людей, так как профессиональным игроком станет не каждый из них(к сожалению, большой баскетбол не демократическая игра). Схема 5-0 должна в первую очередь мотивировать самих игроков для повышения мастерства. Они сами должны составить конкуренцию легионерам, сами должны понимать, что основные конкуренты это не свои, украинские игроки, а легионеры. Зрители ведь приходят смотреть красивый зрелищный баскетбол, а на игру какого из украинского игрока можно прийти и посмотреть? Дроздов, Печеров, Кравцов, по телевизору Лищук, Гладырь и все. Все остальные играют на подыгрыше, просто стоят в углу, сидят на скамейке запасных и рады этому. Поэтому 5-0 отличная мотивация для наших игроков выбить с состава легионеров в первую очередь, особенно тех легионеров, которые не соответствуют уровню Суперлиги, на которых смотреть неохота. К сожалению, плохого уровня легионеров очень много играет у нас в Суперлиге. А самой Суперлиге надо ввести ценз на уровень легионеров, чтобы не привозили сюда не качественных игроков, но это уже другая тема.

Поэтому 5-0 на данном этапе и сложившейся ситуации это хорошая мотивация для игроков трудиться и совершенствоваться над собой, прогрессировать.

Задача детского тренера научить трудиться детей, чтобы они своим трудом, знаниями попадали в состав профессиональной команды, чтобы они создали конкуренцию, чтобы они играли для зрителей, а зрители в свою очередь приходили на игры посмотреть их игру. И вот тогда можно вводить и 3-2.

- Сколько детей ты тренируешь?

- Я тренирую команду «Азовмаш-98», в ней тренируется 25 детей, поделены на две группы по 12-13 человек. А так же веду набор детей 2002-2004 г.р., сейчас тренируются 40 детей. Летом я делю всех на три группы по 8 человек, по уровню индивидуального мастерства и физиологии.

Поговорил о лагере в Златиборе и о баскетболе в Украине Дмитрий Базелевский



bazecamp.net
Добавил: крыс 13
0
Индикатор репутации - оценка всех предыдущих комментариев пользователя за последние 12 месяцев, сделанная другими пользователями. Этот показатель позволяет предположить, оставлен ли комментарий уважаемым автором или нет.